Происходит из влиятельной английской семьи, связанной с искусством. Дед Джеймса Баттервика, один из самых известных специалистов по серебру в мире, считался лучшим специалистом по английскому серебру и был одним из директоров аукционного дома «Сотбис». В Итонском колледже, где позже учился Джеймс Баттервик, его дед преподавал латынь и греческий язык. Коллекция деда, в которой были живопись, книги и серебро, частично перешла к его дочери - матери Джеймса Баттервика. Крёстный отец Баттервика, с которым тот много общался, был президентом отделения «Сотбис» в Нью-Йорке и также обладал большой коллекцией. Родители Джеймса поддерживали в нём интерес к искусству и коллекционированию.
В 1976-1980 годах Джеймс Баттервик учился в Итонском колледже, затем - на факультете искусств Университета Восточной Англии (англ.)русск. в Норидже. В 1982-1986 годах окончил курс по истории искусств и русскому языку Бристольского университета. Студентом Бристольского университета увлёкся русской литературой.
В 1985 году был направлен из Бристольского университета на шестимесячную стажировку в Минск и Пятигорск, после которой окончательно решил заниматься исключительно русским искусством.
В 1985 году я впервые попал в Советский Союз - приехал на стажировку в Минск, зашёл в местный музей и увидел массу роскошных картин. Тогда же подумал, что на Западе этим направлением никто не увлекается, и по возвращении в Британию стал заниматься русским искусством конца XIX - начала XX века.
В 1994 году переехал в Москву. Впоследствии вернулся в Англию, но не реже двух раз в год бывает в России. В последние годы распространил свою деятельность также и на Казахстан.
За пределами России было мало работ этого периода, и в 1994 году я переехал в Москву. Работал на арт-рынке в качестве дилера, это было безумно интересное время и сумасшедший бизнес. У меня покупали президенты корпораций и банков. В 1990-х Россия была свободной страной, куда менее лицемерной, чем Британия. Но всё-таки в Англии более-менее соблюдаются законы, и я предпочёл вернуться туда.
Как арт-дилер формирует частные коллекции.
Подбор работ определяется не моими личными пристрастиями, у меня хладнокровный взгляд на вещи. Арт-дилеры часто говорят, что выбирают сердцем. Это не так. Надо продавать то, что востребовано, а иначе не имеет смысла заниматься бизнесом.
В личную коллекцию Баттервика входят работы Михаила Врубеля, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Григорьева, Александра Волкова, Александра Богомазова и др. Произведения из личного собрания Баттервика участвуют в крупнейших музейных выставках.
Было время исключительно коллекционирования, созерцания. А однажды в Москве мне предложили картину Врубеля, слишком дорогую для меня. Портрет его психиатра на фоне иконы, уникальная вещь. Последняя его картина. В 1995 году за нее просили 60 тыс. долларов. Недорого. Я ночами не спал, думая об этой работе, об источниках средств для её покупки. С того момента я пришёл к тому, что стану и коллекционером, и дилером. Готов расстаться практически с любой картиной из моей коллекции, когда есть правильное предложение.
В последние годы Баттервик увлёкся как коллекционер графикой советского нонконформизма второй половины ХХ века.
В 2007 году Джеймс Баттервик занимался созданием частного музея в Москве.
По мнению редакции российского сайта OpenSpace.ru (ныне Colta.ru), Джеймс Баттервик - «один из наиболее авторитетных специалистов по русскому искусству 1880-1920-х годов на Западе».
СемьяЖена, трое детей.