Филоненко-Бородич Михаил Митрофанович (Filonenko-Borodich Mikhail Mitrofanovich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Филоненко-Бородич Михаил Митрофанович.

 ›

Михаил Митрофанович Филоненко-Бородич
Дата рождения:

23 мая (4 июня) 1885(1885-06-04)

Место рождения:

Глухов,
Черниговская губерния,
Российская империя

Дата смерти:

30 мая 1962(1962-05-30) (76 лет)

Место смерти:

Москва

Страна:

Российская империя, СССР

Научная сфера:

механика

Награды и премии

Михаи́л Митрофа́нович Филоне́нко-Бороди́ч (23 мая (4 июня) 1885(18850604) года, Глухов Черниговской губернии - 30 мая 1962 года, Москва). Советский учёный-механик, генерал-майор инженерно-технической службы, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940).

Содержание
  • Биография
  • Научная деятельность
  • Научные труды
  • Награды и звания
  • Примечания
  • Литература
  • Ссылки
Биография

Родился в городе Глухов Черниговской губернии в семье врача.

В 1909 году окончил физико-математический факультет Киевского императорского университета имени Св. Владимира, в 1914 году - Московский институт инженеров путей сообщения (МИИТ). Трудовую деятельность начал в 1912 году с инженерной практики на железных дорогах. Вплоть до 1930 года он продолжал работать в системе Народного комиссариата путей сообщения; в этот период он написал ряд работ, относящихся к механике движения поезда, к статистике и экономике транспорта. В работе «Математические основы теории амортизации», сыгравшей большую роль в инвентаризации имущества железных дорог страны, Филоненко-Бородич открыл важные зависимости общего характера в процессах восстановления массового имущества и оценки его износа.

В 1919 году начинается педагогическая деятельность М. М. Филоненко-Бородича: он становится профессором, заведующим кафедрой строительной механики в Московском политехническом институте. С 1930 года преподавал в МГУ, профессор, в 1937-1939 годах - заведующий кафедрой теории упругости механико-математического факультета МГУ. С 1932 года работал также в Военно-инженерной академии (с 1935 года имени В. В. Куйбышева). Генерал-майор инженерно-технической службы.

Могила Филоненко-Бородича на Введенском кладбище Москвы
Научная деятельность

Основные направления исследований - теория упругости, строительная механика, сопротивление материалов.

Для решения классической задачи Ламе о равновесии прямоугольного параллелепипеда М. М. Филоненко-Бородич ввёл косинус-биномы - последовательность неортогональных функций, обладающих полнотой в интервале их определения и обращающихся в нуль вместе с первыми производными на границе интервала. При решении задач об упругом равновесии параллелепипеда в приближённом виде он разделил тензор напряжений на две составляющие, распространив этот метод на задачи термоупругого равновесия для случая цилиндрических координат.

Филоненко-Бородичем предложены модели упругого основания для расчёта балок и плит, сыгравшие большую роль в понимании механики явления и для многих практических приложений (особенно это относится к так называемой мембранной аналогии упругого основания, обобщающей известные модели Винклера и Вихарда).

Математик и инженер, М. М. Филоненко-Бородич много сил отдал решению практических задач строительства сооружений (например, расчёту основания Камышинской плотины и подпорной стенки шлюза Куйбышевской плотины, расчёту внутренней гидроизоляционной оболочки туннеля Московского метрополитена). Во время Великой Отечественной войны он решил важную для того времени задачу о прочности ледяного слоя под гусеничной нагрузкой.

Занимался также прикладными вопросами математической статистики.

Научные труды
  • Филоненко-Бородич М. М.  Курс сопротивления материалов. Ч. 1. - М.: Гостехиздат, 1955. - 644 с.
  • Филоненко-Бородич М. М.  Теория упругости. - М.: Физматгиз, 1959. - 364 с.
Награды и звания

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940)

орден Ленина,

орден Красного Знамени,

орден Красной Звезды,

орден Знак Почёта,

а также медали.

Примечания
  1. 1 2 3 4 Боголюбов, 1983, с. 489-490
  2. Ишлинский, 1985, с. 534
  3. Ишлинский, 1985, с. 534-535
  4. 1 2 Ишлинский, 1985, с. 535
  5. Ишлинский, 1985, с. 536
  6. Каталог РНБ
Литература
  • Боголюбов А. Н.  Математики. Механики. Биографический справочник. - Киев: Наукова думка, 1983. - 639 с.
  • Ишлинский А. Ю.  Михаил Митрофанович Филоненко-Бородич // Ишлинский А. Ю.  Механика: идеи, задачи, приложения. - М.: Наука, 1985. - С. 534-537.
  • Кишкин Б. И., Нетребко В. П.  М. М. Филоненко-Бородич. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 60 с.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2021-10-15