|
|
Лещинский Анатолий Николаевич.
›
Анатолий Николаевич Лещинский | Дата рождения: | 4 сентября 1941(1941-09-04) (73 года) |
---|
Страна: | СССР СССР → Россия Россия |
---|
Научная сфера: | философия религии и религиоведение |
---|
Место работы: | Казанский федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, профессор кафедры религиоведения (с 2014) |
---|
Учёная степень: | доктор философских наук |
---|
Учёное звание: | доцент по кафедре философии |
---|
Альма-матер: | Ивановский государственный педагогический институт |
---|
Лещинский Анатолий Николаевич (род. 4 сентября 1941 в Загорске (ныне - Сергиев Посад) - российский религиовед, специалист по философии религии, церковным разделениям в мире и России, государственно-конфессиональным отношениям. Доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, советник Российской Федерации 2 класса (специалист-эксперт по вопросам государственно-конфессиональных отношений). Содержание- Образование и профессиональная деятельность
- Научные взгляды
- Научные труды
- Диссертации
- Монографии
- Брошюры
- Статьи
- Учебно-методические пособия
- Рецензии
- Научное редактирование
- Публицистика
- Источник
- Ссылки
Образование и профессиональная деятельностьТрудовая деятельность Лещинского началась с 1958 г. После окончания средней школы с 1961-1964 гг. проходил срочную службу в рядах Советской Армии вначале в звании рядового, а затем сержанта - командира отделения. В 1964 году окончил историко-филологический факультет Ивановского государственного педагогического института, а 1980 году в Московском областном педагогическом институте окончил аспирантуру по кафедре философии. На рубеже 70-80-х гг. подготовил к защите кандидатскую диссертацию о взаимоотношении культуры и религии. 28 января 1983 года в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена под научным руководством Р. В. Пандре защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Соотношение культуры и религии в развитии общества (методологический аспект)». 21 марта 2012 года в Ленинградском государственном университете имени А. С. Пушкина защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Церковные разделения в православии: социальная обусловленность и типология». Научный консультант Н. С. Гордиенко. В 1969-1982 годах работал в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике - научным сотрудником, методистом, заместителем директора по научной части. С 1982 года вплоть до конца 90-х годов на федеральном уровне работал в структурах, осуществляющих связи с религиозными объединениями - в Совете по делам религий при Совете Министров СССР, Министерстве культуры РФ, в Министерстве обороны РФ. Работая в Министерстве обороны РФ, Лещинский разработал уникальную методику изучения религиозной ситуации и информационного обеспечения подразделений, осуществляющих взаимодействие с религиозными объединениями, которая успешно применялась не только в Вооруженных Силах РФ, но и использовалась Федеральной пограничной службой РФ. В 1997 - 98 годах работал в Администрации Президента РФ в отделе по взаимодействию с религиозными объединениями специалистом-экспертом, получив квалификацию советника Российской Федерации 2 класса. В 1997 г. в качестве представителя Президента РФ участвовал во встрече с Папой Римским Иоанном Павлом II во время его посещений Польши в дни празднования тысячелетия св. Адальберта в г. Гнезно. От этих встреч в личном архиве Лещинского сохранились памятные медали: 1 - посвящена 1000-летию Крещения Руси, 2 - личная памятная медаль от патриарха Варфоломея, 3 - в связи с датой, посвященной св. Адальберту. Есть в архиве Лещинского и знак, который был изготовлен в связи с перенесением мощей св. Серафима Саровского из Санкт-Петербурга в Дивеево. Знак получен с благословением из рук святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II в алтаре храма города Орехово-Зуева.
Принимал участие в подготовке Закона Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997). В 1994 году был принят в Союз журналистов России. Является автором более ста научных работ, в том числе девяти монографий и книг, а также около двухсот статей в словарно-справочных и энциклопедических изданиях от «Православие» (1987) до «Энциклопедии религий»(2008). Подготовил и, впервые за годы Советской власти и постсоветский период в России, опубликовал в 1994 году справочник о религиозных центрах и организациях России, стран СНГ и Балтии. Занимаясь научной работой, сотрудничает с научными учреждениями и вузами России. В 1992- 94 годах работал в Независимой народной академии культуры (Москва) редактором журнала «Триалог», заведующим научно-информационном отделом. С 1999-2014 годов на преподавательской работе в Российском государственном социальном университете на кафедрах социальной философии, религиоведения и теологии, а затем на кафедре гуманитарных наук в филиале университета в г. Дедовске. Разрабатывал и читал вузовские лекционные курсы: «Философия», «Этика», «История религий», «Религиоведение», «История поместных православных церквей», «Каноническое право», «Эволюция религии в современном мире», «Государственно-конфессиональные отношения». Научные взглядыВ трудах Лещинского впервые на основе системного анализа и методологии, принятой в социальной философии и современном религиоведении, исследуется проблема церковного единства и разделений в современном православии, то есть уделяется большое внимание изучению свободных, независимых (альтернативных) от Поместных автокефальных православных церквей Вселенского православия юрисдикций. Эта область знаний относится к разделу «расколоведение», но подход у Лещинского - светский, классического религиоведения. А именно - объективный, конфессионально не ангажированный и неполитизированный. В научных трудах большое внимание уделяется исследованию факторов, влияющих на возникновение церковных дифференциаций. Представлена научно обоснованная типология дифференциаций в православии; характеристика четырёх типов церковных разделений - вселенское православие, параллельные структуры, альтернативное православие и историческое сектантство - является оригинальной, вполне аргументированной и имеющей эвристическую ценность. Вселенское православие в разработанной типологии представляется в виде своего рода религиозной метасистемы, в рамках которой происходит постоянное развитие юрисдикций как динамичных подсистем, каждая из которых, в свою очередь, обладает потенциалом дифференциации, активизирующемся при воздействии внешних и внутренних факторов. Даётся и развёрнутая религиоведческая трактовка понятия «альтернативное православие» (по богословской терминологии - расколы), убедительно раскрывается объём этого понятия и сфера его применения. Лещинский представляет альтернативное православие во всем его многоообразии, классифицируя его на основе соответствующих критериев на шесть подтипов: объединения дореформенные, эмигрантские, истинно-православные, катакомбные, автокефалистские и реформированные. На основе исследования большого фактографического материала - российского и зарубежного - Лещинский показывает, как церковные разделения вносят изменения в традиционную религиозность, что происходит под влиянием преимущественно современных секуляризационных процессов. По мнению Лещинского исследуемые расколы, то есть объединения альтернативного православия, образуют свои религиозно-транснациональные структуры, приближающиеся к глобальным мировым феноменам. Научные трудыДиссертацииСоотношение культуры и религии в развитии общества (методологический аспект) (1983) - на соискание ученой степени кандидата философских наук. Церковные разделения в православии: социальная обусловленность и типология (2012) - на соискание учёной степени доктора философских наук. Монографии- Православие в наши дни (под литературной фамилией Бессонов М. Н.). М.: Политиздат. 1990. - 303 с.
- Лавра Преподобного Сергия и Академия в ней. Сергиев Посад, Тонус. 1993. - 206 с.
- Религиозные организации, центры и региональные структуры: Москва, Россия, страны СНГ и Балтии. Справочник. - М.: Департамент по делам печати и информации правительства Москвы. 1994. - 128 с.
- Особенности богородичного движения в России (Из опыта социально-философского анализа). Монография. М.: РОИР. 2005. - 220 с.
- Православие: единство и разделения (социумные детерминанты, типология, противоречия и тенденции). Монография. М.: Изд-во РГСУ, 2011. - 226 с.
- Церковные разделения в православии: социальная обусловленность и типология. Монография. Саарбрюккен, Akademikerverlag Sanktum, 2013. 408 с.
- Проблема единства церкви. Монография. М., изд. Института деловых коммуникаций, 2015. - 366 с.
Брошюры- Время новых подходов. О советских государственно-церковных отношениях. - М.: 3нание. 1990. - 80 с.
- Религия в СССР. АПН отвечает на письма о правах человека в СССР. - М.: изд-во Агентства печати «Новости». 1990. - 74 с.
- L`agence de presse Novosti repond aux letters concernant ies droits de l`homme en URSS /Anatoli Lechtchinski.-Moscou: Ed. de L`agence de presse Novosti, 1990.-74 c.: ил. Портр:, 19 см (переведена на 11 яз., среди которых - англ., фр., нем., дат., швед., фин., греч., ит., серб., болг., исп.).
- Лещинский А. Н. (под литературной фамилией Бессонов М. Н.) Собор 1988 г. и современные тенденции в русском православии. М., «Знание», 1988. - 33 с.
Статьи- Экскурсия как общение. Некоторые вопросы социально-психологических основ пропаганды памятников культуры // Музей современность, Вып II., М., 1976.
- Лещинский А. Н. (под литературной фамилией Бессонов М. Н.) Русская православная церковь и 1000-летие «крещения Руси» // Православие в Карелии: история и современность. - Петрозаводск: Карелия, 1987. - С. 3-24.
- Лещинский А. Н. (под литературной фамилией Бессонов М. Н.) К 1000-летию введения христианства на Руси // Знание - народу. - 1988.- № 6.- С.39-41.
- Монастырь Иосифа Волоколамского // Религия в СССР. - 1989. - № 6. - С. 26-28.
- Передача реликвии в Оптину Пустынь (под литературной фамилией Николаев М.) // Журнал Московской Патриархии. - 1989. - № 5. - С. 11-12.
- «Да не забвено будет…» // Журнал Московской Патриархии. - 1991. - № 3. - С. 25-31.
- Это - Варницы // Наука и религия. - 1992. -№ 10. - С. 22-23.
- Преподобный Сергий Радонежский и святые места России. // Журнал Московской Патриархии. М., 1992. - № 10. - С. 24-33.
- Лещинский А. Н. (под литературной фамилией Бессонов М. Н.) Раскольники из Джорданвилля //Аргументы, 1987. М.: Политиздат, 1987. - С. 11-28.
- Российская Марианская Церковь // Религия, церковь в России и за рубежом, Информационный бюллетень. М.: РАГС, 1995. № 5 - C. 57-64.
- Свобода совести и права военнослужащих // Свобода совести и права человека в Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний. М.: Гуманитарий, 1995. - С. 50-52.
- О некоторых аспектах религиозной обстановки и государственно-церковных отношений в Санкт-Петербурге // Благовест-Инфо. - М., 1996. - № 28-29. - C. 16-25.
- К проблеме изучения религиозной ситуации в России // Россия. Духовная ситуация времени. М., Издательство МГСУ «СОЮЗ», 2000, № 3-4. - С. 112-120.
- К концепции преподавания религиоведения. // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. Москва, 2000-2001. М.: «Рудомино», 2002. - С. 39-43.
- Что стоит за понятием «традиционная религиозная организация»: содержание и сферы применения // Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России. «Круглый стол» в Измайлово, 16 января 2002 г. М.: Институт свободы совести, 2002. - С. 72-76.
- К концепции преподавания религиоведения// Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России, материалы конференций 2001-2002. М., Рудомино, 2002. - С. 39-43.
- Религиозная ситуация в России: изменения, тенденции и противоречия // В сборнике «Свобода совести в России: исторический и современный аспекты», М., Российское объединение исследователей религии, 2004. - С. 222-230.
- Альтернативное православие (к постановке проблем
- изучения) // Ломоносовские чтения 2006: Россия в XXI в. и глобальные проблемы современности / Научная конференция . Сборник докладов / Под общей ред. проф. Л. Н. Панковой. - М., ТЕИС, 2006. - С. 55-57.
- Альтернативное православие в религиозной ситуации России // Свобода религии, нравственность и ответственность в Российском обществе. Заокский, «Источник жизни», 2006. - С. 229-237.
- О некоторых предпосылках формирования Законодательства РФ о свободе совести в изменяющейся России // Права человека в России и за рубежом. Материалы международной научно-практической конференции. Пенза, МНЭПУ, 2007. - С. 233-234.
- Церковные разделения в Православии на рубеже ХХ-ХХI вв. (религиоведческий анализ) // Государство, общество, церковь в истории России XX века. Материалы VII Международной научной конференции 13-14 февраля 2008 г. Иваново, ИГУ, 2008. - С. 127-129.
- Типология церковных разделений в современном православии //Классификация религий и типология религиозных организаций. М., Изд. дом «АТИСО», 2008. - С. 96-105.
- Религия в изменяющейся России. //Ученые записки. М; РГСУ, - 2008. - № 1. - С 138-139.
- 75. Православие: типология церковных разделений // Ученые записки РГСУ. - М., 2009. - № 1. - С. 110-118.
- Параллельные структуры в православии: генезис и противоречия в отношениях с Поместными церквями // Религиоведение. - 2009. - № 2. - С. 97-109.
- Особенности отношения государств и международных правовых организаций к расколам в современном православии // Релiгiйна свобода. Збiрник наукових статей з теми «Свобода релiгiї i демократiя: старi i новi виклики», Киев, 2010, № 15. - С. 175-181.
- Классификация церковных разделений в христианстве (в соавторстве) // Религиоведение, 2010, № 2. - С. 91-101.
- Особенности отношений современных государств к свободным церковным структурам в православии // Религия и право: научный и образовательный аспекты. Сборник научных статей. Казань, Изд. Дом «Меддок», 2010. - С. 197-205.
- Государственно-конфессиональные отношения в контексте изучения расколов в современном православии.// Государство, религия, церковь в России и за рубежом: научно-теоретическое приложение к журналу РАГС «Вопросы религии и религиоведения». Вып. 2: Исследования : сборник. сост. и общ. ред. В. В. Шмидта, И. Н. Яблокова при участии Ю. П. Зуева, З. П. Трофимовой. Книга 1(II): Религиоведение в России в конце XX - начале XXI в. - М.: ИД «МедиаПром», 2010. - С.157-164.
- Расколы в православии и отношение к ним международных правовых организаций. //Государство, общество, церковь в истории России ХХ века. (Материалы XII Международной научной конференции, Иваново, 20-21 февраля 2014 г.).Часть 1 // Иваново, Издательство "Ивановский государственный университет 2014. - С. 3 -. 9.
- Государство и Русская православная церковь в годы перемен - 1-я пол. ХХ в. (В трудах протопресвитера Георгия Шавельского). // Государство, общество, церковь в истории России ХХ века. (Материалы XIII Международной научной конференции, Иваново, 18-19 марта 2015 г.). Часть 1 // Иваново, Издательство "Ивановский государственный университет 2015. - С. 178-184.
Учебно-методические пособия- Государственно-конфессиональные отношения в России: история и современность. Учебное пособие. Дедовск, 2005. - 135 с.
- Религиоведение. Учебно-методические и справочные материалы. - М.: МЮИ, 2003. - 64 с.
- Религиоведение. Учебно-методические материалы. М., изд. МГСУ «Союз», 2001, - 48 с.
РецензииОт раскола до раскола. Рецензия на книгу Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924-2008). - М.: Изд-во Крутицкого Патриаршего подворья, 2009. // НГ религии, 2009, № 21(259). С. 7. Научное редактированиеХристианство. Словарь. М., «Республика», 1993. Публицистика- Лещинский А. Н. (под литературной фамилией Бессонов М. Н.) Реставраторы - в Даниловом монастыре // Собеседник. - 1986. - № 4. - С. 61-63.
- Преподобный Сергий Радонежский в жизни митрополита Московского Платона. // Колокол. Сергиев Посад, 1992. - № 40. - С. 6.
- «Государство и религиозные объединения: сотрудничество необходимо и возможно». // Колокол. Сергиев Посад, 1993. - № 11. - С. 6.
- «Закон о свободе вероисповеданий заметно улучшен, но неудовлетворенность им пока остается» // Свет Евангелия, 1997 20-26 апреля. - № 16. - с. 7.
- Свято место пусто не бывает. «Нетрадиционные» религии осваивают российский ареал // «Панорама», вестник Российского информационного агентства «Новости». - М., 1996. - № 17. - C. 17-26.
- Хитон, разорванный на части // НГ-религии. 13 февраля 2008. - № 1. - С. 7
- Черногорский раскол // НГ религии, 2009, № 16. - С. 5.
- От анафемы к диалогу // НГ религии, 2009, № 14. - С. 5.
- Страсбургский суд как межправославный арбитр. // НГ религии, 2009, № 4. - С. 4-12
- Православие в «ассортименте». Многообразие церковной альтернативы// НГ религии, 2010, № 6. - С. 6.
Источник
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|