|
|
Янсон Михаил Алексеевич.
›
Михаил Алексеевич Янсон | М.А. Янсон, г.Ярославль, 1916 год | Дата рождения: | 20 сентября (2 октября) 1887(1887-10-02) |
---|
Место рождения: | Санкт-Петербург, Российская империя |
---|
Дата смерти: | 11 января 1953(1953-01-11) (65 лет) |
---|
Место смерти: | Новодивеевский монастырь, штат Нью-Йорк, США |
---|
Научная сфера: | биология |
---|
Альма-матер: | Юрьевский университет |
---|
Известен как: | биолог, прозаик |
---|
Михаил Алексеевич Янсон (20 сентября (2 октября) 1887, Санкт-Петербург, Российская империя - 11 января 1953, Новодивеевский монастырь, штат Нью-Йорк, США) - русский биолог, педагог, религиозный писатель и общественный деятель русского зарубежья. Содержание- Биография
- Семья
- Библиография
- Книги
- Статьи
- Примечания
- Ссылки
БиографияНезаконнорожденный: отец неизвестен, мать - петербургская мещанка, девица Ольга Михайловна Мартынова. Крещен 25 сентября 1887 в Церкви Воскресения Христова и Михаила Архангела в Малой Коломне священником Николаем Крыловым с псаломщиком Александром Алмазовым. В декабре 1897 года усыновлен инспектором народных училищ Санкт-Петербургской губернии 2-го района статским советником Алексеем Кирилловичем Янсоном. После окончания Юрьевского реального училища в 1906 году становится постоянным слушателем физико-математического факультета Юрьевского университета (ныне Тартуский университет (удостоверение от 11 сентября 1906 г. № 1706). Внесен в матрикул ун-та как студент физико-математического факультета естественно-исторического отделения 12 августа 1908 года за № 22416. В университетские годы М. А. Янсон не только прослушал около двух десятков курсов, которые вел доктор зоологии профессор К. К. Сент-Илер, но и работал в Зоотомическом институте под его руководством. В 1908 г. в качестве председателя экскурсионной комиссии принимал участие в организации первых студенческих экскурсий. В 1908, 1909 и 1912 гг. сам был участником экскурсий по исследованию Кандалакшского залива Белого моря, поблизости от станции Ковда. В 1909 г. принимал участие в исследовании Чудского озера под руководством Н. А. Самсонова. В 1910 г. участвовал в организации и устройстве «Научной выставки методов и результатов исследования природы». В 1913 г. был приглашен в Тенишевское училище в качестве воспитателя и преподавателя. В 1913-1914 гг. в группе известных петроградских лекторов (К. П. Ягодовский, Г. М. Григорьев и др.) участвовал в организации летних курсов для учителей Черниговской губернии, читал лекции по курсу ботаники в Стародубе и Глухове. В 1914-1918 гг. выступал с докладами по методике естествознания на учительских съездах Ярославской губернии. В 1916-1918 гг. по предложению Совета постоянных педагогических курсов организовывал показательную начальную школу в деревне Росляково (Ярославский уезд Ярославской губернии) и показательный сад-огород при ней. В 1918-1921 гг. был председателем Ярославского естественно-исторического общества. В апреле 1919 г. Советом Ярославского университета избран преподавателем по кафедре ботаники открывшегося медицинского факультета. Принимал активное участие в организации учебной работы сначала как секретарь факултета, а затем как заместитель декана. В ноябре 1920 г. избран профессором. В 1921 г. был приглашен читать лекции на агрономическом факультете. В 1921 г. М.А.Янсон переезжает с семьей в Таллин, где его приемный отец получил пост советника в Министерстве просвещения Эстонской республики, и начинает преподавать естествознание в Ревельском XIX городском начальном училище. Через много лет один из его таллинских учеников, А.Н.Киселев, назвав его своим "незабвенным учителем", даст ему такую характеристику: "Михаил Алексеевич был незаурядным человеком. Он всегда искал ту подлинную жизнь – подлинный смысл человеческого существования, дорога к которой не избита, не затоптана, а тем паче не обращена в кодекс формальных истин, от которых может веять холодом, а не греющим теплом. Он искал эту дорогу и для себя и для тех, с кем сводила его жизнь".
Помимо преподавания М.А.Янсон активно участвует в общественной и культурной жизни русской эмиграции в Эстонии. Он выступает с докладами как биолог ("Жизнь моря", "О жизни моря"), как школьный педагог ("Закон Божий в жизни и в школе", "О творчестве детей", «Периоды в развитии детей. Творчество и воспитание»), как теософ ("Христианство и теософия", "Что такое теософия", выступление по случаю 80-летия Анни Безант). В начале 1930 года в серии Союза эстонских учителей «Издания для юношества» вышла пьеса М. А. Янсона «Ангел мира». Иллюстрации и обложку выполнил Карл Гершельман. «Главными героями являются ожившие куклы - традиционный персонаж Пьеро и его возлюбленная Ли. С вестью об окончании войны и вечном мире они отправляются в Африку, Индию и Китай, где с ними происходят разнообразные приключения и встречи. Текст оформлен декоративными заставками и рисунками с изображением африканских, индийских и китайских воинов и их предводителей. Пьесу предваряет предисловие известного эстонского писателя Майта Метсанурка, в котором говорится о важности идеи мира во всем мире и роли Эстонии, которая, несмотря на свою малость, является вестником и активным участником мирного процесса». 16 марта 1930 года пьеса была поставлена Е. Ф. Вилламовой на сцене театра «Эстония» силами учащихся русского XIX училища Таллина. В 30-е годы отходит от теософии и обращается к святоотеческой традиции. Ежегодные летние поездки-паломничества с семьей на Валаам, общение с монастырской братией и особено со старцами становятся духовным стержнем его жизни. Валааму посвящаются и его выступления, сопровождаемые "световыми картинами" и валаамскими песнопениями в исполнении хоров под управлением И.Х.Степанова, Н.А.Клааса, М.Немчинова. Обложка первого издания. Берлин, Изд."За церковь", 1938 г. Обложка первогого издания. Таллин, Изд."Странник", 1940 г. В августе 1935 г. на Валааме происходит его встреча с Б.К.Зайцевым. В своём очерке "Валаам" писатель называет его "педагогом из Таллина", "педагогом Михаилом Алексеевичем", "Михаилом Алексеевичем": "Внутренняя, духовная и поэтическая сторона Валаама раскрывается понемногу, не сразу. «К Валааму нужно подходить молитвенно, - говорил мне педагог из Таллина. – Направляйтесь к нему духовно»". (Приезд на Валаам, С.9)
"Кроме игумена с нами педагог Михаил Алексеевич с женою и мальчиком в гимназической фуражке". (Приезд на Валаам, С.9)
"Трава у пристани вся мокрая. Михаил Алексеевич со Светиком углубляются в некий монастырский док, где хранится мелкая флотилия: лодки, мотор малый, большой. Оттуда они спускают на воду нашу ладью, я подхватываю ее у пристани. Жены слегка подрагивают в холодке ночном на пристани, седой от росы. Тихо, но оживленно разговаривают. Мы садимся, отваливаем. За рулем Светик в своей гимназической кэпке, на веслах мы с Михаилом Алексеевичем. Могу ли я вспомнить, когда греб в последний раз, вот так на обыкновенной русской лодке, по русскому озеру? Надо отсчитать столько лет назад, что жутко становится. Но крепко в нас сидит давнее, и сейчас, на веслах этих, чувствую себя обычно, так и полагается, и все это я знаю, все во мне". (Ночное странствие, С.54)
В 1938 г. в Берлине выходят "Валаамские старцы". В 1939 г. Валаамский монастырь фактически прекращает свое существование. В 1940 г. в Таллине издается последняя работа М.А.Янсона "Большой скит на Валааме". СемьяМ. А. Янсон, его жена Наталия Александровна и сын Олег (Светик). Таллин, 1930-е годы. Жена (с февраля 1921 г.) - Наталия Александровна Янсон, урожд. Лобысевич (1895-1988). Из семьи потомственных военных. Её мать, Мария Владимировна Лобысевич, была духовной ученицей о. Иоанна Кронштадтского. Он неоднократно посещал её дом, однажды чудесным образом вылечив её сына Дмитрия. В 1909 году М. В. Лобысевич вошла в Правление Общества в память отца Иоанна Кронштадтского, став впоследствии секретарём Общества. Умерла от истощения в первую блокадную зиму в Ленинграде. Наталия Александровна после смерти мужа постриглась в монахини под именем матери Серафимы. В последние годы своей жизни была игуменьей Ново-Дивеевской обители. Сын - Олег (1921-1997). Участник Великой Отечественной войны, был контужен. Окончил Ленинградский Горный институт. Там же защитил кандидатскую диссертацию Преподавал в Горном институте и Северо-Западном заочном политехническом. БиблиографияКниги- Janson, Mihhail. Rahuingel: näidend lastele 3 vaatuses proloogiga ja epiloogiga / Vene keelest Aleksander Kaasik: M.Metsanurga saatesõna, helilooja K. Lüdeke, Karl Hörschelmanni illustratsioonid. Tallinn, 1930. 78 lk., ill. (Noorusmaa jutuskirjastik № 15).
- Валаамские старцы. - Берлин: За Церковь, 1938. 98 с.
- Большой скит на Валааме. - Таллинн: Странник, 1940. 146 с. (Переиздание: СПб.: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 84 с. ISBN 5-7302-0382-0.)
Статьи- Страстотерпцы св.кн. Борис и Глеб //Журнал «Русское Возрождение». (Нью-Йорк, Москва, Париж). 1987. №37. – С.12-37.
- Христа ради юродивые на Руси //Журнал «Русское Возрождение». (Нью-Йорк, Москва, Париж). 1987. №40. – С.27-66.
- Взаимоотношение веры и знания по преп. Исааку Сирианину //Журнал «Русское Возрождение». (Нью-Йорк, Москва, Париж). 1988. №44. – С.180-204.
- По ту сторону гор //Журнал «Русское Возрождение». (Нью-Йорк, Москва, Париж). 1990. №52. – С.62-98.
- Душа русского народа //Журнал «Русское Возрождение». (Нью-Йорк, Москва, Париж). 1998. №73. - С.124-168.
Примечания- ↑ Каталог «Научной выставки методов и результатов исследования природы», Юрьев, 1910.
- ↑ Университет | Официальный сайт ЯрГУ им. Демидова
- ↑ «Русское Возрождение». (Нью-Йорк, Москва, Париж). 1988 . №44 . С.62.
- ↑ Последние известия. 1924. 19 янв. № 16. С. 4
- ↑ Последние известия. 1925. 4 окт. № 228. С. 3
- ↑ Последние известия. 1923. 5 окт. № 245. С. 4; 6 окт. № 246. С. 4
- ↑ Вести дня. 1928. 28 сент. № 256. С. 1. 27 сент. № 260. С. 1
- ↑ Вести дня. 1928. 17 окт. № 280. С. 1
- ↑ Последние известия. 1923. 10 янв. № 8. С. 3
- ↑ Последние известия. 1926. 8 окт. № 227. С. 3; 10 окт. № 229. С. 3
- ↑ Наша газета. 1927. 8 нояб. № 193. С. 4; 9 нояб. № 194. С. 4
- ↑ Т. К. Шор
- ↑ «Вести дня» 1930. 11 марта. № 69. С.2.
- ↑ Вести дня. 1934. 13 окт. № 240. С. 2; 17 окт. № 243. С. 2; 20 окт. № 246. С. 2
- ↑ СНЛ. 1934. 5 дек. № 141. С. 3; 10 дек. № 143. С. 3; Рус. слово. 1934. 10 дек. № 139
- ↑ Вести дня. 1935. 11 янв. № 10. С. 1; 24 янв. № 21. С. 2; 26 янв. № 23. С. 2
- ↑ Борис Зайцев "Валаам". Изд."Странник", Таллин, 1936.
- ↑ Алфавитный указатель жителей города Петрограда за 1915 год
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|