|
|
Радхакришнан Сарвепалли.
›
Сарвепалли Радхакришнан хинди सर्वपल्ली राधाकृष्णन | |
|
---|
13 мая 1962 года - 12 мая 1967 года |
---|
Вице-президент: | Хусейн, Закир |
---|
Предшественник: | Раджендра Прасад |
---|
Преемник: | Хусейн, Закир |
---|
| Гражданство: | Индия |
---|
Рождение: | 5 сентября 1888(1888-09-05) Тируттани, Мадрасское президентство, Британская Индия |
---|
Смерть: | 17 апреля 1975(1975-04-17) (86 лет) Мадрас (ныне Ченнаи), Республика Индия |
---|
| Награды: |
|
---|
Сарвепалли Радхакришнан |
---|
Сарвепалли Радхакри́шнан (хинди सर्वपल्ली राधाकृष्णन, род. 5 сентября 1888 года, Тируттани, Мадрасское президентство, Британская Индия, - 17 апреля 1975 года, Мадрас (ныне Ченнаи), Республика Индия) - индийский философ, общественный и государственный деятель. Почётный член Британской академии (1962). Содержание- Биография
- Мировоззрение
- Переводы
- Литература
- Примечания
БиографияРодился в богатой брахманской семье в селении Тируттани северо-западнее Мадраса. Родной язык - телугу. Окончил Христианский колледж в Мадрасе, бывший сравнительно либеральным и дававшим качественное образование. В 1907 году защитил магистерскую диссертацию «Этика веданты и ее философские предпосылки». Преподавал в ряде индийских колледжей и университетов. Публиковал оригинальные работы и переводы религиозно-философских текстов с санскрита и пали. В 1923 - 27 гг. в Лондоне вышел его капитальный двухтомный труд «Индийская философия» (русский перевод - 1956 - 57 гг.). Читал лекции в Оксфордском, Гарвардском и других западных университетах. В 1931 - 36 гг. вице-канцлер университета Андхры. В 1936 - 39 гг. - профессор религии и этики Востока в Оксфордском университете. В 1939 - 46 гг. - вице-канцлер Индуистского университета в Варанаси (Бенарес). После провозглашения независимости Индии Радхакришнан занимался не столько философией, сколько общественной и государственной деятельностью. В 1946 г. назначен послом в ЮНЕСКО, в 1949 г. - послом в СССР. Руководил реформами высшего образования в Индии. С 1952 г. - вице-президент, в 1962 - 67 гг. - президент Республики Индия. Лауреат Темплтоновской премии за прогресс в религии (1975). МировоззрениеСтатья из разделаФилософия индуизма | |
Школы Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Миманса · Веданта (Адвайта · Вишишта-адвайта · Двайта · Ачинтья-бхеда-абхеда) | Философы и мыслители Древние Вальмики · Капила · Патанджали · Гаутама · Канада · Джаймини · Вьяса · Маркандея · Яджнавалкья Средневековые Шанкара · Рамануджа · Мадхва · Нимбарка · Вишнусвами · Валлабха · Анандавардхана · Абхинавагупта · Мадхусудана · Намдев · Тукарам · Тулсидас · Кабир · Васугупта · Чайтанья Современные Ганди · Радхакришнан · Вивекананда · Рамана Махарши · Ауробиндо · Шивананда · Кумарасвами · Прабхупада · Анандамурти | |
Портал «Индуизм» п·о·р |
Радхакришнан с самого детства верил в реальность потустороннего мира, лежащего за поверхностью явлений. Получив европейское образование в колониальных учебных заведениях, он высоко ценил западную философию, но с самого начала научной деятельности выступил пропагандистом традиционной философии Индии, доказывая, что она находится по меньшей мере на таком же уровне, как и западная. В магистерской диссертации он выступил против распространенного тогда в Европе мнения, что индийская философия вообще и веданта в частности совершенно не интересуется этическими проблемами. В последующих своих публикациях и особенно в труде «Индийская философия» он старался непредвзято давать изложение точек зрения разных школ, но тем не менее не мог удержаться от оценки их с позиций той философии, которую сам разделял, - адвайта-веданты. Критически относясь к ритуалистическим и догматическим тенденциям в индуизме, он подчеркивал те аспекты, которые приемлемы для западного стиля мышления: антиритуалистическую, чисто духовную направленность Упанишад, попытки многих школ смягчить суровость кастового строя и дать членам низших каст возможность заниматься практикой самоосвобождения. Отмечая близость буддизма к западным учениям агностического и позитивистского толка, он писал, что человеческий ум всё же не может уйти от «сугубо академических» онтологических проблем и замкнуться только на практически полезном: мы неизбежно будем пытаться дать ответы даже на, казалось бы, совершенно неразрешимые вопросы бытия. Отрицательно относясь к материализму, он старался и к нему быть справедливым: не исключал, что взгляды древнеиндийских материалистов были искажены позднейшими комментаторами-идеалистами и что на самом деле индийский материализм не был так грубо гедонистичен. Занимая руководящие университетские посты в колониальной Индии и участвуя в строительстве Индии независимой, Радхакришнан вводил преподавание естественнонаучных и технических дисциплин (колониальная британская администрация придала индийскому образованию сугубо гуманитарный характер, не подпуская «туземцев» к современной технике). Протестуя против европоцентристского пренебрежения к индийской культуре, он выступал и против консервативных, антизападных сил в Индии. Он писал: «Лично я не сомневаюсь в том, что все попытки с индусской или мусульманской стороны противостоять современной научной и промышленной цивилизации обречены на провал, и я буду смотреть на этот провал без сожаления». Радхакришнан был убежден, что все вероучения по сути своей едины. Он считал, что развитие мировой религиозной и философской мысли должно привести к появлению универсальной религии, универсальной философии и универсальной морали, и фундаментом их должна будет служить адвайта-веданта. Переводы- Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1-2. М., 1956-1957. (Репринт: СПб., 1994.)
Литература- Аникеев Н. П. Философские и социологические взгляды Сарвапалли Радхкришнана // Современная философская и социологическая мысль стран Востока. М., 1965. С.5-33.
- Литман А. Д. Сарвапалли Радхакришнан. М., 1983.
- Канаева Н. А. Культурный синтез Сарвепалли Радхакришнана // Живая традиция. К 75-летию Индийского философского конгресса. М., 2000. - C.13-25.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|