Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание,
но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты;
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать?
Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий,
направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
Ускорение продвижения
Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст,
она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
Татья́на Ники́тична Толста́я (3 мая 1951, Ленинград, РСФСР, СССР) - российская писательница, публицист и телеведущая.
Наиболее известен роман писательницы - «Кысь», получивший премию «Триумф». Произведения Татьяны Толстой, в том числе сборники рассказов «Любишь - не любишь», «Река Оккервиль», «День», «Ночь», «Изюм», «Круг», «Белые стены», переведены на многие языки мира.
Широкая популярность пришла к писательнице в 2002 году, когда она стала соведущей телевизионной программы «Школа злословия». В 2011 году вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России», составленный радиостанцией «Эхо Москвы», информационными агентствами РИА Новости, «Интерфакс» и журналом «Огонёк».
Содержание
Биография
1951-1983: Детство, юность и работа корректором
1983-1989: Литературный успех
1990-1999: Переезд в США и журналистская деятельность
2000-2012: Роман «Кысь» и телепередача «Школа злословия»
Творчество Татьяны Толстой
Период рассказов
Семья
Телевидение
Библиография
В переводе
Награды
Примечания
Ссылки
Биография
1951-1983: Детство, юность и работа корректором
Первый жилой дом Ленсовета
Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого. Росла в доме Ленсовета на Набережной реки Карповки в многодетной семье, где у неё было шесть братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии - Лозинский Михаил Леонидович, литературный переводчик, поэт. По отцовской линии является внучкой писателя Алексея Николаевича Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской.
После окончания школы, Толстая поступила в Ленинградский университет, на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков), который окончила в 1974 году.
В этом же году выходит замуж за (филолога-классика) А. В. Лебедева и, вслед за мужем, переезжает в Москву, где устраивается работать корректором Главной редакции восточной литературы издательства «Наука». Проработав в издательстве до 1983 года, Татьяна Толстая в этом же году публикует свои первые литературные произведения и дебютирует как литературный критик со статьёй «Клеем и ножницами…» («Вопросы Литературы», 1983, № 9). По собственному признанию, начать писать её заставило то обстоятельство, что она перенесла операцию на глазах. «Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов», - рассказывала Толстая.
1983-1989: Литературный успех
В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…», опубликованный в журнале «Аврора» в том же году. Рассказ был отмечен как публикой, так и критикой и признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Художественно произведение представляло собой «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами». Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов. Её произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах. Последовательно выходят «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь - не любишь» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988). В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу - «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли как известные ранее произведения, так и не опубликованные: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг»(1987). После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР.
Советская критика восприняла литературные произведения Толстой насторожённо. Её упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтёшь». Другие критики восприняли прозу писательницы с восторгом, но отмечали, что все её произведения написаны по одному, выстроенному, шаблону. В интеллектуальных кругах Толстая получает репутацию оригинального, независимого автора. В то время основными героями произведений писательницы были «городские сумасшедшие» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), «живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде». С 1989 года является постоянным членом Российского ПЕН-центра.
1990-1999: Переезд в США и журналистская деятельность
В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность. Толстая преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор, расположенном в городе Саратога-Спрингс и Принстоне, сотрудничала с New York Review of Books(англ.)русск., The New Yorker, TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах. Впоследствии, все 1990-е годы, писательница несколько месяцев в году проводила в Америке. По её словам, проживание за границей поначалу оказало на неё сильное влияние в языковом аспекте. Она жаловалась на то, как меняется эмигрантский русский язык под влиянием окружающей среды. В своём коротком эссе того времени «Надежда и опора» Толстая приводила примеры обычного разговора в русском магазине на Брайтон-Бич: «Там в разговор постоянно вклиниваются такие слова, как „свисслоуфетный творог“, „послайсить“, „полпаунда чизу“ и „малосольный салмон“». После четырёх месяцев пребывания в Америке Татьяна Никитична отмечала, что «мозг её превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках».
В 1991 году начинает журналистскую деятельность. Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости», сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии. Эссе, очерки и статьи Толстой появляются также в журнале «Русский телеграф». Параллельно с журналистской деятельностью она продолжает издавать книги. В соавторстве с сестрой Наталией опубликовала в 1998 году книгу «Сёстры». Появляются переводы её рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира. В 1998 году стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт». В 1999 году Татьяна Толстая возвращается в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.
2000-2012: Роман «Кысь» и телепередача «Школа злословия»
В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной. По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 году в эфире государственной радиостанции «Радио России», под руководством Ольги Хмелёвой, был осуществлён проект литературного сериала. В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое». Отмечая коммерческий успех писательницы, Андрей Ашкеров в журнале «Русская жизнь» писал, что общий тираж книг составил около 200 тысяч экземпляров и произведения Татьяны Никитичны стали доступны широкой публике. Толстая получает приз XIV Московской Международной книжной ярмарки в номинации «Проза». В 2002 году Татьяна Толстая возглавила редакционный совет газеты «Консерватор».
В 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении, в телевизионной передаче «Основной инстинкт». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия», вышедшей в эфире телеканала Культура. Передача получает признание телекритики и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ», в категории «Лучшее ток-шоу».
В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная, как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы - книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Толстая рассказывала: «Замысел книги родился 30 лет назад. Не без помощи моей старшей сестры… Ей всегда было жалко, что Буратино так быстро продал свою Азбуку, и что об её содержании ничего не было известно. Что за яркие картинки там были? О чём она вообще? Шли годы, я перешла на рассказы, за это время подросла племянница, родила двоих детей. И вот, наконец, на книгу нашлось время. Полузабытый проект был подхвачен моей племянницей, Ольгой Прохоровой». В рейтинге лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, книга заняла второе место в разделе «Детская литература».
Творчество Татьяны Толстой
В интервью изданию «Украинская Правда» Татьяна Толстая подробно рассказала, почему начала писать рассказы. По её признаниям, в 1982 году у неё были проблемы со зрением и она решила сделать операцию на глаза, которую в то время проводили с помощью надрезов бритвой. После операции на втором глазу она долгое время не могла находиться при дневном свете.
Так продолжалось долго. Я повесила двойные занавески, выходила на улицу только с наступлением темноты. Ничего не могла делать по дому, ухаживать за детьми не могла. Читать тоже не могла. Через три месяца это всё проходит и начинаешь видеть так неожиданно чётко… То есть весь импрессионизм уходит, и начинается полный реализм. И вот накануне этого я почувствовала, что могу сесть и написать хороший рассказ - от начала и до конца. Так я начинала писать.
- Татьяна Толстая
Писательница говорила, что в число её любимой литературы входит русская классика. В 2008 году её персональный читательский рейтинг составляли Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов и Николай Васильевич Гоголь. На формирование Толстой как писателя и человека сильно повлиял Корней Иванович Чуковский, его статьи, мемуары, воспоминания, книги о языке и переводы. Писательница особенно выделяла такие работы Чуковского, как «Высокое искусство» и «Живой как жизнь», и говорила: «Кто не читал - очень советую, потому что это интереснее, чем детективы, и написано потрясающе. И вообще он был одним из самых гениальных русских критиков».
Толстую относят к «новой волне» в литературе. В частности, Виталий Вульф писал в своей книге «Серебряный шар» (2003): «В моде писатели „новой волны“: Б. Акунин, Татьяна Толстая, Виктор Пелевин. Талантливые люди, пишущие без снисхождения, без жалости…». Её называют одним из ярких имён «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я». Андрей Немзер так высказался об её ранних рассказах: «„Эстетизм“ Толстой был важнее её „морализма“».
Татьяну Толстую также часто относят к жанру «женской» прозы, наряду с такими писательницами, как Виктория Токарева, Людмила Петрушевская и Валерия Нарбикова. Ия Гурамовна Зумбулидзе в своём исследовании «„Женская проза“ в контексте современной литературы» писала, что «творчество Татьяны Толстой находится в одном ряду с выразителями той тенденции современной русской литературы, которая заключается в синтезе определённых черт реализма, модернизма и постмодернизма».
Творчество писательницы является объектом большого количества научных исследований. В разные годы её произведениям были посвящёны работы Елены Невзглядовой (1986), Петра Вайля и Александра Гениса (1990), Прохоровой Т. Г. (1998), Беловой Е.(1999), Липовецкого М. (2001), Песоцкой С. (2001). В 2001 году была издана монография «Взрывоопасный мир Татьяны Толстой» авторства Гощило Е., в которой было проведено исследование творчества Татьяны Толстой в культурно-историческом контексте.
Татьяна Толстая активно ведёт личные аккаунты на «Фейсбуке» и в Живом журнале, где публикует частично или полностью тексты, которые включаются в дальнейшем в её книги. С её блогом в «Фейсбуке» неоднократно возникали скандалы (Аркадий Бабченко, Божена Рынска) и эмоциональную редакцию интернет-сообщества о возможности либо невозможности предъявления счётов за оказанную ранее помощь.
Период рассказов
Для раннего периода творчества Толстой характерно преобладание таких тем, как общечеловеческие вопросы бытия, «вечных» тем добра и зла, жизни и смерти, выбора пути, взаимоотношения с окружающим миром и своего предназначения. Славина В. А. отмечала, что в творчестве писательницы ощущается тоска по утерянным гуманистическим ценностям в искусстве. Исследователи отмечали, что практически все персонажи Толстой являются мечтателями, которые «застряли» между реальностью и своим вымышленным миром. В рассказах преобладает парадоксальная точка зрения на мир, с помощью сатиры демонстрируется абсурдность некоторых явлений жизни. А. Н. Неминущий в своей работе «Мотив смерти в художественном мире рассказов Т. Толстой» отмечал художественные приёмы воплощения идеи смерти в рассказах писательницы, которые близки к эстетике модерна и постмодерна.
В учебнике «Современная русская литература» отмечалась особенная авторская позиция Толстой, которая выражается в особой литературно-сказочной метафоричности стиля, поэтике неомифологизма, в выборе героев-рассказчиков. Неомифологизм в её произведениях проявлялся и в том, что Толстая использовала фольклорные образы. В рассказе «Свидание с птицей» она использовала известный русский фольклорный образ - птицу Сирин. Александр Генис в «Новой газете» отмечал, что Толстая лучше всех в современной литературе справляется с употреблением метафоры. Автор писал, что в её метафорах есть влияние Олеши, но они более органично встроены в сюжет.
В некоторых других рассказах используется приём противопоставления, контрастов. Рассказы «Милая Шура» и «Круг» построены на противопоставлении света и тьмы (как жизни и смерти), что после находит отражение в более позднем рассказе «Ночь». Смысл антиномии «свет - тьма» в рассказах Татьяны Толстой занимает центральное место и включает: «противопоставление духовного и материального, возвышенного и низменного, живого и мёртвого, бытового и бытийного, мечты и действительности (воображаемого и реального), вечного и сиюминутного, доброго и злого, сострадательного и равнодушного».
В свет вышло двадцать четыре рассказа писательницы: «На золотом крыльце сидели» (1983), «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Милая Шура» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Факир» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Любишь - не любишь» (1984), «Ночь» (1987), «Круг» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988), «Лимпопо» (1990), «Сюжет» (1991), «Йорик» (2000), «Окошко» (2007). Тринадцать из них составили вышедший в 1987 г. сборник рассказов «На золотом крыльце сидели…» («Факир», «Круг», «Петерс», «Милая Шура», «Река Оккервиль» и др.). В 1988 году - «Сомнамбула в тумане».
Семья
Прадед по материнской линии - Борис Михайлович Шапиров, военный врач, деятель Красного креста, лейб-медик Николая II, действительный тайный советник.
Дед по материнской линии - Михаил Леонидович Лозинский, литературный переводчик, поэт.
Дед по отцовской линии - Алексей Николаевич Толстой, писатель.
Бабушка по отцовской линии - Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая, поэтесса.
Отец - Никита Алексеевич Толстой, физик, общественный и политический деятель.
Мать - Наталья Михайловна Лозинская (Толстая)
Сестра - Наталия Никитична Толстая, писательница, преподаватель шведского языка при кафедре скандинавской филологии факультета филологии и искусств СПбГУ.
Брат - Иван Никитич Толстой, филолог, историк эмиграции, специализируется на периоде холодной войны. Обозреватель Радио «Свобода».
Брат - Михаил Никитич Толстой, физик, политический и общественный деятель.
Старший сын - Артемий Лебедев, дизайнер, художественный руководитель студии Артемия Лебедева, ведёт блог в Живом журнале.
Младший сын - Алексей Андреевич Лебедев, фотограф, архитектор компьютерных программ, живёт в США. Женат.
Телевидение
12 августа 1999 года участвовала в телепередаче «Основной инстинкт».
С октября 2002 года по 2014 год вместе с Авдотьей Смирновой вела телепередачу «Школа злословия».
Совместно с Александром Масляковым являлась постоянным членом жюри телепроекта «Минута славы» на Первом канале с 2007 года (1-3 сезоны).
Библиография
Библиография Татьяны Толстой представлена следующими сборниками и романами:
«На золотом крыльце сидели…»: Рассказы. - М.: Молодая гвардия, 1987. - 198 с.
Любишь - не любишь: Рассказы. - М.: Оникс; ОЛМА-пресс, 1997. - 381 с.
Сёстры: Эссе, очерки, статьи, рассказы. - М.: Изд. дом «Подкова», 1998. - 392 с. (В соавторстве с Н. Толстой)
Река Оккервиль: Рассказы. - М.: Подкова; Эксмо, 2005. - 462 с.
Двое. - М.: Подкова, 2001. - 476 с. (В соавторстве с Н. Толстой)
Кысь: Роман. - М.: Подкова, 2001. - 318 с.
Изюм. - М.: Подкова; Эксмо, 2002. - 381 с.
Круг: Рассказы. - М.: Подкова; Эксмо, 2003. - 345 с.
Не кысь: Рассказы, статьи, эссе и интервью Татьяны Толстой. - М.: Эксмо, 2004. - 608 с.
Белые стены: Рассказы. - М.: Эксмо, 2004. - 586 с.
Кухня «Школы злословия». - М.: Кухня, 2004. - 360 с. (В соавторстве с А. Смирновой)
Женский день. - М.: Эксмо; Олимп, 2006. - 380 с.
День. Личное. - М.: Эксмо, 2007. - 461 с.
Ночь: Рассказы. - М.: Эксмо, 2007. - 413 с.
Река: Рассказы и новеллы. - М.: Эксмо, 2007. - 384 с.
Кысь. Зверотур. Рассказы. - М.: Эксмо, 2009. - 640 с.
Та самая Азбука Буратино. - М.: Розовый жираф, 2011. - 72 с. (В соавторстве с О. Прохоровой)
Лёгкие миры: Повести, рассказы, эссе. - М.: Редакция Елены Шубиной, 2014. - 480 с.
Девушка в цвету. - М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2015. - 352 с. - 12 000 экз. - ISBN 978-5-17-086711-0.
В переводе
On the Golden Porch, and other stories Alfred A. Knopf, New York, 1989, then Penguin, 1990, ISBN 0-14-012275-3.
The Slynx New York Review of Books Classics, 2007, ISBN 1-59017-196-9
White Walls New York Review of Books Classics, 2007, ISBN 1-59017-197-7
Награды
Лауреат премии «Триумф» (2001).
Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России «ОЛИМПИЯ» (2003).
Обладатель приза в номинации «Новая культура новой Европы» ХХ Международного экономического форума в Польше (2010)
Лауреат премии Белкина за повесть «Лёгкие миры» (2014)
Примечания
↑Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #119142791 Проверено 27 апреля 2014.
↑ 123Расторгуева Т.М.. Татьяна Толстая рассказала библиотекарям Кунгура о творчестве и о себе. iskra-kungur.ru (10 марта 2011). Проверено 10 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
↑Сто самых влиятельных женщин России. РИА Новости. Проверено 26 января 2012. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2012.
↑Татьяна Толстая. vashdosug.ru. Проверено 10 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
↑ 123456789Татьяна Никитична Толстая. Биографическая справка. РИА Новости (3 мая 2011). Проверено 10 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
↑ 1234567Анна Бражкина. Толстая, Татьяна Никитична. Кругосвет. Проверено 10 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
↑ 1234Татьяна Никитична Толстая. Журнальный зал. Проверено 12 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
↑Толстая Т. (биография 2). litra.ru. Проверено 10 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
↑Юлия Юзефович. Британский языковой винегрет ("Англия", Великобритания). rus.ruvr.ru (13 декабря 2011). Проверено 10 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
↑Андрей Ашкеров. Татьяна Толстая как зеркало русской интеллигенции. Хронос (15 января 2002). Проверено 11 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
↑Выход первого номера газеты "Консерватор". Эхо Москвы (29 августа 2002). Проверено 11 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
↑"Школа злословия" признана лучшим ток-шоу. РИА Новости (26 августа 2003). Проверено 11 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
↑Наталья Вертлиб. Татьяна Толстая написала "Азбуку для Буратино". nnmama.ru (25 октября 2010). Проверено 13 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
↑Наталья Кириллова. Потребители Букв. Профиль (6 сентября 2010). Проверено 13 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
↑Лиза Хворс. Татьяна Толстая: "Хотела почувствовать себя полной идиоткой". Украинская Правда (18 сентября 2008). Проверено 12 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
↑ 12Елена Гладских. Отличница в «Школе злословия». telekritika.ua (17 октября 2008). Проверено 12 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
↑Людмила Зуева. Татьяна ТОЛСТАЯ: Я не медиа-персонаж! // Биржа Плюс. - 2010. - № 38.
↑Лев Сирин. Последнее интервью Виталия Вульфа. online812.ru (14 марта 2011). Проверено 13 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
↑Вастевский А. Ночи холодны // Дружба народов. - 1988. - № 7. - С. 256-258.
↑ 123Зумбулидзе И. Г. «Женская проза» в контексте современной литературы / И. Г. Зумбулидзе // Современная филология: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. - Уфа: Лето, 2011. - С. 21-23.
↑Фейсбук и банка огурцов.
↑Славина В. А. Современная литература в поисках идеала // Преподаватель. - 2005. - № 2. - с.38-41.
↑Неминущий А. Н. Мотив смерти в художественном мире рассказов Татьяны Толстой // Актуальные проблемы литературы. Комментарий к XX в.: Материалы международной конференции. - (Светлогорск 25-28 сентября 2000 г.). - Калининград, - 2001. - С. 120-125.
↑ 12Попова И. М., Губанова Т. В., Любезная Е. В. Современная русская литература: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 64 с.
↑Кёко Нумано. Татьяна Толстая: "Опыт взаимной глухоты". susi.ru (26 октября 2001). Проверено 14 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
↑Александр Генис. Как и словно // Новая газета. - 2010. - № 121.
↑tema - Артемий Лебедев в «Живом Журнале»
↑Персональный сайт Алексея Лебедева
↑Татьяна Толстая. litkarta.ru. Проверено 10 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
↑ТАТЬЯНА ТОЛСТАЯ УДОСТОЕНА НАГРАДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА В ПОЛЬШЕ.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/