Аксёнов Иван Александрович (Aksenov Ivan).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Аксёнов Иван Александрович.

 ›

Иван Александрович Аксёнов
Дата рождения:

30 ноября 1884

Место рождения:

Путивль, Курская губерния

Дата смерти:

3 сентября 1935 (50 лет)

Место смерти:

Москва

Гражданство (подданство):

 Российская империя СССР

Род деятельности:

поэт, литературный критик, литературовед, переводчик

Произведения на сайте Lib.ru
Произведения

Ива́н Алекса́ндрович Аксёнов (18  ноября 1884, Путивль - 3 сентября 1935, Москва) - русский и советский поэт, художественный и литературный критик, литературовед, переводчик.

Содержание
  • Биография
  • Литературная деятельность
  • Сочинения
  • Исследования
  • Интересные факты
  • Примечания
  • Ссылки
Биография

Окончил Киевский кадетский корпус, затем - Николаевское военно-инженерное училище в Москве (1905).

Служил в инженерных войсках в Киеве (1906-1908).

В связи с причастностью к солдатскому бунту был переведён в Тобольскую губернию.

По возвращении в Киев (ноябрь 1909 года) сблизился с литературно-художественными кругами и посещавшими город столичными литераторами.

Был шафером на свадьбе Н. С. Гумилёва и А. А. Ахматовой (25 апреля  1910).

Во время Первой мировой войны служил в действующей армии. Накануне Февральской революции служил в инженерном управлении Румынского фронта. Осенью 1917 был арестован румынскими властями. Провёл четыре месяца в тюрьме, подвергался пыткам. Освобожден после Октябрьской революции в обмен на румынских офицеров.

Занимал высокие посты в Красной армии; председатель ВЧК по борьбе с дезертирством.

В 1918 году вошёл в состав Совета Литературного отдела Наркомпроса.

С начала 1920-х - ближайший сподвижник Вс. Э. Мейерхольда, первый ректор Высших Театральных мастерских (ГВЫТМ-ГВЫРМ, 1922-1923 гг.); один из авторов (вместе с Мейерхольдом и В. Бебутовым) знаменитой таблицы «Амплуа актёра» (1922), переводчик «Великодушного рогоносца» (23 апреля 1922).

Автор первого биографического очерка о С. М. Эйзенштейне. Сам режиссёр упоминает Аксёнова в своей теоретической книге «Монтаж», где вспоминает, что Иван Александрович отрицательно относился к актрисе Марии Ермоловой и, в частности, к её портрету кисти Валентина Серова: «Ничего особенного. Всегда играла животом вперёд. Так животом вперёд и стоит на портрете Серова».

Был женат на поэтессе и переводчице, участнице группы «ничевоков», Сусанне Мар (1901-1965).

Литературная деятельность

Под влиянием Лотреамона, других французских поэтов и французских художников увлёкся радикальным новаторством и пропагандировал его в статьях «Врубель, Врубель и без конца Врубель» (1912), «К вопросу о современном состоянии русской живописи» (1913).

Участвовал в диспутах о новом искусстве вместе с Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским, А. В. Лентуловым и др.

В 1915 стал идеологом «западнической» ориентации в московской футуристической группе «Центрифуга». Под маркой «Центрифуги» выпустил сборник стихов «Неуважительные отношения», иллюстрированный офортами А. А. Экстер (1916).

В начале 1917 издал книгу «Пикассо и окрестности», в которой изложил свои эстетические взгляды. Это первая в мире монография о Пикассо.

На сюжет «Медеи» Еврипида написал стихотворную драму «Коринфяне» (1918).

После революции входил в литературную группу конструктивистов. Опубликовал сборник стихов «Серенада» (1920). Подготовил к изданию сборник «Эйфелия. Тридцать од» (оформление Л.Поповой, 1922, не издан.)

С конца 1920-х занимался преимущественно шекспироведением. Независимо от Ф. де Соссюра открыл принцип анаграмм в поэзии.

Выпустил под названием «Елисаветинцы» книгу переводов пьес Дж. Форда, Дж. Вебстера, С. Тёрнера, с дополнением «трагической истории» Ф. де Россе (1916). Подготовил к изданию «Драматические произведения» Бена Джонсона (1931-1933) и второй том переводов английских драматургов «Елизаветинцы» (Бен Джонсон, Томас Хейвуд, Джон Флетчер, Томас Деккер, 1938). Перевел с Французского пьесу Ф. Кроммелинка "Великодушный рогоносец" (1922).

Сочинения
(по году публикации)
  • Аксенов И. А. Врубель, Врубель и без конца Врубель // Киевская неделя. - 1912.
  • Аксёнов И. А. К вопросу о современном состоянии русской живописи // Сборник статей по искусству. - 1913.
  • Аксёнов И. А. Неуважительные основания: Стихи. М.: Центрифуга, 1916.
  • Аксёнов И. А. Пикассо и окрестности: Монография. М., Центрифуга, 1917.
  • Аксёнов И. А. Елисаветинцы . Вып.1 . М.: Центрифуга, 1916. - 299 с. - титул, обложка
  • Аксёнов И. А. Коринфяне: Трагедия. М., Центрифуга, MCMХVIII.
  • Аксёнов И. А. Серенада: Стихи. М.: Мастарчув, 1920.
  • Аксёнов И. А. Булань. Стихи, 1920
  • Аксёнов И. А. К ликвидации футуризма // Печать и революция. 1921. № 3, нояб.-дек.
  • Аксёнов И. А., Мейерхольд Вс. Э., Бебутов В. М. Амплуа актёра. М., 1922.
  • Аксёнов И. А. Театр в дороге // О театре. Тверь, 1922.
  • Аксёнов И. А. От переводчика / Публ. О.Фельдмана // Театр. 1997. № 6. С.172-173. То же в: Мейерхольдовский сб. Вып.2: Мейерхольд и другие / Ред.-сост. О. М. Фельдман. М.: ОГИ, 2000. - ISBN 5-900241-20-3
  • Кроммелинк Ф. Великодушный рогоносец. М.; Л.: Гиз, 1926. - 126 с.
  • Аксёнов И. Почти всё о Маяковском // Новая Россия. 1926. № 3. С.83 - 88.
  • Аксёнов И. А. «Гамлет» и другие опыты, в содействие отечественной шекспирологии, в которых говорится о медвежьих травлях, о пиратских изданиях, о родовой мести, о счётных книгах мистера Генсло, о несостоятельности формального анализа, о золотой инфляции в царствование королевы Елисаветы, о тематическом анализе временной композиции, о переодевании пьес, о немецком романтизме, об огораживании земельной собственности, о жизни и смерти английского народного театра, о классовой сущности догмата о божественном предопределении, а также о многих иных любопытных и назидательных вещах. - М.: Федерация, 1930. - 217 с.
  • Аксёнов И. Основы кинодраматургии: Лекции в Сценарной мастерской «Межрабпомфильма», 1931 г. // Киноведческие записки. 2000. № 44. C.321-356.
  • Аксёнов И. А. Бен Джонсон: Жизнь и творчество; Б.Джонсон, «Сеян» // Джонсон, Бен. Драматические произведения: В 2 т. / Ред., вступит. ст. и примечания И. А. Аксёнова, предисловие И. И. Анисимова. М.; Л.: Academia, 1931. Т. 1. С.21-110; 111-300.
  • Аксёнов И. Шекспир // БСЭ. М., 1933. Т.62.
  • Аксёнов И. Трагедия о Гамлете, принце датском, и как она была сыграна актёрами Театра имени Вахтангова // Советский театр. 1932. № 9. С.21.
  • Аксёнов И. А. Бен Джонсон в борьбе за театр; Джонсон Б., «Вольпона» // Джонсон, Бен. Драматические произведения: В 2 т. . М.; Л.: Academia, 1933. Т. 2. - 696 с.
  • Аксёнов И. А. Сергей Эйзенштейн. Портрет художника / Общ. ред., послеслов. и коммент. Н. И. Клеймана. М.: Киноцентр, 1991. - 128 c. - рецензия
  • Аксёнов И. А. Шекспир . Ч. 1. М.: Гослитиздат, 1937. - 363 с.
  • Аксёнов И. А. Елизаветинцы: Статьи и переводы: . М.: Художественная литература, 1938. - 719 с.
  • Россе Ф. де. Из «Трагических историй»: История V: О трагической любви брата и сестры и о несчастной и печальной их кончине // Новые забавы и весёлые разговоры. Французская новелла эпохи Возрождения / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Михайлова. М.: Правда, 1990. - ISBN 5-253-00012-7
  • Аксёнов И. А. Из творческого наследия: В 2 т. / Составитель Н. Адаскина. М.: RA, 2008. - 638+460 c. («Архив русского авангарда») - ISBN 5-902801-04-4
Исследования
  • Аксёнов, Иван Александрович // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. - Т. 1: А - Г. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 1992. - С. 41-42.
  • Фельдман О. И. Аксёнов о форме и смысле «Великодушного рогоносца» // Театр. 1997. № 6. С. 172-174. То же в: Мейерхольдовский сб. Вып. 2: Мейерхольд и другие / Ред.-сост. О. М. Фельдман. М.: ОГИ, 2000. - ISBN 5-900241-20-3
  • Елисеев Н. Досуги библиографа // Постскриптум: Литературный журнал. 1997. № 3 (8). - С. 281-295. (Раздел: «Кто такой А.?») - ISBN 5-901027-06-X.
  • Адаскина Н. Л. Аксёнов Иван Александрович // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. - М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. - Т. I: Биографии. А-К. - С. 14-15. - ISBN 978-5-902801-10-8.
Интересные факты
  • 4 ноября 1920 года Аксёнов выступал как «Гражданский истец» в «Литературном суде над имажинистами»: иронизировал над стихами членов объединения, - особенно доставалось В.Шершеневичу и А.Кусикову. «А судьи кто?» - воскликнул при защите С.Есенин, парируя нападки и припомнив «Горе от ума». - И, показая пальцем на Аксёнова, у которого была большая рыжая борода, продолжал: «Кто этот гражданский истец? Есть ли у него хорошие стихи? - И громко добавил: - Ничего не сделал в поэзии этот тип, утонувший в своей рыжей бороде». Этот есенинский образ понравился публике. К вечеру Аксёнов сбрил бороду. (Вскоре, в « Литературном суде над современной поэзией» (16 ноября 1920) Аксёнов выступал экспертом совместно с С.Есениным, а на вечере «Современной поэзии» (23 ноября 1920) представлял группу футуристов совместно с В.Маяковским и С.Буданцевым.)
  • В воспоминаниях о Мейерхольде «Учитель» (1946) С.Эйзенштейн воссоздал впечатления эпохи репетиций «Великодушного рогоносца» (1922):
Голубое распятие опрокинуто под лакированный треугольник «бехштейна».

Цвет. Фактура чёрного лака. Стекло. Тем не менее это не контр-рельеф. Это Мейерхольд раскинулся в прозодежде на ковре под роялем. В руках рюмка. Хитрый прищур глаза сквозь стекло. 1922 год. Слева толстые ноги Зинаиды, туго обтянутые шёлком чёрного платья. Нэп. В ногах у мастера - я. «Театральный Октябрь» на стадии «Рогоносца».

На моих ногах - калачиком - Аксёнов. Спит.

Стадия Аксенова - безбородость. Рыжая борода лопатой, развевавшаяся агрессивным стягом из-под контура древнего шлема будённовца, снята. Женат на конструктивистке Поповой. Авторе той нелепой смеси галифе и клёша голубого цвета, которую все почтительно именуют «прозодежда».

Непривычен абрис головы Аксёнова без бороды. Лицо асимметрично. Воспалённые круги глаз, когда открыты. Сейчас закрыты. И кажется, что рыжеватые остатки пуха растут прямо из костной основы лица, лишённого других покровов.

(…) Можно в тончайших подробностях восстановить в памяти, как блистательно разбирал Аксёнов «Венецианского купца», как говорил о «Варфоломеевской ярмарке» и о тройной интриге елизаветинцев.

Что говорил Мейерхольд - не запомнить


  • В книге Аксёнова «Шекспир» (М., 1937), в главе «Тройственная композиция трагедии» (с. 310-311), указывает Н. И. Клейман, Эйзенштейн отчеркнул абзац, очевидно напомнивший ему лекции театроведа в ГВЫРМе:

«В своих настоящих трагедиях, серия которых откроется „Гамлетом“, Шекспир неизменно излагает действие в противопоставлении трёх героев. Один безраздельно исповедует ложный принцип (старый, феодальный или устарелый - аморалистический); другой старается овладеть средствами преодолеть веления старого мира; и третий всецело стоит на почве нового сознания. Главным образом трагедии, носителем ее конфликта является, конечно, средний герой. Его внутренняя победа над собственным противоречием сознания и развязывает трагедию, превращая, скажем, Гамлета, одолевшего в себе Лаэрта, в Фортинбраса, поднимая Макбета до Макдуфа и Отелло до Дездемоны».

Примечания
  1. См., напр.: Ольшанская Е. Анна Ахматова в Киеве // Серебряный век. - Киев, 1994. - С. 5-27.
  2. 1 2 Эйзенштейн С. Мемуары / Составл., предисловие, комментарии Н. И. Клеймана. М.: Труд; Музей кино, 1997. Том 1. Wie sag' ich’s meinem Kinde?. С.216; 424. - ISBN 5-88244-009-2

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-11-22