Полянский Анатолий Трофимович (Polanski Anatoly Trofimovich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Полянский Анатолий Трофимович.

 ›

Анатолий Полянский
А. Т. Полянский на открытии своей персональной выставки в Академии Художеств. 13 августа 1992 г.
Основные сведения
Имя при рождении

Анатолий Трофимович Полянский

Страна

 СССР Россия

Дата рождения

29 января 1928

Место рождения

Авдеевка,
Сталинский округ
УССР, СССР

Дата смерти

7 июня 1993 (65 лет)

Место смерти

Москва, Россия

Работы и достижения
Работал в городах

Москва, Ялта и др.

Архитектурный стиль

функционализм

Важнейшие постройки

«Артек», гостиница «Ялта-Интурист», гостиница «Жемчужина» в Сочи, Павильон СССР на Всемирной Выставке 1958 года в Брюсселе

Нереализованные проекты

Центральный музей Ленина в Москве

Премии

Государственная премия РСФСР в области архитектуры (1967)
Звания

 Анатолий Полянский

Анато́лий Трофи́мович Поля́нский (1928-1993) - советский архитектор. Лауреат Государственной премии СССР (1967). Доктор архитектуры (1970). Действительный член АХ СССР (1979). Народный архитектор СССР (1980). В 1981-1987 годы первый секретарь правления СА СССР. Член КПСС с 1953 года.

Среди наиболее известных работ Полянского - комплекс зданий пионерского лагеря «Артек» (1960-1970), музей Победы Советского народа в Великой Отечественной войне на Поклонной горе (1982-1991), посольства СССР в Швеции, Греции, Египте.

Содержание
  • Ранние годы
  • Павильон СССР на Всемирной Выставке 1958 года в Брюсселе
  • Артек (1960-1970)
  • Конкурсные проекты Центрального Музея Ленина в Москве (1969-1980)
  • Комплекс памятника Победы Советского народа в Великой Отечественной войне на Поклонной горе (1982-1991)
  • Храм тысячелетия крещения Руси (1989-1990)
  • Наследие
  • Награды и премии
  • Примечания
  • Источники
    • Библиография
    • Ссылки на web-сайты
Ранние годы

А. Т. Полянский родился 29 января 1928 года в селе Авдеевка (ныне Донецкой области Украины). В институте Полянский успевал быть в библиотеке, в студиях живописи и скульптуры, в научном студенческом обществе, на обмерах и зарисовках памятников архитектуры многих городов. Это помогло молодому человеку, экстерном сдавшему экзамены в школе, с красным дипломом закончить институт, а потом и аспирантуру.

В то время советская архитектура переживала переломный период перехода к индустриальным массовым методам реализации творческих замыслов архитекторов. Преподаватель А. Полянского Емельянов Ю. Н. подготовил своей школой органичное творческое вхождение своих учеников в профессию.

Павильон СССР на Всемирной Выставке 1958 года в Брюсселе
Павильон СССР на Всемирной Выставке 1958 года в Брюсселе

Всемирная выставка в Брюсселе имела не только экономический или политический подтекст, но и демонстрировала парад идеологии в самом широком смысле. Группа А.Полянского выполнила павильон в стиле «наивного» конструктивизма с вантами, структурированной кровлей, без ордера. Попытка оторваться от ордерной стены прошла успешно. Этот павильон стал поворотным пунктом, от которого стали вести отсчет: все пропорции павильона проистекали из многолетнего, начиная с диплома, анализа старых архитектурных форм и их соотношений.

Три самых рафинированных сооружения на выставке были: советский и американский павильоны, правильные параллелепипед и полусфера, а также знак выставки - Атомиум.

Артек (1960-1970)

Следующим серьёзным этапом в творчестве А.Полянского стал Артек, многие считают его одним из лучших произведений в советской архитектуре, воплотившем в себе «монтажную» эстетику времени и некую вневременную легкость и простоту, которая присуща только самым отточенным явлениям как в искусстве, так и во всех проявлениях жизни.

Изящно нарисованные, легкие, пронизанные светом и воздухом павильоны над морем, сразу же после своего завершения стали, подобно московскому Дворцу пионеров, символом новой эстетики архитектуры. Образный и пластический язык Артека логически и эмоционально согласуется с началом работы над ним.

Первые эскизы были созданы А. Т. Полянским за полтора дня пребывания на выездном совещании ЦК КПСС в Артеке, посвященном необходимости реконструкции старых корпусов и строительства новых. Именно тогда он нашёл тот образ детского лагеря, легкий и прозрачный, легший в основу всего проектирования. В проекте большое внимание было уделено слепку земной поверхности.

Эскизы, которые продемонстрировали членам ЦК, людям далеким от искусства, в каком пластическом и образном направлении нужно строить пионерские лагеря, не похожие на все предыдущее. Выполнялся и конкурсный проект перестройки района Гурзуфа, лишенного всех коммуникаций и тихо умиравшего.

  • Артек. Один из корпусов лагеря «Морской». 1970.

  • Артек. Площадь дружбы. 1970.

Эскизы А. Т. Полянского к конкурсному проекту Центрального Музея Ленина в Москве. 1970.
Конкурсные проекты Центрального Музея Ленина в Москве (1969-1980)

О музее Ленина в Москве известно много, написана даже книга (её авторы Е.Розанов и др.), но эскизов А.Полянского практически никто не знает.

Работа над конкурсным проектом включала в себя не только графические размышления на заданную тему, но анализ мировой практики в её лучших проявлениях. При подготовке проектов на музей Ленина, группа архитекторов под руководством Полянского внимательно проанализировала работы подобные Дворцу правосудия в Бразилиа, в этом числе и Бостонскую ратушу Пола Рудолфа со своеобразным ордером, с карнизной частью - антаблементом и архитравом представленных в виде 3 этажей, покоившихся на колоннах; а также новый Линкольн-центр с арками.

В 70-е стали популярны сооружения со сложной многосоставной функциональной программой. Здесь было, с одной стороны, необходимо обеспечить полноценное осуществление каждого из компонентов назначения, с другой - проявлялось стремление к максимальному развитию внутренних связей и подчеркнутому единству композиции. Рационалистические концепции занимали прочное и значительное место в советской архитектуре 70-х годов. При этом очевидны изменения архитектурного рационализма, преодоление плоской утилитарности, с которой он ассоциировался в начале 60-х. В рамках рационалистического осмысления функциональной задачи стали гибко и разнообразно разрабатываться системы средств образной выразительности, умножались, становились более сложными и тонкими средства гармонизации формы, отмеченной романтической экспрессивностью.

Проблемы контекстуальности в 60-е годы просто не существовало - каждое здание мыслилось самодостаточным, интересна была работа на контрасте. Музей Ленина вписан в окружающую застройку, которая и сама не была создана в одно и то же время - Кремлевская стена с башнями, получившими свое завершение спустя столетия, дом Пашкова, церковь. Важен был не контраст, а самоценность каждого архитектурного сооружения, которые мыслились совершенными архитектурными объектами.

А. Т. Полянский. Храм памяти павшим в комплексе парка Победы на Поклонной горе. Западный фасад. 1 вариант. 4 апреля 1992 г.
Комплекс памятника Победы Советского народа в Великой Отечественной войне на Поклонной горе (1982-1991)

Анатолий Полянский был приглашен в уже существовавший к тому моменту творческий коллектив. Стремительное вторжение А.Полянского в неторопливый процесс проектирования Памятника Победы в Великой Отечественной войне, который длился многие годы, сдвинуло процесс с мертвой точки, но власть, в бытность Ельцина первым секретарём московского горкома партии, регулярно «замораживала» строительство.

Полянский практически завершил комплекс на Поклонной горе (за исключением установки монумента в центре площади), созданием проекта часовни Св. Георгия (проектирование и строительство часовни были проведены и завершены после смерти Полянского с серьёзными отступлениями от первоначального замысла внутреннего и наружного убранства).

А. Т. Полянский был инициатором возведения на Поклонной горе храмов: православной церкви, синагоги, костёла, мечети.

Храм тысячелетия крещения Руси (1989-1990)

Весь первый тур Полянский выполнил один. Программа, предложенная Патриархией, включала в себя: конференц-зал, комнаты отдыха, туалеты, лифты.

Около 420 проектов были представлены жюри, включавшему представителей Патриархии, Министерства культуры, Союза архитекторов. Во второй тур вышли 4 проекта; только второй тур конкурса выполнялся не под девизами, как в первом открытом туре, а с указанием фамилий.

Параллельно со вторым туром на Храм 1000-летия крещения Руси Анатолий Полянский получил заказ на проектирование церкви Св. Гавриила в Новомышастовской станице Краснодарского края. Но дальше эскизного проекта дело не пошло.

Наследие
Открытие персональной выставки А. Т. Полянского в Академии Художеств 13 августа 1992 года. Слева направо: Владимир Ресин, Юрий Лужков, Лев Кербель, Евгений Розанов, Анатолий Полянский, Наталия Полянская и Ольга Полянская.

Творческий путь Анатолия Полянского представлял собой разработку и совершенствование своих идей от Брюссельского павильона до церкви Святого Георгия.

Кропотливая работа в аспирантуре, привившая любовь к всестороннему анализу; посольства в Египте, Швеции, Греции, гостиница «Ялта», Ореанда, санатории Иссык-Куль, Архыз - все они могут являться объектами всестороннего изучения, которое позволит понять больше об истоках, направлениях и целях российского модернизма.

13 августа 1992 года в стенах РАХ была открыта единственная творческая выставка.

Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 11 созыва (1984-1989) от Молдавской ССР.

Анатолий Полянский умер 7 июня 1993 года и был похоронен в Москве на Донском кладбище в его новой части.

Могила А.Т. Полянского на Новом Донском кладбище в Москве
Награды и премии
  • народный архитектор СССР (1980)
  • Государственная премия СССР (1967) - за архитектуру комплекса международного пионерского лагеря «Прибрежный» в Артеке имени В. И. Ленина
  • премия Ленинского комсомола (1978) - за архитектурные проекты домов отдыха в Комсомольске-на-Амуре, Целинограде, Донецке, ВПЛ имени В. И. Ленина «Артек»
  • Государственная премия РСФСР в области архитектуры (1981) - за создание Международного молодёжного олимпийского центра в Химкинском районе Москвы
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (1996)
  • два ордена и медали
Примечания
  1. См. Указ Президента РФ от 21.06.1996 № 968

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-11-18