Алиев Камиль Мусеиб оглы (Aliyev Kamil Museyib oglu).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Алиев Камиль Мусеиб оглы.

 ›

Камиль Алиев
азерб. Kamil Əliyev
Дата рождения:

22 октября 1921(1921-10-22)

Место рождения:

Эривань, Армянская ССР

Дата смерти:

1 марта 2005(2005-03-01) (83 года)

Место смерти:

Баку, Азербайджан

Гражданство:

СССР СССРАзербайджан Азербайджан

Жанр:

портрет, декоративно-прикладное искусство

Учёба:

Азербайджанский государственный художественный техникум

Влияние:

Лятифа Керимова

Награды:


Звания:

Заслуженный художник Азербайджанской ССР (1968),
Народный художник Азербайджанской ССР (1980)


Камиль Мусеиб оглы Алиев (азерб. Kamil Müseyib oğlu Əliyev; 22 октября 1921, Эривань - 1 марта 2005, Баку) - азербайджанский художник ковров, автор многочисленных образцов азербайджанского ковра, заслуженный художник Азербайджанской ССР (1968), народный художник Азербайджанской ССР (1980).

Камиль Алиев окончил Азербайджанский государственный художественный техникум, был участником Великой Отечественной войны. Свою карьеру Алиев начал ещё в 1937 году, в экспериментальной лаборатории «Азерхалча» в качестве художника-копировщика. Здесь он работал вместе с Лятифом Керимовым. Первой же творческой удачей Камиля Алиева стал ковёр «Физули», сотканный в 1958 году в связи с 400-летием кончины Физули.

Камиль Алиев известен прежде всего как автор портретных ковров. Он создал целую серию полотен, посвящённых многим известным людям. Применение художником реалистического портретного жанра в искусстве ковроткачества считается основной заслугой Алиева в новаторстве традиций декоративно-прикладного искусства Азербайджана.

В Баку функционирует дом-музей Камиля Алиева, на стене которого установлен барельеф художника. В 2011 году же в связи с распоряжением президента Азербайджана о праздновании 90-летнего юбилея Камиля Алиева, в Азербайджане прошли мероприятия по этому случаю и выставки работ художника.

Содержание
  • Биография
    • Ранние годы
    • Учёба в техникуме
    • Война
    • Становление и признание
  • Творчество
  • Память
  • Награды и звания
  • Примечания
Биография
Ранние годы

Камиль Мусеиб оглы Алиев родился 22 октября 1921 года в городе Эривань Армянской ССР. В 1932 году, когда Алиеву было всего 11 лет, семья переехала в Баку. Спустя два года, в 1934 году, отец Камиля Мусеиб Алиев скончался. К искусству тканья ковров Камиля приручила его мать Ханым. Камиль Алиев впоследствии вспоминал:

Моя мать научилась этому искусству у бабушки. Она шила цветочные чулки, нашивала странные узоры по краям платков, красила нитки из корней различных растений… Влечение к ковроделию передалось мне от матери.

После смерти отца его мать Ханым осталась одна с пятью детьми. Учась в то время в начальных классах, Камиль в свободное время рисовал, копировал табло и картины. В скором времени всей школе было известно, что у Камиля есть талант к рисованию. Учителя советовали Алиеву после окончания семилетнего образования поступить в художественное училище. Камиль Алиев, помимо рисования, изготовлял в свободное время различные изделия из металла (ножницы, кольца и пр.).

Учёба в техникуме

Позднее старшая сестра Камиля Манзара отвела его в Азербайджанский государственный художественный техникум (ныне - Колледж искусств при Художественной академии). Таким образом, в 1935 году, в 14 лет, Камиль Алиев уже был студентом данного училища. Одновременно учясь на курсе декорации, Алиев был и кормильцем семьи. Деньги Камиль зарабатывал, рисуя различные лозунги для школ. Видевшие работы художника советовали ему поступить на работу в «Азерхалча».

Так, в 1937 году Камиль Алиев начал свою карьеру в экспериментальной лаборатории «Азерхалча» в качестве художника-копировщика. В те годы пять художников вышивали ковёр на сюжеты поэм Низами Гянджеви, что было связано с 800-летним юбилеем поэта. Лятиф Керимов работал над главной темой, а другие художники над сюжетами. Технические узоры сцены «Бахрам на охоте» из поэмы «Семь красавиц» разрабатывал Камиль Алиев. Алиев также помогал другим известным художникам, зарабатывая до 300 рублей, чего хватало для удовлетворения нужд семьи. Алиеву было всё равно под чьим именем демонстрировались его работы и куда их везли. Художника волновало только благополучие его братьев и сестёр.

Война

В 1941 году началась Великая Отечественная война и Камиль Алиев отправился на фронт. С октября 1942 года служил в 481-м Батальоне Аэродромного Обслуживания. В начале служил в должности пулемётчика-зенитчика, а с января 1942 года, то есть с момента вступления в состав действующей армии, был командиром зенитно-пулемётного отделения.

По словам командования, Алиев, систематически работая над собой, «достиг больших результатов, выковав в себе все качества отличного зенитчика, - мужество, чуткий слух, острое зрение и отличное знание материальной части пулемёта». За год своего пребывания в действующей армии, Алиев отличился отражая налёты вражеской авиации на аэродромы в станицах Крымской и Белореченской и на территорию расположения части в станице Кабардинке. Неоднократно во время бомбардировок с воздуха, Камиль Алиев под осколками разрывавшихся бомб, оставался на боевом посту и пулемётным огнём отражал налёты противника.

11 февраля 1943 года территория расположения части в станице Кабардинка подверглась сильному шестикратному налёту вражеской авиации. С 16:00 до 19:30 на станицу было сброшено свыше 50 крупнокалиберных бомб. В течение этого времени ефрейтор Камиль Алиев ни на минуту не оставил своего поста, ведя непрерывный огонь по самолётам противника, несмотря на то, что осколками разорвавшихся вблизи бомб были пробиты покрышки и борты автомашины и сбита шапка с Алиева. За мужество и отвагу, проявленные во время налёта вражеской авиации на территорию расположения части 11 февраля 1943 года ефрейтор Камиль Алиев быд удостоен правительственной награды - медали «За боевые заслуги».

23 апреля 1945 года начальником 26 Района Авиационного Базирования полковником Михаилом Бурцевым старшине 584 отдельной зенитно-пулемётной роты сержанту Камилю Алиеву была вручена медаль «За оборону Кавказа».

В 1945-1946 гг. Камиль Алиев служил на территории Германии.

Становление и признание

Первым человеком, с кем Камиль Алиев встретился, вернувшись после окончания войны и после того, как увидел родных, был Лятиф Керимов. Керимов был против того, чтобы Алиев продолжал работать в «Азерхалча» и посоветовал ему обратится в художественный фонд Союза художников. С 1946 по 1961 год Камиль Алиев работал в данном фонде. Наряду с этим Камиль Алиев продолжал рисовать, писал портреты, создавал пейзажи. Также Алиев рисовал трафареты для ковров, внутри которых изображал известных людей Азербайджана, поэтов и деятелей науки.

В 1958 году Камиль Алиев впервые создал эскиз ковра в связи с 400-летием кончины Физули. Хотя Алиев и не был уверен, что по его эскизу создадут ковёр. В это время Алиев дружил с композитором Кара Караевым. Увидев эскиз Алиева и оценив его, Караев заявил художнику: «Знаю, что есть те, кто тебе мешает, но я обращусь куда надо и обязательно покажу твою работу». Таким образом, Кара Караев вместе с Камилем Алиевым отправились в Министерство культуры. Там сначала не поверили, что автором эскиза является малоизвестный простой художник. Но Караев уверил, что вся работа выполнена Алиевым на его глазах. После долгих обсуждений по приказу министерства ковёр «Физули» по эскизу Камиля Алиева был соткан. Этот ковёр стал первой и большой творческой удачей Камиля Алиева. В 1959 году Алиевым был выполнен сюжетный ковер, посвященный 40-летию установления Советской власти в Азербайджане

Впоследствии по эскизам Алиева было соткано множество ковров. Впервые заслуги Камиля Алиева были оцнены в 1960 году, когда за заслуги перед искусством Азербайджана ему была вручена Почётная грамота. Впоследствии Камиль Алиев был удостоен звания Заслуженного (1968), а затем и Народного художника Азербайджанской ССР (1980).

В 1954 году Камиль Алиев был назначен директором и главным художником «Союз-Торг рекламы». В 1961 году стал директором Творческого производственного комбината Художественного фонда, а в 1971 году - директором Бакинской ювелирной фабрики. В этом же году Камиль Алиев юыл директором производственного отдела Министерства местной промышленности. С 1996 года и до конца жизни Камиль Алиев был директором производственного объединения «Азерхалча».

В 1998 году Верховной Аттестационной Комиссией Камилю Алиеву было присвоено звание профессора в области декоративно-прикладного искусства. В 1999 году указом президента Азербайджана Гейдара Алиева Камиль Алиев был награждён орденом «Независимость».

Скончался Камиль Алиев 1 марта 2005 года в Баку. Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку.

Творчество

Камиль Алиев известен как автор портретных ковров. Художник создал целую серию полотен, посвященных многим известным людям. Основной заслугой Камиля Алиева в новаторстве традиций декоративно-прикладного искусства Азербайджана является, по словам искусствоведа Сабины Садыховой, применение художником реалистического портретного жанра в искусстве ковроткачества.

Ковёр «Низами» работы Камиля Алиева. 1990 год. Музей азербайджанского ковра (Баку)

Творчество Камиля Алиев подразделяется в основном на четыре периода. В первый период творчества Алиев создавал портреты поэтов и мыслителей Азербайджана. Во второй период - портреты зарубежных литературных деятелей (Шота Руставели, Александр Пушкин, Рабиндранат Тагор и пр.). Третий период творчества художника был посвящён главным образом мировым лидерам (Гейдар Алиев, Ататюрк). Наконец, в четвёртый период своего творчества Камиль Алиев создавал ковры в основном с портретами «святых» людей (Мать, Мир Мовсум Ага, с которым Алиев был лично знаком, и пр.). Как отмечает Сабина Садыхова, эти ковры интересны не только своим художественным решением, но и самим отношением мастера к ним. По словам жены художника, из всех портретных ковров Камиля Алиева, созданных в последние годы жизни, наибольшее значения для автора имели именно эти два ковра.

Осенью 1994 года президенту Турции Сулейману Демирелю был подарен ковёр с его портретом работы Камиля Алиева. Демирель был настолько восхищён этим произведением искусства, что жизненностью портрета, что заявил: «Это Сулейман Демирель, тогда кто я?». Один из ковров из этого цикла с изображением президента Азербайджана Гейдара Алиева был подарен ему. Президент Алиев высоко ценил творчество художника и называл его своим «старым другом».

Камиль Алиев всегда говорил, что «ковёр, как и нефть, является стратегическим ресурсом». С этой мыслью Алиева всегда заботило будущее ковроделия. По собственной инициативе и на собственный средства им был создан Дом ковра, надеясь на то, что когда-то здесь будет организован музей.

Созданные Камилем Алиевым в разные годы ковры сегодня выставлены в выставочных салонах Турции, Ирана, США, Индии, России, Узбекистана. В 1998 году, ковры, сотканные по эскизам Камиля Алиева, были удостоены XXIII Международной награды «За лучшую торговую марку» («Клуб Торговых Лидеров», Женева, Швейцария) и X золотого приза Америки «За качество» (Нью-Йорк, США).

Первая выставка работ Камиля Алиева состоялась в 1984 году в Непале. Ковры, сотканные под руководством и по эскизам Алиева, были высоко оценены на этой выставке. В 1987 году прошла выставка работ Алиева в столице Индии, городе Дели, в 1990 году - в трёх городах Турции - Анкаре, Измире и Стамбуле, в 1994 году - в столице Ирана, городе Тегеран. В 1999 году выставка работ Камиля Алиева состоялась в Лондоне (Великобритания).

В декоративном решении композиций центрального поля своих портретных ковров Камиль Алиев использовал такие классические орнаментальные композиции, как «Ислимибендлик», «Тирме», «Буталы», которые он применял также и в орнаментальных коврах. Композиция «Ислимибендлик» наиболее широко применён Алиевым. Он встречается в коврах «Н. С. Хрущев» (1960), «Насими» (1973), «М. Ф. Ахундов» (1978), «Гейдар Алиев» (1980), «Шота Руставели» (1981), «Ленин» (1984), «Индира Ганди» (1985), а также в коврах с портретом Леонида Брежнева (1981), короля Фадха (1996) и Ильхама Алиева (1997).

Классическая орнаментальная композиция «Тирме» применялась художником в качестве фона центрального поля в таких коврах-портретах, как «М. Ф. Ахундов» (1978), «Рабиндранат Тагор» (1987), «Мамед Эмин Расулзаде» (1992), «Аятолла Хамнейи» (1993), «Сулейман Демирель» (1994), «Принц Дубая» (1995), «Б. Н. Ельцин» (1996), «Билл и Хиллари Клинтон» (1997), «Гейдар Алиев» (1998), «Зарифа Алиева» (2003), «Мать» (2003), «Гейдар Алиев» (2004). Алиев обрамлял созданные им портреты как в прямоугольные, так и в круглые рамки.

Композиция «Буталы» получила в коврах-портретах Камиля Алиева сравнительно не очень широкое применение. Элемент «бута» встречается в оформлении центрального поля ковров с изображением Ататюрка (оба варианта), Ленина (1981) и генерального директора ЮНЕСКО Амаду-Махтара Мбоу (1984). В коврах с портретом Ленина и Мбоу наблюдается некоторое сходство в использовании композиции «Буталы».

Среди созданных Алиевым ковров встречается немало построенных на орнаментальной композиции центрального поля, состоящей из цветочных элементов в сочетании с «ислими». Такое орнаментальное решение поля встречается в коврах с портретом Александра Пушкина (1987), Аятоллы Хомейни (1993), супругов Клинтон (1997), Эмира Дубая Шейх Махтум Бин Рашид аль-Махтум (1999), и президента России Владимира Путина (2001).

Камиль Алиев, используя традиционные природные красящие средства, сам окрашивал пряжу в своей мастерской, добиваясь тем самым точности цветов и их различных оттенков. Чтобы передать тона и полутона Алиев пользовался особой тонкой нитью высококачественной шерсти, сложенной вдвое. Концы этих нитей художник расщеплял на восемь частей, который образовали на бархатной поверхности ковра тончайшие переходы всех цветов. Благодаря этому техническому способу повысились художественные качества портретных ковров Камиля Алиева.

Память
Мемориальная доска на стене дома в Баку, в котором жил Камиль Алиев

В исторической части города Баку, крепости Ичери-шехер, в доме 18 по улице Гюлля (Башенная), где провёл последние 11 месяцев своей жизни и скончался Камиль Алиев, расположен дом-музей художника. Расположен семейный дом-музей в четырехэтажном каменном здании. В доме-музее экспонируется 127 авторских ковров. Среди экспонатов имеются также незаконченные работы Алиева.

29 октября 2007 года состоялась церемония открытия барельефа Камиля Алиева на стене дома в Баку (Ичери-шехер, ул. Гюлля, дом 18), в котором жил художник.Автором барельефа является заслуженный художник Азербайджана Зейналабдин Искендеров. Барельеф был создан Исполнительной властью города Баку согласно соответствующему распоряжению президента Азербайджана Ильхама Алиева.

19 июля 2011 года президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о праздновании 90-летнего юбилея Камиля Алиева. В связи с распоряжением Министерству культуры и туризма Азербайджанской Республики и Союзу художников Азербайджана было поручено подготовить и осуществить план мероприятий, посвященных юбилею Алиева.

22 октября 2011 года в Баку состоялась презентация книги-альбома, посвящённого творчеству Камиля Алиева. 25 октября этого же года в Музее азербайджанского ковра и народного прикладного искусства имени Лятифа Керимова прошла выставка работ художника. Затем в Музейном центре состоялось юбилейное мероприятие, посвящённое творчеству Алиева. На мероприятии с речью выступил министр культуры Азербайджана Абульфас Гараев. В этот же день в Музее азербайджанского ковра прошла научно-практическая конференция в связи с 90-летним юбилеем Камиля Алиева.

Награды и звания
  • Медаль «За боевые заслуги» (1943)
  • Медаль «За оборону Кавказа» (1945)
  • Заслуженный художник Азербайджанской ССР (1968)
  • Народный художник Азербайджанской ССР (1980)
  • Орден «Независимость» (1999)

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05