Штумпф Карл (Carl Stumpf).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


Обмен детскими садами

 

Штумпф Карл.

 ›

Карл Штумпф
нем. Friedrich Carl Stumpf
фото ок. 1900 г.
Дата рождения:

21 апреля 1848

Место рождения:

Визентайд

Дата смерти:

25 декабря 1936 (88 лет)

Место смерти:

Берлин

Страна:

 Германия

Место работы:

Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана, Вюрцбургский университет, Гёттингенский университет, Галле-Виттенбергский университет и Карлов университет

Альма-матер:

Гёттингенский университет


Фридрих Карл Штумпф (нем. Friedrich Carl Stumpf; 21 апреля 1848(18480421), Визентайд (Нижняя Франкония, Бавария) - 25 декабря 1936, Берлин) - немецкий психолог, философ-идеалист, музыкальный теоретик, ученик Ф. Брентано и Р. Г. Лотце, основатель (вместе с Ф. Брентано) европейского направления функциональной психологии, один из предвестников феноменологии и гештальтпсихологии.

Содержание
  • Биография
  • Научный вклад
  • Научно-общественная деятельность
  • Основные научные труды
  • См. также
  • Примечания
  • Литература
Биография

Карл Штумпф обладал незаурядными музыкальными способностями: играл на шести инструментах, с 10-ти лет сочинял музыку.

В 1865-1867 гг. изучал эстетику и юриспруденцию в Вюрцбургском университете, где испытал влияние своего учителя Франца Брентано.

В Геттингенском университете (под влиянием другого своего учителя - Г. Лотце) изучал также физику и философию, а в 1869 г. защитил в этом университете докторскую диссертацию по философии: «Платон и теория блага».

В 1870-1873 гг. - приват-доцент Геттингенского университета.

С 1873 г. - профессор кафедры философии Вюрцбургского университета (по рекомендациям Брентано и Лотце).

В 1879-84 гг. - профессор университета в Праге.

В 1884-89 гг. - профессор университета в Галле.

В 1889-93 гг. - профессор университета в Мюнхене.

В 1894-1923 гг. - профессор Университета Фридриха-Вильгельма в Берлине, где явился одним из основателей и директором Института экспериментальной психологии.

В 1907-1908 гг. занимал должность ректора Берлинского университета.

Почётный доктор Берлинского университета (1910).

Научный вклад

Основное направление научной деятельности Карла Штумпфа - психологические проблемы восприятия звуковых тонов и связанные с этими проблемами вопросы теории музыки.

Штумпф рассматривал музыку как уникальный феномен культуры, и поэтому результатам опытов, проводимых натренированными в интроспективном анализе сознания психологами (школа В. Вундта), в качестве заслуживающих большего доверия он противопоставлял свидетельства экспертов-музыкантов.

Одним из главных понятий психологии звука Штумпфа является «сплавление» звуков: множественность звуков, которые образуют в сознании слушателей единое, цельное созвучие. При таком подходе диссонанс рассматривается в качестве «индивидуации» звуков из этого единства.

Штумпф внёс самый крупный после Гельмгольца вклад в исследования психологической акустики. Но, в отличие от Гельмгольца, Штумпф выступал против «объективных методов» исследования, декларируя таким образом идею невозможности жесткого различения между физическими и психическими явлениями, что предполагало необходимость изучения в области психоакустики целостных психо-физических комплексов.

К. Штумпф заложил основы концепции «двух компонент высоты музыкального звука», согласно которой, с изменением одного физического параметра звука - частоты его колебаний - одновременно изменяются два психологических признака звука - его тембр и высота.

Карл Штумпф первым в истории психологии начал проводить эмпирические исследования в области музыкальных восприятий (Tonpsychologie, «Психология музыкальных восприятий», т. 1-2, 1883-90)

Согласно Штумпфу, тематическая область психологии (впервые названная им «феноменологией») подразделяется на три основные части:

  • «феномены» - содержание чувств или воображения;
  • «психические функции» - восприятие, воление, желание и т. п.;
  • «имманентные отношения» между психическими функциями и феноменами.

В свою очередь, психические функции, по Штумпфу, подразделяются не «интеллектуальные» (восприятие, разумение и суждение) и «эмоциональные» («эмотивные» или «аффективные»), представленные биполярными отношениями: «радость - печаль», «желание - отвержение», «стремление - избегание» и т. д.) Определённый эмоциональный оттенок могут приобрести и некоторые явления, которые были названы «чувственными ощущениями».

Согласно Штумпфу, психология есть пропедевтическая фундаментальная наука (Vorwissenschaft), задача которой - научное описание и эмпирическое исследование т. н. «первичных» и «вторичных» феноменов, а также «психических функций», вне зависимости от их причинных отношений. При этом, феномены не подлежат сведению к более элементарным элементам в силу присущих им структурных свойств. Окончательное построение психологии, по мысли Штумпфа, должно стать основой всех частных наук о природе и человеке.

Штумпф вводит понятие «ощущение чувств» (Gefühlsempfindungen): Gefühlsempfindungen - это такое ощущение, содержанием которого является чувство.

Сформулировал также «интенциональную теорию эмоций», которая не утратила своей актуальности и по сей день.

Явился автором труда «О психологическом происхождении пространственных представлений» (1873).

Достаточно много внимания Штумпф уделил также вопросам истории философии и этики.

Своими исследованиями и разработками Штумпф предвосхитил не только феноменологию Гуссерля , но и основные идеи гештальтпсихологии : учениками Штумпфа были основатели гештальтпсихологии К. Коффка, М. Вертгеймер и В. Кёлер, который в 1921 г. сменил ушедшего в отставку Штумпфа на посту директора созданного им Института экспериментальной психологии при Университете Фридриха-Вильгельма в Берлине, а также А. П. Болтунов.

Научно-общественная деятельность

Штумпф вёл активную научно-общественную деятельность.

Он, кроме всего прочего, являлся сопрезидентом (совместно с Теодором Липпсом) III Международного психологического конгресса (Мюнхен, 1896).

В 1904 году Штумпфом и его учеником Э. М. фон Хорнбостелем был официально открыт Берлинский фонограмархив - собрание этнографических музыкальных записей. Основой для архива послужили многочисленные фонографические записи, сделанные Штумпфом и его учениками в ходе исследований музыкального восприятия и музыки разных народов.

Карл Штумпф оставил о себе доброю память также и в качестве одного из соучредителей «Общества детской психологии» («Gesellschaft für Kinderpsychologie»), целью которого являлось привлечение внимания родителей и воспитателей к особенностям и закономерностям психического развития подрастающего поколения.

Организовал также общество по зоопсихологии, содействовал поездке своего ученика В. Кёлера в Африку для изучения поведения человекообразных обезьян.

На протяжении многих лет Штумпф тесно общался и плодотворно сотрудничал со многими выдающимися психологами своего времени: Э. Герингом, У. Джемсом, Г. Гельмгольцем, Г. Эббингаузом, В. Дильтеем и другими.

Основные научные труды
  • Über den psychologischen Ursprung der Raumvorstellung. Lpz., 1873.
  • Tonpsychologie, 1883, Bd. 1, 1890, Bd. 2 («Психология музыкальных восприятий»).
  • Leib und Seele. Lpz., 1903
  • Erscheinungen und Funktionen, 1907.
  • Zur Einteilung der Wissenschaften, 1907.
  • Philosophische Reden und Vorträge. Lpz., 1910.
  • Die Anfänge der Musik, 1911 (рус. пер. «Происхождение музыки». Л., 1927).
  • Franz Brentano, Münch., 1919.
  • Die Deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellung, vol. V. Bd 5, Lpz., 1924.
  • Gefühl und Gefühlsempfindung, 1928.
  • Erkenntnislehre, 1939-1940 Bd. 1-2. (в рус. пер. были изданы: «Явления и психические функции» / Новые идеи в философии. Сб. 4, СПб., 1913; «Душа и тело» / там же. Сб. 8, СПб.).
См. также
  • Психология
  • Психоакустика
  • Экспериментальная психология
  • Функциональная психология
  • Музыкальная психология
  • Философия музыки
  • Теория музыки
  • Эстетика музыкальная
  • Музыковедение
Примечания
  1. 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #118933299 Проверено 9 апреля 2014.
  2. В 1886 году к Штумпфу в Галле на должность приват-доцента приехал Гуссерль, который посвятил свои «Логические исследования» Штумпфу.
  3. Э. Гуссерль был учеником Штумпф в Галле. На Гуссерля оказало большое влияние проводимое Штумпфом (не без влияния со стороны Брентано) отделение психологического явления (то есть принадлежащего к сфере феноменологии чувственного содержания образов, сохраняющихся в памяти) от психических функций (актов, состояний, переживаний). Гуссерль был согласен со Штумпфом в том, что прогрессивное развитие в сфере психического не всегда подчинено прогрессивному развитию в сфере физического. Таким образом, Штумпф явились как бы посредствующим звеном между учениями Брентано и Э. Гуссерля.
  4. Всесторонне исследуя феномен синтеза звуков, Штумпф фактически предвосхитил введение в психологическую науку само понятия «гештальт».

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2020-09-23