Богораз Владимир Германович.
›
Владимир Богораз | | Дата рождения: | 15 (27) апреля 1865 |
---|
Место рождения: | Овруч Волынская губерния |
---|
Дата смерти: | 10 мая 1936 (71 год) |
---|
Место смерти: | Ростовская область |
---|
Страна: | Российская империя, СССР |
---|
Научная сфера: | этнография |
---|
Место работы: | Институт народов Севера, Музей истории религии АН СССР |
---|
Учёное звание: | член-корреспондент АН СССР |
---|
Альма-матер: | Гимназия № 2 имени А. П. Чехова |
---|
Известные ученики: | Аверкиева, Юлия Павловна |
---|
Произведения |
Влади́мир Ге́рманович Богора́з (псевдонимы Н. А. Тан, В. Г. Тан; известен также как Тан-Богора́з, при публикациях в США: англ. Waldemar Bogoras; рожд. Ната́н Ме́нделевич Богора́з; 15 (27) апреля 1865, Овруч Волынской губернии - 10 мая 1936, Ростовская область) - революционер, писатель, выдающийся этнограф (этногеограф, этнокультуролог) и лингвист (исследователь чукотско-камчатских языков, языка азиатских эскимосов, эвенского языка), северовед. Член-корреспондент Академии наук СССР. Содержание- Биография
- Научная деятельность
- Литературное наследие
- Семья
- Библиография
- Примечания
- Литература
- Ссылки
БиографияРодился в семье учителя Менделя (Максимилиана Марковича) Богораза, из раввинской семьи, и Анны Абрамовны Богораз, из купеческой семьи городка Бар Подольской губернии. Брат хирурга Н. А. Богораза. При рождении было дано еврейское имя Натан, при крещении в подростковом возрасте - имя Владимир и отчество Германович. Псевдоним «Н. А. Тан» образован от имени Натан. Впоследствии Богораз стал употреблять псевдоним «Тан» с настоящим именем и/или фамилией. Учился в Таганрогской мужской классической гимназии. С 1881 года входил в народовольческие кружки. С 1885 года примкнул к народовольческой группе. Участвовал в работе тайных типографий. Неоднократно подвергался арестам; в 1889 году был сослан на 10 лет в Среднеколымск. В ссылке В. Г. Богораз стал заниматься этнографией, причём настолько успешно, что Императорская Академия наук в 1894 году включила его в состав своей экспедиции (т. н. «Сибиряковская экспедиция»), снаряжённой с целью изучения жизни чукчей и других народностей Северо-Востока Евразийского континента. Около трёх лет (1895-1897) Богораз кочевал среди чукчей. По окончании экспедиции Академия наук выхлопотала для него разрешение возвратиться в Петербург, а в 1900 году направила в новую экспедицию - Северо-Тихоокеанскую. В 1896 году начал литературную деятельность, печатая очерки, рассказы и стихи. Первая книга прозы «Чукотские рассказы» появилась в 1899 году, а в 1900 году - первая книга стихов («Стихотворения»). Автор русского текста популярной польской революционной песни «Красное знамя». Интересно, что Тан-Богораз не избежал влияния современной ему поэзии и писал декадентские стихи, которые абсолютно не согласовывались с его деятельностью и прозаическим творчеством. В 1899 году уехал в США, откуда отправляется в экспедицию на Дальний Восток под руководством антрополога Франца Боаса и собирает этнографический материал у чукчей, коряков, ительменов и эскимосов. До 1904 года работал куратором этнографической коллекции Американского музея естественной истории; на английском языке подготовил к печати монографию «Чукчи», которая получила всемирное признание как фундаментальный труд по этнографии и мифологии чукчей. Здесь он также пишет для русской прессы серию очерков о жизни общины духоборов, эмигрировавших от преследований в России в Канаду в 1898-1899 гг., и казавшихся многим выражением идеала крестьянского социализма. В 1904 эти очерки выходят отдельной книгой «Русские в Канаде». В 1905 году - один из организаторов «Крестьянского союза», в 1906 году принимал участие в организации «Трудовой группы» в I Государственной думе (сам не был депутатом Думы). В это время написал ряд очерков и публицистических произведений народническо-пропагандистского характера. В годы первой революции сотрудничал в газете большевистской военной организации «Казарма», помещая ряд ставших популярными в те годы стихотворений («Предсмертная песня», «Царские гости», «Цусима» и т. д.). После Октябрьской революции в своих публицистических статьях, печатавшихся в журналах «Россия» и «Новая Россия», выступал как сменовеховец. В 1918 году В. Г. Богораз стал сотрудником Музея антропологии и этнографии Академии наук, с 1921 года работал профессором ряда ленинградских вузов (в частности, преподавал на отделении этнографии Ленинградского института истории, философии и лингвистики). В декабре 1929 года по инициативе Богораза был основан Институт народов Севера, где он также работал профессором и читал студентам лекции по общему народоведению. В. Г. Богораз стал инициатором создания «Комитета содействия народам северных окраин» (Комитет Севера) при Президиуме ВЦИК (образован Президиумом ВЦИК 20 июня 1924 г.) и был деятельным членом этого комитета, задачей которого было «содействие планомерному устроению народностей Севера в хозяйственно-экономическом, административно-судебном и культурно-санитарном отношении». В последние годы был директором основанного им в 1932 году Музея религии и атеизма (располагался в здании Казанского собора в Ленинграде). Умер 10 мая 1936 года по дороге в Ростов-на-Дону. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище в Ленинграде. Научная деятельностьВ. Г. Богоразу принадлежат около 130 печатных трудов по этнографии, фольклору и лингвистике. Основные его исследования посвящены культуре народов Евразии и Америки. Хорошо известны лингвистические работы В. Г. Богораза. Им проделана громадная работа по изучению луораветланского (чукотского) языка: составлена грамматика, опубликованы фольклорные тексты, издан словарь. Кроме того им были собраны и опубликованы тексты на нымыланском (корякском) и ительменском языках. Издал также очерк грамматики юитского (эскимосского) языка; кроме того, он занимался изучением эвенского (ламутского) языка, материалы по которому опубликовал в виде грамматического очерка с приложением текста и словаря. В 1987 году его именем названа Чукотская окружная публичная универсальная библиотека им. В. Г. Тана-Богораза. Литературное наследиеБеллетристическую деятельность возобновил в 1928 году. В своих очерках и рассказах Владимир Богораз по преимуществу этнограф, не только по материалу («Чукотские рассказы», историко-этнографические романы «Жертвы дракона», «Восемь племен» и др.), но и по методу письма: он силен в описаниях быта, социально-бытовых зарисовках, человек же у него обычно психологически не раскрывается, а дается в плане народнического натурализма. Произведения советского периода также этнографичны. Роман «Союз молодых» (1928) построен на сочетании этнографического материала - предреволюционного быта и экономики Колымского края - с романтической интригой, связанной с темой отцеубийства. В романе «Воскресшее племя» (1933) показано возрождение к жизни племени юкагиров (Сибирь), обреченных в условиях царской России на вымирание. Построенный на научно собранных фактах, актуальный по теме, роман написан с излишней детализацией, с натуралистическими подробностями. СемьяМогила писателя на Литераторских мостках Братья: - Лазарь Максимилианович Богораз (Сергей Максимович Губкин, 1868-?), участник народовольческого кружка в Казани, врач.
- Николай Алексеевич Богораз (до крещения - Генрих Менделевич (Максимович) Богораз; 1874-1952), хирург, заслуженный деятель науки РСФСР.
- Александр Максимилианович (Максимович, Алексеевич) Богораз (1877-?), народоволец, врач.
Сестра: - Прасковья Фёдоровна (Перл Максимовна) Богораз (в замужестве Шебалина, 1860-1884), народоволец, вместе с мужем проходила по «Процессу 14» в Киеве.
Двоюродный брат: - экономист и мемуарист Иосиф Аронович Богораз (1896-1985), отец правозащитницы Л. И. Богораз.
Библиография- Литература
- Чукотские рассказы, 1899;
- Стихотворения, изд. С. Дороватовского и А. Чарушникова, СПБ, 1900; изд. Н. Глаголева, СПБ, ; изд. «Просвещение», СПБ, 1910;
- Восемь племён, 1902 (роман)
- Жертва дракона, 1909 (роман);
- Собрание сочинений, изд. «Просвещение», тт. I-XII, СПБ, 1910-1911;
- На озере Лоче, 1914 (роман)
- Собрание сочинений, изд. «Земля и фабрика», тт. I-IV, М. - Л., 1928-1929;
- Союз молодых (Роман из северной жизни), Гиз, М. - Л., 1928; изд. ЗиФ, М. - Л., 1930;
- Северная охота, изд. «Молодая гвардия», М., 1931;
- Колымские рассказы, ГИХЛ, М. - Л., 1931;
- USA (Люди и нравы Америки), изд. «Федерация», М., 1932; Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.-216 с.;
- Воскресшее племя. Роман, Гослитиздат, М., 1935.
- Язык и Фольклор
- Труды по языку и фольклору: Образцы материалов по изучению чукотского языка и фольклора, «Известия Акад. наук», т. 10, № 3, СПБ, 1899;
- Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, изд. Акад. наук, СПБ, 1900;
- Областной словарь колымского русского наречия, изд. Акад. наук, СПБ, 1901;
- Материалы для изучения языка азиатских эскимосов, «Живая старина», кн. 70/71, Пб., 1909;
- Распространение культуры на земле. Основы этногеографии, Государственное издательство, М.-Л., 1928;
- Материалы по ламутскому языку, в кн.: Тунгусский сборник, I, изд. Акад. наук СССР, Л., 1931;
- Чукчи. Социальная организация. Авторизованный перевод с английского. Часть I. Л., 1934 (XXX+192 стр.);
- Луораветланско-русский (чукотско-русский) словарь, Государст. учебно-педагогич. изд-во, М. - Л., 1937;
- Чукчи. Религия. Авторизованный перевод с английского. Часть II. Л. 1939 (XI + 195 стр., 4 табл.);
- Publications of the Jesup North Pacific Expedition, Leiden - N. Y., 1904, 1910;
- The Chukchee, vol. 7; Chukchee Mythology, vol. 8, part I; Chukchee - Handbook of American Indian Languages, p. 2, Washington, 1922 (Bull. 40 of American Ethnology, Smithsonian Institute);
- The Eskimo of Siberia (тексты с переводом); Publications of the Jesup North Pacific Expedition, vol. 8, part 3, Leiden - N. Y., 1913
- Koryak texts. Bogoras, Waldemar (American Ethnological Society Series Ed. Boas, Franz) Leyden : E. J. Brill; New York, G. E. Stechert, 1917.
Примечания- ↑ 1 2 Богораз Владимир Германович. // Сайт Государственного музея истории религии. Проверено 8 февраля 2015.
- ↑ Богораз Л. И. Сны памяти. - Харьков: Права людини, 2009. - 239 с. - ISBN 978-966-8919-76-3. - С. 8-14.
- ↑ Народы Дальнего Востока СССР, 1985, с. 21
- ↑ 1 2 Еремеева О. И. Институт народов Севера в 1930-е гг.: первые шаги // Изв. Алтайского гос. ун-та. - 2010. - Т. 4, № 1. - С. 91-97.
- ↑ Народы Дальнего Востока СССР, 1985, с. 8, 25
- ↑ Могила В. Г. Богораза на Волковском кладбище
Литература- Карташёв Б. И. По стране оленных людей. Путешествия В. Г. Тана-Богораза. - М.: Географгиз, 1959. - 48 с. - (Замечательные географы и путешественники).
- Народы Дальнего Востока СССР в XVII-XX вв.: Историко-этнографические очерки / Отв. ред. И. С. Гурвич. - М.: Наука, 1985. - 239 с.
- Тан, псевдоним // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|