|
|
Арсеньев Николай Сергеевич (философ).
›
Николай Арсеньев | Имя при рождении: | Николай Сергеевич Арсеньев |
---|
Дата рождения: | 16 (28) мая 1888(1888-05-28) |
---|
Место рождения: | Стокгольм, Швеция |
---|
Дата смерти: | 18 декабря 1977(1977-12-18) (89 лет) |
---|
Место смерти: | Си Клифф, близ Нью-Йорка |
---|
Страна: | Россия |
---|
Направление: | русская философия |
---|
Никола́й Серге́евич Арсе́ньев (16 (28) мая 1888, Стокгольм, Швеция - 18 декабря 1977, Си Клифф, близ Нью-Йорка) - русский философ, историк религии и культуры, поэт. Содержание- Ранние годы
- Эмиграция
- Поздние годы
- Увековечение памяти в Калининграде
- Сочинения
- Примечания
- Источники
- Ссылки
Ранние годыРодился 1888 году в Стокгольме в семье дипломата Сергея Васильевича Арсеньева и Екатерины Васильевны Шеншиной (1858-1938). Окончил Катковский лицей (1905) и историко-филологический факультет Московского университета (1910). Совершенствовался в университетах Мюнхена, Фрайбурга, Берлина. С 1912 года работал при кафедре западноевропейской литературы Московского университета; приват-доцент кафедры западноевропейских литератур Московского университета (1914). Во время Первой мировой войны был уполномоченным Красного Креста (1914-1916). С сентября 1916 года возобновил работу в Московском университете. Одновременно читал курсы по культуре и литературе средних веков и эпохи Возрождения на Высших женских курсах и в Народном университете им. А. Л. Шанявского. Во время формирования Добровольческой армии на Дону входил в состав отделения Политического отдела при штабе генерала М.В.Алексеева, в котором занимался агитацией за армию и пропагандой её целей. В феврале 1918 года, в момент вынужденного ухода армии из области Войска Донского в поход, названный Ледяным, военные старались не брать с собой гражданских, и Арсеньеву 24 февраля пришлось покинуть Новочеркасск. Через Царицын он со спутниками (П.Б.Струве, Г.Н. Трубецким и его сыном Костей) пробрался к началу марта в Москву. После - профессор кафедры романо-германской филологии Саратовского университета (1918-1920), читал курсы также по кафедре философии. По его инициативе была образована кафедра сравнительной истории религий. ЭмиграцияВ 1919 году был дважды арестован. Опасаясь очередного ареста, в марте 1920 года нелегально перешёл польскую границу. После недолгого пребывания в Варшаве и Берлине обосновался в Кёнигсберге. В 1933 году выкупил у властей СССР свою мать и сестёр. До 1944 года был профессором по русской культуре и истории русской духовной жизни Кёнигсбергского университета. Выступал с лекциями в Русском научно-исследовательском институте и в Религиозно-философской академии в Берлине. Одновременно в 1926-1938 годы занимал должность профессора православного богословского факультета Варшавского университета. Читал лекции в Оксфордском, Кембриджском, Лондонском университетах. Сотрудничал в основанном Н. А. Бердяевым журнале «Путь» и других периодических изданиях. Участвовал в экуменическом движении. Член Палаты Всемирного союза христианских церквей. Сотрудничал с католическим центром «Восточно-христианский очаг» в Брюсселе и действовавшем при нем русскоязычным издательством «Жизнь с Богом», где были опубликованы его книги: «Единый поток жизни» (1973. 298 с.), «О Достоевском» (1972. 64 с.) и «О жизни преизбыточествующей» (1986. 277 с.). Совместно с Ириной Михайловной Посновой и протопресвитером Валентом Роменским участвовал в подготовке и трансляции радиопередач для советских радиослушателей «Мир и свет жизни» выходивших на частотах Монте-Карло. Преподавал в католических учебных заведениях: Русском центре имени Владимира Соловьева при Фордамском католическом университете, а также в Парижском и Монреальском католических университетах. Состоял в переписке с иезуитом Станиславом Тышкевичем. Документы об этом имеются в архивном фонде при центре «Христианская Россия» в Сериате, Италия. Поздние годыВ 1945-1947 годах жил в Париже, читал лекции в Сорбонне и Католическом университете. Также преподавал в Богословском институте Святого Дионисия. В 1947 году обосновался в США, преподавал в Свято-Владимирской духовной семинарии, при Колумбийском университете в Нью-Йорке, читал лекции по истории церкви в Монреальском университете. Был председателем Русской академической группы в США в 1971-1977 годах и одним из основателей «Записок русской академической группы в США». Увековечение памяти в КалининградеВ течение 2011-2012 годы Совет по культуре при губернаторе Калининградской области несколько раз обсуждал макет мемориальной доски, которую было предложено разместить на доме 3 по ул. Чапаева в Калининграде. В декабре 2012 году текст надписи на доске был утверждён: «В этом доме с 1933 по 1944 год жил философ, культуролог и поэт Николай Сергеевич Арсеньев (1888-1977)». К этому времени многие детали биографии Арсеньева уже были известны прежде всего благодаря его книге воспоминаний «Дары и встречи жизненного пути». В мемуарах Арсеньев ничего не рассказал об обстоятельствах своей жизни в Кёнигсберге при нацистах. Однако в январе 2013 году историк Игорь Петров опубликовал в своём блоге архивные документы, свидетельствующие о том, что Н. С. Арсеньев осенью 1941 году в качестве добровольца поступил на службу вермахта. В своём отчёте о посещении лагеря для военнопленных (Дулаге) в посёлке Волосово под Ленинградом сотрудник айнзацштаба Вундер упоминает о службе Арсеньева как зондерфюрера (переводчика). По всей видимости, вскоре после встречи с Вундером Арсеньев вернулся в Кёнигсберг, где продолжил работу в университете. Также были опубликованы копии документов, свидетельствующие о том, что профессор Н. С. Арсеньев числился зондерфюрером в вермахте по крайней мере до весны 1942 г. После этих публикаций в региональных СМИ появилась информация о том, что исполнение решения об установке мемориальной доски Н. С. Арсеньеву было приостановлено вплоть до выяснения обстоятельств пребывания учёного в Кёнигсберге. Дискуссия о целесообразности увековечения памяти Арсеньева в Калининграде далека от своего завершения. Тема получила освещение не только в региональных, но и в федеральных средствах массовой информации. СочиненияАвтор около 40 книг и множества статей по богословию, философии, истории религий, античности, средним векам, эпохе Возрождения и современности. - В поисках Абсолютного Бога. - Москва, 1910.
- Плач по умирающем Боге. - Москва, 1912.
- Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения // Журнал Министерства народного просвещения. - 1913, январь и февраль.
- Античный мир и раннее христианство. - Берлин, 1922.
- Жажда подлинного бытия. - Берлин, 1922.
- Современные течения в католицизме и протестантизме в Германии.// Путь. - 1925. - № 1. - С. 161-168
- Об избыточествующей жизни.// Путь. - 1926. - № 3. - С. 148-149
- Пессимизм и мистика в Древней Греции.// Путь. - 1926. - № 4. - С. 88-102
- Пессимизм и мистика в Древней Греции.// Путь. - 1926. - № 5. - С. 67-86
- О духе нашего времени (По поводу последних статей Н. А. Бердяева).// Путь. - 1927. - № 6. - С. 102-104
- О современном положении христианства// Путь. - 1927. - № 7. - С. 99-106. Отд. издание - Варшава, 1927.
- Лозанская конференция.// Путь. - 1928. - № 10. - С. 102-111
- О литургии и таинстве Евхаристии. - П., 1928, 60 с.
- Die russische Literatur der Neuzeit und Gegenwart. 1929.
- Религиозные съезды в Ньюкастле и Камбридже// Путь. - 1930. - № 20. - С. 88-92
- Религиозное движение молодежи в Германии// Путь. - 1930. - № 23. - С. 110-119
- Bloch. Priester der Liebe. Die Welt der Chassidim.// Путь. - 1930. - № 29. - С. 93-94
- Православие, католичество и протестантизм. - П., 1930, 200 с.
- Движение к единению христианских церквей и проблема современного мира.// Путь. - 1931. - № 31. - С. 76-88
- Об общении с Англиканской Церковью.// Путь. - 1932. - № 33. - С. 44-51
- Современное англиканское богословие.// Путь. - 1932. - № 35. - С. 69-82
- Из жизни Духа. - Варшава, 1935.
- Das heilige Moskau. 1939.
- Православие. Католичество. Протестантизм. 2-е изд. - Париж, 1948.
- Святая Москва. - Париж: Éditions du Cerf, 1948. - 152 с.
- Духовные традиции русской семьи.// Православие в жизни. - 1953. - С. 213-239
- Из русской культурной и творческой традиции. - Франкфурт-на-Майне, 1959.
- О Жизни Преизбыточествующей. - Брюссель, 1966.
- О Достоевском. - Брюссель, 1972.
- Единый поток жизни. К проблеме единства христиан. - Брюссель, 1973.
- Дары и встречи жизненного пути. - Франкфурт-на-Майне, 1974.
- О красоте в мире. - Мадрид, 1974.
- О некоторых основных темах русской религиозной мысли 19-го века.//Русская религиозно-философская мысль XX века. - 1975. - C. 18-36
- Александр Чичерин-9 стр
Примечания- ↑ Трубецкой Г.Н. Годы смут и надежд. 1917-1919 гг. Монреаль: Русь. 1981. С.34-35, 37, 46-54.
- ↑ Письмо М.Э.Здеховскому 5 июля 1935 года.
- ↑ Remembering our Leaders: 1957-1983 (недоступная ссылка с 21-05-2013 (809 дней) - история, копия)
- ↑ На улице Чапаева в Калининграде установят мемориал философу Николаю Арсеньеву | Калининград.Ru. Проверено 16 января 2013. Архивировано из первоисточника 20 января 2013.
- ↑ Арсеньев Н. С. Дары и встречи жизненного пути. - Франкфурт-на-Майне, 1974
- ↑ Игорь Петров - философу, поэту и зондерфюреру. Проверено 16 января 2013. Архивировано из первоисточника 20 января 2013.
- ↑ Игорь Петров - отвечать в суде за унижение чести и достоинства. Проверено 19 января 2013. Архивировано из первоисточника 20 января 2013.
- ↑ Николай Цуканов одобрил мемориальную доску зондерфюреру Арсеньеву. Архивировано из первоисточника 30 января 2013.
- ↑ Суета вокруг таблички. Архивировано из первоисточника 2 февраля 2013.
- ↑ Зондерфюрер русской философии - Обозреватель - Газета «Культура». Проверено 28 января 2013. Архивировано из первоисточника 29 января 2013.
- ↑ La Sainte Moscou
Источники
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|