Галилей Винченцо.
›
Галилей (Галилеи) Винченцо | Полное имя | итал. Vincenzo Galilei |
---|
Дата рождения | 3 апреля 1520(1520-04-03) |
---|
Место рождения | Санта-Мария-а-Монте, близ Флоренции |
---|
Дата смерти | 2 июля 1591(1591-07-02) (71 год) |
---|
Место смерти | Флоренция |
---|
Страна | Италия |
---|
Профессии | теоретик музыки, композитор |
---|
Инструменты | лютня |
---|
Dialogo della musica antica et della moderna, 1581 Винченцо Галиле́й (Галиле́и) (итал. Vincenzo Galilei; 3 апреля 1520(15200403), Санта-Мария-а-Монте, близ Флоренции - 2 июля 1591, Флоренция) - итальянский теоретик музыки, композитор, лютнист. Отец Галилео Галилея. Член и активный участник Флорентийской камераты. Содержание- Жизнь и творчество
- Трактаты (издания и переводы)
- Примечания
- Литература
- Ссылки
Жизнь и творчествоУчился в Венеции у Джозеффо Царлино (около 1563). Диалог «Фро́нимо» (Fronimo; Венеция, 1568; 2-я редакция: там же, 1584) представляет собой первую полноценную школы игры на лютне. Галилей аргументировал предпочтительность лютни органу тем, что именно она способна выражать «гармонические аффекты, такие, как жёсткость и мягкость, терпкость и сладость, крики, плачи, жалобы и причитания, с таким чудесным изяществом». На формирование музыкально-эстетических воззрений Галилея оказал решающее влияние Джироламо Меи, после чего его отношение к работам Царлино резко изменилось. В трактате «Компендий теоретической музыки» (итал. Compendio nella theorica della musica; рукопись около 1572 года, не опубликована) пришёл к мысли о несовместимости античной и современной ему итальянской музыки, о тщетности реконструкций древности. Критикуя своего учителя, развивал эту мысль в трактате «Диалог о древней и новой музыке» (Dialogo <…> della musica antica et della moderna; Флоренция, 1581). Ряд трактатов Галилея о гармонии и контрапункте, в том числе «Обсуждение энармоники, как её используют, и того, кто был автором хроматики» (Discorso intorno all’uso dell’enarmonico et de chi fusse autore del cromatico, 1591), критически оценивающий эксперименты соотечественников в микротоновой музыке, не был опубликован при жизни и сохранился в рукописи. Для эстетики Галилея центральной была мысль об утрате присущего античности аффекта в современной музыке, целью которой стало (по его мнению) одно удовольствие, поверхностная приятность. Вокальную музыку современников резко, иронично критиковал за преувеличенную звукоизобразительность, буквальное следование музыки за словом. Считал, что традиционный (имитационно-полифонический) контрапункт усложняет восприятие и снижает эффект непосредственного воздействия музыки на душу, вследствие чего активно пропагандировал «монодию», то есть мелодию, понимаемую им как несущий элемент фактуры, главную музыкальную мысль.
Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз,
а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Зарегистрироваться и Начать продвижение
Теоретические исследования Галилея проложили дорогу музыке Нового времени с её гомофонным складом и равномерно темперированным строем, то есть материей классико-романтической гармонии. Обсуждая проблемы музыкального строя, он утверждал, что в вокальной музыке должен использоваться не «напряжённый диатон» Птолемея (тетрахорд 10:9 9:8 16:15), как считал Царлино, а некий новый и особый строй, представлявший собой компромисс между ним и «дитоническим диатоном» (тетрахорд 9:8 9:8 256:243). В настройке лютни он предлагал делить октаву одинаковыми полутонами 18:17 - эта величина, хотя и рассчитанная приблизительно, весьма близка равномерно темперированному полутону. Проведя ряд физических экспериментов, доказал (по-видимому, впервые в истории): для того чтобы 2 одинаковые по длине, толщине и качеству (d’ugual lunghezza, grossezza, & bontà) струны произвели определённый музыкальный интервал, массы привешиваемых к этим струнам грузов должны быть квадратами отношения, соответствующего этому интервалу, а вовсе не аналогами того же самого отношения (как считалось в традиционной теории музыки, в том числе в «Основах музыки» Боэция). Галилей - автор двух сборников мадригалов (1574, 1587), многих инструментальных пьес, в основном, для лютни. Среди последних - сборник «Книга лютневой табулатуры» (1584), который содержит (среди прочего) экспериментальную сюиту из 24 тройных «микроциклов» (пассамеццо-романеска-сальтарелла) во всех 12-ти тональностях, то есть на 12 высотных позициях хроматической гаммы. Авангардные сочинения Галилея в «монодическом» стиле не сохранились. Трактаты (издания и переводы)- Fronimo: dialogo <..> nel quale si contengono le vere, et necessarie regole del intavolare la musica nel liuto (Venezia, 1568); 2-я редакция: Fronimo: dialogo … sopra l’arte del bene intavolare, et rettamente sonare la musica negli strumenti artificiali si di corde come di fiato, & in particulare nel liuto (Venezia, 1584); фр. перевод с комментариями: Philippe Canguilhem. Fronimo de Vincenzo Galilei. Paris: Minerve, 2001; англ. перевод: Fronimo (1584), translated and edited by Carol MacClintock // Musicological Studies and Documents, vol.39 (s.l., 1985).
- Dialogo della musica antica et della moderna (Firenze, 1581); англ. перевод: Dialogue on ancient and modern music. Translated, with introduction and notes, by Claude V. Palisca. New Haven: Yale University Press, 2003.
- Discorso intorno all’opere di Messer Gioseffo Zarlino da Chioggia (Firenze, 1589).
- Compendio nella tehorica della musica, ок. 1572 (рукопись).
- Il primo libro della prattica del contrapunto intorno all’uso delle consonanze, 1588-91 (рукопись); издан в книге: Rempp F. Die Kontrapunkttraktate Vincenzo Galileis. Köln, 1980.
- Discorso intorno all’uso delle dissonanze, ок. 1591 (рукопись); издан у Ф.Ремпа (там же).
- Discorso intorno all’uso dell’enharmonio et di chi fusse autore del cromatico, ок. 1591 (рукопись); издан у Ф.Ремпа (там же).
- Dubbi intorno a quanto io ho detto dell’uso dell’enharmonio, con la solutione di essi, 1591 (рукопись); издан у Ф.Ремпа (там же).
- Discorso intorno a diversi pareri che hebbero le tre sette piu famose degli antichi musici (рукопись, s.a.); издание и англ. перевод в книге К. Палиски: Palisca C.V. The Florentine Camerata: Documentary Studies and Translations. New Haven, 1989
- Discorso particolare intorno all’unisono (рукопись, s.a.); издание и англ. перевод К.Палиски (там же)
- Discorso particolare intorno alla diversità delle forme del diapason; издание и англ. перевод К.Палиски (там же)
- Traduzione d’un Discorso latino fatto da Carlo Valgulio Bresciano, sopra la Musica di Plutarco (рукопись, s.a.)
- Trattato di musica di Plutarco (итал. перевод трактата о музыке Плутарха; рукопись s.a.)
Примечания- ↑ Фро́нимо (очевидно, от др.-греч. φρόνημα - «возвышенный образ мыслей») - личное имя одного из участников диалога, персонификация житейской мудрости.
- ↑ Диалог написан в подражание платоновским и разворачивается между членами Флорентийской камераты - всеми почитаемым авторитетом и «знатоком» Джованни Барди и просвещённым любителем музыки Пьеро Строцци. Царлино был вынужден ответить на критику Галилея в трактате «Дополнения к музыке» (итал. Sopplimenti musicali, 1588). В ответ на него Галилей немедленно (в 1589) опубликовал ещё более решительное «Обсуждение сочинений мессера Дж. Царлино из Кьоджи» (Discorso intorno all’opere di Messer Gioseffo Zarlino da Chioggia, 1589).
- ↑ В «Диалогe», pp. 88-89.
- ↑ В начале своего труда «Диалог» (p.2 ss.).
- ↑ Диалог, p.49. Октава, составленная из предложенных Галилеем полутонов, окажется меньше чистой на 12 центов.
- ↑ Например, для того чтобы 2 струны звучали в квинту 3:2, грузы должны быть в отношении 9:4. См. Discorso (1589), p.104.
- ↑ Полное название сборника: «Libro d’intavolatura di liuto, nel quale si contengono i passemezzi, le romanesche, i saltarelli, et le gagliarde et altre cose ariose composte in diversi tempi»; факсимиле табулатуры опубликовано во Флоренции, в 1992 году.
Литература- Rempp F. Die Kontrapunkttraktate Vincenzo Galileis. Köln, 1980.
- Palisca С. Humanism in Italian Renaissance musical thought. New Haven: Yale University Press, 1985.
- Palisca C.V. The Florentine Camerata: Documentary Studies and Translations. New Haven, 1989.
- Geschichte der Musiktheorie. Bd.7: Italienische Musiktheorie im 16. und 17. Jahrhundert. Antikenrezeption und Satzlehre. Hrsg. v. F. Zaminer. Darmstadt, 1989. 418 SS.
- Music and science in the age of Galileo / Ed. V. Coelho. Berlin, 1992.
- Canguilhem Ph. «Fronimo» de Vincenzo Galilei. Paris: Minerve, 2001 (французский перевод и комментарии).
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|