Готье Теофиль (Gautier, Théophile).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Готье Теофиль.

 ›

Теофиль Готье
Théophile Gautier
Имя при рождении:

Пьер Жюль Теофиль Готье

Дата рождения:

31 августа 1811

Место рождения:

Тарб, Франция

Дата смерти:

22 октября 1872 (61 год)

Место смерти:

Нёйи близ Парижа

Гражданство:

Франция

Род деятельности:

поэт, прозаик

Направление:

от романтизма к парнасской школе

Жанр:

стихотворение, поэма, роман

Дебют:

„Poésies“

Произведения на сайте Lib.ru
Произведения

Пьер Жюль Теофи́ль Готье́ (фр. Pierre Jules Théophile Gautier; 30 августа 1811, Тарб - 23 октября 1872, Нёйи близ Парижа) - французский поэт и критик романтической школы.

Содержание
  • Биография
    • Эмали и камеи
  • Журналистика
  • Путешествия
  • Наследие
  • Переводы
  • Балетные сценарии
  • Библиография
    • Романы
    • Новеллы
    • Поэзия
    • Путевые заметки
    • Публикации на русском языке
  • Примечания
  • Литература
  • Ссылки
Биография
Огюст де Шатийон. Портрет Теофиля Готье

Теофиль Готье родился 30 августа 1811 г. в Тарбе, на юге Франции, но вскорости его семья переехала в столицу. Рождение в южном климате наложило глубокий отпечаток на темперамент поэта, сохранившего на всю жизнь, проведённую почти исключительно в Париже, тоску по югу и тому, что он называет в своей автобиографии «южным фоном» („un fond méridional“). Получив блестящее гуманитарное образование, Готье начал с живописи и, состоя учеником в мастерской Риу, стал ревностным сторонником романтизма, сосредоточивавшегося около идола тогдашней молодежи, В. Гюго. В баталиях, происходивших на представлениях „Hernani“ («Эрнани»), Готье принимал энергичное участие, предводительствуя отрядом восторженной молодежи. Тогдашний костюм Готье, его красный жилет и длинные волосы, вошли в историю романтизма; воспоминания о них преследовали Готье долго после того, как он перестал выражать своё литературное мировоззрение внешними признаками.

В 1830 году вышел первый томик стихотворений Готье „Poésies“, внешнему успеху которого сильно повредили политические события. Этим сборником он вступил в романтический cénacle, как называл себя кружок молодых энтузиастов нового направления. Ближайшими друзьями Готье были Жерар де Нерваль, Селестен Нантейль и другие члены кружка, про которых говорили, что они живут поэзией, завтракая одой и обедая балладой. «Мы верили тогда, - писал Готье Сент-Бёву, вспоминая об этом времени, - мы любили, мы восторгались, мы были опьянены прекрасным, у нас была божественная мания искусства». К периоду 1830-1836 годов относятся многие из самых известных произведений Готье - поэма «Альбертус» („Albertus“ 1832), романы «Молодая Франция», („La Jeune- France“ 1834), «Мадемуазель Мопен» („Mademoiselle de Maupin“ 1835), „Fortunio“ (1838), «Слеза дьявола» („Une larme du diable“ 1839), a также первая часть книги о забытых поэтах XV-XVII веков «Гротески» („Grotesques“).

Теофиль Готье. Фотография Надара

В поэме «Альбертус» Готье примкнул к самому крайнему романтизму по выбору сюжета и его обработке, представляющей квинтэссенцию романтической приподнятости страстей, эксцентричности образов, антитез и метафор. Но уже в «Молодой Франции» Готье вносит в общее течение романтизма свою оригинальную нотку простоты и поэтичности, умеряющую вычурность и резкость обычного романтического стиля. Одна из самых поэтичных и художественно прекрасных новелл сборника - известный рассказ «Гнездо соловья» („Un nid de rossignols“).

В „Comédie de la Mort“, составляющей вместе с некоторыми другими стихотворениями второй сборник стихотворений Готье «Комедия смерти» (1838), поэт блуждает между гробницами, пытаясь узнать от мёртвых тайну жизни и смерти. Из других пьес сборника некоторые, как, например, „Thébaide“, „Ténèbres“, отмечены беспричинной мрачностью, которую романтики любили вводить в поэзию ради красивых эффектов. Но наряду с ними есть грациозные и естественно-поэтичные пьесы, как „Coquetterie posthume“, „La Caravane“, „La Chimère“, „Le Sphinx“, „Pastel“. В них уже сказывается необыкновенная артистичность в отделке стиха, составляющая главную прелесть поэзии Готье и обеспечившая ему почётную характеристику „magicien des lettres françaises“, как гласит бодлеровское посвящение ему сборника стихотворений «Цветы зла» („Fleurs du Mal“).

Эмали и камеи

Самое законченное поэтическое произведение Готье - его сборник «Эмали и камеи» („Emaux et Camées“), отводящий ему одно из самых выдающихся мест во французской поэзии. Над стихотворениями этой книги поэт с любовью работал в часы досуга последние двадцать лет жизни. Каждое из них действительно отделано, как драгоценный камень, и вместе с тем проникнуто искренностью. Все стихотворения связаны с каким-нибудь личным воспоминанием, с чем-нибудь пережитым. Сборник этот при жизни поэта выходил в шести изданиях, пополняясь новыми лирическими миниатюрами: в издании 1852 года состоял из 18 стихотворений, в издании 1853 года к ним добавилось ещё два стихотворения. Изданная в 1858 году книга содержала 18 стихотворений первого издания и 9 новых, но не включала 2 стихотворения второго издания. Издание 1863 года включало 38 стихотворений, 1866 года - 39. В окончательное издание 1872 года, вышедшее за несколько месяцев до смерти Готье, вошло 47 стихотворений

Журналистика

Забота о средствах к существованию сделала Готье журналистом, и в этом он видел проклятие своей жизни. Начиная с 1836 года и до самой смерти Готье, вёл еженедельный драматический фельетон, сначала в „Presse“ Э. Жирардена, потом в „Journal Officiel“. Он написал, кроме того, несколько книг критического и историко-литературного содержания, из которых самая выдающаяся - „Grotesques“ (1844), в которых автор «открыл» нескольких давно забытых поэтов XV и XVI веков, таких как Вийон, Скюдери, Сирано де Бержерак, Сент-Аман, и обнаружил блестящий критический талант, уменье схватить и артистически передать духовный облик писателя. Стиль книги делает её образцом законченно художественной французской прозы. Теми же качествами обладают его „Histoire du romantisme“ и „Rapport sur les progrès de la poésie française“, отличающиеся, к тому же, как и „Grotesques“, беспристрастием критических суждений, чуждых всякого партийного фанатизма.

Путешествия
Шарж (ок. 1862)

Помимо поэта, критика и романиста Готье был страстным любителем путешествий, объехавшим всю Европу, в том числе Россию, которой посвящены «Путешествие в Россию» („Voyage en Russie“) (1867) и «Сокровища русского искусства» („Trésors d’art de la Russie“) (1860-1863). Он описал свои путевые впечатления в ряде художественных очерков: („Voyage d’Espagne“, „Italia“, „L’Orient“ и другие). Они отличаются необычной для большинства путешественников точностью и вместе с тем поэтичностью описаний природы.

Наследие

Библиографический перечень написанного Готье (Ch. Spoelberch de Lovenjoul, „Histoire des oeuvres de Th. Gautier“, 1887) занимает 2 тома. Конечно, его драматические фельетоны погибли, забытые в старых газетах (часть их, впрочем, собрана в „Histoire de l’art dramatique en France depuis 25 ans“, 1859). Но его романы, описания путешествий, критические произведения и, главным образом, стихотворения обеспечили ему первостепенное место во французской литературе. Его благоговейное преклонение перед чистотой и законченностью формы и терпеливое, тщательное отделывание каждой строчки стихов или прозы делают его родоначальником сменившей во Франции романтизм школы парнасцев.

„Emaux et Camées“ Готье принадлежат к одной категории с „Poêmes Barbares“ Леконта де Лиля, „Bonheur“ Сюлли-Прюдома и другими.

Беззаветно преданный поэзии, он мог заниматься ею только в часы досуга и всю жизнь был стеснён материальными заботами и ненавистной ему журнальной работой. Это накладывало отпечаток грусти на его произведения; в его автобиографических вещах видно постоянное отчаяние от невозможности исполнить теснившиеся в нём поэтические замыслы.

Известностью пользуется приключенческий роман о жизни бродячих комедиантов во Франции XVII века «Капитан Фракасс» („Le Capitaine Fracasse“, 1863; русский перевод 1895, 1957). Во Франции роман экранизировался в 1929, 1942, 1961 годах, в СССР - в 1984 году.

Переводы

На русский язык стихи Готье переводили В. Г. Бенедиктов, В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв, В. В. Левик, О. Н. Чюмина, А. С. Эфрон, А. М. Гелескул и многие другие поэты и переводчики. Неоднократно разными поэтами переводились на русский язык стихотворения сборники «Эмали и камеи». Первый полный русский перевод всего сборника выполнен Н. С. Гумилёвым (1914).

Роман Le Roman de La Momie (1858), переведённый А. Воротниковым и К. Жихаревой как «Роман мумии» и изданный в 1911 году, был заново отредактирован и сверен с оригиналом в 2010 году и выпускался уже как «Роман о мумии».

Балетные сценарии

Романтический стиль произведений поэта отвечал стилистике классических балетов XIX века. Готье сам писал сценарии некоторых балетов, другие были написаны по мотивам его произведений. Особенной популярностью его сюжеты пользовались в России:

  • «Жизель», первая постановка 1841 г. Сценарий написан Готье совместно с Анри де Сен-Жоржем и Жаном Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне.
  • «Пакеретта» - балет, поставленный Артуром Сен-Леоном по сценарию Готье.
  • «Дочь фараона» - балет композитора Цезаря Пуни. Либретто написано балетмейстером Мариусом Петипа и Сен-Жоржем по роману Готье «Роман о мумии».
  • «Царь Кандавл» - балет, поставленный М. Петипа по одноимённой новелле Готье.
  • «Павильон Армиды» - балет композитора Александра Черепнина, поставленный Михаилом Фокиным в 1907 году в Мариинском театре. С 1909 года был одним из наиболее значительных спектаклей «Русских сезонов». Спектакль был оформлен Александром Бенуа, он же был автором сценария, в основу которого положена новелла Готье «Омфала».
  • «Египетские ночи» - балет по новелле «Ночь Клеопатры», сочинён в 1901 году Л. Ивановым на музыку А. С. Аренского, но постановка не была доведена до показа. М. М. Фокин вновь поставил балет в 1908 году.
  • «Видение розы» - одноактный балет, поставленный в 1911 году М. М. Фокиным по мотивам одноимённой поэмы на музыку пьесы Карла Марии фон Вебера.
Библиография
Романы
  • «Мадемуазель де Мопен» (Mademoiselle de Maupin. Double amour) (1835)
  • «Эльдорадо, или Фортунио» (L’Eldorado ou Fortunio) (1837-1838)
  • «Милитона» (Militona) (1847)
  • «Невинные распутники» (Les Roués innocents) (1847)
  • «Две звезды» (Les Deux étoiles (1848), devenu Partie carrée (1851), et, enfin, La Belle Jenny (1865))
  • «Жан и Жанетта» (Jean et Jeannette) (1850)
  • «Роман о мумии» (Le Roman de la momie) (1858)
  • «Капитан Фракасс» (Le Capitaine Fracasse) (1863)
Новеллы
  • Хозяйка кафе (La Cafetière) (1831)
  • Онуфриус (Onuphrius) (1832)
  • Элиас Вильдманстадиус (Élias Wildmanstadius) (1832)
  • Под столом (Sous la table) (1833)
  • Даниель Жовар (Daniel Jovard) (1833)
  • То и это (Celle-ci et celle-là) (1833)
  • Чаша с пуншем (Le Bol de punch) (1833)
  • Соловьиное гнездо (Le Nid de rossignols) (1833)
  • Омфала. История рококо (Omphale. Histoire rococo) (1834)
  • Собачка маркизы (Le Petit Chien de la marquise) (1836)
  • Любовная смерть (La Morte amoureuse) (1836)
  • Золотая цепь или Разделенный любовник (La Chaîne d'or ou L'Amant partagé) (1837)
  • Золотое руно (La Toison d'or) (1838)
  • Трубка опиума (La Pipe d'opium) (1838)
  • Ночь Клеопатры (Une nuit de Cléopâtre) (1838)
  • Душа дома (L'Âme de la maison) (1839)
  • Нога мумии (Le Pied de momie) (1840)
  • Двойной кавалер (Le Chevalier double) (1840)
  • Два актера на одну роль (Deux acteurs pour un rôle) (1841)
  • Тысяча и вторая ночь (La Mille et Deuxième Nuit) (1842)
  • Ночной визит (Une visite nocturne) (1843)
  • Царь Кандавл (Le Roi Candaule) (1844)
  • Пастух (Le Berger) (1844)
  • Подушка девочки (L'Oreiller d'une jeune fille) (1845)
  • Клуб гашишистов (Le Club des hachichins) (1846)
  • Водный павильон (Le Pavillon sur l'eau) (1846)
  • Дитя в дырявых туфлях (L'Enfant aux souliers de pain) (1849)
  • Аррия Марселла (Arria Marcella) (1852)
  • Аватар (Avatar) (1856)
  • Джеттатура (Jettatura) (1856)
  • Спирита (Spirite) (1865)
  • Ложное обращение (La Fausse conversion) (1866)
  • Листки из альбома юного мазилы (Feuillets de l'album d'un jeune rapin) (1866)
  • Мадмуазель Дафне (Mademoiselle Dafné) (1866)
Поэзия
  • «Стихи» (Poésies) (1830)
  • «Альбертус» («Albertus») (1833)
  • «Комедия смерти» (La Comédie de la mort) (1838)
  • «Испания» (Espagna) (1845)
  • «Эмали и камеи» (Émaux et camées) (1852)
Путевые заметки
  • «Путешествие в Испанию» (Le Voyage en Espagne) (1843)
  • «Зигзаги» (Zigzags) (1845); позднее, с дополнениями, «Капризы и зигзаги» (Caprices et zigzags) (1852)
  • «Италия» (Italia) (1852)
  • «Константинополь» (Constantinople) (1853).
  • «Во время странствий» (Quand on voyage) (1865), сборник очерков
  • «Вдали от Парижа» (Loin de Paris) (1865)
  • «Впечатления от путешествия в Швейцарию» (Impressions de Voyage en Suisse) (1865)
  • «Путешествие в Россию» (Voyage en Russie) (1867)
  • «Восток» (L’Orient) (1877)
  • Les Vacances du lundi (1884)
Публикации на русском языке
  • Избранные сочинения. В 2-х тт. - М.: Художественная литература, 1972.
  • Теофиль Готье. Эмали и камеи / Сост. Г. К. Косиков. - Москва: Радуга, 1989. - 368 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-05-002427-7.
  • Теофиль Готье. Путешествие в Россию. - М., «Мысль», 1990. - 400 с., 35 000 экз.
  • Два актера на одну роль. Сборник новелл. - М.:Правда, 1991. - 528 с.
  • Мадемуазель де Мопен. - М.: Терра, 1997. - 350 с.
  • Путешествие на Восток. - М.: Издательство имени Сабашниковых, 2000. - 344 с.
  • Теофиль Готье. Эмали и камеи. - Москва: Текст, 2011. - 253 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-7516-0992-4.
  • Романическая проза. В 2-х тт. Серия «Литературные памятники». Ладомир, Наука. 2012/ Романы: Фортунио; Царь Кандавл; Невинные распутники; Двое на двое; Милитона; Роман о мумии; Жан и Жанетта; Аватара; Джеттатура; Спирита
Примечания
  1. 1 2 Краткая литературная энциклопедия - Москва: Большая Российская энциклопедия. - Т. 2.
  2. В. М. Красовская. Русский балетный театр начала XX века. - Л.- М., 1971-1972.
Литература
Готье, Теофиль ?
Готье, Теофиль ?
Готье, Теофиль ?

  • Emile Bergerat. Théophile Gautier. (1879)
  • Feydeau. Théophile Gautier (1874)
  • Зенкин С. Н. Теофиль Готье и «искусство для искусства» // Зенкин С. Н. Работы по французской литературе. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999, с. 170-200
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05