Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь Российской империи (на территории современной Польши) в еврейской семье - Евсея Менасеевича Чертока (1870-1943), служащего, работавшего счетоводом, и Софьи Борисовны Явчуновской (1880-1942), фельдшера-акушера.
Могила Чертока на Новодевичьем кладбище Москвы.
В 1914 году Польша оказалась зоной военных действий. Родители с потоком русскоязычных беженцев выехали в Россию и поселились в Москве.
В МВТУ Бориса Чертока не приняли из-за социального происхождения, хотя экзамены он сдал, сказали: «У тебя нет никакого рабочего стажа! Иди, поработай на завод, а через три года мы тебя с удовольствием примем, но уже как рабочего, а не как сына служащих». В августе 1930 года он был принят на работу в электроцех отдела оборудования (ОБО) - электромонтёром 4-го разряда на авиазавод № 22 в Москве, выпускавший самолёты ТБ-1. Участвовал во внедрении в производство самолёта ТБ-3. Участвовал в подготовке самолётов специального арктического варианта, на них И. Д. Папанин высадился на льдину: началась работа полярной станции СП-1 (1937). Был ответственным инженером по электро-радиооборудованию самолёта Н-209 С, на котором летел в США через Северный полюс С. А. Леваневский. В августе 1938 года занимал должность начальника конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолётов» на том же заводе.
В 1934 году Черток поступил на вечернее отделение в Московский энергетический институт, который окончил в 1940 году, однокурсником был будущий академик Гермоген Поспелов. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова.
В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б. Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. 2 мая 1945 года в звании майора расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим достижением в своей жизни. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт - «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем Королёвым.
В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б. Е. Черток переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения.
В 1950 году он был переведён на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году - начальника отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88, главным конструктором которого был С. П. Королёв.
В 1974 году Б. Е. Черток назначен заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления.
Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.
Наряду с научной постоянно вёл и преподавательскую работу: с 1947 г. по 1978 г. в МВТУ, с 1978 года и до конца своих дней в МФТИ заведовал кафедрой «Управление движением» факультета аэрофизики и космических исследований, читал курс «Управление большими космическими системами».
Своё поразительное научное и творческое долголетие Борис Евсеевич Черток объяснял ставшим естественным постоянным стрессовым состоянием, связанным с частыми нештатными ситуациями на земле и в космосе.
СемьяСупруга - Екатерина Семёновна Голубкина (1910-2004), племянница А. С. Голубкиной.
Сыновья - Валентин Борисович Черток (1939-2011), инженер, фотокорреспондент; Михаил Борисович Черток (1945-2014) - инженер, руководитель группы в РКК «Энергия» им. С. П. Королёва.
Выдающиеся заслуги Б. Е. Чертока высоко оценены и научной общественностью. В 1961 году он был удостоен звания Героя Социалистического труда, в 1968 году он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению механики и процессов управления, в 2000 году - действительным членом Российской академии наук, в 1990 году - действительным членом Международной академии астронавтики. Он - почётный член Российской академии космонавтики и член Международной академии информатизации.
Б. Е. Черток - кавалер многих орденов и медалей СССР и России:
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996)
- Два ордена Ленина (1956, 1961)
- Орден Октябрьской Революции (1971)
- Орден Трудового Красного Знамени (1975)
- Орден Красной Звезды (1945)
- Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность.
- Золотая медаль имени Б. Н. Петрова РАН (1992)
- Золотая медаль имени С. П. Королёва РАН (2008)
Лауреат Ленинской премии (1957, за участие в создании первых искусственных спутников Земли), Государственной премии СССР (1976, за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон»), Международной премии Андрея Первозванного «За веру и верность» (2010).
Почётный гражданин г. Королёв (Московская область).
В честь Б. Е. Чертока названа малая планета (6358) Черток, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Н. С. Черных 13 января 1977 года.
Борис Евсеевич Черток
Борис Черток - автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий, большинство из которых многие годы были засекречены.
Некоторые из открытых работ:
- Методы повышения надёжности управления движением космических аппаратов (1977).
- Опыт проектирования и разработки систем исполнительных органов для долговременных орбитальных станций (1986).
- Цифровой электрогидродинамический привод ракеты «Энергия» (1990).
Ракеты и людиВ 1994-1999 годах Борис Черток при содействии супруги Екатерины Голубкиной подготовил уникальную историческую серию «Ракеты и люди» из четырёх монографий.
- Черток Б. Е. Ракеты и люди. - 2-е изд. - М.: Машиностроение, 1999. - 416 с. - 1 300 экз. - ISBN 5-217-02934-Х.
- Черток Б. Е. Ракеты и люди. Фили - Подлипки - Тюратам. - 2-е изд. - М.: Машиностроение, 1999. - 448 с. - 1 300 экз. - ISBN 5-217-02935-8.
- Черток Б. Е. Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны. - 2-е изд. - М.: Машиностроение, 1999. - 448 с. - 1 300 экз. - ISBN 5-217-02936-6.
- Черток Б. Е. Ракеты и люди. Лунная гонка. - 2-е изд. - М.: Машиностроение, 1999. - 538 с. - 5 027 экз. - ISBN 5-217-02942-0.
Перевод на английский языкОтдел истории НАСА опубликовал в 2005-2011 годах четыре переведённых тома серии «Ракеты и люди». Издание вышло под редакцией историка космонавтики Асифа Сиддики, автора книги «Вызов Аполлону: Советский Союз и космическая гонка, 1945-1974».
- Boris Chertok. Rockets and People, 2005. ISBN 0-16-073239-5. NASA.
- Boris Chertok. Rockets and People, Volume 2: Creating a Rocket Industry, 2006. ISBN 0-16-076672-9. NASA.
- Boris Chertok. Rockets and People, Volume 3: Hot Days of the Cold War, 2009. ISBN 0-16-081733-1. NASA.
- Boris Chertok. Rockets and People, Volume 4: The Moon Race, 2011. NASA.