Родился 18 (30 августа) 1889 года в Витебске (ныне Беларусь). Отец был преподавателем латинского языка в гимназии; впоследствии стал директором гимназии, получив дворянское звание. Дед по отцу, по неточным сведениям, был псаломщиком из кантонистов (крещёных евреев), получивший фамилию по храму Введения, где служил псаломщиком.
Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета.
В 1914 году за полтора месяца экстерном сдал экзамены и получил диплом Петербургской духовной академии.
В июле 1914 года был рукоположен во пресвитера епископом Гродненским Михаилом (Ермаковым) и назначен полковым священником. Рассказывают, что на своей первой службе в сане иерея он «начал читать текст Херувимской песни, молящиеся остолбенели от изумления не только потому, что отец Александр читал эту молитву… не тайно, а вслух, но и потому, что читал он её с болезненной экзальтацией и с тем характерным „подвыванием“, с которым часто читались декадентские стихи».
С 7 марта 1917 года - один из организаторов и секретарь «Союза демократического православного духовенства и мирян», учреждённого в Петрограде. Член Предпарламента как представитель демократического духовенства.
С 1919 года настоятель церкви Захария и Елисаветы в Петрограде.
В 1921 году митрополитом Вениамином (Казанским) был возведён в сан протоиерея.
12 мая 1922 года, в числе прочих лиц, прибыл в Троицкое подворье на Самотёке, где тогда находился под домашним арестом Патриарх Тихон и, обвинив его в безответственной политике, приведшей к конфронтации Церкви с государством, настоял на том, чтобы Патриарх Тихон на время ареста отказался от своих полномочий, что и было сделано последним - с временной (с 16 мая) передачей церковного управления митрополиту Ярославскому Агафангелу. Однако, 18 мая 1922 год патриарх Тихон поручил передачу синодальных дел (канцелярии) своему «заместителю» именно этой группе клириков: протоиерею Александру Введенскому, священнику Евгению Белкову и священнику Сергию Калиновскому.
Резолюция Патриарха была выдана за его «отречение». Вместо митрополита Агафангела, который в то время находился в Ярославле, священники обратилась к находившемуся в Москве патриаршему викарию епископу Леониду (Скобееву), который возглавил деятельность группы, названной Высшим церковным управлением (ВЦУ). На этом посту епископа Леонида (Скобеева) заменил епископ Антонин (Грановский).
26 мая 1922 года вместе со священниками Владимиром Красницким и Евгением Белковым объявлен митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским) отпавшим от общения с церковью за самовольные действия, поскольку, как отметил митрополит в своём «Послании» к пастве от 28 мая, «от святейшего патриарха никакого сообщения о его отречении и учреждении Высшего нового церковного управления до сего времени мною не получено». В дальнейшем это отлучение было снято епископом Алексием (Симанским) под страхом расстрела митрополита Вениамина.
В октябре 1922 года возглавил одну из структур обновленчества - «Союз общин Древле-Апостольской Церкви» (СОДАЦ), цели и задачи которого он определял в апреле 1923 года следующим образом: «Инициатором в вопросе о подлинной реформе церкви является руководимый мной „Союз общин древле-апостольской церкви“, поставивший своей задачей борьбу с современной буржуазной церковностью и введение в жизнь церкви подлинных, забытых самими верующими принципов христианства <…>»
В конце апреля - начале мая 1923 года - активный участник «Второго Всероссийского Поместного Священного Собора» (первого обновленческого), на котором подписал постановление Собора о лишении сана и монашества святейшего Патриарха Тихона.
6 мая 1923 года был хиротонисан во обновленческого епископа Крутицкого, викария Московской епархии. Введенский на момент хиротонии состоял в браке. У обновленцев допускался женатый епископат. Впоследствии женился ещё раз.
В начале 1924 года Введенскому также было поручено заниматься зарубежными делами с возведением его в сан «митрополита Лондонского и всея Европы». Однако попытка обновленцев получить хотя бы один храм за рубежом претерпела неудачу, и в середине 1924 года Введенскому был присвоен титул «митрополита-апологета и благовестника истины Христовой». Был членом обновленческого Священного Синода и членом его Президиума (до «самороспуска» Синода весной 1935 года).
На проходившем 1-10 октября 1925 года обновленческом «III Всероссийском поместном соборе православной Церкви» был избран товарищем председателя. На заседании 2 октября выступил с докладом «О современном положении православия», в котором обвинил руководство Московской патриархии в получении директив из заграничных «монархических штабов» и огласил заведомо ложное письмо авантюриста, обновленческого «епископа» Николая Соловья, о том, что в мае 1924 г. Патриарх Тихон «послал с ним в заграничный монархический штаб между прочим один документ о том, что он, Тихон, благословляет на будущее русское царство не Николая Николаевича, а Кирилла Владимировича». Этот политический донос был использован властями в качестве предлога для ареста Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского).
Настоятель храма Христа Спасителя в Москве (до его закрытия в 1931 году); с 1931 года - храма Петра и Павла на Новой Басманной, где располагалась и Богословская академия обновленцев. В 1934 году, после закрытия храма Петра и Павла и Академии, перешёл со всей паствой в Никольский храм в Новой Слободе на Каляевской улице.
В 1935 году вторично женился, оставаясь при этом «митрополитом».
В 1936 году, после закрытия Никольского храма, перешёл в церковь Спаса во Спасской, на Большой Спасской улице.
В декабре 1936 году перешёл в церковь Пимена Великого в Новых Воротниках.
«В 1937 году Александр Иванович чудом избежал ареста. В течение всего года он жил под дамокловым мечом.»
С апреля 1940 года - заместитель «Первоиерарха Московского и всех Православных Церквей в СССР» (титул «Первоиерарха» носил обновленческий митрополит Виталий (Введенский).
С 10 октября 1941 года - «первоиерарх Православных Церквей в СССР» с титулом «Святейшего и Блаженнейшего Великого Господина и Отца». В конце октября 1941 года присвоил себе сан «патриарха» и 4 декабря 1941 года инсценировал «патриаршую интронизацию», но из-за негативной реакции обновленческого духовенства был вынужден через месяц после «интронизации» отказаться от этого сана и оставил за собой титул «первоиерарха» и «митрополита».
С октября 1941 по осень 1943 года находился в эвакуации в Ульяновске. В 1942 году - начале 1943 года воссоздал обновленческие церковные структуры на местах: замещал вдовствующие кафедры, совершал архиерейские хиротонии. Многие храмы в этот период открывались как обновленческие (Средняя Азия, Тамбов).
В 1943 году советской властью был взят курс на ликвидацию обновленчества. Обновленцы в массовом порядке переходили в Московский патриархат. Безуспешно пытался удержать епископов-обновленцев, принуждаемых властью переходить в Русскую православную церковь.
МОСКВА, КРЕМЛЬ ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ
В дни, когда советские войска изгоняют фашистских захватчиков из священных пределов моей Отчизны, я, желая принять посильное участие во всенародном подвиге, внёс 4 марта в Московскую городскую контору Госбанка мой драгоценный архиерейский наперсный усыпанный изумрудами крест.
Побеждающей Красной Армии и Вам, великий предводитель армии и страны, слава и многие лета.
Первоиерарх Александр ВВЕДЕНСКИЙ
Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Александр Иванович, за Вашу заботу о Красной Армии.
И. СТАЛИН
Газета «Известия», 21 апреля 1944 года.
В июне 1945 года Введенский обратился с просьбой о приёме в юрисдикцию Московской Патриархии. В сентябре последовало окончательное решение - он может быть принят лишь мирянином и занять единственное возможное место рядового сотрудника «Журнала Московской Патриархии». Воссоединение не состоялось.
Скончался от паралича 26 июля 1946 года. Об отпевании вспоминал в своих воспоминаниях А. Б. Свенцицкого:
Храм Св<ятого> Пимена Великого был переполнен, но странные были похороны. Я пришёл в храм к 10 утра. Заупокойная литургия ещё не началась. Пожилые женщины в народе высказывались об Александре Ивановиче крайне резко: «Да какой же он митрополит! Смотрите - три жены у гроба, все тут…». Народ почти не осенял себя крестным знамением. Служба все не начиналась, кого-то ждали. Очевидно, архиерея, подумал я. Но кто же будет отпевать Введенского? Распорядители попросили народ расступиться, и в храм вошла и медленно пошла ко гробу… Александра Михайловна Коллонтай <…> Черное платье, орден Ленина на <…> груди, в руках огромный букет красных и белых роз. Стала А. М. Коллонтай у гроба рядом с женами А. И. Введенского.
Возглавлял отпевание обновленческий митрополит Крутицкий Филарет (Яценко), ему сослужили обновленческий епископ Дмитровский Алексий и 12 обновленческих священников и 4 диакона, в том чилей сын умершего, протодиакон Александр Введенский, и Анатолий Левитин. Очевидцы вспоминали, что сослужители покойного расколоучителя уже готовились к возвращению в лоно Патриаршей Церкви, и в ектеньях при отпевании поминалось имя Святейшего Патриарха Алексия I.
Похоронен на Калитниковском кладбище Москвы, у алтарной стены Скорбященской церкви, в одной могиле с матерью Зинаидой Саввишной Неруш.
После смерти Введенского обновленчество прекратило существование (в том числе и в связи с отказом обновленческому духовенству в регистрации).
По указанию Г. Г. Карпова архив Введенского 29 декабря 1950 года был «уничтожен через сожжение».
Один из сыновей Введенского - протодиакон Александр - впоследствии служил в клире Скорбященского храма.