Айрапетян Борис Александрович (Airapetyan, Boris Aleksandrovich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Айрапетян Борис Александрович.

 ›

Борис Айрапетян
(Борис Беглар)
Имя при рождении:

Айрапетян Борис Александрович

Дата рождения:

23 июня 1955 (60 лет)

Место рождения:

Ереван

Гражданство:

 СССР Россия

Профессия:

преподаватель философии, кинорежиссер, сценарист, художник-постановщик, композитор, продюсер, эссеист

Карьера:

1990 - наст. время

Награды:

IMDb:

ID 0014765


Бори́с Алексáндрович Айрапетя́н (Бори́с Беглáр) (23 июня 1955, Ереван, СССР) - советский и российский кинорежиссер, сценарист, продюсер, лауреат международных премий, основатель национальных премий «Святая Анна» (1993).

Содержание
  • Творческий путь
  • Биография
  • Фестивали и премии
  • Работы
    • Режиссёр
    • Автор сценария
    • Художник-постановщик
    • Композитор
    • Продюсер
    • Эссеист
  • В проекте
  • Критика и рецензии
    • Фильм-опера «Норма»
      • Святослав Бэлза
      • Алиса Струкова
      • Дмитрий Морозов
      • Валерий Кичин
      • «Менеджер Кино» - журнал для профессионалов
      • Елена Смоленская
      • Телеканал «Культура»
      • Елена Липская
      • Franco La Magna
    • Спектакль «Норма» В. Беллини
      • Валерий Кичи
      • Екатерина Бирюкова
  • Примечания
Творческий путь

Начало режиссерской карьеры Бориса Айрапетяна казалось весьма успешным. Его музыкальный видеофильм «Мост» и кинофильм «Там, где небо лежит на земле» совершили турне по различным международным фестивалям, где не только не остались без внимания, но были неоднократно поощрены: 1990 Премия Чикагской киноассоциации (1988 Там, где небо лежит на земле), 1989 КФ «Дебют» в Москве Гран-при (1988 Там, где небо лежит на земле), 1989 Премия «Эмми» Американской академии искусств и телевизионных наук (1989 Мост).

Полнометражным дебютом Бориса Айрапетяна стал фильм «Убийца» (1994 МКФ в Мангейме Приз экуменического жюри, фильм «Фестиваля Одной Картины») - усложненное и несколько сбивчивое по интонации авторское высказывание, где причудливо переплелись мотивы религиозных исканий, рефлексия по поводу кинематографа и объяснение в любви к музыкальным кумирам - Бетховену и «Битлз».

После «Убийцы» Борис Айрапетян на неопределенный срок оставил режиссуру и нашел себя на продюсерском поприще, создав и возглавив ежегодный конкурс студенческих и дебютных работ «Святая Анна». Конкурс проводится начиная с 1993 года и включает курсовые и дипломные работы учащихся киношкол России, СНГ, а с 1998 года - и дальнего зарубежья. «Святая Анна» не является инструментом удовлетворения непомерных амбиций спонсоров. Она ставит перед собой другие задачи, и в этом смысле роль, которую уже сыграла и ещё сыграет «Святая Анна» в современном кинематографическом процессе, уникальна: сегодня это единственный в России фестиваль, где представлено поколение кинематографистов, вступающих в профессиональную жизнь на исходе миллениума.

Биография
  • 1972 - окончил Ереванскую музыкальную школу имени А. Спендиарова по классу скрипки (педагог - Ш. Багдасаров).
  • 1981 - окончил философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Специализировался на кафедре «Этики и Эстетики».
  • 1981-1983 - преподавал «Эстетику» и «Этику» в Ереванском Политехническом институте.
  • 1989 - окончил режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии.
  • 1989 - член Союза кинематографистов Российской Федерации. Член Гильдии кинорежиссеров России.
  • 1989-1991 - преподавал режиссуру во Всесоюзном государственном университете по кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК).
  • 1993 - учредил и организовал студию «Эй-Би-Эй».
  • 1993 - учредитель и президент ежегодного конкурса студенческих и дебютных фильмов на соискание национальных премий России «Святая Анна».
  • 1997-2002 - Секретарь Союза кинематографистов России
Фестивали и премии
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
  • 1989 - КФ «Дебют» в Москве Гран-при - «Там, где небо лежит на земле»
  • 1989 - Премия «Эмми» Американской академии телевидения - «Мост»
  • 1990 - Премия Чикагской киноассоциации - «Там, где небо лежит на земле»
  • 1990 - Фестиваль в Лувре, открытие «Пирамиды» - «Там, где небо лежит на земле»
  • 1991 - Номинант МКФ в Торонто - «Там, где небо лежит на земле»
  • 1991 - Номинант МКФ в Монреале - «Там, где небо лежит на земле»
  • 1991 - Номинант МКФ в Мюнхене - «Там, где небо лежит на земле»
  • 1994 - МКФ в Мангейме Приз экуменического жюри - «Убийца»
  • 1994 - Номинант МКФ в Стамбуле - «Убийца»
  • 1994 - Номинант МКФ в Токио - «Убийца»
  • 1999 - Московский МКФ «Лучшая мужская роль» - «Фара»
  • 1999 - Кинофестиваль «Окно в Европу», «Специальный приз жюри» - «Фара»
  • 2000 - МКФ «Листопад» г. Минск, приз зрительских симпатий - «На Бис»
  • 2002 - Каннский МКФ «Двухнедельник режиссеров» - «Место на земле»
  • 2002 - МКФ «Золотой абрикос» г. Ереван, «Лучший фильм» - «Место на земле»
  • 2003 - Пять номинаций «Золотая маска» - спектакль «Норма»
  • 2006 - МКФ «Амурская осень», «За масштабность замысла» - фильм-опера «Норма»
  • 2006 - Закрытие Недели Российской культуры в Риме «На площади Треви» - фильм-опера «Норма»
  • 2006 - Открытие Недели Российского кино в рамках фестиваля «Европа-Синима» г. Валанс (Франция) - фильм-опера «Норма»
  • 2006 - Год Армении во Франции, Париж - фильм-опера «Норма»
  • 2006 - Закрытие года России в Армении - фильм-опера «Норма»
  • 2006 - Мировая дистрибъюция «DEKKA» - «Universal» - фильм-опера «Норма»
Работы
Режиссёр
  • 1988 - «Там, где небо лежит на земле»
  • 1989 - «Мост»
  • 1993 - «Убийца»
  • 2001 - спектакль «Норма»
  • 2005 - фильм-опера «Норма»
Автор сценария
  • 1988 - «Там, где небо лежит на земле»
  • 1989 - «Мост» (совм. с П. Мацукатто)
  • 1993 - «Убийца»
  • 1999 - «Фара» (совм. с Л. Ахинжановой)
  • 2005 - «Норма»
Художник-постановщик
  • 1988 - «Там, где небо лежит на земле»
  • 1993 - «Убийца»
  • 2001 - спектакль «Норма» (сценография, свет)
Композитор
  • 1988 - «Там, где небо лежит на земле»
  • 1999 - «Фара»
Продюсер
  • 1999 - «Фара»
  • 2001 - «Место на земле»
  • 2005 - «Норма»
Эссеист
  • 2011 - «Несостоявшееся встреча» из цикла «Случайные встречи, случайные знакомства»
  • 2013 - «По броду времени» из цикла «Случайные встречи, случайные знакомства»
В проекте
  • Фильм для большого экрана - «Завещание»
  • Спектакль «Симон Бокканегра» Дж. Верди
  • Крупномасштабный проект для большого экрана - «Суворов»
Критика и рецензии
Фильм-опера «Норма»Святослав Бэлза
Когда-то Пушкин писал Вяземскому, что сочиняет "Евгения Онегина" - не роман, а роман в стихах, и подчеркивал: "дьявольская разница". Фильм и фильм-опера тоже дьявольская разница.

Печально, но факт: у нас, фильм-опер снимается сейчас до обидного мало. И обращаются к этому жанру, как правило, художники одержимые, жрецы чистого Искусства. Именно к этой славной, но немногочисленной когорте принадлежит Борис Айрапетян, сделавший киноверсию «Нормы» В. Беллини. Ему удалось найти единомышленников, подобрать замечательный ансамбль певцов-актеров, среди которых выделяются Асмик Папян и Гегам Григорян. В итоге созданная 175 лет назад трагедийная опера получила впечатляющее воплощение на экране.


Алиса Струкова

«Норма»: из бельканто в арт-хаус:

Настоящим сюрпризом для кинозрителей, меломанов, да и для всех настоящих ценителей прекрасного, собравшихся на фестивале "Окно в Европу" в Выборге, станет премьера уникального для нашего времени по своему жанру кинофильма. На большом экране, натянутом во внутреннем дворике главной выборгской достопримечательности - древнего рыцарского замка Святого Олафа XIII века, разворачиваются события ещё более древние: 50-е годы I века до нашей эры.

Режиссер и философ, сценарист и продюсер Борис Айрапетян снял первый в новые, постсоветские времена фильм-оперу. Материалом для кинокартины послужила одноименная опера Винченцо Беллини "Норма"...


Дмитрий Морозов

Бельканто крупным планом: Борис Айрапетян снял фильм-оперу «Норма»:

Фильм-опера - жанр парадоксальный. Впрягать в одну телегу "коня", то бишь кинематограф, и "трепетную лань", сиречь оперу, у которых совершенно разные отношения со временем и пространством и совершенно разная мера условности, весьма и весьма непросто. Но тем не менее существуют шедевры Ингмара Бергмана, Франческо Рози, Джозефа Лоузи и особенно плодовитого в этом плане Франко Дзеффирелли, ставшие уже классикой жанра, существуют интересные опыты последнего времени - например, "Тоска" Бенуа Жако. В сем перечне недостает, однако, имен наших отечественных режиссеров. У нас этот жанр всегда рассматривали как маргинальный и, соответственно, ничего конкурентоспособного в сравнении с западной продукцией создано не было. Теперь такой фильм появился...

...Итак, после двадцатилетнего перерыва у нас вновь появился фильм-опера отечественного производства. Премьера "Нормы", снятой при поддержке Роскультуры, с успехом прошла в Доме кино, ожидается ее показ на телеканале "Культура". Однако перспективы этого жанра в России остаются столь же туманными, как и дальнейшая прокатная судьба фильма, к которому пока что проявили интерес в основном в других странах. Голливудская компания "Universal" собирается выпускать его на DVD. Так что вполне вероятен сценарий, при котором эта "Норма" вернется к нам уже в качестве импортного продукта...


Валерий Кичин

«Российская Газета»:

Опера В. Беллини «Норма» Сценография - Бориса Айрапетяна
...Дело зашло уже так далеко, что впервые за полвека в стране Чайковского и Глинки сняли новый фильм-оперу. Причем на материале не самой известной в России "Нормы" Беллини. И вновь - успешно. Режиссер Борис Айрапетян собрал звездный состав исполнителей, выходцев из его родной Армении, которые поют в ведущих театрах мира, и сделал не просто киноспектакль, но полноценный фильм - динамичный и драматичный, во многом преодолев типичный для киноопер стиль монументальной статики. У картины пока весьма смутные шансы выйти на консервативные отечественные экраны, но ее уже купила американская компания Universal, собираясь выпустить на мировой видео- и телерынок. Так Россия заявила о своей конкурентоспособности и на ниве современного музыкального кино...

..."Норма", показанная в Выборге, берет сначала любовью. Неподдельной, естественной и потому заразительной. Зритель это чувствует по тому особому душевному трепету, который всегда возникает в оперном зале при первых звуках настраивающихся инструментов. Кино позволяет претворить музыкальную динамику в физическую - традиционно статичные сцены 1-го акта с друидами у режиссера Бориса Айрапетяна претворились в стремительный монтажный поток кадров мятежа галлов против римского владычества...

...Редчайшим достоинством фильма надо признать принципиальный аскетизм режиссера. Он нигде не поддается соблазну формального штукарства или украшательства - его работа предельно лаконична и целиком подчинена законам, по которым развивается музыка оперы. Айрапетян здесь прежде всего музыкант и наравне с дирижером управляет своим сложным пластическим оркестром - от актерской экспрессии до движения камеры, которая тоже безупречно музыкальна...


«Менеджер Кино» - журнал для профессионалов
...Впервые за всю истории отечественного кинематографа компания "Universal Studio" выпустила российский фильм на DVD и VHS на шести языках. Этим фильмом стала "Норма" режиссера Бориса Айрапетяна, производства студии "Эй-Би-Эй" при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии России...

Елена Смоленская

«Высокая Норма»:

Опера В. Беллини «Норма» Сценография - Бориса Айрапетяна
...К оперной классике обращались Ингмар Бергман, Франко Дзеффирелли, Джозеф Лоузи, Франческо Рози. У нас фильмы-оперы уже лет двадцать никто не снимает. Слишком хлопотное это дело. Не только кино надо знать, любить, понимать, но и музыку.

В своей экранной "Норме" Борис Айрапетян преодолел условность и статичность оперного спектакля. Он раздвинул его границы. И сделал это именно кинематографическими средствами. Действие развивается энергично,, благодаря активному движению камеры стремительному монтажу кадров. Фильм снимался в Армении, в исторических местах, где стоит храм, возведенный ещё древними римлянами. И музыка словно вырвалась на свободу, слилась с шумом водопада, ветра, листвы. "Норму" уже пожелали приобрести многие зарубежные телеканалы. Увидят ли фильм наши зрители? Пока сказать трудно. Хотелось бы, чтобы они тоже рискнули. Не проиграют.


Телеканал «Культура»
...Фильм Бориса Айрапетяна «Норма» - это уникальный для нашего времени опыт перевода на кинематографический язык сложнейшего жанра музыкально-вокального искусства, каковым является опера. "Режиссёр и философ, сценарист и продюсер Борис Айрапетян снял первый в новые, постсоветские времена фильм-оперу. Материалом для кинокартины послужила одноимённая опера Винченцо Беллини «Норма»."

«Риск неслыханный! В оперном мире «Норма» считается очень непростой в силу своей статичности: собственно говоря, события разворачиваются в течение одной ночи в небольшом количестве мизансцен. Режиссёрам-постановщикам этой магической оперы нужно было найти верный ключ к разгадке её тайны. Сценическая постановка сложнейшей оперы эпохи классического бельканто, премьера которой состоялась 26 декабря 1831 года в Милане, мало кому удавалась.


Елена Липская
Опера В. Беллини «Норма» Сценография - Бориса Айрапетяна
Взяться за кинопостановку одной из сложнейших опер Беллини "Норма" - по-настоящему смелое дело. Тем более что жанр фильма-оперы в России был "заморожен" около двадцати пяти лет. Первое образование Бориса Айрапетяна - философ, второе - кинорежиссер, род занятий - продюсер, который отважился не только снять, но и заинтересовать "Нормой" почти весь мир.

Franco La Magna
Tra Italia, Europa, Stati Uniti e Cina. Oblovov di Michalkov, Hollywood e il grande cinema (ri)scoprono Bellini ancora con "Casta Diva". Vecchio e nuova: il terzo millennio, melodrammi e ribellismo giovanile. Gli utimi mesi di Maria Callas e il lmélo di Wong Kar Wai. La Norma di Boris Airapetian, girato in Armenia e Le seduttici in una scengrafica Amalfi degli anni '30.

"Norma" del regista Boris Airapetian alla Mostra del Cinema dello Stretto. L’evento è curato dal critico cinematografico Franco La Magna.

Спектакль «Норма» В. БеллиниВалерий Кичи

«Российская газета»

Триумф "Нормы". Ереванский театр открыл москвичам Беллини. Все - в "Норме"

В Москве с триумфом прошли гастроли Ереванского театра имени Спендиарова. Оперу Венченцо Беллини "Норма" показали на Новой сцене ГАБТа. Поблика впервые услышала, как в этом зале может звучать хорошая музыка в безупречном исполнени.


Екатерина Бирюкова

«Известия»

Армянская "Норма" произвела сенсацию в Москве. У всех своя "Норма".

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2021-01-24