Михнов-Войтенко Евгений Григорьевич (Mikhnov-Voitenko, Evgeny Grigorievich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Михнов-Войтенко Евгений Григорьевич.

 ›

Евгений Григорьевич Михнов-Войтенко
Евгений Михнов-Войтенко в деревне на Волхове (1972)
Дата рождения:

5 июля 1932

Место рождения:

Херсон

Дата смерти:

2 октября 1988 (56 лет)

Место смерти:

Ленинград

Жанр:

живопись, графика

Стиль:

абстрактный экспрессионизм, сюрреализм, кубизм


Евгений Григорьевич Михнов-Войтенко (5 июля 1932, Херсон - 2 октября 1988, Ленинград) - российский художник, принадлежал к «неофициальному» искусству.

Содержание
  • Биография
  • Творчество
  • Наследие
  • Выставки
  • Альбомы, каталоги выставок
  • Литература
  • Фильмы
  • Ссылки
Биография

В 1935-1939, после развода родителей, жил у деда и бабушки в Воронеже, с 1939 с матерью и отчимом в Ленинграде, 1941-1944 провёл в эвакуации в Семипалатинске, затем вернулся в Ленинград. Среднюю школу закончил в 1951 в Минске, поступил в Ленинградский государственный институт иностранных языков, на скандинавское отделение. Параллельно занимался в театральной студии.

В 1954, оставив обучение в институте иностранных языков, поступил на постановочный факультет Театрального института, учился на курсе Н. П. Акимова. Преддипломную практику проходил в Большом драматическом театре, возглавлявшимся Г. В. Товстоноговым, а элементы его дипломного проекта (оформление спектакля «Обыкновенное чудо») позднее были использованы Н. П. Акимовым при постановке этой пьесы в Театре Комедии. Однако от предложений обоих режиссеров о сотрудничестве Михнов-Войтенко отказался и в дальнейшем его единственными работами, имевшими отношение к театру, стало оформление книг Г. М. Козинцева «Наш современник Вильям Шекспир» и Г. В. Товстоногова «Современность в советском театре» .

После окончания Театрального института Михнов-Войтенко поступает на работу в Ленинградский комбинат живописно-оформительского искусства (КЖОИ) в качестве художника оформителя. Здесь он выполняет ряд работ, в том числе:

  • комплексное оформление (резные панно, двери, светильники) ДК Металлургов в Череповце;
  • декоративное панно «Музыка» для Дома композиторов;
  • витраж-рельеф и панно из дерева для столовой на углу 8-й линии и Среднего проспекта Васильевского острова;
  • оформление пивного бара «Дубок» на Измайловском проспекте, д. 20;
  • декоративные панно и люстра для ресторана «Москва» на углу Владимирского и Невского проспектов.

Параллельно с оформлением ресторана художник выполняет настенные росписи и для находящегося на первом этаже здания кафетерия, вскоре вошедшего в историю отечественного андеграунда под неофициальным именем «Сайгон». В этот же период Михнов, живший в непосредственной близости от «Сайгона», на улице Рубинштейна, сближается с некоторыми поэтами, принадлежавшими к неофициальной культуре Ленинграда - Олегом Григорьевым, Юрием Галецким, Глебом Горбовским, Леонидом Аронзоном. Последний в течение ряда лет был самым близким другом художника и посвятил ему несколько стихотворений.

С начала 1970-х годов комбинат прекращает предоставлять Михнову-Войтенко новые заказы, несмотря на неоднократные обращения художника с просьбой предоставить ему работу. В 1982 году Михнов-Войтенко получает уведомление об увольнении из комбината, с мотивировкой «за прогулы». После обращения художника за помощью в прокуратуру и совет профсоюзов, руководство комбината отменяет решение об увольнении, как незаконное, и восстанавливает Михнова на работе, а специальная комиссия, в состав которой вошел ряд видных представителей официального искусства, в том числе Ю. А. Мунтян, И. Г. Уралов, И. Д. Билибин, после посещения домашней мастерской Михнова-Войтенко и знакомства с его неофициальным творчеством делает заключение: «…привлекать художника Михнова-Войтенко Е. Г. к выполнению декоративного решения интерьеров при реализации принятых художественными советами проектов художественно-декоративного оформления общественных зданий, учитывая индивидуальные особенности творчества данного автора».

Однако прошло еще пять лет, прежде чем Михнову был предоставлен первый официальный заказ после почти двадцатилетнего перерыва. В марте 1988 года ему предложено оформление двух Домов культуры - в совхозах Геленджикского района Краснодарского края и Саратовской области.

Стремительно прогрессирующее онкологическое заболевание не позволяет Михнову-Войтенко взяться ни за одну из этих работ. 2 октября 1988 года он умирает в Ленинграде от рака горла.

Творчество

Первые сохранившиеся работы Е. Михнова-Войтенко датированы 1954-1955 гг. Именно к раннему периоду относятся все известные фигуративные картины художника - портреты, натюрморты, пейзажи. С середины 1960-х годов он полностью сосредотачивается на беспредметном стиле.

В 1956-59-х гг. Михнов-Войтенко создает серию картин в технике, аналогов которой ранее не было. Сам он называл её «тюбик», делая акцент на чистой краске как источнике творчества. Художник покрывает белые грунтованные холсты геометрическими фигурами, сочетая их с различными знаками, такими как зигзаги, точки, стрелки, запятые, стилизованные под архаику фигурки людей и животных, изображения простейших организмов, как бы увеличенных микроскопом, абстрактные схемы лабиринтов и ракет в сочетании со словами и числами. За кажущимся хаосом - концептуальный мир со множеством смыслов. В дальнейшем именно эта особенность: смыслы под оболочкой хаоса станет одной из отличительных черт всего творчества Михнова-Войтенко. Вопреки бытующему мнению о "спонтанном" методе работы Михнова, который был реализован в его более поздних картинах, созданию цикла "тюбик" предшествовала серьезная подготовка. Сохранились несколько сотен карандашных эскизов, датированных 1956-1957 гг., показывающих многообразие вариантов композиций, испробованных художником в этот период.

По утверждению одного из ведущих экспертов по отечественному нонконформистскому искусству Е. Ю. Андреевой, за рубежом граффитистские картины, подобные "тюбикам" Михнова-Войтенко появятся позднее, в искусстве новой волны 1980-х гг.

Всего за указанный период художник создал девять больших картин из серии «Тюбик», ставших основой цикла. Три из них хранятся в Государственном Русском музее, один – в собрании Нового музея (Санкт-Петербург), еще три – в зарубежных коллекциях и два в частных собраниях в России. Также существует ряд малых "тюбиков", написанных на бумаге. Вершиной, итогом тюбичного цикла стала работа "Улыбка Будды" ("Точки"), 1960 г.

Параллельно с циклом «тюбик», также в 1956-1959 гг. создается еще один цикл композиций, не имеющий названия, полностью отвечающих отличительным чертам граффитистского жанра – лаконизм линий, резкая контрастность палитры. Как и «тюбики», эти работы выполнены в двух техниках, «холст, масло» и «бумага, карандаш», содержательно же они несравненно богаче, представляя собой симбиоз фигуративных и нефигуративных образов.

В 1960-80-х гг. Евгений Михнов-Войтенко работает в разных стилях искусства, при этом, в отличие от других авангардистов, не замыкается ни на одном из открытых им приёмов. Достигая виртуозности в избранном направлении, он оставляет используемый ранее абстрактный язык ради изобретения нового. Наряду с живописью, он создает ряд декоративно-прикладных произведений – броши, бусы, браслеты, цепи, светильники, используя разработанные им в рамках выполнения официальных заказов технологии термической обработки пенопласта и сочетания пенопласта с другими материалами.

В 1959-1960 гг. М.-В. создает цикл композиций, написанных нитроэмалью. Наиболее известные - "Рукопожатие", "Крест", "Аль фреско", "Тутти", Hummage Mozart, "БезДна", "Бабочка".

Начиная с 1960 года появляются несколько циклов лаконичных работ, выполненных тушью, - "Касания", "Стояния", "Хоралы", "Двое"и др. Наиболее поздние циклы данного периода - "Люди-свечи" и ряд женских и мужских портретов, иногда объединяемых собирательным названием "Лики"(1968 год). Последний из названных стал и последним циклом фигуративных работ Михнова-Войтенко.

Среди перечисленных циклов особняком стоят три: "Кресты", "Моления" и "Троицы", созданные в 1966-1968 гг. Размышления о Боге, о взаимоотношении религии и творчества, о месте веры в жизни постоянно посещали художника. В его записях, в частности, есть такие: "Я христианин... - но я это делаю дома" и "Я пытаюсь постигать, минуя религиозные представления, создавая свои представления - живописные, и я - молюсь! Я молюсь краске, карандашу, бумаге и т.д., любому материалу, в котором мое чувство находит в себе поддержку. Искусство для меня и есть религия в этом смысле". "Чем я занимаюсь? - Создаю современную икону".

Множественность творческих экспериментов художника, использование самых различных материалов и техники, претворились в собственный уникальный стиль, вершиной которого стали работы 1970-1980-х годов. К этому времени М.-В. полностью отказывается от техники работы маслом на холсте, а также от графики, сосредоточившись на темпере. Основным циклом этого периода стали "Квадраты", большая часть которых была создана между 1975 и 1980 гг. По словам художника, он видел в этих картинах способ выхода из ложного тупика, в который попытался завести авангардное искусство "Черный квадрат" К. Малевича.

"Квадраты" Михнова-Войтенко исключительно разнообразны по богатству палитры и сочетанию красок, отличаются богатым колористическим поиском и насыщенностью композиции. В них присутствуют как мрачные цвета - черный, коричневый, так и различные оттенки голубого, зеленого, серого, красного, и т.д. вплоть до бежевого и кремового.

Для своего времени Михнов-Войтенко - крупнейший из мастеров русского абстрактного искусства. Пришёл к своеобразной авторской версии «новой фигуративности». Неоднократно заявлял о своей непринадлежности ни к одному из направлений или течений в живописи. В прижизненных заметках Михнова на этот счет есть вполне определенная запись: «Все – «измы», а я сам по себе». Тем не менее, искусствоведы по-прежнему склонны относить отдельные направления творчества Михнова-Войтенко к абстрактному экспрессионизму, ташизму или искусству действия. В любом случае, очевидно, что в целом творчество художника не укладывается ни в одно из этих направлений – настолько оно многогранно. Так, ранние поиски Михнова отчасти сближают его с сюрреализмом, и с русским космизмом; ряд работ 1950-х - 60-х годов могут быть отнесены к направлению супрематизма, причем в последнем случае М.-В. использовал, в том числе, ранее не применявшуюся в этом стиле технику карандашного рисунка.

Наследие

В настоящее время работы Михнова-Войтенко находятся в ряде российских и зарубежных музеев и частных коллекций. Основной фонд его работ хранится у официального наследника - сестры художника.

Выставки
  • 1978 - ДК им. Ф.Дзержинского, Ленинград
  • 1982 - клуб ж.-с.к. "Работники Академии наук СССР", Москва
  • 1989 - Галерея "Хагельстам", Хельсинки, Финляндия
  • 1989 - Галерея областного центра культуры, Ленинград
  • 1998 - Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
  • 2000 - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • 2001 - Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург
  • 2002 - Музей Набокова, Санкт-Петербург
  • 2003 - Галерея «Сэм Брук», Музей Владимира Высоцкого, Москва
  • 2005 - Монако. Выставочный зал Княжества Монако на набережной Антуана I. «Поиск истины. Судьба и искусство Евгения Михнова и Игоря Иванова в России»
  • 2006 - Галерея Navicula Artis, Арт-центр «Пушкинская, 10», Санкт-Петербург
  • 2007 - Галерея "Арт-Диваж", Москва
  • 2010 - Новый Музей, Санкт-Петербург
  • 2013 - Галерея коллекционного искусства DiDi - "Ау, Михнов!", Санкт-Петербург
Альбомы, каталоги выставок
  • Евгений Михнов. СПб, 2002 (серия «Авангард на Неве»)
  • Евгений Михнов. Живопись, графика. Каталог выставки в Монако. СПб, 2005
  • Евгений Михнов-Войтенко.Каталог к выставке Евгения Михнова-Войтенко "Живопись, графика 1950-1980" (М., 2007, "Арт-Диваж").

129 с.; цв. иллюстрации; мягк. переплёт; язык - русский, английский. ISBN 5-86408-264-3

  • Евгений Михнов-Войтенко. Новый музей, 2010.
Литература
  • Кривулин В. Евгений Михнов, или Художник в поисках Белого Квадрата // Он же. Охота на мамонта. - СПб: Русско-Балтийский информ. центр «Блиц», 1998. C. 158-171.
  • Другое искусство. Москва 1956-1988. - М.: ГАЛАРТ - Государственный Центр современного искусства, 2005.
  • Михнов и о Михнове. /сост. Евгения Сорокина. - Спб: ОАО «Искусство России»; Изд-во им. Н. И. Новикова, 2006.
  • Хозикова Л.Е. Евгений Михнов-Войтенко: жизнь вопреки правилам. - СПб,"Деловая информация"; типография "Береста", 2008 *Книга на сайте издательства
  • Альфонсов Владимир. Ау, Михнов! - журнал "Звезда", апрель-май 2011 г. В сентябре 2012 года книга опубликована журналом в виде отдельного издания.
  • Андреева Е.Ю. Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва–Ленинград 1946–1991. Искусство XXI век, 2012
Фильмы
  • «Магнификат» - документальный фильм, 18 мин., 2005 год («Russian Art», СПб, режиссёр Владимир Каминский, композитор Алексей Заливалов)

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2021-12-01