Веснин Александр Александрович (Vesnin, Aleksandr Aleksandrovich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Веснин Александр Александрович.

 ›

Александр Александрович Веснин
Основные сведения
Страна

 СССР Российская империя

Дата рождения

16 (28) мая 1883

Место рождения

Юрьевец, Костромская губерния, Российская империя (ныне Ивановская область)

Дата смерти

7 ноября 1959 (76 лет)

Место смерти

Москва, РСФСР, СССР

Работы и достижения
Учёба:

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

 Александр Александрович Веснин

Запрос «Веснины» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Александр Александрович Веснин (16  мая 1883, Юрьевец - 7 ноября 1959, Москва) - русский и советский архитектор, театральный художник и преподаватель. Почётный член Академии строительства и архитектуры СССР (1956), профессор. Один из братьев Весниных,

Содержание
  • Биография
  • Творчество
    • Работы в театре
    • Архитектурные работы
    • Преподавательская деятельность
  • См. также
  • Ссылки
  • Литература
  • Примечания
Биография

Младший сын в семье Александра Александровича Веснина и Елизаветы Алексеевны (урождённой Ермолаевой). Отец Весниных родом из Старой Ладоги, мать - из уездного города Макарьев. Они познакомились и поженились в Нижнем Новгороде. В приданное невеста получила небольшую усадьбу в Юрьевце-Поволжском, жених - винокуренно-дрожжевой завод от старшей сестры в подарок. Александр Александрович много читал, тратил много денег на подписку журналов и газет, писал стихи. Елизавета Алексеевна была прекрасной пианисткой, знала языки, любила читать. Благодаря родителям чтение и музыка стали семейной традицией в доме Весниных. В семье почиталась работа, трудолюбие, честь, верность долгу, любовь друг к другу. Обилие белокаменных храмов в Юрьевце, поездки с родителями в Нижний Новгород, который с детства был для них музеем архитектуры под открытым небом, и прекрасное природное окружение будили в детских душах любовь к рисованию.

Учился в Московской практической академии коммерческих наук.

1901-1912 - учился в Институте гражданских инженеров в Петербурге.

В 1904 году Александр и Виктор Веснины, когда они были уже на IV курсе, прерывают на ряд лет учебу в институте, работают помощниками у архитекторов, участвуют в архитектурных конкурсах и занимаются в частных художественных студиях (К. Ф. Юона, И. О. Дудина, В. Е. Татлина и др.)

Творчество
Работы в театре
Абстрактная композиция (1915)

с 1919 по 1925 годы

Оформлял спектакли:

  • Московский Камерный театр - «Федра» (постановка А. Я. Таирова, 1922); «Человек, который был Четвергом» по Г. К. Честертону в инсценировке С. Д. Кржижановского (1923) и «Благовещенье» П. Клоделя (1920).
Для новаторской пьесы, вспоминал впоследствии режиссер Анатолий Эфрос, Александр Веснин сконструировал уникальную установку с лифтами, движущимися тротуарами, вращающимся и опускающимся полом. Вся труппа «жила» в подъемной машине и на лестницах небоскребов. На сцене же был странный город из стальных ребер и клеток. Между ними вверх и вниз скользили подъемники, вилась паутина лестниц. Неугомонно поднимались, шмыгали, пропадали люди в клетчатых костюмах, плащах, кепи, цилиндрах. Все короткие эпизоды, из которых был составлен спектакль, сменялись с кинематографической быстротой. Одних подобная «свистопляска на сцене», не похожая ни на что на свете, потрясала и удивляла, а других отталкивала, но никого не оставляла равнодушным. Сам же А. Веснин, по воспоминаниям современников, радовался, словно ребенок - удалось!
  • Малый театр - (Ревизор (постановка И. С. Платона, премьера состоялась 24 сентября 1919). «Женитьба Фигаро» (постановка И. С. Платона, премьера состоялась 18 апреля 1920), «Пути к славе» (Эжен Скриб, Пер. И. С. Платона. Постановка Н. О. Волконского, премьера состоялась 14 января 1922 года)
  • Московский театр для детей - 1921 год - первым спектаклем нового театра стала «Жемчужина Адальмины» Ивана Новикова по сказке З. Топелиуса, художником которой стал Веснин, его же были и костюмы. Он стал и автором первой эмблемы театра.
Архитектурные работы

Студентом разработал проект поселка-сада Никольское под Москвой (1908).

С 1923 года вместе с братьями стал одним из лидеров советской архитектуры конструктивизма.

С 1933 года Александр Александрович и Виктор Александрович возглавляли одну из созданных тогда проектных мастерских Моссовета (переданную вскоре в систему Наркомтяжпрома, а затем в Наркомат нефтяной промышленности).

Участвовал в осуществлении:

  • фасада Главного почтамта на Мясницкой улице (1911, проект Л. И. Новикова и О. Р. Мунца),
  • в перестройке Банка и Торгового дома на улице Кузнецкий Мост (1913, проект В. И. Ерамишанцева),
  • Доходного дома на Кузнецком Мосту в 1914-1916 годах.
  • вместе с В. А. Весниным участвовал в строительстве доходного дома на Мясницкой улице, 15 (1912, проект Б. М. Великовского и А. Н. Милюкова),
  • в перестройке особняка на Большой Мещанской улице, 20 (1913, проект П. П. Висневского)
  • в строительстве особняка в М. Знаменском переулке, 11 (1913, проект А. Г. Измирова)
  • скаковых конюшен на Скаковой улице, 3 (1914, проект А. Г. Измирова)
  • Универмаг на Красной Пресне в Москве (1927).
  • доходного дома Петербургского Страхового общества на улице Сретенка, 26 (1915, проект А. Г. Измирова).
  • здание «Ленинградской правды» (1924),
  • дом общества «АРКОС» (1924)
  • комплекс Днепрогэса (1927-1932). Хотя формально автором проекта считался Виктор Веснин, но деятельное участие в его разработке принимали Леонид и Александр. Они считали Днепрогэс одной из лучших своих работ.
  • Дом общества политкаторжан (1931-34) (ныне Театр киноактёра)
  • Дворец культуры ЗИЛа (1930-1934)
  • рабочие клубы в Баку
Преподавательская деятельность
Надгробие Весниных на Новодевичьем кладбище (архитектор А. Веснин)

В 1920-е преподавал во ВХУТЕМАСе.

Александр Веснин и Любовь Попова совместно вели мастерскую на младших курсах живописного факультета ВХУТЕМАСа, на базе которой и формировалась пропедевтическая дисциплина Цвет. Они оба были членами Рабочей группы обжективистов ИНХУКа, в которой главное внимание на теоретических дискуссиях обращалось на проработку таких вопросов, как определение и анализ цвета, конкретизация цвета, анализ элементов цвета, вещественность, пространственность.

Л. Попова и А. Веснин в 1920 году вместе делали макет для театрализованного парада войск, посвященного конгрессу III Интернационала в Москве. Этот парад должен был режиссировать Мейерхольд. Частью макета, о котором можно судить по сохранившемуся рисунку, был город будущего, составленный из геометрических фигур - пирамид и колес, напоминающих детали машин - конструкция из декорации к спектаклю «Человек, который был Четвергом».

Вместе с М. Я. Гинзбургом являлся ответственным редактором журнала «Современная архитектура» (1926-1930), редактором журнала «Советский художник».

Умер 7 ноября 1959 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с братьями. Памятник на могиле Весниных выполнен по проекту А. А. Веснина.

См. также
  • Братья Веснины
Ссылки
  • Селим Хан-Магомедов. Архитектура советского авангарда. Лидер архитектурного конструктивизма А. Веснин на этапе перехода от архитектурной неоклассики к кубистическим экспериментам в живописи, в праздничном оформлении и в театре
  • Сайт Малого театра
  • История театра
  • Галина Кириллова. Зодчие с «весенней» фамилией // Московская перспектива, 2 июня 2009
  • Братья Веснины
  • Юрьевец. Дом-музей архитекторов Весниных.
  • Сидорина Елена Викторовна. СКВОЗЬ ВЕСЬ XX ВЕК. Художественно-проектные концепции русского авангарда
Литература
  • Фонды чертежей, рисунков и документов Весниных в ГНИМА (7711 ед. хр., 1906-1948.) и РГАЛИ.
  • Веснины. Каталог-путеводитель по фондам музея // Гос. научно-исследовательский музей архитектуры. - М., 1981.
  • Хан-Магомедов C. O., Ильин М. А. Веснины. - М., 1983
  • Чиняков А. Братья Веснины. - М., 1970.
  • Камерный театр и его художники. - М., 1934.
  • Гиляровская Н. Декоративное искусство за 12 лет. - М., 1929.
  • Марголин С. Художник театра за 15 лет, М., 1933.
  • Ливицкая З. Г. Имение «Ласпи». Неосуществленный проект или утопия города-сада // Мир усадебной культуры. I Крымские Международные чтения (22-24 мая 2000 г. Алупка): Материалы // Под ред. В. П. Казарина. - Симферополь: Крымский Архив, 2001 г.
  • Полякова Л. Зодчие братья Веснины. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд., 1989.
  • Полякова Л. Юрьевец. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд., 1984.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2021-12-04