Басманова Марианна Павловна (Basmanov Marianne P.).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Басманова Марианна Павловна.

 ›

Басманова Марианна Павловна
Дата рождения:

20 июля 1938(1938-07-20) (77 лет)

Место рождения:

Ленинград, РСФСР, СССР

Гражданство:

СССР СССРРоссия Россия

Жанр:

Иллюстрация


Марианна Павловна Басманова (20 июля 1938, Санкт-Петербург) - петербургский художник, книжный график.

Содержание
  • Биография
  • Творчество
  • Книжная и журнальная иллюстрации
  • Семья
  • Посвящения
  • Источники
  • Примечания
  • Ссылки
Биография

Родилась 20 июля 1938 года в Ленинграде, в академической семье: дед - академик Г. Ф. Ланг. Мать, Наталия Георгиевна Ланг была наполовину голландкой, наполовину немкой. Отец - Басманов, Павел Иванович, художник.

В 1941-1942 г. находилась в Ленинграде во время Блокады. В сентябре 1942 г. вместе с матерью и бабушкой уехала в эвакуацию, в Алтайский край. Вернулась в Ленинград в феврале 1945 г.

После войны семья Басмановых жила в Ленинграде, в доме 15 по улице Глинки, в бывшей квартире художников А. Н. Бенуа и, позднее, Н. А. Тырсы, знакомого П. И. Басманова с довоенного времени: «Тырса жил в просторной квартире, когда-то принадлежавшей родителям Александра Бенуа и описанной последним в его мемуарах. Собирались в огромной светлой комнате, бывшей гостиной Бенуа, с невысокой эстрадой, которую отделяла арка. Окна выходили на особняк 18 века, где, по преданию, происходили в пушкинские времена собрания общества «Зелёная лампа».

В 1950-е гг. в течение двух лет была вольнослушательницей в Средней художественной школе (СХШ).

C 1956 по 1960 год училась рисунку, композиции и изучала принципы нового искусства у художника Владимира Васильевича Стерлигова. Первая выставка М. П. Басмановой прошла в 1959 году на квартире художников В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. «Выставка Марины Басмановой состоялась у Стерлигова (Большой пр., 98) в 1959 году. Около сорока работ, хорошо оформленных и окантованных, акварели (преимущественно пейзажи). Приходили на неё обычные гости выставок В. В. Стерлигова и друзья Павла Ивановича Басманова».

С 1960 года начала работать в книжной графике. Иллюстрировала книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Несколько книг проиллюстрировала совместно с матерью, Н. Г. Басмановой. В конце 1960-х - 1970-х гг. постоянно работала с детскими журналами "Мурзилка" и "Костёр".

В 1962-1963 году сделала ряд портретных зарисовок Анны Ахматовой.

Член Союза Художников России с 1975 года. Участница городских и всесоюзных выставок.

М. П. Басманова уделяет много внимания сохранению памяти о своём отце, принимая деятельное участие в подготовке и проведении выставок его работ: Павел Басманов. ГРМ, 1996; Павел Басманов: Акварель, рисунок. СПб, ЦВЗ «Манеж», 2000; Рисунки и акварели Павла Басманова. М., ГТГ, 2002-2003; Ленинградский художник П. И. Басманов. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, 2009. В декабре 2014 организовала и провела в Петербурге первую персональную выставку матери, Натальи Басмановой.

С 1994 по 2005 г. работала научным сотрудником в Государственном музее «Царскосельская коллекция». Занималась экспозицией музея, подготовила около сорока временных выставок.

Творчество

Марианна Басманова в конце 1950- хх. стала первой ученицей художника и педагога В. В. Стерлигова, основывавшего свою работу на педагогической системе, созданной К. С. Малевичем и практиковавшейся в ГИНХУКе. По этой системе художники последовательно изучали новейшие системы в искусстве (импрессионизм, постимпрессионизм, сезаннизм, кубизм), супрематизм. В начале 1960-х гг. В. В. Стерлигов сделал вывод из супрематизма Малевича, и, взяв геометрическую форму как модуль строения мира, живописного и космогонического, открыл уже свою идею «чашно-купольного строения Вселенной». Первой, кого он в эту идею посвятил, стала Марианна Басманова. Привлечённая Стерлиговым к работе над новым пластическим пространством - сферическим, криволинейным, - Басманова создаёт свои работы: живопись, акварели, книжная графика, и прежде всего свои первые книги: «Муха-цокотуха» (1960) и «Весёлые песенки» (1961). Этот же принцип виден и во всех последующих работах художницы: как в композиции её работ, так и в присущей её учителю «светимости цвета». Творчество Басмановой Стерлигов оценивал высоко, видя в нём:

«Образ богатой духовной жизни, в котором заключается не само движение, а возможность его, образ, полный скрытой динамики, духовной силы или лирической мечтательности. Этот образ особенно свойственен русскому изобразительному искусству»

- В.В. Стерлигов .

М. П. Басманова всю жизнь работала в детской книге. Все трое художников этой незаурядной семьи отличались по творческому почерку, хотя многие книги М. П. и Н. Г. Басманова делали вместе.

« Мир представлений Басмановой замыкается образами природы. Природа господствует в иллюстрациях художницы. И детские фигурки, иногда появляющиеся в рисунках растворяются в природных формах, становятся как бы одним из её элементов, органически сливаясь с деревьями, птицами, цветами в единый образ…

Трогающая зрителя вера в совершенство природы пронизывает всё творчество Басмановой, и является основой для поэтического восприятия её рисунков. Для того, чтобы выразить своё понимание природы, Басманова избрала тональный принцип цветового решения; краски растекаются по листу бумаги, незаметно переходя в из одного в другой цвет, образуя тончайшую гамму. Акварель, в технике которой художница обычно делает иллюстрации, .по своим возможностям отлично соответствует такому принципу. Для создания своих образов она пользуется не только краской, но и другими средствами изобразительного искусства: расположением цветовых пятен на листе и развороте книги, ритмикой этих пятен, линией. Виртуозно владея всеми этим средствами и согласуя их между собой, она убедительно передаёт своё проникновенное чувство природы.»

- Г.И.Чугунов

Книжная и журнальная иллюстрации
  • Светлячок // Звёздочка: Альманах для дошкольников. № 5. Л.: Детгиз, 1958.
  • Карнавальные маски: Альбом. Л., 1959 (Совместно с Т. Н. Глебовой: 8 масок Т. Н. Глебовой, 4 маски М. П. Басмановой).
  • Б. Можжевелов. Муха-цокотуха: Музыкально-плясовое представление по сказке К. Чуковского для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Л.: Гос. муз. изд-во, 1960. (Обл., тит. л.).
  • Весёлые песенки. Для детей дошкольного возраста. Л.: Гос. муз. изд-во, 1961. (Обл.).
  • <Ил.> // Звёздочка: Альманах для дошкольников. Л.: Детгиз", 1962.
  • Музыкальные игры-сказки для детей младшего возраста. Л.: Гос. муз. изд-во, 1963.
  • О. Крилер. Май // Звёздочка: Альманах для дошкольников. Вып. 1. Л.: Детгиз, 1963. С. 8.
  • П. Дудочкин. Почему хорошо на свете // Звёздочка: Альманах для дошкольников. Вып. 1. Л.: Детгиз. 1963. С. 30-31.
  • Чукотские сказки / Записи и обработка А. Лозневого. Л.: Дет. лит., 1964.
  • С Новым годом! Открытка. (Ёж с яблоком и коробкой). Л.: Сов. художник, 1967.
  • М. Борисова. Восемь весенних песенок. Л.: Дет. лит., 1970.
  • Стихи наших читателей./ Журнал "Костёр", 1972, № 4. С. 51.
  • А. Чепуров. Золотой пожар. Л.: Дет. лит., 1972. Рис Н. и М. Басмановых
  • А. Чепуров. Белая дорожка. Л.: Дет. лит., 1973. Рис. Н. и М. Басмановых.
  • А. Чепуров. Солнце на дорожке. Л.: Дет. лит., 1974. Рис. Н.и М. Басмановых.
  • А. Босев. Поёт зяблик: Стихи. М.: Дет. лит., 1975.
  • Андерсен Г.-Х. Дюймовочка / Рис. Н. Басмановой. - Л.: Художник РСФСР, 1975.
  • Юрий Коваль. Розовый снег: Рассказ. М. Журнал "Мурзилка", 1976. №3, С.4.
  • А.Крестинский. Катино лето: Рассказ. Л.: Дет. лит., 1977.
  • Я. Сатуновский. Беги, беги, дорожка!: Стихи. М.: Дет. лит., 1982.
  • С. Скаченков. Город мой над Невой: Стихи. Л.: Дет. лит., 1982.
  • Н. Егоров. Огородный светофор. Стихи. Л. Детлит. 1984
Семья

Дед - Георгий Фёдорович Ланг (1875-1948), действительный член Академии медицинских наук СССР, терапевт, выдающийся клиницист.
Мать - Наталия Георгиевна Ланг (Басманова (1906-2000) - художница, книжный график.
Отец - Павел Иванович Басманов (1906-1993) - художник, книжный график.
Дядя - Михаил Иванович Басманов (1918-2006) - дипломат. С 1949 по 1969 г. работал в полномочном представительстве СССР в КНР; секретарем посольства СССР в Пекине; вице-консулом генерального консульства СССР в Тяньцзине; управляющим советского Генерального консульства в Шэньяне (Мукдене); генеральным консулом в Синьцзяне. Поэт, автор многочисленных переводов китайской поэзии на русский язык. См. Басманов М. Избранное: Стихи. М.: 2004.
Сын - Андрей Осипович Басманов (р. 8 октября 1967). Отец Андрея - Иосиф Бродский. Внучки: Дарья ( р. 28. 04. 1987), Прасковья ( р. 27. 10. 1989), Пелагея ( р. 1997), Анна ( р. 2000) Басмановы.

Посвящения

М. П. Басманова известна также как адресат многочисленных стихотворений поэта Иосифа Бродского. Сборник стихотворений И. Бродского «Новые стансы к Августе». США, Мичиган: Ardis, 1983 составлен из его стихотворений 1962-1982 гг., посвящённых М, П. Басмановой, скрытой под инициалами «М. Б.» Стихи из этого цикла стали основой документального телевизионного фильма «В плену у ангелов. Письмо в бутылке», канал «Культура» 2007, реж. Е.Потиевский; стихи читает (закадровый голос) сын поэта А. О. Басманов. В 1964-1965 и в 1972-1995 гг. М. П. Басманова и И. А. Бродский состояли в переписке, весь корпус которой в настоящее время хранится : в Отделе рукописей РНБ; в архиве семьи Басмановых в Петербурге; в библиотеке Бейнеке Йельского университета, США. М. П. Басманова является творческим консультантом некоторых проектов, связанных с творчеством Бродского, - художественного фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2009, реж . Андрей Хржановский.

Источники
  • Владимир Мошников. Учиться любви. В память о П. И. Басманове (1906-1993): Из дневниковых записей 1984-1998 // Материалы 6-й научной конференции, посвящённой творчеству К. П. Петрова-Водкина. Саратов, 2008
  • Траугот В. Тырса и Басманов. Басмановы. Бродский. Басмановы-Бродский. //Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. В 2-х ч. LA (USA), 2010. Ч.2. С. 151-155, 166. См. также илл. 183, 185, 186, 187, 188. (В. В. Стерлигов, Г. А. В. Траугот: портреты М. П. Басмановой; книжная иллюстрация М. П. Басмановой.)
  • С. Спицын. Марина Басманова. Там же. С.189.
  • Т. Глебова. <О Марине Басмановой>. Там же. С. 471-473.
Примечания
  1. Бабушка, Софи Л. Эйндховен происходила из петербургской голландской семьи. См. Басманова М. Вступительная статья в каталоге персональной выставки Н. Г. Басмановой. СПб.: Комитет по культуре Санкт-Петербурга. 2014. С. 9. - "бабушка - София Эйндховен, из петербургской голландcкой семьи."
  2. Там же. С. 9.
  3. Петров В. Н. Из « Книги воспоминаний». Встречи с Н. А. Тырсой. // «Панорама искусств», М.: Советский художник,1980. С. 140. В 1977 г. ЛОСХ предоставил М. П. Басмановой для работы мастерскую в мансарде д.60 по ул. Марата.
  4. « Марина, конечно, во всех случаях, была ученицей Стерлигова. Ведь у него был большой педагогический талант. Он умел восхититься своим учеником, что очень много значило.»В. Г. Траугот. Воспоминания: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16. (LA, USA), 2010. Ч. 2. С. 152.
  5. Там же. С.473.
  6. Соавторство Н. Г. и М. П. Басмановых оценивалось редакторами по-разному : «Книжки её первые были сделаны в начале 1960-х годов. Она у меня (в издательстве) делала книжку …она была сделана великолепно - я считаю, что лучше, чем работала Наталья Георгиевна. Мне её работа очень нравилась.» Там же, С.153. Воспоминания Н. Г. Басмановой о своей работе в книге см. Наталья Басманова. Сохранить живое ощущение. / Художники детской книги о себе и своём искусстве: статьи, рассказы, заметки, выступления/ Сост. В.Глоцер. - М.: Книга, 1987. C. 9- 16.
  7. См. М. Беломлинский. Таланты и поклонники. http://russian-bazaar.com/ru/content/4583.htm
  8. См. книга, надписанная А. Ахматовой для М. П. Басмановой: «Марине, самой красивой. 22 октября 1963 г. Будка.» См. Всесоюзный музей Пушкина. «Анна Ахматова 1889-1966. // Материалы юбилейной выставки». СПб.: 2009. С. 17. О портретных зарисовках А. А. Ахматовой см. также http://ocls.kyivlibs.org.ua/ahmatova/_ru-ahmatova_gallery/a/0073.htm
  9. См. текст вступительной статьи к каталогу выставки «П. И. Басманов. 1906-1993», Государственный Русский музей, СПб. 1996. С.8. : «Государственный Русский музей приносит глубокую благодарность дочери художника за сотрудничество и предоставление основных произведений и материалов, без которых выставка не могла бы состояться.» См.также: «Настоящая выставка сформирована из произведений художника, хранящихся в коллекции его дочери, Марины Басмановой». Выставка: Ленинградский художник Павел Иванович Басманов. http://www.museum.ru/N38232
  10. Басманова М. Вступительная статья в каталоге персональной выставки Н. Г. Басмановой. СПб. 2014. С. 9.
  11. «Сотрудниками музея „Царскосельская коллекция“ в разные годы были художники: Марина Басманова..» http://www.russiskusstvo.ru/museums/leningrad/a1275/
  12. Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. - LA, USA. - 2010. - № 16. В 2-х ч. Т. 2, С. 470-473.
  13. См. замечание Г. Г. Поспелова о « чуть аскетичной, почти иконной светимости света» у В. В. Стерлигова и у К. С. Малевича: «Горизонтальные полоски земли под ногами его супрематических фигур целиком сохраняли плоскостное свечение красок.» Поспелов Г. Г. Рисунки В. Стерлигова // Собрание. М. 2007. № 4/ C. 92-97.
  14. Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. В 2-х чч. // Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16. - L. A., 2010. - Ч.2.С.471.
  15. О художнике этой книги. Л. 1975.
  16. Костёр 1972-04, страница 51. Проверено 23 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 марта 2013.
  17. В число проиллюстрированных совместно книг входит: Андерсен Г. -Х. Дюймовочка / Рис. Н. Басмановой. - Л.: Художник РСФСР, 1975. - 47с.; хотя имя М. П. Басмановой не указано в выходных данных книги.
  18. http://imwerden.de/pdf/satunovsky_begi_begi_dorozhka_1982.pdf
  19. В плену у ангелов. Письмо в бутылке. - на Яндекс. Видео
  20. По желанию И. А. Бродского М. П. Басманова не принимает участия в составлении биографий поэта, см. http://magazines.russ.ru/slo/2001/2/k5.html , но помогает отдельным исследователям . М. П. Басманова и И. А. Бродский были связаны близкими отношениями с 1962 по 1972 год. См. интервью Т. Максаковой с В. Уфляндом, "Комсомольская правда"от 28 января 1997; см. также М. Беломлинский. Таланты и поклонники. http://russian-bazaar.com/ru/content/4583.htm.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2021-10-20