Гамбара Вероника (Veronica Gambara).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Гамбара Вероника.

 ›

Вероника Гамбара
Veronica Gambara
Портрет неизвестной дамы XVII века, долгое время считавшийся изображением поэтессы
Дата рождения:

29 ноября 1485(1485-11-29)

Место рождения:

Пральбоино

Дата смерти:

13 июня 1550(1550-06-13) (64 года)

Место смерти:

Корреджио

Гражданство (подданство):

Италия

Род деятельности:

поэзия

Направление:

петраркизм

 Файлы

Вероника Гамбара, графиня Корреджио (итал. Veronica Gambara, 29 ноября 1485, Пральбоино - 13 июня 1550, Корреджио) - итальянская поэтесса и государственный деятель эпохи Ренессанса, владетельница города Корреджио. Её произведения, большей частью сонеты, отличаются нежностью чувства, изящностью и чистотой стиля.

Содержание
  • Биография
  • Творчество
  • См. также
  • Ссылки
  • Литература
  • Примечания
Биография
Герб семьи Гамбара
Пральбоино, дворец Гамбара

Родилась вблизи Брешии (Ломбардия, Италия) в знатной семье. Одна из семерых детей графа Джанфранческо де Гамбара и его кузины Альды Пио да Карпи. Её семья славилась видными интеллектуалами, среди которых были, например, бабушка Джиневра Ногарола и сестра Джиневры Изотта Ногарола, а также тётка по материнской линии Эмилия Пиа, которую упоминает Кастильоне в своем «Придворном». Получила прекрасное образование, с ранних лет занимаясь литературой, философией и иностранными языками. Умела сочинять стихи на латыни. В возрасте 17 лет вступила в переписку с главой петраркистов, Пьетро Бембо, который позже стал её ментором.

В 1508 году состоялась помолвка Вероники со своим кузеном, Гиберто Х, графом Корреджио. У 50-летнего вдовца было уже две дочери (от Виоланты Рико, потомка Пико делла Мирандола), в то время как Веронике было 23 года. В 1509 году они поженились в Амальфи. Она сильно привязалась к своему мужу. У пары было два сына: Иполлито (р. 1510), который стал кондотьером, как и отец, и 24 января 1534 года женился на Кьяре да Корреджо, и Джироламо (р. 1511), будущий кардинал. Свой маленький двор она превратила в подобие литературного салона, где себя прекрасно чувствовали ренессансные гуманисты.

Улица города Корреджио

В 1511 вместе с двором по причине чумы в городе покинула Корреджио и находилась в Мантуе вместе со своей вдовой матерью. В 1512 году, навещая мать в Брешии, была застигнута осадой города французами и едва оттуда скрылась. Находилась в 1515 году в Болонье во время встречи Франциска I и Льва X, причем последний был ею очарован.

После смерти супруга 16 августа 1518 года Вероника выразила свою печаль в сочинениях (где сравнивала себя с Дидоной, покинутой Энеем) и взяла на себя заботу о состоянии мужа, управление городом и воспитание детей. Она навсегда надела траурный наряд и держала в конюшне четверку лошадей вороной масти как соответствующий знак своей скорби. Одну из своих приёмных дочерей, Констанцу, Вероника выдала замуж за Алессандро Гонзага, графа Новеллара, а вторую, Джиневру, за графа Паоло Фрегосо из Генуи.

Вероника сыграла важную роль в истории города Корреджио во времена итальянских войн императора Карла V и короля Франциска I. Вместе со своими братьями Бруноро и Уберто она отказалась от профранцузских настроений в своей семье и встала на сторону императора. Она адресовала монархам стихи, повествующие о необходимости мира.

В 1521 году Вероника состоит в переписке с Карлом V, в 1522 году посетила Парму, в 1524 году Феррару и Венецию, а затем вернулась в Корреджио. На коронации Карла в 1530 году в Болонье, как указывают, Вероника помогла устроить временное примирение между враждующими группировками. В это время её брат кардинал Умберто Гамбара управлял Болоньей от имени папы в должности вицелегата. Она оставалась там некоторое время, открыв свою гостиную для публики, возможно, по поручению своего брата-кардинала, соблюдавшего целибат, но нуждавшегося в «первой леди». Её салон посещали Пьетро Бембо, Франческо Мольца (итал.)русск., Джанджорджо Триссино, Маркантонио Фламинио (итал.)русск., Клаудио Толомеи (итал.)русск..

23 марта 1530 и в январе 1533 года император посетил её город (этому событию посвящена еще одна картина Корреджо) и во время первого визита подписал с ней договор (позже нарушенный) о том, что Корреджио не будет подвергаться осадам. В 1535 году была в Неаполе после возвращения Карла из Туниса. В 1538 году организовала успешную оборону своего города от соседнего герцога Галлеото Пико делла Мирандола. Сохранились письма, в которых она описывает голод, от которого страдают осаждённые горожане.

Между 1546 и 1550 годами император уже выплатил городу сумму на строительство крепостных стен, желая иметь в своих владениях крепость. Все эти события свидетельствуют о её активной деятельности, заботливости, проницательности и успехе в качестве политика и государственного деятеля. Скончалась в 1550 году и похоронена рядом с мужем в церкви Св. Доминика.

Творчество
Корреджо. «Портрет дамы», 1517-18, Эрмитаж.
Неизвестная дама изображена под сенью лавра, который символизирует её поэтическое дарование. Ствол дерева, обвитый плющом, обозначает вечную любовь и супружескую верность. По одной из версий, на портрете представлена Джиневра Рангоне, супруга Джангалеаццо да Корреджо. По другому распространённому предположению - это и есть Вероника Гамбара.

К 1530 году её поэзия была известна на полуострове, с 1535 года её стихотворения начинают включать в антологии. Литературное наследие В. Гамбары полностью собрано в книге «Стихотворения и письма» («Rime e lettere»), впервые опубликованной только в 1759 году в Брешии. «Fiori delle rime dei poeti illustri» были изданы в Венеции в 1558 году.

Сохранилось 80 её стихов и 150 писем. Большинство её произведений - сонеты, хотя также Вероника писала мадригалы, баллады и станцы. Кроме политических произведений она писала на тему любви, религии и пасторали. Адресатами писем Вероники были члены её семьи, друзья и несколько влиятельных людей. В число её эпистолярных друзей входили Пьетро Бембо, переводчик и грамматик Ринальдо Корсо (итал.)русск., композитор Клаудио Меруло, философ Ломбарди, гуманист Элио Джулио Кротто, учёный Джироламо Ручелли а также Ариосто и дель Васто, Изабелла д’Эсте и Виттория Колонна (последние две - скорее из политических соображений, а не дружеских). Её мадригалы клал на музыку Вичентино. А Пьетро Аретино, испытывая к ней по непонятным причинам неприязнь, как-то назвал поэтессу «увенченная лавром блудница», хотя в другие моменты находился с ней в весьма дружеской переписке. Вероника была патронессой местного художника Антонио Аллегри, который вошёл в мировую историю под прозвищем Корреджо; она рекомендовала его мантуанскому герцогу, а он (согласно одной из версий) оставил её портрет. Также он расписал виллу Вероники, которая не сохранилась.

Поэма Вероники «Quando miro la terra ornata e bella» входила во многие антологии ренессансной лирики и обладала таким качеством, что даже приписывалась иногда Виттории Колонна. Это стихотворение было адресовано Козимо I, герцогу Флоренции. Предполагают, что в ответ на это стихотворение герцог дал Иполлито, сыну Вероники, в управление Сиену.

До свадьбы темой стихов Вероники была драматизация борьбы с домогательствами мужчин, ищущими её любви, тоска и отсутствие самоуважения. Став замужней женщиной, Вероника начала писать более спокойные произведения (по крайней мере, пока не скончался её супруг). Есть ряд сочинений, написанных с дипломатическими (практически льстивыми) целями. Самые известные её стихи воспевают пейзаж, оплакивают смерть супруга и отдельных поэтов и друзей, восхваляют сильных политиков и воспевают дружбу с поэтами. Преобладает любовная лирика, часть которой несёт явные автобиографические черты. Настроение произведений часто печальное, с гневом, обращённым против себя. Встречаются и эротические моменты.

Ne la segreta e più profonda parte

Из самых потаенных сердца гротов,
В доспехе полном, в боевом настрое
Желания и мысли плотным строем
На бой спешат, хотя мой разум против

И в ужасе сбежав, успел в полобороте
Предупредить, что направление злое.
Увы, приказы не слышны моим героям,
И в беззапретных чувств тону водовороте.

Грехов полна, в плену у слабой плоти,
Теряю идеалов благородных знанье,
Что следовать потребно даме вечно.

Вверяюсь я, Господь, твоей заботе!
От глупостей спаси! Услышь мое желанье!
Без помощи твоей – душой навек увечна.

Вероника Гамбара

Литературоведы пишут: «глубокое знание культуры и мастерство поэтического стиля позволили поэтессе достичь безупречных результатов с точки зрения формы, однако стилистическое совершенство в её стихах не было подтверждено глубиной переживаемого чувства. Если в письмах, считающихся одним из лучших образцов эпистолярной прозы XVI века, поэтесса демонстрирует живость и оригинальность мысли, то её поэзия представляется скорее литературным „экзерсисом“, лишённым настоящего вдохновения. Поэтическое творчество Гамбары рассматривается в рамках петраркизма XVI века, но её текстам присуща излишняя рациональность, исключающая всякий чувственный порыв и оставляющая впечатление отстранённости и искусственности. Умение поэтессы „нарисовать“ идиллические пейзажи и образы ценил Дж. Леопарди: в этой её способности он находил признак противостояния между безмятежной красотой природы и несчастьем, на которое обречён человек в условиях своего бытия».

Классические сборники Гамбары оставляли многие её стихотворения ненапечатанными. С 1553 по 1995 годы стандарт «полного» издания тем не менее исключал её эротические стихотворения. Все стихи, которые сумел опубликовать Коста в 1890 году под заглавием Sonetti Amorosi Inediti o Rari di Veronica Gambara da Correggio, являются эротическими, полными отчаяния и пессимизма, что заставляет считать, основываясь на истории её жизни, что у Вероники были любовники до и после замужества. Семья Гамбары, занимавшаяся изданием её трудов, не желала, чтобы о подобных вещах было известно, так как это противоречило бы традиционному образу целомудренной дамы, чья жизнь была посвящена городу, литературе и сыновьям. Поэтому первое место отводилось патриотическим стихам, затем переписке с Бембо и Колонна (уважаемыми гуманистами).

См. также
  • Гаспара Стампа
Ссылки
  • Under the Sign of Dido: Veronica Gambara (1485-1550), Life, Letters, and Poetry
  • Veronica Gambara (1485-1550)
  • Bibliography
Литература
  • Rinaldina Russell. Italian Women Writers
  • Costa-Zalessow, Natalia: Scrittrici italiane dal XIII al XX secolo. Ravenna, Longo, 1982
  • Pizzagalli, Daniela: La signora della poesia. Milano, Rizzoli, 2004
  • Zancan, Marina: Gaspara Stampa nel Cinquecento in «Una donna un secolo» a cura di Sandra Petrignani. Roma, Il Ventaglio, 1986
  • Alberto Ghidini - La contea di Correggio ai tempi di Veronica Gambara - Firenze : S. Olschki, 1989.

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05