Радхакришнан Сарвепалли (Radhakrishnan, Sarvepalli).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Радхакришнан Сарвепалли.

 ›

Сарвепалли Радхакришнан
хинди सर्वपल्ली राधाकृष्णन
Президент Индии

13 мая 1962 года - 12 мая 1967 года
Вице-президент:Хусейн, Закир
Предшественник:Раджендра Прасад
Преемник:Хусейн, Закир
 
Гражданство: Индия
Рождение:5 сентября 1888(1888-09-05)
Тируттани, Мадрасское президентство, Британская Индия
Смерть:17 апреля 1975(1975-04-17) (86 лет)
Мадрас (ныне Ченнаи), Республика Индия
 
Награды:

Сарвепалли Радхакришнан

Сарвепалли Радхакри́шнан (хинди सर्वपल्ली राधाकृष्णन, род. 5 сентября 1888 года, Тируттани, Мадрасское президентство, Британская Индия, - 17 апреля 1975 года, Мадрас (ныне Ченнаи), Республика Индия) - индийский философ, общественный и государственный деятель. Почётный член Британской академии (1962).

Содержание
  • Биография
  • Мировоззрение
  • Переводы
  • Литература
  • Примечания
Биография

Родился в богатой брахманской семье в селении Тируттани северо-западнее Мадраса. Родной язык - телугу. Окончил Христианский колледж в Мадрасе, бывший сравнительно либеральным и дававшим качественное образование. В 1907 году защитил магистерскую диссертацию «Этика веданты и ее философские предпосылки». Преподавал в ряде индийских колледжей и университетов. Публиковал оригинальные работы и переводы религиозно-философских текстов с санскрита и пали. В 1923 - 27 гг. в Лондоне вышел его капитальный двухтомный труд «Индийская философия» (русский перевод - 1956 - 57 гг.). Читал лекции в Оксфордском, Гарвардском и других западных университетах. В 1931 - 36 гг. вице-канцлер университета Андхры. В 1936 - 39 гг. - профессор религии и этики Востока в Оксфордском университете. В 1939 - 46 гг. - вице-канцлер Индуистского университета в Варанаси (Бенарес).

После провозглашения независимости Индии Радхакришнан занимался не столько философией, сколько общественной и государственной деятельностью. В 1946 г. назначен послом в ЮНЕСКО, в 1949 г. - послом в СССР. Руководил реформами высшего образования в Индии. С 1952 г. - вице-президент, в 1962 - 67 гг. - президент Республики Индия.

Лауреат Темплтоновской премии за прогресс в религии (1975).

Мировоззрение

Статья из разделаФилософия индуизма

Школы

Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Миманса · Веданта
(Адвайта · Вишишта-адвайта · Двайта · Ачинтья-бхеда-абхеда)

Философы и мыслители

Древние
Вальмики · Капила · Патанджали · Гаутама · Канада · Джаймини · Вьяса · Маркандея · Яджнавалкья
Средневековые
Шанкара · Рамануджа · Мадхва · Нимбарка · Вишнусвами · Валлабха · Анандавардхана · Абхинавагупта · Мадхусудана · Намдев · Тукарам · Тулсидас · Кабир · Васугупта · Чайтанья
Современные
Ганди · Радхакришнан · Вивекананда · Рамана Махарши · Ауробиндо · Шивананда · Кумарасвами · Прабхупада · Анандамурти

Портал «Индуизм»

п·о·р

Радхакришнан с самого детства верил в реальность потустороннего мира, лежащего за поверхностью явлений. Получив европейское образование в колониальных учебных заведениях, он высоко ценил западную философию, но с самого начала научной деятельности выступил пропагандистом традиционной философии Индии, доказывая, что она находится по меньшей мере на таком же уровне, как и западная. В магистерской диссертации он выступил против распространенного тогда в Европе мнения, что индийская философия вообще и веданта в частности совершенно не интересуется этическими проблемами. В последующих своих публикациях и особенно в труде «Индийская философия» он старался непредвзято давать изложение точек зрения разных школ, но тем не менее не мог удержаться от оценки их с позиций той философии, которую сам разделял, - адвайта-веданты. Критически относясь к ритуалистическим и догматическим тенденциям в индуизме, он подчеркивал те аспекты, которые приемлемы для западного стиля мышления: антиритуалистическую, чисто духовную направленность Упанишад, попытки многих школ смягчить суровость кастового строя и дать членам низших каст возможность заниматься практикой самоосвобождения. Отмечая близость буддизма к западным учениям агностического и позитивистского толка, он писал, что человеческий ум всё же не может уйти от «сугубо академических» онтологических проблем и замкнуться только на практически полезном: мы неизбежно будем пытаться дать ответы даже на, казалось бы, совершенно неразрешимые вопросы бытия. Отрицательно относясь к материализму, он старался и к нему быть справедливым: не исключал, что взгляды древнеиндийских материалистов были искажены позднейшими комментаторами-идеалистами и что на самом деле индийский материализм не был так грубо гедонистичен.

Занимая руководящие университетские посты в колониальной Индии и участвуя в строительстве Индии независимой, Радхакришнан вводил преподавание естественнонаучных и технических дисциплин (колониальная британская администрация придала индийскому образованию сугубо гуманитарный характер, не подпуская «туземцев» к современной технике). Протестуя против европоцентристского пренебрежения к индийской культуре, он выступал и против консервативных, антизападных сил в Индии. Он писал: «Лично я не сомневаюсь в том, что все попытки с индусской или мусульманской стороны противостоять современной научной и промышленной цивилизации обречены на провал, и я буду смотреть на этот провал без сожаления».

Радхакришнан был убежден, что все вероучения по сути своей едины. Он считал, что развитие мировой религиозной и философской мысли должно привести к появлению универсальной религии, универсальной философии и универсальной морали, и фундаментом их должна будет служить адвайта-веданта.

Переводы
  • Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1-2. М., 1956-1957. (Репринт: СПб., 1994.)
Литература
  • Аникеев Н. П. Философские и социологические взгляды Сарвапалли Радхкришнана // Современная философская и социологическая мысль стран Востока. М., 1965. С.5-33.
  • Литман А. Д. Сарвапалли Радхакришнан. М., 1983.
  • Канаева Н. А. Культурный синтез Сарвепалли Радхакришнана // Живая традиция. К 75-летию Индийского философского конгресса. М., 2000. - C.13-25.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2021-02-26