Доброленский Юрий Павлович (Dobryanskiy Yuri Pavlovich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Доброленский Юрий Павлович.

 ›

Юрий Павлович Доброленский
Дата рождения:

28 (15) августа 1917(1917-08-15)

Место рождения:

Судак, Таврическая губерния, Россия

Дата смерти:

4 ноября 1993(1993-11-04) (76 лет)

Место смерти:

Москва

Страна:

СССР, Россия

Научная сфера:

Электротехника, Авиация

Место работы:

Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е.Жуковского, НИИ авиационной и космической медицины

Учёная степень:

Доктор технических наук

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Уральский индустриальный институт, Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского

Награды и премии

Доброленский Юрий Павлович (1917-1993) - учёный в области авиационной электротехники, автоматического управления и авиационной эргономики; генерал-майор авиации (1967), профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1981).

Содержание
  • Биография
  • Основные сочинения
  • Литература
Биография

Родился 28 (15) августа в городе Судак Таврической губернии (ныне - Автономная Республика Крым, Украина) в семье статского советника, директора гимназии П. П. Доброленского. В 1931 году окончил с золотой медалью школу-семилетку в г. Павлово-на-Оке Нижегородской (Горьковской) области. После этого работал на заводе «Красное Сормово» (г. Горький), получил квалификацию слесаря 4-го разряда. Окончил рабфак. В 1937 году сдал на «отлично» вступительные экзамены в Московский энергетический институт, однако не был принят «по социальному происхождению». Был зачислен на энергетический факультет Уральского индустриального института (УИИ, г. Свердловск, ныне Уральский государственный технический университет им. Б. Н. Ельцина). К лету 1941 года окончил 4 курса УИИ, неоднократно поощрялся за отличную учёбу (Сталинский стипендиат).

Летом 1941 года мобилизован, сначала в артиллерийское училище, а в декабре 1941 года - в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского (курс «Б»), находившуюся в это время в эвакуации в Свердловске. В академии в это время проходил интенсивный набор студентов старших курсов университетов и технических вузов в целях ускоренной подготовки инженеров для авиационных частей (курсы «А» и «Б»). В числе других слушателей факультета электроспецоборудования Ю. П. Доброленский проходил стажировку в действующей армии, в частях авиации дальнего действия. На вооружении этих частей состояли поставлявшиеся по ленд-лизу американские бомбардировщики B-25, имевшие сложное электрооборудование (к тому же все инструкции были на английском языке). Слушатели академии оказали существенную помощь инженерам строевых частей в работе с новой техникой, а в дипломных проектах слушателей нашли отражение идеи по усовершенствованию электрооборудования самолёта (в частности, в дипломном проекте Ю. П. Доброленского был разработан электропривод пулемётной турели). В 1943 г. вместе с вернувшийся из эвакуации академией Ю. П. Доброленский переехал в Москву. В ноябре 1944 года окончил с отличием факультет электроспецоборудования (присвоена квалификация «инженер-электрик ВВС» и воинское звание «старший лейтенант инженерно-технической службы») и поступил в адъюнктуру. Инженер-капитан (1945).

На факультете электроспецоборудования (в дальнейшем - электротехнический факультет) Ю. П. Доброленский оказался в числе учеников выдающегося русского учёного, академика В. С. Кулебакина - основоположника отечественной авиационной электроэнергетики, создателя крупной научной школы по электротехнике и электроэнергетике в академии им. Н. Е. Жуковского. Под руководством В. С. Кулебакина Ю. П. Доброленский защитил и дипломную, и диссертационную работу. После окончания адъюнктуры и защиты кандидатской диссертации (1948) - на преподавательской и научно-исследовательской работе в академии, доцент (1952). С 1954 г. заместитель начальника, с 1960 по 1964 г. - начальник кафедры авиационной электротехники. Воинские звания: инженер-майор (1948), инженер-подполковник (1953), инженер-полковник (1956).

Ю. П. Доброленский вёл большую преподавательскую работу по электротехнической подготовке авиаинженеров, а также продолжал активно заниматься научными исследованиями. От задач электромашинной автоматики авиационного вооружения, рассмотренных в кандидатской диссертации, он перешёл к более широкому кругу вопросов - разработке принципов телеуправления системами авиационного оборудования и вооружения, а в дальнейшем - к теории автоматического управления полётом. Многие важные результаты им были получены в содружестве с Г. С. Поспеловым - выдающимся учёным в области автоматического управления, впоследствии академиком РАН. Это направление в 1950-е годы было чрезвычайно актуальным, происходило становление (в первую очередь благодаря усилиям учёных академии - Г. С. Поспелова, А. А. Красовского и многих других) новой научной дисциплины - авиационной автоматики и телемеханики. В 1963 г. Ю. П. Доброленским в соавторстве с В. И. Ивановой и Г. С. Поспеловым был написан первый в нашей стране учебник по системам автоматического управления авиационным вооружением - «Автоматика управляемых снарядов». Итогом этого цикла исследований стала защита докторской диссертации в 1965 году.

В 1964 году Ю. П. Доброленский был назначен начальником электротехнического факультета (с 1973 г. - факультет авиационного оборудования) и возглавлял его более 20 лет (до 1985 г.). Профессор (1966), генерал-майор-инженер (1967, с 1984 после упразднения инженерных званий - генерал-майор авиации). За эти годы под его руководством и при его непосредственном участии произошло становление и развитие ряда новых дисциплин факультета, разработка и реализация планов подготовки инженеров по ряду новых специальностей. Так, в 1966 г. на факультете была создана кафедра электронной автоматики и телемеханики (первый начальник - Ю. А. Кочетков), в 1978 г. - кафедра автоматизированных систем управления ВВС (первый начальник - В. Г. Тарасов), в 1980 г. - кафедра оптико-электронных средств воздушной разведки (первый начальник - Б. И. Петрин). Совершенствовалась также подготовка по базовой специальности факультета - электротехнической. В 1974 году Ю. П. Доброленским с соавторами был написан учебник «Авиационная электротехника». На факультете прошли обучение и защитили дипломы и диссертации многие лётчики-космонавты СССР (в том числе первая женщина-космонавт В. В. Терешкова).

Научные же интересы самого Ю. П. Доброленского в 1960-е годы концентрируются на проблемах динамики полёта самолёта в турбулентной атмосфере (в 1969 г. вышла его монография «Динамика полёта в неспокойной атмосфере») и обеспечения безопасности полёта в этих условиях с помощью систем автоматического управления. Цель этих работ, проводившихся большим коллективом сотрудников академии, состояла в наилучшем согласовании характеристик технических устройств с возможностями лётчика (система «лётчик - самолёт»). Особенно широко эти исследования были развёрнуты в 1970-е годы совместно с Институтом авиационной и космической медицины (ныне НИИ военной медицины), возглавляемом в то время В. А. Пономаренко. В результате многочисленных экспериментов с участием лётчиков были исследованы психологические аспекты деятельности лётчика (в том числе в особых случаях полёта и при автоматизации управления полётом), разработаны методы оценки самолётных систем отображения информации о параметрах полёта в связи с характерными ошибками лётчиков, и т. д. Результаты этих исследований опубликованы в книгах «Методы инженерно-психологических исследоваий в авиации» (1975), «Профессия - лётчик» (1985) и др. Работы, выполненные в этой области Ю. П. Доброленским с коллегами в 1970-1980-х годах (и продолженные в дальнейшем их учениками), стали фундаментальным вкладом в развитие инженерной психологии и авиационной эргономики.

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1981).

С 1985 года в отставке, продолжал научную и преподавательскую деятельность в академии, работал профессором кафедры электрооборудования. Продолжал читать лекции по курсу «Авиационная электротехника», в 1987 г. под его редакцией вышел новый вариант учебника по этой дисциплине, а в 1989 г. - книга «Авиационное оборудование», в которой были систематически изложены принципы работы и устройство самолётных систем электроэнергетики, автоматики, управления, отображения информации и т.д. Эта книга и в настоящее время является одним из основных и наиболее цитируемых изданий по данной тематике.

В 1991 году уволился из академии и перешёл на работу в Институт авиационной и космической медицины. Работал над подготовкой энциклопедического справочника по авиационной эргономике и экологии (вышел в 1997 г.)

Умер 4 ноября 1993 года. Похоронен на Рублёвском кладбище в Москве.

Награждён 2 орденами Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, многими медалями.

Основные сочинения

• Доброленский Ю. П., Иванова В. И., Поспелов Г. С. Автоматика управляемых снарядов / Под. ред. Поспелова Г. С. - М.: Оборонгиз, 1963. • Доброленский Ю. П. Динамика полёта в неспокойной атмосфере - М.: Машиностроение, 1969. • Основы авиационной электротехники и электрических измерений / Под. ред. Нагорского В. Д. - М.: Изд-во ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1970. • Доброленский Ю. П., Нагорский В. Д., Широков Н. Г. Авиационная электротехника, в 2 ч. / Под. ред. Давидова П. Д. - М.: Изд-во ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1974. • Доброленский Ю. П., Завалова Н. Д., Пономаренко В. А., Туваев В. А. Методы инженерно-психологических исследований в авиации / Под. ред. Доброленского Ю. П. - М. Машиностроение, 1975. • Пономаренко В. А., Лапа В. В. Профессия - лётчик. Психологические аспекты / Под. ред. Доброленского Ю. П. - М.: Военное изд-во, 1985. • Авиационная электротехника / Под ред. Доброленского Ю. П. - М.: Изд-во ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1987. • Авиационное оборудование / Под. ред. Доброленского Ю. П. Серия «Боевая авиационная техника» - М.: Военное изд-во, 1989. • Энциклопедический справочник по авиационной эргономике и экологии / Под. ред. Ступакова Г. П., Сыроватко В. Г., Балуева О. Т. - М.: Изд-во ИП РАН, 1997.

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05