Гюллень-Сор Фелицата Виржиния (Gyullen-SOR Felicity Virginia).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


Обмен детскими садами

 

Гюллень-Сор Фелицата Виржиния.

 ›

Фелицата Гюллень-Сор
Félicité Hullin Sor
Имя при рождении:

Félicité Virginie Richard (Фелицата Виржиния Ришар)

Дата рождения:

9 марта 1805

Место рождения:

Париж, Франция

Дата смерти:

не ранее 1850

Место смерти:

Москва, Российская империя

Профессия:

артистка балета, балетмейстер, балетный педагог

Гражданство:

 Франция

Годы активности:

1812-1838

Псевдонимы:

Félicité Hullin, Félicité Hullin-Sor, Фелицата Виржиния Гюллень-Сор

Театр:

балетные труппы Европы, Большой театр


Фелица́та Виржи́ния Гюлле́нь-Сор, урождённая Ришар (фр. Félicité Virginie Hullin Sor (Richard) ); 1805, Париж - после 1850, Москва (точная дата смерти неизвестна, Российский Энциклопедический словарь называет 1850 год , англ. Словарь псевдонимов - ок. 1860 ) - балерина, балетмейстер и педагог, представительница французской школы классического танца, сыгравшая большую роль в формировании Московской балетной школы.

Содержание
  • Биография
  • Репертуар
  • Постановки
  • Примечания
Биография

Происходит из балетной семьи. Её первым педагогом был отец, известный танцовщик и балетмейстер, ученик Ж.-Ж. Новерра, Жан-Батист Гюллень (наст. имя - Жан Ришар). Затем занималась у знаменитого танцовщика и педагога Жана-Франсуа Кулона, который после 1807 года вёл класс усовершенствования в Парижской Опере.

В 1812 году дебютировала в «Национальном Театре», как тогда называлась Парижская Опера. Между 1813 и 1815 вышла замуж за гитариста и композитора Фернандо Сора, вскоре после замужества родила дочь Катрин. В 1816 вслед за мужем, который покинул Париж годом ранее, Фелицата переехала в Лондон. Так как их брак некоторое время хранился в тайне ради продолжения успешной карьеры обоих супругов, продолжала выступать под псевдонимом, взятым ещё её отцом. Дополнила его фамилией мужа, став Гюллень-Сор, только после успеха балета Сора «Сендрильона», который был написан специально для неё.

В 1823 году получает приглашение от директора Императорского Московского театра камергера Ф. Ф. Кокошкина и семья Соров вместе с родственником Фелицаты (младшим братом Жана Ришара, либо его сыном), танцовщиком Жозефом Ришаром, также получившим ангажемент, переезжает в Москву.

Здесь заявила о себе как о талантливой танцовщице, исполняя лирико-комедийные роли, требовавшие выразительной пантомимной игры. Журнал «Вестник Европы» (№ 18, октябрь 1823) отмечал: «Госпожа Гюллень-Сор смело выдержит сравнение с нашими ученицами Терпсихоры, которые, однако ж, и сами не испугаются сравнения в некоторых пунктах, хотя, впрочем, они же не сочтут излишним кое-что и перенять у парижской гостьи…» Известный литератор С. Т. Аксаков восторженно писал о её исполнении: «Она восхитила нас, мы ни в ком не видывали такого счастливого соединения силы и приятности, чистоты и выразительности. Все движения её исполнены жизни»..

Начав работать в Московской императорской труппе, Гюллень-Сор не только исполняла заглавные партии в балетах, но и практически сразу же стала проявлять себя как постановщик, став первой в России женщиной - постановщиком балетов .

В 1823-1824 была приглашена князем Юсуповым, имевшим собственный Крепостной театр в Архангельском, педагогом и балетмейстером-постановщиком в его театральную труппу.

В 1824 году совместно с Иваном Лобановым перенесла на московскую сцену популярный балет своего супруга «Сандрильона» (Золушка), взяв за основу хореографию Альбера. Премьера состоялась 31 января 1824 в Театре на Моховой (в то время здание Большого театра на Петровской площади ещё только строилось, и представления Императорского Московского театра давались преимущественно на этой сцене), в главной роли была сама балерина.

В день открытия московского Большого театра, 6 января 1825 года, этот балет шел вторым отделением, вслед за специально поставленным по торжественному поводу представлением-прологом «Торжество муз», где Гюллень-Сор исполняла роль музы Терпсихоры. Музыкальный критик В. Одоевский писал об этом событии: «Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе». Программа открытия была повторена и на следующий день, 7 января 1825 года.

Заняв положение прима-балерины Московской балетной императорской труппы, Ф. Гюллень-Сор сыграла огромную роль в становлении и формировании Московского балета. До этого московская императорская труппа ставила балеты, уже прошедшие в петербургском отделении императорских театров, и занимала вторичное место в русском балете. Фелициата Гюллень-Сор стала переносить на московскую сцену балеты европейских постановщиков, в которых она танцевала в Париже и Лондоне. По ее требованию московская императорская труппа отказалась от перенесения на московскую сцену спектаклей петербургского театра, пополняя репертуар постановками, в которых блистала Гюллень-Сор.

Особое развитие московский балет получил с началом реакции на восстание декабристов в Петербурге в 1825 году. После восстания приближенный ко двору Петербург еще долго испуганно расценивал любое проявление свободы и самоличные контакты с Европой как «вольнодумство» и «смуту», в то время как удаленная от царедворцев Москва жила собственной жизнью и сохраняла определенные свободы. Возможности Московской императорской труппы оказались значительно шире, её сцена использовала новые балетные достижения, европейские сценические новшества и все то, что категорически не допускала Петербургская. «Различия в направленности петербургского и московского балета приобретают все более резкий характер, приводя зачастую к полному расхождению во взглядах на одно и то же сценическое произведение, на толкование одного и того же образа. Отсюда возникли те противоречия между Петербургом и Москвой, которые в значительной степени нарушали планомерное развитие русского балета» - писал балетный теоретик Ю.Бахрушин. Так же считает и педагог балета Диана Хазиева: «В менее чопорной Москве сильнее проявлялись, так сказать, демократические тенденции: ставились, например, комические балеты из крестьянской жизни, которые в северной столице были редкостью». Возможности, предыдущий опыт и европейские связи Ф. Гюллень-Сор оказались как нельзя кстати в создавшейся ситуации. Помимо переноса на сцену Большого театра европейских балетных спектаклей она немало постановок осуществила самостоятельно. Неоднократно ездила в европейские театры, где ее помнили, результатом поездок становились новые постановки на сцене московского Большого театра; впервые на московской балетной сцене в ее постановках стали проявляться черты начинающегося в балете романтизма, поэтому отечественная балетная критика называет ее хореографом преромантического направления, хотя и относит к классической хореографии. В 1836 г. совместно Гюллень-Сор ездила в Париж и ее ученица Е.Санковская, которую она знакомила с европейским балетом и искусством балерин М. Тальони, К. Гризи, Ф. Эльслер.

С 1825 по 1838 год преподавала в Московском театральном училище, где среди её учениц были Г. И. Воронина (будущий педагог П. П. Лебедевой), Т. С. Карпакова, Е. А. Санковская. Говоря о значении ее педагогической деятельности, Балетная энциклопедия сообщает: «Пластика и техника балета эпохи романтизма стали известны благодаря балерине и педагогу Ф. И. Гюллень-Сор».

В 1827 году рассталась с мужем: Фернандо Сор вернулся в Париж, тогда как карьера Фелицаты навсегда осталась связана с Россией и Москвой, где она прожила до конца своих дней, приняв российское подданство.

Оставила сцену в 1835 году, закончила педагогическую деятельность в училище в 1838 году. В 1839 году, после смерти супруга, вышла замуж за профессора Гертеля, после чего обозначалась в официальных бумагах как Гюллень-Гертель Фелицата Ивановна. В конце жизни преподавала в Екатерининском институте.

Среди московских адресов Ф.-В. Гюллень-Сор - Петровка, 15 (дом не сохранился). Кроме того, какое-то время она проживала в доме № 8 по Большой Дмитровке, в начале 1830-х годов числившемся за Дирекцией Императорских театров и где жили воспитанники Московской театральной школы и её преподаватели.

Репертуар

Выступала в постановках балетмейстеров П. Гарделя («Амур и Психея»), Ж. Омера («Поль и Виргиния»), Ф. Альбера («Сандрильона»); в Большом театре: 26.8.1828 - Эдельмона («Отелло, или Венецианский мавр», балетм. Ф. Бернаделли по хореографии C. Вигано); 1829 - Флора («Зефир и Флора», композиторов К. А. Кавоса и Н. Е. Кубишты); 24 января 1835 года - Китри («Дон Кихот» (Les Noces de Gamache), в своей же постановке по хореографии Л.Милона); 11 декабря 1831 - Аспазия («Чёрная шаль, или Наказанная неверность» на сборную музыку по стихам А. С. Пушкина, балетмейстер А. П. Глушковский).

Постановки
  • 1824 - «Сандрильона» Ф. Сора, по хореографии Ф. Альбера (Albert, наст.имя François-Ferdinand Decombe), совместно с И. К. Лобановым, Театр на Моховой; спектакль неоднократно возобновлялся в Большом театре
  • 1829 - «Амур и Психея» на сборную музыку, по хореографии П. Гарделя, совместно с И. К. Лобановым
  • 1832 - «Поль и Виргиния», балет А. Дарондо по Ж. Омеру (фр.: Jean-Pierre Aumer)
  • 1832 - «Венецианский карнавал» по хореографии Л.Милона (музыка сборная)
  • «Геркулес и Омфала»
  • 1834 - «Женщина-лунатик, или Сомнамбула» Ф. Герольда
  • 1834 - «Забавы султана, или Продавец невольников» А. Е. Варламова;
  • 24 января 1835 года - «Дон Кихот Ламанчский, или Свадьба Гамаша», композитор Ф.Лефевр, по Милону, сама исполнила партию Китри
  • 15 апреля 1836 - «Фенелла», балет в 4 актах на музыку оперы «Фенелла» («Немая из Портичи») Д. Ф. Обера
  • 6 сентября 1837 - «Сильфида» (по Ф. Тальони, музыка Ж. Шнейцхоффера).
  • 1838 - «Хитрый мальчик и людоед» («Мальчик-с-пальчик») А. С. Гурьянова и А. Е. Варламова
  • 1839 - «Розальба»

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2020-10-21