Литтл Роберт (Little Robert).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Литтл Роберт.

 ›

Роберт Александер Литтл
англ. Robert Alexander Little
Капитан Роберт Александер Литтл
Прозвище

«Рикки» (англ. «Rikki»)

Дата рождения

19 июля 1895(1895-07-19)

Место рождения

Хоторн, Мельбурн, Виктория, Австралия

Дата смерти

27 мая 1918(1918-05-27) (22 года)

Место смерти

Не-ле-Мин, Не-ле-Мин, Па-де-Кале, Нор - Па-де-Кале, Франция

Принадлежность

Австралия АвстралияВеликобритания Великобритания

Род войск

Королевская ВМАС (1916-1917)
Королевские ВВС (1918)

Годы службы

1916-1918

Звание

Капитан

Часть

8-й эскадрон КВМАС (1916-1917)
203-й эскадрон КВВС (1918)

Сражения/войны

Первая мировая война
 • Западный фронт

Награды и премии

Великобритания:


Франция:


Роберт Александер Литтл

Роберт Александер Литтл (англ. Robert Alexander Little; 19 июля 1895, Хоторн, Мельбурн, Виктория, Австралия - 27 мая 1918, Не-ле-Мин, Не-ле-Мин, Па-де-Кале, Нор - Па-де-Кале, Франция) - австралийский лётчик-ас, рассматривающийся как наиболее успешный пилот времён Первой мировой войны, по официальным данным, одержавший сорок семь побед.

Родившись в штате Виктория, в 1915 году Роберт отправился в Великобританию, где за свой счет прошёл лётную подготовку ещё до вступления в Королевскую военно-морскую авиационную службу. После отправки на Западный фронт в июне 1916 года, в составе 8-го эскадрона он летал на таких самолётах как «Sopwith Pup», «Sopwith Triplane» и «Sopwith Camel». В течение года Литтл достиг тридцати восьми побед, получив Орден «За выдающиеся заслуги» с застёжкой и Крест «За выдающиеся заслуги» с застёжкой, а также французский Военный крест. После отпуска летом 1917 года, в марте 1918 года он добровольно вернулся на фронт, где достиг ещё девяти побед в составе 3-го эскадрона (позже 203-й эскадрон Королевских ВВС), прежде чем в возрасте двадцати двух лет был убит в бою в ночь на 27 мая под Не-ле-Мином.

Содержание
  • Биография
    • Молодые годы, семья и образование
    • На Первой мировой войне
      • На Западном фронте
      • Личностные качества
      • Последние дни
  • Память
  • Примечания
  • Источники
  • Ссылки
Биография
Молодые годы, семья и образование

Роберт Александер Литтл родился 19 июля 1895 года в пригороде Мельбурна - Хоторне (англ.)русск., в в семье продавца медицинских и хирургических книг Джеймса Литтла и его жены Сьюзан (ранее Смит, урождённая Соломон). Мать была родом из Виктории, а отец был по происхождению канадским шотландцем, приехавшим в Мельбурн в конце 1880-х годов. Роберт был одним из их четырёх детей в семье, и вместе с младшим братом Джеймсом поступил в Шотландский колледж (англ.)русск.. Не будучи очень успешным на занятиях, но ставший медалистом соревнований по плаванию, в 15 лет Роберт бросил учёбу и в качестве коммивояжера продолжил бизнес своего отца. Когда в августе 1914 года началась Первая мировая война, он жил со своей семьей в Виндзоре (англ.)русск..

На Первой мировой войнеНа Западном фронте

Рано заинтересовавшись авиацией, Литтл решил поступить в Центральную лётную школу (англ.)русск. Армии Австралии в Пойнт-Куке (англ.)русск., но из-за наличия только четырёх вакансий, его кандидатура была отвергнута вместе с сотнями других. После этого, в июле 1915 года он решил самостоятельно отправиться в Великобританию и стать квалифицированным пилотом за свой счет. Получив в октябре летный сертификат Королевского аэроклуба (англ.)русск. в Хендоне, 14 января 1916 года он присоединился к Королевской военно-морской авиационной службе (англ.)русск. в качестве лётного младшего лейтенанта 8-го эскадрона (англ.)русск.. В то время он сильно страдал от воздушной болезни, скорее всего, вызванной дымом от касторового масла, использовавшегося в качестве смазки для двигателя в самолете, на котором он вылетел в Англию.

В июне 1916 года Литтл прибыл во Францию - на службу в 1-е военно-морское крыло в Дюнкерке, где он первоначально летал на бомбардировщике «Sopwith 1½ Strutter». 16 сентября он женился на Вере Гертруде в Конгрегационалистской церкви Дувра. В следующем месяце он был отправлен в 8-й эскадрон на Западном фронте, где приступил к полётам на «Sopwith Pup» вместе с австралийским товарищем Стэнли Гоблом (англ.)русск.. 23 ноября Литтл одержал свою первую победу, уничтожив вражеский двухместный самолёт к северо-востоку от Ла-Бассе. 11 и 12 ноября он сбил по одному самолёту, 20 декабря сбил ещё один, а 1 января 1917 года сбил вражеский разведывательный самолёт, в результате чего к февралю на его счету было четыре победы, вследствие чего Роберт был награждён Крестом «За выдающиеся заслуги» (англ.)русск. за «видную храбрость в успешной атаке и сбивании машин противника». В одном бою 4 декабря, Литтл и Гобл «сражались как сумасшедшие» против большого числа немецких истребителей марки «Halberstädter Flugzeugwerke (англ.)русск.», однако они не вернулись на базу, и, Литтл считался потерянным, но позже приземлился возле линий союзников, чтобы только почистить свой пистолет и продолжить борьбу.

Самолёт «Sopwith Triplane» Королевских ВВС, 1917-1918 год.

24 апреля 1917 года Литтл заставил приземлиться «DFW C.V (англ.)русск.» и лично взял в плен его экипаж под дулом пистолета, однако после приземления перевернул свой самолет в кювет, что побудило вражеского пилота отметить, что «это выглядит так, как если бы я принес тебя, а не ты меня, не так ли». В апреле Литтл начал активно сбивать самолёты, что в конечном счете, привело к регистрации двадцати четырёх побед, в которые вошли в частности три «Aviatik», сбитые 28, 29 и 30 апреля, шесть повреждённых и ещё шесть уничтожённых 9 мая, а 26 июня - ещё один «Aviatik». К 10 июля количество его побед увеличилось до двадцати восьми, так как Литтл четырежды сбивал по два самолёта в день. Он стал лучшим бомбардиром эскадрона на триплане, в основном, на одном конкретном самолёте под номером «N5493», который окрестил кличкой «Blymp» - по прозвищу своего маленького сына Алека, родившегося в марте 1917 года. Позже подразделение быо оснащено самолётами «Sopwith Camel», на одном из которых в июле он одержал ещё десять побед, а в течение месяца - четырнадцать. Перед отъездом в Англию для отдыха, он получил звание лётного лейтенанта в общей сложности с тридцатью восемью победами, в том числе пятнадцатью уничтоженными или захваченными в плен. 29 июня Литтл был награждён застёжкой (англ.)русск. к Кресту «За выдающиеся заслуги» за «исключительную смелость и мастерство в воздушных боях во многих случаях», а 11 июля - французским Военным крестом (англ.)русск., став вместе с коллегой-австралийцем Родериком Далласом одним из первых трёх пилотов Британской империи, удостоенных этой награды. 16, 20, 22 и 27 июля Литтл сбил по одному самолёту «Aviatik». 11 августа он был награждён Орденом «За выдающиеся заслуги» «за исключительное мастерство и отвагу», а 14 сентября - застёжкой - за «замечательную храбрость и смелости в нападении на вражеские машины». 11 декабря он был упомянут в донесениях (англ.)русск., а в следующем месяце назначен лётным коммандером (англ.)русск..

Личностные качества
Литтл в гражданской одежде.

Несмотря на доблесть Литтла в бою, по лётному мастерству он был рядовым пилотом, потерпевшим ряд крушений. Однако он обладал и преимуществами - острым глазом, отличной стрельбой, и готовностью в одиночку взять на себя всё вражеское соединение и способностью увести свою добычу вниз в случае раннего открытия огня. Член 8-го эскадрона Реджи Соар (англ.)русск. позже вспоминал: «хоть он был не отполированным лётчиком, но был одним из самых агрессивных... выдающихся стрелков с обоих револьверов и винтовки», а ас Роберт Компстон (англ.)русск. описал Литтла, как «не столько лидера, а блестящего одиночки... Маленький ростом, с мрачным лицом, он казался воплощением убойной силы». В эскадроне его прозвали «Рикки» - в честь мангуста Рикки-Тикки-Тави, боровшегося с коброй в одноимённом рассказе Редьярда Киплинга. Многие из тех кто знал Литтла, видели и его чувствительную сторону, в связи с чем Соар отмечал, что в дополнение к своему боевому мастерству, Роберт «коллекционировал дикие цветы», а жена утверждала, что его появление на фотографиях опровергается его чувством юмора. Командир эскадрона Рэймонд Коллишоу (англ.)русск. отметил у Литтла «выдающийся характер, смелый, агрессивный и мужественный, но он был нежен и доброжелательнен. Решительный и смелый человек».

Последние дни

После периода отдыха в Англии в августе 1917 года, Литтл отклонил небоевое назначение и добровольно вернулся на Западный фронт, вступив в марте 1918 года в 3-й эскадрон подполковника Коллишоу. 1 апреля данное соединение было переименовано в 203-й эскадрон (англ.)русск. Королевских ВВС. В звании капитана (англ.)русск. на самолёте «Sopwith Camels», Литтл одержал девять побед, начиная с сбитого 1 апреля «Fokker Triplane», и заканчивая двумя «Albatros Flugzeugwerke (англ.)русск.» и «Deutsche Flugzeug-Werke (англ.)русск.», сбитыми за один день 22 мая. В тот период, 21 апреля 1918 года он был сбит Фридрихом Эхманном (англ.)русск.. 27 мая Литтл получил сообщения о наличии в непосредственной близости немецких бомбардировщиков «Gotha (англ.)русск.», и лунным вечером вышел на перехват. Сбив один бомбардировщик, самолёт Литтла попал в свет прожектора, вследствие чего он был поражен пулей, прошедшей через оба его бедра. Литтл ушёл в пике и совершил аварийную посадку на поле близ Не-ле-Мина, и умер от потери крови, прежде чем был обнаружен на следующее утро проходящим мимо жандармом. Тело Литтла было опознано его другом и товарищем Чарльзом Букером (англ.)русск., и кроме того у него были обнаружены переломы черепа и лодыжек. Коллишоу начал расследование, но так и не смог выяснить того, откуда пришла пуля - с наводчика в самолёте или с земли.

Память
Могила Литтла на Британском военном кладбище Уэванс.

Литтл был похоронен на сельском кладбище в Не-ле-Мине, прежде чем его тело было перенесено на Британское кладбище Уэванс в Па-де-Кале. Погибнув в возрасте двадцати двух лет, он оставил после себя вдову и сына. В соответствии с пожеланиями Литтла, Вера уехала назад в Австралию, чтобы там растить сына. В 1920 году она вышла замуж во второй раз. Позже Алек возглавил лабораторию электроники в Университете Мельбурна, и никогда не женившись, жил до своей смерти в 1976 году с матерью, скончавшейся год спустя.

Из сорока семи подтвержденных побед Литтла, двадцать были записаны как «уничтоженные», два как «взятые в плен», и двадцать пять лет как «вышедшие из-под контроля» (по видимому, это самолёты, вынужденные приземлиться, но не подсчитываемые в официальном списке). Литтл стал восьмым самым успешным асом Содружества времён Первой мировой войны, будучи в этом смысле и первым австралийцем, опередив Стэнли Далласа с официальным счетом в 39 побед, хотя современные исследователи приписывают ему и 50.

Винтовые лопасти самолёта Литтла «Sopwith Triplane» были оснащены часами на ступице, и после его гибели сослуживцы доставили их его вдове в Австралию, а Вера позже их отдала на хранение в Военный мемориал, вместе с фотографиями, наградами, лётным шлемом и деревянным крестом с первоначального места захоронения. Самолёт «Sopwith Pup» под номером «N5182» был отреконструирован и в октябре 1976 года возглавил Воздушный парад в честь бриллиантового юбилея эскадрона, перед помещением в постоянную экспозицию Музея Королевских ВВС. Одно из зданий Академии Сил обороны Австралии (англ.)русск. в Канберре, открытое в 1986 году, было названо в честь Литтла.

Примечания
  1. Rosel, Unknown Warrior, pp. 14–19
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Garrisson, Australian Fighter Aces, pp. 43–48
  3. Franks, Sopwith Triplane Aces of World War 1, p. 23
  4. 1 2 3 Deo Patriae Litteris: Captain Robert Alexander Little, DSO and Bar, DSC and Bar. Western Front Association (англ.)русск. (18 августа 2013). Проверено 1 декабря 2014.
  5. 1 2 Robert Alexander Little-remembering our greatest fighter ace. Military History & Heritage Victoria. Проверено 1 декабря 2014.
  6. Issue 29730, page 8593. The London Gazette (1 сентября 1916). Проверено 11 февраля 2015.
  7. Issue 29730, page 8594. The London Gazette (1 сентября 1916). Проверено 11 февраля 2015.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 Little, Robert Alexander (1895–1918). Australian Dictionary of Biography. Проверено 1 декабря 2014.
  9. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Newton, Australian Air Aces, pp. 45–47
  10. (Supplement) no. 29947, p. 1648. London Gazette (16 февраля 1917). Проверено 11 февраля 2015.
  11. 1 2 (Supplement) no. 29947, p. 1649. London Gazette (16 февраля 1917). Проверено 1 декабря 2014.
  12. Franks, Sopwith Pup Aces of World War 1, p. 10
  13. 1 2 Franks, Sopwith Triplane Aces of World War 1, pp. 23–25
  14. 1 2 (Supplement) no. 30147, pp. 6256. London Gazette (22 июня 1917). Проверено 1 декабря 2014.
  15. 1 2 (Supplement) no. 30227, p. 8206. London Gazette (11 августа 1917). Проверено 1 декабря 2014.
  16. (Supplement) no. 30147, pp. 6257. London Gazette (22 июня 1917). Проверено 1 декабря 2014.
  17. Supplement 30194, page 7427. The London Gazette (20 июля 1917). Проверено 11 февраля 2015.
  18. Issue 13118, page 1493. The Edinburgh Gazette (24 июля 1917). Проверено 11 февраля 2015.
  19. 1 2 (Supplement) no. 30285, p. 9537. London Gazette (14 сентября 1917). Проверено 1 декабря 2014.
  20. 1 2 3 Franks, Sopwith Triplane Aces of World War 1, pp. 47–48
  21. Captain Robert Little in air combat with aircraft of Baron von Richthofen's Circus. Австралийский военный мемориал. Проверено 1 декабря 2014.
  22. VanWyngarden, Pfalz Scout Aces of World War I, p. 66
  23. Shores at al., Above the Trenches, p. 81
  24. Little, Robert Alexander. Комиссия военных захоронений Содружества (англ.)русск.. Проверено 1 декабря 2014.
  25. Shores, British and Empire Aces of World War 1, pp. 77–78
  26. Garrisson, Australian Fighter Aces, pp. 26–28, 48
  27. Wilson, The Brotherhood of Airmen, p. 31
  28. Newton, Australian Air Aces, pp. 32–34
  29. Captain Little’s propeller. Австралийский военный мемориал. Проверено 1 декабря 2014.
  30. Captain Robert Alexander (Alec) Little. Brisbane Times (19 августа 2013). Проверено 1 декабря 2014.
Источники
  • Franks Norman. Sopwith Pup Aces of World War 1. - Oxford: Osprey, 2005. - ISBN 1-84176-886-3.
  • Franks Norman. Sopwith Triplane Aces of World War 1. - Oxford: Osprey, 2004. - ISBN 1-84176-728-X.
  • Garrisson A.D. Australian Fighter Aces 1914–1953. - Fairbairn, Australian Capital Territory: Air Power Studies Centre, 1999. - ISBN 0-642-26540-2.
  • Newton Dennis. Australian Air Aces. - Fyshwyck, Australian Capital Territory: Aerospace Publications, 1996. - ISBN 1-875671-25-0.
  • Rosel Mike. Unknown Warrior: The Search for Australia's Greatest Ace. - North Melbourne: Australian Scholarly Publications, 2012. - ISBN 9-781921-875748.
  • Shores Christopher. British and Empire Aces of World War 1. - Oxford: Osprey, 2001. - ISBN 1-84176-377-2.
  • Shores Christopher. Above the Trenches: A Complete Record of the Fighter Aces and Units of the British Empire Air Forces, 1915–1920. - London: Grub Street, 1990. - ISBN 0-948817-19-4.
  • VanWyngarden Greg. Pfalz Scout Aces of World War 1. - Oxford: Osprey, 2006. - ISBN 1-84176-998-3.
  • Wilson David. The Brotherhood of Airmen. - Crows Nest, New South Wales: Allen & Unwin, 2005. - ISBN 1-74114-333-0.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-11-19