|
|
Перфильев Александр Михайлович.
›
Александр Перфильев | Имя при рождении: | Александр Михайлович Перфильев |
---|
Псевдонимы: | Александр Ли, Шерри-Бренди, Л. Гантимуров |
---|
Дата рождения: | 19 сентября (2 октября) 1895(1895-10-02) |
---|
Место рождения: | Чита |
---|
Дата смерти: | 26 февраля 1973(1973-02-26) (77 лет) |
---|
Место смерти: | Мюнхен |
---|
Гражданство (подданство): | Россия |
---|
Род деятельности: | поэт, прозаик, журналист |
---|
Годы творчества: | 1915-1973 |
---|
Язык произведений: | русский |
---|
Александр Михайлович Перфильев (1895-1973) - русский поэт, публицист, литературный критик. Автор нескольких романтических любовных стихотворений, на которые известный композитор Оскар Строк написал танго. Содержание- Биография
- Псевдонимы
- Поэтическое творчество
- Дальнейшая судьба
- Ссылки
БиографияРодился в семье генерала царской армии Михаила Аполлоновича Перфильева, начальника Первого Нерчинского казачьего полка. Вдохновлённый рассказами о своём предке - казачьем атамане Максиме Перфильеве, сподвижнике Ермака Тимофеевича, Александр поступил в кадетский корпус, где познакомился и сдружился с Георгием Ивановым. Не закончив обучение, перешёл в Оренбургское казачье училище. По окончании училища служил в Первом Нерчинском полку, которым командовал его отец, а также в гвардейской Сводно-казачьей роте. В годы Первой мировой войны воевал на фронте, несколько раз был ранен. За отвагу награждён георгиевским крестом и произведён в чин есаула. В 1915 году состоялась первая публикация начинающего поэта. Печатался в журналах «Нива», «Огонёк», «Солнце России». Вскоре после начала Гражданской войны арестован по обвинению в пособничестве контрреволюционным организациям, около года провёл в тюрьме. После освобождения за выкуп, будучи офицером Белой армии, вынужденно скрывался, почти год провёл в скитаниях. В 1921 году после нелегального пересечения границы осел в Латвии, молодой республике пригранично-буферного значения, сформированной из бывших губерний Российской империи. В Советской России у Перфильева остались первая супруга и дочь. Много лет плодотворно сотрудничал в таких периодических изданиях республики, как «Рижский курьер», «Русское слово», «Новый голос» и «Сегодня» как публицист и лирик, нарочито дистанцируясь от межредакционных дрязг и выяснения отношений между ведущими журналистами конкурирующих изданий и их работодателями в условиях острого идеологического противостояния и интенсивной борьбы за русскоязычного читателя Латвии. Также публиковался в журналах «Наш огонёк», «Наша нива», «Ванька-встанька», «Будильник». В Риге узнал о смерти жены и ребёнка, после чего женился на дочери рижского чиновника Ирине Сабуровой. Параллельно с публицистической деятельностью инкогнито писал песни и романсы для эстрадных исполнителей. В частности, авторство таких знаковых песен эстрадной эпохи, как «Ах, эти чёрные глаза», которые исполнял в кабаре-дансинг-ресторане «Альгамбра» и популярном ресторане «Отто Шварц» Пётр Константинович Лещенко под музыку Оскара Строка, принадлежит именно Перфильеву. Несмотря на доказанный факт авторства, среди рижан той поры существовала романтическая легенда о том, что стихи на танго были навеяны самому Оскару Строку в период, когда тот испытывал безответную влюблённость в молоденькую девушку-кассиршу Лени Либман с чёрными глазами божественной красоты. ПсевдонимыКолоритный псевдоним Перфильева «Л. Гантимуров» объясняется ещё одной фамильной легендой, которую поэт в детстве услышал от отца: атаман Максим Перфильев усыновил прямого потомка эмира и полководца Тимура (Тамерлана) князя Гантимурова, который позже стал зятем казачьего атамана-первопроходца. Другой псевдоним Перфильева, которым тот регулярно подписывал свои поэтические сборники, - Александр Ли. Ещё один творческий псевдоним, Шерри-бренди, - по названию популярного в 1920-30-х годах среди богемы латвийской столицы сладкого алкогольного напитка. Поэтическое творчествоПервый поэтический сборник, вышедший под псевдонимом Александр Ли, - «Снежная месса» (1925), в нём творчески осмыслена традиционная символистская тематика, которая была введена в поэтический дискурс Александром Блоком. В предвоенной поэзии актуализированы блоковская, северянинская и гумилёвская тематики, придаётся много внимания аспекту потерянного военно-эмигрантского поколения, поставленного перед необходимостью осознать своё жизненное и духовное предназначения в новых условиях исторического эпохального кризиса. Потребность в отчётливом осознании того, что произошло с разделённым и разобщённым во многих аспектах русским народом, стала доминирующим мотивом поэзии Перфильева на протяжении многих десятилетий творчества. Образ лирического героя - безмолвный и бессильный свидетель крушения беззаботного патриархального устоявшегося мира (актуализация архетипа разрушенного Золотого века), брошенного безжалостными, непонятно чем мотивированными историческими обстоятельствами на произвол судьбы - модель авторского текста представляет собой романтическую манифестацию исповедального поэтического мемуара. Очень часто автор обращается к блоковским реминисценциям и парафразам, однако использует компоненты блоковского поэтического речевого канона как строительный материал для оригинального поэтического летописного текста. Второй сборник Перфильева-Ли носит название «Листопад» (1929), здесь отчётливо прослеживается увлечение ранними бунинскими поэтическими ощущениями (в наименовании сборника ясно заявлена аллюзия на одноименное стихотворение Ивана Алексеевича Бунина, который в конце 1920-х годов стал олицетворением поэтической моды практически во всех европейских центрах русской литературной эмиграции). В сборнике реализованы идеи бесконечного изгнанничества, оставленности и обречённости поэтической личности в чужом и неприязненно настроенном культурно-историческом пространстве. Сборник построен на оригинальном восприятии и идейном переосмыслении традиций классической русской лирики. Философское содержание поэзии Перфильева-Ли кажется более фундаментальным, поэтический язык - более насыщенным и богатым. Именно этот сборник Георгий Иванов отметил хвалебным комментарием. Его отличает ярко выраженная проникновенно элегическая тональность, выражающая непередаваемое авторское мироощущение, который испытывает неподдельную человеческую усталость от своей покинутости и эмигрантской судьбы. Уже под настоящей фамилией Перфильевым был выпущен новый сборник «Ветер с севера» (Рига, 1937). В общем и целом, Перифильев придавал большое значение своему поэтическому творчеству, особенно после встречи с Гумилёвым, состоявшейся в Петербурге незадолго до рокового ареста последнего. Дальнейшая судьбаВ июне-июле 1940 года начинает формироваться Советская Латвия. По причине закрытия всех рижских русскоязычных печатных изданий, отрицательно относившихся к провозглашению Советской власти в республике, Перфильев оказывается без средств к существованию и вынужден устроится ночным сторожем. 1 июля 1941 года в Ригу входят войсковые подразделения вермахта. Перфильев становится редактором открытых по распоряжению нацистского ведомства культуры журнала «Для вас» и газеты «Двинский вестник». В 1942 году в Риге выходит его прозаический сборник мемуарно-ностальгической направленности «Человек без воспоминаний». Поздней осенью 1944 года Перфильев в числе многочисленных беженцев эвакуируется на корабле с территории Курземе, ещё не занятой частями наступавшей Красной армии (в российской и латвийской историографии участок получил название Курземский котёл), и попадает в Берлин. В 1945 году поселился в Мюнхене, где редакторы двух юмористических газет сатирической направленности - «Петрушки» и «Сатирикона» - посылают ему предложение о сотрудничестве, которое тот принимает. Через некоторое время на Перфильева обращает внимание газета «Свобода», а вскоре после первых публикаций и очерков Перфильев получает приглашение на радиостанцию «Свобода». В Мюнхене в 1946 году выходит сборник печально-ностальгических рассказов Перфильева «Когда горит снег», в котором актуализирована тематика «утраченного прошлого» и «необретённого будущего».
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|