Минский Николай Максимович.
›
Никола́й Ми́нский | | Имя при рождении: | Никола́й Макси́мович Виле́нкин |
---|
Псевдонимы: | Николай Ми́нский |
---|
Дата рождения: | 15 (27) января 1855 |
---|
Место рождения: | Глубокое, Виленская губерния |
---|
Дата смерти: | 2 июля 1937 (82 года) |
---|
Место смерти: | Париж |
---|
Гражданство (подданство): | Россия |
---|
Род деятельности: | поэт, писатель-мистик |
---|
Направление: | Символизм |
---|
Произведения |
Ми́нский Никола́й Макси́мович (настоящая фамилия Виле́нкин; 15 (27) января 1855, с. Глубокое, Виленская губерния, Российская империя - 2 июля 1937, Париж, Франция) - русский поэт и писатель-мистик, адвокат. Содержание- Биография
- Творчество Минского в оценке современников
- Семья
- Публикации
- Литература
- Примечания
- Ссылки
БиографияРодился в бедной еврейской семье. В 1875 году окончил Минскую мужскую гимназию, в 1879 - юридический факультет Петербургского университета. В дальнейшем занимался литературной деятельностью. Его первые стихотворения были написаны на «гражданские темы». В 1882 г. Минский перед заключением брака с писательницей Ю. Яковлевой принял православие. С 3.04.1886 стал присяжным поверенным в Санкт-Петербурге. В 1889 Минский выпустил книгу «При свете совести», где изложена его «теория» мэонизма, провозглашающая, что самое главное для человека «небытие», «внежизненная правда», «внесуществующее и непостижимое» (мэ он значит по-гречески не сущий). В 1900 Мережковский, Минский, Гиппиус, В. Розанов и другие основывают в Петербурге Религиозно-Философское Общество, ставившее целью сблизить русскую интеллигенцию с церковью. В 1905 Минский, как и большинство интеллигентов, сочувствовал революции и социал-демократии. Вместе с М. Горьким возглавлял легальную большевистскую газету «Новая Жизнь», в которой, в частности, в тот период была напечатана известная статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература». Минский как редактор и издатель был арестован, однако затем выпущен под залог. С 1906 жил за границей в Париже, став одним из вождей русского декадентства и символизма, проповедовавшим культ красоты и наслаждения и объявившим войну общественным тенденциям в искусстве, как наносящим вред «чистоте» художественного творчества. Вернулся в Россию в 1913 после амнистии, но с началом Первой мировой войны в 1914 эмигрировал окончательно. В начале 20-х годов жил в Берлине, основал там в 1921 «Дом искусств», затем переселился в Лондон, где был сотрудником советского полпредства. С 1927 жил в Париже. Развивал учение о двух путях добра - эмпирико-рациональном и мистическом. Религиозно-философская концепция изложена в трактатах «При свете совести» (1890) и «Религия будущего» (1905). Стихи Минского отражают колебания и противоречия его жизненного пути. Лучшее в них (благодаря чему он, испытывавший влияние С. Надсона и Метерлинка, считается предшественником символистов) показывает глубину поисков смысла жизни и желание обрести опору в Боге.
Творчество Минского в оценке современниковРаннее творчество Минского (киевский период), наряду с романами Иеронима Ясинского, Виктора Бибикова относят к неоромантической ветви предсимволизма. Об эстетике предсимволизма см.: Владимир Соловьев, «Иллюзия поэтического творчества». Дмитрий Мережковский оценивал поэзию Минского как пролагающую пути в будущее. Его философские и мистические воззрения он возводил к герметически-гностической традиции. Характеристика поэзии Минского Мережковским выявляет в ней именно те черты, которые вообще типичны для «декадентства» (пессимизм, патология, тоска по смерти, ирония, склонность к рефлексии и др.) Валерий Брюсов возводил Минского в ранг основного, хотя и не первоклассного представителя раннего символизма. Особенно высоко он оценивал стихотворение «Город смерти», в котором сконцентрированы все существующие признаки «диаволического» мира. Поэзия Минского, по мнению Александра Блока, сильнее всего там, где она выражает жизнеощущение «декадентской музы» в аллегорической форме. Минский как бы преподносит «рецепт» поэтики и мировоззрения предсимволизма. Выше всего Блок оценивал стихотворение Минского «О двух путях добра». СемьяБыл женат трижды. - Первый раз - на писательнице Ю. И. Яковлевой, публиковавшейся под псевдонимом «Юлия Безродная». Перед бракосочетанием, состоявшимся в сентябре 1882 года, принял православие.
- Второй - на поэтессе, писательнице и переводчице Л. Н. Вилькиной, родственнице семьи Венгеровых - близких друзей Минского. Их фактический союз начался в 1896 году, официальный брак был заключен в 1905 году и продолжался до кончины Вилькиной в 1920 году.
- Третий - на писательнице, переводчице и литературном критике З. А. Венгеровой, приходившейся теткой второй жене писателя. Брак был заключён в Париже в 1925 году и продолжался до кончины Минского.
Публикации- Стихотворения (1877-1882). - СПб., 1883. - запрещено цензурой.
- При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни. - СПб.,1890.
- Стихотворения.(3 изд.) - СПб.,1896.
- Религия будущего: (Философские разговоры). - СПб,1905.
- О свободе религиозной совести. - СПб.,1905.
- Полное собрание стихотворений. Т.1-4. - СПб.,1907.
- На общественные темы. - СПб.,1909.
- От Данте к Блоку. - Берлин,1922.
- Из мрака к свету. - Берлин,1922.
Литература- Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. 2-е изд. - М.,1995. - С.389.
- Русская философия: Энциклопедия / Под общей редакцией М. А. Маслина. Сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков. - М.: Алгоритм, 2007. - С.339-340.
- Сапожков С. Поэзия и судьба Николая Минского // Ранние символисты: Н.Минский, А. Добролюбов. - СПб., 2005. - С. 7-87.
- Хангулян С. А., Серебряный век русской поэзии. Книга первая. Модернизм: символизм, акмеизм. М.: - Новая газета, 2009. С. 528, ISBN 978-5-91147-006-7
- Меонизм // Русская философия: словарь. - М.: Республика. Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. 1995.
- Три ипостаси и три жены Николая Минского. Анатолий Аврутин. - Петербург: Невский альманах, № 1 (26), 2006 год.
Примечания- ↑ Сергей Крапивин. «Гимназия у перекрестка»
- ↑ Минский Николай - статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Список присяжных поверенных округа Санкт-Петербургской судебной палаты и их помощников к 31 января 1914 г. Санкт-Петербург, 1914. - С.13.
- ↑ Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . - М.: РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8.. - С. 262.
- ↑ 1 2 3 О. Н. Самсонова. Творчество Н.М. Минского: феномен этнокультурного самоопределения писателя. - Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук (10.01.01), Тюменский государственный университет. Проверено 3 сентября 2014.
- ↑ 1 2 3 Анатолий Аврутин
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|