|
|
Головня Анатолий Дмитриевич.
›
Анатолий Дмитриевич Головня | | Дата рождения: | 20 января (2 февраля) 1900(1900-02-02) |
---|
Место рождения: | Симферополь, Таврическая губерния, Российская империя |
---|
Дата смерти: | 25 июня 1982(1982-06-25) (82 года) |
---|
Место смерти: | Москва, СССР |
---|
Гражданство: | СССР СССР |
---|
Профессия: | кинооператор, теоретик кино, сценарист, педагог |
---|
Направление: | социалистический реализм |
---|
Награды: |
|
---|
IMDb: | ID 0326670 |
---|
Внешние изображения |
---|
Надгробный памятник |
Анатолий Дмитриевич Головня́ (1900 - 1982) - советский кинооператор, теоретик кино, педагог. Герой Социалистического Труда (1980). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1966). Лауреат двух Сталинских премий (1947, 1951). Член ВКП(б) с 1944 года. Содержание- Биография
- Память
- Творчество
- Фильмография
- Сценарии
- Сочинения
- Награды и премии
- Источники
- Примечания
- Ссылки
БиографияРаботал в кино с 1925 года. В 1926 году окончил операторский факультет ГТК. С 1934 года - преподаватель ВГИКа, с 1939 года - профессор. Доктор искусствоведения (1966). А. Д. Головня умер 25 июня 1982 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище. Жена и соавтор многих операторских работ - Лобова, Тамара Григорьевна. ПамятьВ 2005 году Евгенией Головней снят документальный фильм «Анатолий Головня и его женщины». В 2010 году - «Острова. Анатолий Головня» (реж. Злата Школьная; для т/к «Культура»). ТворчествоРаботал ассистентом оператора у А. А. Левицкого (фильм «Луч смерти»). Творчество мастера развивалось в сотрудничестве с режиссёром В. И. Пудовкиным. В первых же своих работах он пытался освободиться от штампов старой операторской школы, в процессе работы осваивал новый монтажный метод съёмки с его динамичной сменой планов и ракурсов, позволяющей активно выявить авторское отношение к материалу и придать экранному изображению особую выразительность. Съёмка фильма «Мать» выдвинула его в первые ряды мастеров советского операторского искусства. Во многом следуя традициям реалистической живописи, А. Д. Головня стремился найти такую форму кадра, чтобы все его элементы с максимальной выразительностью раскрывали содержание эпизода. Эта тенденция отчётливо проявилась в своеобразии ракурсных построений, определивших новизну зрительского восприятия. Несмотря на скупость красок (изображение построено на короткой тональной гамме и контрасте крупных световых пятен), оператор добивается большой выразительности, органично вплетая изобразительную линию фильма в драматическую ткань. Значительную роль в эмоциональной окраске картины играет пейзаж. Усиливая настроение и идейное содержание эпизодов, пейзажи мастера в то же время придают фильму в целом русский национальный колорит. В дальнейшем А. Д. Головня широко использовал смелые экспрессивные повороты кинокамеры, приёмы оптической деформации, стремился к максимальной динамичности композиции кадра. Жизненная правда - основа творчества оператора. Фильмография- 1925 - Кирпичики; Шахматная горячка
- 1926 - Мать; Механика головного мозга (документальный)
- 1927 - Человек из ресторана (совместно с К. М. Венцем); Конец Санкт-Петербурга
- 1928 - Потомок Чингисхана
- 1929 - «Стеклянный глаз» («Фильм о фильме»; в роли оператора - А. Д. Головня)
- 1929 - Участок фронта (документальный); Рыбный промысел (документальный, также режиссёр обоих фильмов)
- 1930 - Звуковая сборная программа № 3
- 1933 - Дезертир
- 1935 - Персия (документальный)
- 1938 - Победа
- 1939 - Минин и Пожарский (совместно с Т. Г. Лобовой)
- 1940 - Суворов (совместно с Т. Г. Лобовой)
- 1941 - «Пир в Жирмунке» (Боевой киносборник № 6; совместно с Т. Г. Лобовой)
- 1942 - Неуловимый Ян (совместно с Т. Г. Лобовой)
- 1946 - Адмирал Нахимов (совместно с Т. Г. Лобовой)
- 1950 - Жуковский (совместно с Т. Г. Лобовой)
Сценарии- 1931 - Великие будни (также режиссёр)
- 1934 - Карьера Рудди (совместно с В. В. Немоляевым)
Сочинения- Свет в искусстве оператора. - 1945.
- Фотокомпозиция. - 1962. (совместно с Л. П. Дыко)
- Мастерство кинооператора. - 1965.
- Композиция фотокадра. - М., 1938.
- Съёмка цветного кинофильма. - М., 1952.
- Композиция кинокадра. - М., 1965.
- Экспонометрия съёмки. - М., 1966.
- Экран - моя палитра. - М., 1971.
- Киноосвещение. - М., 1973.
- Операторское мастерство. - М., 1976.
- Творчество оператора фильма. - М., 1978.
Награды и премии- Сталинская премия первой степени (1947) - за фильм «Адмирал Нахимов» (1946).
- Сталинская премия второй степени (1951) - за фильм «Жуковский» (1950).
- Почётный приз МКФ в Венеции (1972) - за совокупность творчества.
- заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
- Герой Социалистического Труда (1980).
- орден Ленина.
- два ордена Трудового Красного Знамени
- орден «Знак Почёта»
- медали.
Источники- Громов Е. Кинооператор А. Головня. - М., 1980.
Примечания- ↑ Головня Анатолий Дмитриевич (1900-1982)
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|