Веклич Владимир Филиппович (The Veklich Vladimir Filippovich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Веклич Владимир Филиппович.

 ›

Владимир Филиппович Веклич
укр. Володимир Пилипович Веклич
Дата рождения:

8 ноября 1938(1938-11-08)

Место рождения:

Чернещина, Зачепиловский район, Харьковская область, Украинская ССР, СССР

Дата смерти:

10 августа 1993(1993-08-10) (54 года)

Место смерти:

Киев

Страна:

СССР, Украина

Научная сфера:

Городской электротранспорт

Место работы:

Киев

Учёная степень:

доктор технических наук

Альма-матер:

Харьковский институт инженеров коммунального строительства

Известен как:

Изобретатель троллейбусного поезда

Награды и премии

Владимир Филиппович Веклич

Владимир Филиппович Веклич (8 ноября 1938(19381108), с. Чернещина, Зачепиловский район, Харьковская область -10 августа 1993, Киев) - изобретатель троллейбусного поезда, комплексов и устройств для диагностики технического состояния троллейбусов, ученый в области городского электрического транспорта, доктор технических наук, редактор, член отраслевых академий Украины и России.

Троллейбусный поезд МТБ-82 киевского изобретателя Владимира Веклича перед выездом на испытания в депо № 2 (июнь 1966 года)
Троллейбусный поезд МТБ-82 в киевском депо № 2. Пятое колесо для исследования динамических характеристик поезда
Директор депо Владимир Веклич в рабочем кабинете, 1971 год
Американская техническая делегация посетила депо № 2 для ознакомления с работой троллейбусного поезда 8 августа 1971 года. В центре изобретатель Владимир Веклич.
Поезд из двух троллейбусов Škoda 9Tr соединенных по системе Владимира Веклича с усовершенствованным поворотно-сцепным устройством в Киеве.
Вице-президент АН УССР Виктор Глушков (в центре) в гостях у Владимира Веклича (второй слева) в НИКТИ ГХ, 1978 год
Владимир Веклич проводит совещание по внедрению диагностических комплексов (конец 1980-х)
Отчет директора НИКТИ ГХ Владимира Веклича (слева) перед секретарем ЦК КПУ Борисом Качурою (в центре) о достижениях коллектива института в одиннадцатой пятилетке (второй справа министр ЖКХ Украинской ССР В. Д. Площенко), 1985 год
Защита докторской диссертации Владимиром Векличем в московском Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта (декабрь 1990 года)
Линия диагностики Владимира Веклича во Львове 1985 год
Страница из первого рекламного буклета ЮМЗ Т1 переданного Михаилом Галасем Владимиру Векличу (6 июля 1993 года)
Подарок Михаилу Галасю с посвящением автора
Содержание
  • Биография
    • Научная деятельность
  • Общественно-политическая деятельность
  • Основные работы
  • Награды
  • Литература
  • См. также
  • Ссылки
  • Примечания
Биография

Родился в многодетной крестьянской семье. В 1955 с серебряной медалью закончил Руновщанскую среднюю школу и поступил в Харьковский институт инженеров коммунального строительства, который закончил с отличием в 1960 году. Трудовую деятельность начал заместителем начальника технического отдела, затем работал главным инженером подвижного состава Киевского трамвайно-троллейбусного управления.

В июле 1964 года возглавил Октябрьское троллейбусное депо. В депо впервые в бывшем СССР внедрил дневной технический осмотр троллейбусов с 4-дневным циклом вместо ежесуточного ночного. Это нововведение обеспечило резкое повышение качества технического обслуживания и надежности подвижного состава. Со временем новая технология и организация технологического обслуживания была распространена во всех республиках бывшего СССР.

Следующим шагом молодого 26-летнего директора-новатора стало создание троллейбусного поезда. На изобретение его мотивировал большой дефицит водителей, необходимость повышения рентабельности перевозок и наличие маршрутов с чрезвычайно большим пассажиропотоком (которые преимущественно проходили по загруженным улицам с ограниченной пропускной способностью), с которым не могли справиться одиночные троллейбусы. Решить эти проблемы можно было только применив троллейбусные поезда. На это изобретателю понадобилось два года настойчивой работы, исследований и испытаний своей системы.

Первый в мировой практике троллейбусный поезд был создан Владимиром Филипповичем в киевском депо № 2 из двух троллейбусов марки МТБ-82/82Д. (На рельсовом транспорте первый поезд с управлением по системе многих единиц был создан в 1887 году Фрэнком Спрейгом). Его пробная эксплуатация началась в июне 1966 года на маршруте № 6 города Киева. Поезда МТБ получили широкое распространение. Только в Киеве за период с октября 1967 года до июля 1968 года их было сформировано 48 единиц. Экономический эффект от их внедрения только на маршруте № 6 в Киеве за 1968 год, где использовалось 25 троллейбусных поездов, составил около 160 тыс. руб (в ценах 1968 года это 32 легковые машины Москвич-412).

Позже Владимиром Векличем была усовершенствована его система так, что позволяла быстро (за 3-5 минут) расцеплять троллейбусные поезда МТБ прямо на маршруте между утренними и вечерними часами пик. После разъединения водитель поезда продолжал движение в первом троллейбусе, а водитель следующего за ним поезда пересаживался во второй. Освободившийся поезд оставался на маршруте для отстоя или следовал в депо для профилактического осмотра. По результатам работ им была написана кандидатская диссертация на тему: «Исследование троллейбусов с управлением по системе многих единиц», которая была успешно защищена в 1970 году в Москве. Как отмечала тогда газета «Вечерний Киев» он стал первым в Украине кандидатом технических наук в области городского электротранспорта.

Затем система Владимира Веклича была адаптирована под троллейбусные поезда «Škoda 9Tr», «Киев-2», «Киев-4» и «ЗиУ-9». Совместно с С. Ф. Зуевым было усовершенствовано поворотно-сцепное устройство системы. Поезда были успешно внедрены более чем в 20 городах СССР. Только в Киеве их внедрение позволило высвободить 800 водителей, и дало с начала эксплуатации по конец 1989 года экономический эффект в 12,676 млн.руб.. С помощью троллейбусных поездов на ряде маршрутов реализована провозная способность до 12 тысяч пассажиров в час в одном направлении. За создание троллейбусного поезда, в 1971 году, изобретатель был награждён орденом «Знак Почета».

В 1972 году был выдвинут на должность заместителя директора Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института городского хозяйства (НИКТИ ГХ), а на протяжении 1973-1987 рр. возглавлял коллектив института, с 1987 заместитель директора по научной работе. Под его руководством и непосредственным участием созданы диагностические комплексы, механизированные посты замены агрегатов, системы автоматизированного учета и много другого.

Совместно с В. К. Дьяконовым стал инициатором строительства первой в СССР киевской линии скоростного трамвая. Обобщив полученный в зарубежных поездках передовой опыт создал на отечественной элементной базе систему автоматики и интервального регулирования для линий советского скоростного трамвая.

Летом 1976 года в Киеве на маршруте № 1 им были успешно проведены испытания трехзвенного троллейбусного поезда Škoda 9Tr полной вместимостью 276 пассажиров, однако из-за необходимости для его эксплуатации обособленной полосы движения, изобретатель посчитал более перспективным видом транспорта для такой пассажировместимости скоростной трамвай, над технической частью внедрения которого он в то время активно работал.

Опубликовал 65 научных трудов, в том числе 2 книги, является автором 17 изобретений. По результатам работ по созданию диагностических комплексов для подвижного состава им была написана докторская диссертация на тему: «Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта с применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц», которая была им успешно защищена в 1991 году.

Под научным руководством В. Ф. Веклича была разработана стратегия создания украинского троллейбуса, которая нашла свое воплощение в утвержденной Кабинетом Министров Украины Программе. В соответствии с распоряжением кабмина Украины НИКТИ ГХ был назначен головной организацией по программе создания украинского троллейбуса, а КБ «Южное» - главным разработчиком конструкторской документации. Владимира Веклича назначили научним руководителем, а Михаила Галася главным конструктором украинского троллейбуса. Под их руководством были созданы троллейбусы ЮМЗ Т1 и ЮМЗ Т2.

В совершенстве владел немецким языком. Был всесторонне эрудированным человеком, о чём свидетельствует круг его друзей, в который входили не только представители технической интелигенциии и науки, но и народный артист СССР Юрий Александрович Гуляев, режиссёр Роллан Петрович Сергиенко, заслуженная артистка Украинской ССР Мария Ростиславовна Капнист, поэтесса Лина Васильевна Костенко, заслуженный деятель искусств Украины Василий Васильевич Цвиркунов, народная артистка Украинской ССР Лариса Николаевна Кадырова, сценарист Георгий Евгеньевич Шевченко и кинокритик Леонид Васильевич Череватенко.

Умер 10 августа 1993 года на 55 году жизни. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Научная деятельность
Научные степени
  • Кандидат технических наук (1970), доктор технических наук (1991).
Публикации и редакционная работа
Владимир Веклич - опубликовал 65 научных работ ,в том числе 2 книги, автор 17 изобретений. Главный редактор 77 выпусков: «Наука и техника в городском хозяйстве: республиканский межведомственный научно-технический сборник».
Зарубежное научное сотрудничество
  • Совместно с В. К. Дьяконовым представлял Украину в Международном союзе общественного транспорта / Union Internationale des Transports Publics (UITP) с 1967 года. Побывал во всех ведущих странах Европы. Приобретенный за рубежом опыт обобщил в книге и внедрил во многих троллейбусных и трамвайных депо бывшего СССР. Наиболее значимым результатом перенятого опыта стало строительство Киевского скоростного трамвая.
Общественно-политическая деятельность

Многократно избирался депутатом в районные советы Радянского и Железнодорожного районов города Киева. Во время всех своих каденций возглавлял комиссию по благоустройству района.

Основные работы
  • Веклич В. Ф. Диагностирование технического состояния троллейбусов М.:Транспорт, 1990. - 295 с. - 15 000 экз ISBN 5-277-00934-5.
  • Веклич В. Ф. Новые технические решения на городском электрическом транспорте - К.:Будівельник, 1975. - 60, с. : ил.
  • Г. С. Сафаров, В. Ф. Веклич, А. П. Медведь, И. Д. Юдовский Новая техника в жилищно-коммунальном хозяйстве - Киев : Будівельник, 1988. - 128, с. : ил ; 17 см. - Библиогр.: с. 124-129 (68 назв.). - 3000 экз. - ISBN 5-7705-0097-2
  • Веклич В. Ф. Эффективность применения троллейбусов с управлением по системе многих единиц - Киев: Общество «Знание» УССР, 1969 20 с.
  • Веклич В. Ф. Экономическое и социальное развитие Киева.1976-1980 // редкол.: Алымов А. Н., Веклич В. Ф. и др. - К. : Наукова думка, 1977. - 604 с. В соавторстве.
  • Веклич В. Ф. Экономическое и социальное развитие Киева : основные направления. 1981-1990 / редкол.: Алымов А. Н., Веклич В. Ф. и др. - К. : Наукова думка, 1982. - 533 с. В соавторстве.
  • Веклич, В. Ф. Пневматический привод тормозов троллейбусов, оборудованных для управления по системе многих единиц /О-во «Знание» УССР. Киевский дом Науч.-техн. пропаганды. Семинар «Новая техника и технология на предприятиях Горэлектротранспорта». - Киев : 1969. - 26 с.
  • Веклич В. Ф., Пугачевский К. М., Абелев З. А. Методы и средства ремонта узлов и деталей подвижного состава горэлектротранспорта // Серия: Городской электрический транспорт вып. 34 - М: ЦБНТИ МКХ РСФСР, 1988. - 60 с. ISSN 0135-6429
  • Веклич В. Ф. Будущее украинского троллейбуса // Городское хозяйство Украины. - 1993. - № 3/4. - С. 34-35. - ISSN 0130-1292
  • Веклич В. Ф. Поезд из троллейбусов МТБ-82 с управлением по системе «многих единиц» // Городское хозяйство Украины. - 1967. - № 2. - С. 37-38. - ISSN 0130-1284  (укр.)
  • Веклич В. Ф. Об основных научно-технических проблемах развития городского электрического транспорта // Наука и техника в городском хозяйстве: республиканский межведомственный научно-технический сборник под ред. В. Ф. Веклич - Киев: Будівельник, 1976 Вып.33 -С.3-8.
  • Веклич В. Ф. Зуев С. Ф. Поворотно-сцепное устройство для троллейбусного поезда // Городское хозяйство Украины. - 1973. - № 1. - ISSN 0130-1284  (укр.)
  • В. Ф. Веклич, Л. В. Збарский Проблемы и перспективы развития трамвайного транспорта в Украинской ССР - К.:Общество «Знание» УССР, 1980
  • Веклич В. Ф. Повышение эффективности системы технического обслуживания троллейбусов // Наука и техника в городском хозяйстве: республиканский межведомственный научно-технический сборник под ред. В. Ф. Веклич - Киев: Будівельник, 1983 Вып.54 -С.44-46.
  • Веклич В. Ф. Предпосылки рациональной методики восстановления рессор с использованием диагностической информации. // Всесоюзный научно-теоретический журнал «Техническая диагностика и неразрушающий контроль».-1989. -№ 3.- С.56-60.
Награды
  • Почетный знак ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель» (1956)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Орден «Знак Почёта» (1971)
  • Нагрудный знак «Отличник Гражданской обороны СССР» (1980)
  • Медаль «В память 1500-летия Киева» (1982)
Литература
  • Энциклопедия современной Украины: в 25 т. / Под ред. И. М. Дзюба и др. - Киев : 2005. - Т. 4. - С. 187 - ISBN 966-02-3354  (укр.)
  • Брамский К. А. Первый в мире троллейбусный поезд // Городское хозяйство Украины. - 2013. - № 4. - С. 30-31. - ISSN 0130-1284  (укр.)
  • Козлов К, Машкевич С. Киевский троллейбус - Киев: Кий, 2009 С. 208-225. ISBN 978-966-8825-58-3  (укр.)  (англ.)
  • Впервые в мире (Сборник воспоминаний о Векличе Владимире Филипповиче) /под. ред. К. А. Брамского Киев:2013 - 28 c. 12 ил.  (укр.)
  • Фонова М. «Ракета» Веклича // газета «Вечерний Киев», 2 ноября 1970. - С. 2.  (укр.)
  • Крат В. И. Памяти Владимира Филипповича Веклича // газета «Киевский электротранспорт», 18 ноября 1998 года. - С. 2.  (укр.)
  • Брамский К. А. Светлый ум и величие доктора Веклича // Городское хозяйство Украины. - 2003. - № 4. - С. 44-45. - ISSN 0130-1284  (укр.)
  • Брамский К. А. Украинский троллейбус начинался так… // Городское хозяйство Украины. - 2005. - № 3. - С. 37-40. - ISSN 0130-1284  (укр.)
  • Брамский К. А. Троллейбусное депо № 2 столицы Украини - Киев −2006 - С. 10  (укр.)
  • Ольшанский М. А. и др. Киевский троллейбус К.:Реклама, 1985 - 24 с.
  • Бейкул С. П. Брамский К. А. Киевский трамвай 1892-1992. К столетию со дня пуска в эксплуатацию К.:Будівельник, 1992 - С. 71 Тираж 10 000 экз. ISBN 5-7705-0495-1 (укр.)
  • Крат В. И. Владимир Филиппович Веклич // Коммунальное хозяйство городов. Киев: Техника - 1998. - № 17. - С. 3-9. - ISSN 0869-1231  (укр.)
  • Брамский К. А. Троллейбусный поезд Владимира Веклича // газета «Всеукраинская техническая газета», 11 декабря 2003 р.  (укр.)
  • Брамский К. А.Киевский троллейбус в истории и перспективе // газета «Всеукраинская техническая газета», 22 сентября 2005 р. С. 6-7.  (укр.)
  • Памяти товарища // газета «Киевский электротранспорт», 25 августа 1993 года. - С. 2. (укр.)
  • Брамский К. А. История электротранспорта города Киева в лицах К: 2001 - 60 с., 17 ил.  (укр.)
  • Брамский К. А. Технический отдел киевского трамвайно-троллейбусного управления К: 2013 - 26 с., 30 ил.  (укр.)
См. также
  • Троллейбус
  • Система Владимира Веклича
  • Города СССР, где работали поезда из троллейбусов, соединенных по системе Владимира Веклича
  • Первая в СССР опытно-исследовательская диагностическая линия Владимира Веклича в Киеве
  • Первая в СССР опытно-промышленная линия диагностики Владимира Веклича во Львове
  • Киевский троллейбус
  • Рижский троллейбус
  • Таллинский троллейбус
  • Троллейбусные поезда
  • Троллейбусные поезда МТБ-82
  • Троллейбусные поезда Škoda 9Tr
  • Троллейбусные поезда ЗиУ-9
  • Троллейбусные поезда Киев-2
  • Троллейбусные поезда Киев-4
  • Спрейг, Фрэнк Джулиан
  • Киевское троллейбусное депо № 2
  • Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства
  • Киевский скоростной трамвай
  • Киевский завод электротранспорта
  • Рижский вагоностроительный завод
  • Галась, Михаил Иванович
  • ЮМЗ Т1
  • ЮМЗ Т2
Ссылки
  • Статья Олег Бодня Троллейбусные поезда Краснодара. На сайте «www.kubtransport.info». Проверено 18 мая 2015. Архивировано из первоисточника 20 мая 2015.
  • Статья Дмитрий Слинько Догоняя прогресс. Как Киев решал проблему транспорта. На сайте журнала «Корреспондент». Проверено 22 мая 2015. Архивировано из первоисточника 30 мая 2015.
  • В 1966 году Владимир Веклич ... Страница на сайте «thePo.st». Проверено 22 мая 2015. Архивировано из первоисточника 31 мая 2015.
  • Уроженец Харьковской области протестировал своё изобретение- троллейбусный поезд -этот день в истории. Страница на сайте «Главное». Проверено 12 июня 2015. Архивировано из первоисточника 12 июня 2015.
  • Страница «Памяти Веклича Владимира Филипповича посвящается» на сайте коорпорации «УКРЕЛЕКТРОТРАНС»  (укр.). Проверено 8 ноября 2013. Архивировано из первоисточника 9 июля 2015.
  • По маршруту киевких дорог. Страница на сайте «mycorso.ru». Проверено 13 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 14 июня 2015.
  • Статья Андрей Бутковский Троллейбус. Подвижной состав. Skoda-9Tr. На сайте «Харьков транспортный». Проверено 31 декабря 2007. Архивировано из первоисточника 26 июня 2015.
  • Статья Андрей Бутковский Троллейбус. Подвижной состав. КТБ-1 («Киев-2») и К-4 («Киев-4»). На сайте «Харьков транспортный». Проверено 31 декабря 2007. Архивировано из первоисточника 26 июня 2015.
  • Статья Андрей Бутковский Троллейбус. Подвижной состав. ЗИУ-682. На сайте «Харьков транспортный». Проверено 31 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 26 июня 2015.
  • Статья Экскурс в историю: Киев мог стать главным городом по производству троллейбусов в СССР. Страница на сайте «Авто консалтинг»
  • Статья История троллейбуса: От первых тестов до наших дней. На сайте Витебского трамвайно-троллейбусного управления. Проверено 31 декабря 2014. Архивировано из первоисточника 16 июля 2015.
  • Развитие общественного транспорта. Страница на сайте «Приглашает Киев». Проверено 12 февраля 2015. Архивировано из первоисточника 22 мая 2015.
  • Статья Роман Миневич Уважаемый «рогоносец»: прошлое, настоящее и будущее столичного троллейбуса. Страница на сайте «Наш Киев». Проверено 14 апреля 2014. Архивировано из первоисточника 25 июня 2015.
  • Статья «100 удивительных фактов о Киеве» Страница на сайте «ToursDeKiev.com.ua». Проверено 25 декабря 2014. Архивировано из первоисточника 17 июля 2015.
  • Статья «Первый российский троллейбус» на сайте «Эволюция». Проверено 16 июля 2012. Архивировано из первоисточника 3 июля 2015.
  • Статья Сергей Богатиков «Транспортная смета» на сайте транспортного обозрения «Сириус». Проверено 11 июля 2015. Архивировано из первоисточника 17 июля 2015.
  • Страница «Троллейбус» на сайте «Троллейбусы России»
  • Страница на сайте любителей троллейбусов
  • Страница «Троллейбус» на сайте «Надо знать»
  • Страница «История развития общественного транспорта города Киева» на сайте «kievtransport.com.ua»  (укр.)
  • Страница на сайте Транспорт России
  • Страница «История троллейбуса» на сайте «Центра Пассажирских Перевозок»
  • Статья «Завтра без шампанского в троллейбус не садитесь». Страница на сайте газеты «Сегодня». Проверено 4 ноября 2000. Архивировано из первоисточника 9 июля 2015.
  • Страница на сайте Стефана Машкевича «Памяти киевских трамваев»
  • Страница на сайте /www.effecton.net

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2021-10-20