Диодор (Ларионов) (Diodorus (Larionov)).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Диодор (Ларионов).

 ›

Диодор (Ларионов), монах
Род деятельности:

богослов, патролог, переводчик, специалист по средневековой византийской философии, каноническому праву.

Дата рождения:

31 октября 1975(1975-10-31) (39 лет)

Национальность:

русский

Традиция/школа:

православие


Монах Диодор (Ларионов) (род. 1975, Казань) - богослов, патролог, переводчик, специалист по средневековой византийской философии, каноническому праву. Монах Богородице-Сергиевой пустыни.

Содержание
  • Биография
  • Богословие
  • Каноническое право
  • Труды
    • Статьи
    • Переводы
    • Интервью
    • Цикл бесед на телевидении
  • Отзывы
  • Примечания
  • Ссылки
Биография

Родился в 1975 году в Казани. Окончил восемь классов средней школы № 39 с английским уклоном, затем перешел в физико-математический лицей при Казанском государственном университете. В 2001 году окончил Московскую Духовную семинарию. С 1999 по 2000 учился по аспирантской программе на кафедре филологии педагогического факультета Патрского университета в Греции. Посещал семинар по классическим языкам в Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина. По окончании Семинарии поступил в монастырь Богородице-Сергиева пустынь» в Республике Марий Эл.

Занимается переводами, монастырским издательством, научно-богословской работой.

В 2010-11 году участвовал в качестве философского редактора и комментатора в подготовке русского издания книги проф. К. Морескини «История патристической философии».

Богословие

Богословие считает одновременно теоретический и практической дисциплиной. Задачу богословия определяет как создание богословского видения ситуации, в свете которого решение для человека возникает само собой и индивидуально.

Богословие - это такое видение, которое изначально оперирует не концепциями и категориями, а тем, что имеет непосредственное отношение к бытию всякого человека ещё до того момента, когда он задал свой вопрос… При этом богословском видении, которое святые отцы назвали «мистагогией», то есть посвящением в таинства, перед человеческим взором открывается картина того, как Бог устроил мир и совершил его спасение. У человека складывается глубокое внутреннее понимание того, какой дар Бог дал человеку, потому что этот дар мы способны оценить только очищенным умом и очищенным сердцем, иначе он ускользает от нас, даже если мы нечто слышали о нём или прочитали в книгах.

Научное познание в отношении к богословскому исследованию считает инструментом, помогающим использовать ресурсы разума для достижения аскетического идеала. Разум направляет силы души в направлении добродетелей. Добродетель возводит ум к «виртуально-необусловленной реальности», то есть реальности, которая не вызвана необходимостью и возможностью бытия, а сама определяет бытие, будучи источником свободы. Таким образом, нетварная реальность, присущая всякому тварному бытию как внутренний смысл (логос), обосновывает принцип человеческой свободы. В свободном устремлении к Богу и состоит логос человеческой природы, преодолевающей свою ограниченность в соединении с нетварной реальностью божественных энергий. Поэтому учение Григория Паламы об энергиях ставит в основу христологии и сотериологии, при этом для обоснования паламизма активно использует инструментарий схоластики. В целом прослеживается стремление синтезировать различные подходы и привести их к обоснованию основных богословских принципов, прежде всего учения о нетварных божественных энергиях, которое рассматривает как часть христологии.

Одну из важнейших методологических задач богословия видит в соблюдении иерархического порядка бытия - как внутреннего порядка в бытии человека, так и внешнего порядка в структуре тварного бытия космоса. Отсюда, основной проблемой церковной жизни считает подмену главного второстепенным, связывая это с влиянием светских идеологий. Такая подмена приводит к «раздвоенности сознания», которое в богословском плане интерпретируется как влияние несторианства. В решении этих проблем указывает на важность православной христологии.

Внутреннее изменение всегда достигается жизнью в Церкви, участием в таинствах и постоянной духовной работой, которая состоит из созерцательной и практической части. Состояние раздвоенности сознания, которое свойственно сегодня многим верующим, и особенно священникам, не является естественным для человека. Поэтому когда человек приобретает понятие о красоте, возводящее телесные чувства к духовным первообразам, к нему естественным путём постепенно приходит и внутреннее ощущение истины, исправляющее дефекты созерцательной части души, а за познанием истины следует добро, освящающее практическую жизнь. Христианский сознательный подвиг, таким образом, соединяет воедино три неразрывные части внутренней структуры человеческого - и божественного - мира: добро, истину и красоту. Христианину рано или поздно предстоит осознать, что истина - это его судьба.

В этом же контексте рассматривает некоторые богословские предпосылки «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», указывая на недостатки разработанности этого документа с точки зрения православного богословия. Выступает против подмены евангельской проповеди общественной деятельностью (которая часто скрывает внутреннюю обмирщенность, коренящуюся в несторианской христологии), доведенной в своем пределе до отождествления удаления от мира («исихазма») с манихейством. В противоположность такому подходу, православная христология призывает к преображению мира не через общественную деятельность, а через внутреннее очищение и восприятие жертвы Богочеловека Иисуса Христа. В ином случае происходит отождествление «спасения мира» со «служением миру», которое понимается как «социальное служение», причем под последним понимается нравственное улучшение общества; в результате, по мнению монаха Диодора, «возникает новый способ богословствования, который опирается на юридические и социологические понятия и к готовой концепции подбирает те или иные нужные в данный момент цитаты или богословские положения, но который не передает того духа и того сознания, которыми руководствуется Церковь». Выход из этой ситуации видит в возвращении к Христологическому догмату Четвертого Вселенского собора о неслитном и нераздельном соединении природ, которое заключается не только и не столько в разделении природ на божественную и человеческую (следствием чего оказывается и разделение сфер жизни на духовную и материальную), а в их взаимном проникновении и подчинении человеческой природы природе божественной. Поэтому и богочеловеческий организм Церкви целиком и полностью проникнут божественной природой и подчинен ей, вследствие чего и материальная (и общественная) жизнь человека не отделяется от духовной жизни и подчиняется ей. Аналогичный тезисы встречаются в работах прот. Георгия Флоровского (который специально для этого ввел понятие асимметричной христологии), в литургическом богословии архим. Василия Гондикакиса, и у многих других современных богословов.

Монашество рассматривает как синтез теории и практики, обосновывая его с богословских и философских позиций. Видит в монашестве продолжение античной традиции «философской жизни». Христианство, по его мнению, восполняет философию и наделяет ее смыслом, помогая видеть обсуждаемые философские предметы в свете благодати. Христианское богословие, по его мнению, наиболее естественным образом выражается в монашеской традиции (обращение, исповедание и свидетельство - как три составляющих христианского предания), поэтому богословие называет «монашеским деланием», хотя при этом не отрицает других подходов.

Каноническое право

Впервые в России начал разрабатывать раздел канонического права - монашеское право. Описал источники монашеского права, включив в свой обзор не только документы строго канонического характера, но и святоотеческие правила и уставы монастырей, а также агиографические источники. Указал основные проблемы современного монашеского права:

  • Проблема монастырского управления и отношения монастырей с епархиальной властью;
  • Принцип избрания игумена братством;
  • Степени монашества и, как следствие, проблема идентичности;
  • Проблема истолкования монашеских обетов и опасности манипулирования (в связи с обетом послушания);
  • Проблемы духовного руководства в монастырях;
  • Проблема богословской интерпретации монашеской жизни.
Труды
Статьи
  • Аскетическое богословие старца Иосифа Ватопедского / Вступительная статья // Старец Иосиф Ватопедский. Слова утешения. - Богородице-Сергиева пустынь, 2008. Онлайн публикация в четырех частях (Богослов. Ru, 2008):
  • Часть первая: путь опытного богопознания;
  • Часть вторая: покаяние и преображение человеческой природы;
  • Часть третья: богоуподобление через богоподражание;
  • Часть четвертая: домостроительное дело Сына Божия.
  • Pro domo sua: Несколько слов о православии и национальном патриотизме (Богослов. Ru, 2009)
  • «В мире, но не от мира»: К вопросу о богословии социального служения (Богослов. Ru, 2009)
  • О некоторых проблемах интерпретации наследия святителя Григория Паламы (Богослов. Ru, 2009)
  • Дальнейшие разъяснения о проблемах интерпретации наследия святителя Григория Паламы (Богослов. Ru, 2009)
  • О борьбе идеологий и церковном сознании (Богослов. Ru, 2010)
  • Что такое богословие? (Богослов. Ru, 2012)
  • «Пути» греческого богословия (Богослов. Ru, 2012)
  • О некоторых проблемах монашеского права: в связи с дискуссией вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих» (Богослов. Ru, 2012)
  • Чудеса в решете. Рецензия на книгу архим. Тихона Шевкунова «Несвятые святые». Совместно с Марией Игнатьевой // Журнал «Континент», второй квартал 2012. Французский перевод: Moine Diodore (Larionov) et Marie Ignatiev. Miracles à gogo // Le Messager Orthodoxe, № 154 (I-2013), 101-107.
  • Церковь перед лицом мира: как распутать клубок «сложных» взаимоотношений? (Богослов. Ru, 2013)
  • Размышления над кинокартиной «О людях и богах» (Des homes et des dieux). Франция, 2010. Режиссер Ксавье Бовуа (Богослов. Ru, 2013)
  • В Церкви нет процедуры «деканонизации» (Нескучный сад, 2013)
  • О вовлеченности в политику и частной жизни (Киевская Русь, 2013)
  • Священство как сословие (Киевская Русь, 2013)
  • О духовной и канонической ответственности рясофорных иноков (Церковный вестник, 2013)
  • Левиафан (Правмир, 2015)
Переводы
  • Старец Иосиф Ватопедский. Ватопедские оглашения. - Богородице-Сергиева пустынь, 2006.
  • Старец Иосиф Ватопедский. Слова утешения. - Богородице-Сергиева пустынь, 2008.
  • Архимандрит Василий Иверский. Входное: Элементы литургического опыта таинства единства Православной Церкви. - Богородице-Сергиева пустынь, 2010.
Интервью
  • Богословие как монашеское делание (Богослов. Ru, 2014)
Цикл бесед на телевидении
  • Беседы с монахом. Часть первая (Телеканал ГТРК «Марий Эл»)
  • Беседы с монахом. Часть вторая (Телеканал ГТРК «Марий Эл»)
Отзывы

Некоторыми церковными и светскими учеными назван одним из самых перспективных молодых богословов Русской Православной Церкви. В частности, один из ведущих в России патрологов А. Г. Дунаев отзывается о нем как об одном из наиболее ярких представителей современного русского богословия. Преподаватель факультета философии МГУ известный публицист Максим Горюнов ставит его в ряд с ведущими богословами и публицистами Русской Православной Церкви и приводит в пример как «талантливого молодого теолога». Рецензия монаха Диодора на фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» вошла в двадцатку текстов, отобранных телеканалом «Дождь» для обязательного прочтения.

В то же время консервативные православные активисты, в частности, Кирилл Фролов, считают монаха Диодора «русофобом», пропагандистом «восточного папизма» и представителем «антицерковной оппозиции». Известный правозащитник и либеральный публицист Яков Кротов относит его к «ложной оппозиции».

Примечания
  1. «История патристической философии» Клаудио Морескини: отправная точка для научного поиска
  2. 1 2 Богословие как монашеское делание
  3. Церковь перед лицом мира: как распутать клубок «сложных» взаимоотношений?
  4. «В мире, но не от мира»: К вопросу о богословии «социального служения»
  5. Подробнее см. в: «В мире, но не от мира»: К вопросу о богословии «социального служения»
  6. 1 2 О некоторых проблемах монашеского права: в связи с дискуссией вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих»
  7. О духовной и канонической ответственности рясофорных иноков
  8. Темный век светлейшей Церкви
  9. 20 текстов о «Левиафане», которые надо прочитать
  10. Диомидовщина, диодоровщина…
  11. Заметки по истории России ХХI века. Диодор Ларионов: Ложная оппозиция

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05