Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание,
но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты;
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать?
Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий,
направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
Ускорение продвижения
Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст,
она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
Член Руководящего совета Международного общества сознания Кришны
1970 - 1987
Санньяси Международного общества сознания Кришны
1978 - 1987
Член правления «Бхактиведанта Бук Траст»
1970 - 1987
Образование:
Университет штата Нью-Йорк в Буффало
Имя при рождении:
Уильям Эрлихман
Оригинал имени при рождении:
William Ehrlichman
Рождение:
5 июля 1947(1947-07-05)(68 лет) Вашингтон, США
Супруга:
Инез Эрлихман (Кришна Бхамини Даси)
Бхагава́н Да́с(а) Госва́ми (Bhagavān Dāsa Gosvāmī IAST, англ. Bhagavan Das Goswami; имя при рождении - Уи́льям Э́рлихман, англ. William Ehrlichman; род. 5 июля 1947, Вашингтон, США) - американский кришнаитский гуру и проповедник; ученик Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896-1977), бывший духовный лидер Международного общества сознания Кришны (ИСККОН).
Бхагаван был одним из 12-ти членов изначального состава Руководящего совета ИСККОН (1970-1987), одним из первых 11-ти гуру ИСККОН (1977-1987) и одним из трёх первых членов правления издательства «Бхактиведанта Бук Траст». В 1970-е-1980-е годы Бхагаван руководил ИСККОН в Великобритании, Франции, странах Бенилюкса, Италии, Испании, Португалии, Израиле, ЮАР и на острове Маврикий.
Бхагаван получил известность как кришнаитский «король-солнце». Он организовывал пышные религиозные фестивали, покупал в Европе дворцы и замки, превращая их в кришнаитские храмы и ашрамы, и привлёк в ряды ИСККОН представителей интеллигенции, состоятельных людей и ряд знаменитостей.
Содержание
Биография
1947-1969 гг. Ранние годы. Встреча с Прабхупадой и обращение в гаудия-вайшнавизм
1969-1972 гг. Миссионерская деятельность в США
1970 г. Начало религиозной карьеры в ИСККОН: Руководящий совет и «Бхактиведанта Бук Траст»
1972-1975 гг. Миссионерская деятельность во Франции
1975-1977 гг. Основание и развитие общины Новый Маяпур
1977-1978 гг. Инициирующий гуру и «зональный ачарья». Принятие отречения
1979-1982 гг. Покупка отеля д’Арженсон и усадьбы Жан-Жака Руссо. Кризис в Париже
1974-1986 гг. Деятельность на посту лидера ИСККОН в Италии
1975-1986 гг. Миссионерская деятельность в странах Бенилюкса, Испании и Португалии
1982-1986 гг. Деятельность на посту лидера ИСККОН в Великобритании и ЮАР
1984-1986 гг. Проповедь британским знаменитостям и фильм «Увещеватели»
1985-1986 гг. Кризис во Франции
1986-1987 гг. Уход с руководящих постов в ИСККОН и последствия этого
Настоящее время
Примечания
Литература
Ссылки
Биография
1947-1969 гг. Ранние годы. Встреча с Прабхупадой и обращение в гаудия-вайшнавизм
Уильям Эрлихман родился 5 июля 1947 года в Вашингтоне, США. В 1969 году, в последний год учёбы на психологическом факультете Университета штата Нью-Йорк в Буффало, Уильям прочёл «Бхагавад-гиту как она есть» - индуистский священный текст в переводе с санскрита и с комментариями основателя Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) Бхактиведанты Свами Прабхупады. Заинтересовавшись гаудия-вайшнавизмом, Уильям начал регулярно заниматься медитацией, повторяя мантру «Харе Кришна». Он также начал посещать кришнаитский храм в Нью-Йорке, где встретился с Прабхупадой и принял участие в двух проповеднических программах кришнаитов в университетах, в ходе которых Прабхупада выступил с лекциями.
Во время учёбы в университете Уильям женился на своей сокурснице по имени Инез. 4 июня 1969 года, по приглашению Прабхупады, Уильям и Инез приехали в Нью-Вриндаван, где в тот же день прошли обряд посвящения в ученики и получили санскритские имена: Уильяму Прабхупада дал имя «Бхагаван Даса», а Инез - «Кришна Бхамини Даси». Во время церемонии инициации, Прабхупада прочитал лекцию, в которой сравнил материальный мир и материальное сознание с бушевавшим в те годы гонконгским гриппом. Прабхупада заявил, что для того, чтобы защититься от атак майи, необходимо принять вакцину воспевания мантры «Харе Кришна», дарованную миру основателем движения кришнаитов Чайтаньей (1486-1534).
1969-1972 гг. Миссионерская деятельность в США
Окончив университет со степенью бакалавра по психологии, Бхагаван отправился для продолжения учёбы в Университет Уэйна в Детройте. По прибытии в Детройт в июле 1969 года, Бхагаван и его жена Кришна Бхамини арендовали второй этаж двухэтажного особняка и превратили его в первый кришнаитский храм в городе. Для пропаганды нового кришнаитского центра, они развесили по городу большие плакаты, приглашавшие всех желающих на вечерние лекции по бхакти-йоге и на воскресный фестиваль с бесплатным вегетарианским ужином. На первый организованный Бхагаваном воскресный праздник пришло около 30 человек, а к сентябрю количество прихожан возросло до пятидесяти. Бхагаван напечатал и распространял на улицах Детройта визитки с адресом храма и надписью «Повторяй Харе Кришна», а для поддержания храма занимался продажей официального журнала ИСККОН Back to Godhead.
Вскоре после прибытия в Детройт, Бхагаван попросил Прабхупаду прислать на помощь ещё одну семейную пару. Идеальными для этой цели Прабхупаде показались Хамсадутта и его жена Химавати, уже имевшие значительный миссионерский опыт. Однако, так как они были заняты проповеднической деятельностью в Калифорнии, Прабхупада послал на помощь Бхагавану Джагадишу и его жену Лакшмимони. В сентябре они совместными усилиями организовали первые проповеднические программы в университетах. Тогда же, в одной из крупнейших детройтских газет была опубликована статья об ИСККОН, а ашрам пополнился первыми двумя новообращёнными кришнаитами.
Желая уделять больше времени проповеднической деятельности, Бхагаван оставил учёбу и отказался от карьеры врача-психиатра. В храм стало приходить много новых людей. Чтобы вместить всех желающих, Бхагаван арендовал также и первый этаж особняка. Раз в неделю он посылал Прабхупаде подробный отчёт о проделанной работе и согласовывал с ним принятие решений. В конце декабря 1969 года Бхагаван провёл несколько дней с Прабхупадой в Бостоне, преподнеся ему в дар издание «Бхагавата-пураны» на санскрите.
В январе 1970 года Бхагаван подключился к работе по публикации книг своего гуру, занявшись переписыванием и редактированием надиктованных Прабхупадой на магнитную ленту материалов. Тогда же Бхагаван отослал Джагадишу и его жену в Торонто, чтобы они помогли открыть там новый храм ИСККОН.
В январе 1970 года на кришнаитов в Детройте был подан судебный иск за нарушение общественного спокойствия. Суд, однако, решил дело в пользу кришнаитов, после чего в одной из детройтских газет вышла статья под заголовком «Религиозная группа выиграла дело в суде». Бхагаван послал Прабхупаде отчёт о случившемся и вырезку из газеты. Прабхупада нашёл дело смехотворным и распорядился опубликовать статью об этом инциденте в журнале Back to Godhead. В письме от 8 февраля 1970 года он писал Бхагавану:
Ну какие обвинения нам могут предъявить? «Воспевали святые имена Бога на благо всего человечества?» Если человек поёт имя Бога для всеобщего блага, то в чём же мудрый судья может признать его виновным?
В 1970 году количество прихожан и новообращённых кришнаитов в Детройте значительно выросло и Бхагаван нашёл для храма более крупное здание. К концу 1970 года разосланные Бхагаваном кришнаитские миссионеры открыли храмы ИСККОН в Чикаго и Кливленде. В первые месяцы после открытия кришнаитского центра в Кливленде по местному телевидению показали два репортажа о деятельности кришнаитов. Во время своего визита в Детройт в 1971 году, Прабхупада настолько был доволен миссионерскими успехами Бхагавана, что даже назвал его «одним из своих лучших учеников».
В декабре 1971 года Бхагаван, Сатсварупа, Йогешвара, Джаядвайта и ряд других кришнаитов приняли участие в The David Susskind Show - популярном ток-шоу Дэвида Сасскинда на телеканале NBC. В ходе передачи Бхагаван заявил, что человек, практикующий духовную жизнь, должен осознавать, что всё принадлежит Богу. Когда Сасскинд поинтересовался, распространяется ли этот принцип также на жён и детей, Бхагаван ответил утвердительно, объяснив, что не только члены семьи телеведущего, но и он сам принадлежит Кришне. Всё принадлежит Богу и никто, Сасскинд в том числе, не способен доказать своё право на собственность. Когда речь зашла о вегетарианстве, Бхагаван спросил у Сасскинда, что бы тот выбрал себе на обед, если бы перед ним оказалась тарелка с вегетарианской едой и живая корова. «Я выбрал бы корову», - ответил телеведущий.
1970 г. Начало религиозной карьеры в ИСККОН: Руководящий совет и «Бхактиведанта Бук Траст»
Летом 1970 года Прабхупада лично позвонил Бхагавану и пригласил его в Сан-Франциско для обсуждения формирования Руководящего совета ИСККОН, которому Прабхупада хотел передать управленческие функции. В результате, 28 июля 1970 года Бхагаван Даса был назначен Прабхупадой одним из 12 изначальных членов Руководящего совета. На следующий день, 29 июля 1970 года, Прабхупада подписал документ, в котором говорилось об основании «Бхактиведанта Бук Траст» и назначении Бхагавана и других двух старших кришнаитов (Карандхары и Рупануги) членами правления нового издательства.
1972-1975 гг. Миссионерская деятельность во Франции
Летом 1972 года Прабхупада назначил Бхагавана лидером ИСККОН во Франции, поручив ему, в частности, взять на себя ответственность за публикацию вайшнавской религиозной литературы на европейских языках. По прибытии во Францию, Бхагаван первым делом напечатал (тиражом в 20 000 экземпляров) брошюру на французском языке, озаглавленную «О воспевании Харе Кришна». Вместе с другими кришнаитами, он устраивал киртаны и распространял на улицах Парижа эту единственную кришнаитскую публикацию на французском языке. Бхагаван также установил в парижском храме статуи божеств Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, которые, по его просьбе, были вырезаны из дерева одним из кришнаитов.
Летом 1973 года Бхагаван приобрёл новое помещение для парижского храма - трёхэтажное здание на Rue Le Sueur 4, неподалёку от Эйфелевой башни. В том же году в Париж приехал Прабхупада и, по просьбе Бхагавана, установил для поклонения в храме божества Радхи-Кришны, дав им имя «Шри Шри Радха-Парижишвара». Новый храм пользовался успехом: на воскресные богослужения приходило более 150 прихожан, а число живших в ашраме кришнаитов перевалило за сотню.
Бхагаван также начал широкомасштабную публикацию вайшнавской религиозной литературы. Он собрал группу переводчиков, которая занялась переводом на французский язык книг Прабхупады и священных вайшнавских текстов с его комментариями. Первой была опубликована маленькая книжка «Лёгкое путешествие на другие планеты», за которой последовали «Entretien a Moscou», «Conscience et Revolution», и, наконец, в 1975 году - «Бхагавад-гита как она есть». Затем были выпущены многотомные переводы «Бхагавата-пураны», «Чайтанья-чаритамриты» и других книг. Одновременно с этим была налажена регулярная публикация на французском языке официального журнала ИСККОН Back to Godhead. К 1974 году по Франции постоянно разъезжало три группы кришнаитских проповедников, раздававших в обмен на денежные пожертвования в среднем по 1000 книг в день.
В 1974 году широкое освящение в СМИ получило обращение в кришнаизм датской фотомодели Анны Шауфус, которая настолько вдохновилась общением с парижскими кришнаитами, и в частности, проповедью Бхагавана, что на пике своей карьеры оставила свою гламурную жизнь ради простой и аскетичной духовной практики в кришнаитских ашрамах во Франции. В ведущих европейских и американских изданиях вышли статьи, рассказывавшие об обращении Шауфус в кришнаизм. Эти публикации, как правило, сопровождались фотографиями фотомодели «до» и «после» обращения.
Бхагаван не преминул использовать обращение Шауфус для проповеди «сознания Кришны». Он напечатал памфлет под названием «Кто они?», который вышел огромными тиражами на французском и итальянском языках. На обложке были изображены Анна, одетая в сари и с тилакой на лбу, в компании молодого единоверца, также одетого в традиционные индийские одежды. Позднее в США вышло англоязычное издание памфлета, сотни тысяч экземпляров которого американские кришнаиты раздали в аэропортах, торговых центрах и на улицах городов.
1975-1977 гг. Основание и развитие общины Новый Маяпур
Основная статья: Новый Маяпур
Замок Новый Маяпур
В 1975 году, по инициативе Бхагавана, ИСККОН купил замок в центральной Франции (в коммуне Валансе) с прилегавшими к нему 87 гектарами земельных угодий. Замок был переименован в «Новый Маяпур» и преобразован в сельский ашрам. В том же году Прабхупада лично установил там для поклонения божества Кришны и Баларамы. Новый Маяпур стал штаб-квартирой французского филиала издательства «Бхактиведанта Бук Траст» и крупнейшим центром ИСККОН во Франции, в котором в конце 1970-х - начале 1980-х годов проживало более 150 кришнаитов.
1977-1978 гг. Инициирующий гуру и «зональный ачарья». Принятие отречения
В июле 1977 года, за несколько месяцев до своей смерти, Прабхупада поручил Бхагавану и ещё десяти старшим ученикам давать духовные посвящения новым ученикам от своего имени. После смерти Прабхупады 14 ноября 1977 года, Бхагаван и его десять духовных братьев стали инициирующими гуру ИСККОН. Прабхупада не оставил ясных инструкций о том, какую роль должны были играть гуру в ИСККОН. По этой причине, в первые годы после его смерти в ИСККОН господствовало мнение, что Прабхупада избрал 11 своих самых старших и квалифицированных учеников, чтобы те совместно унаследовали его позицию ачарьи. Каждый из 11 гуру одновременно являлся членом Руководящего совета ИСККОН и получил под управление определённую географическую зону, из-за чего эти 11 гуру получили известность как «зональные ачарьи». Внутри своей зоны, зональные ачарьи занимали практически равный Прабхупаде статус. В зону Бхагавана вошли Франция, страны Бенилюкса, Италия, Испания, Португалия и Греция. В 1982 году к его зоне были добавлены Великобритания, ЮАР, Кения и Маврикий. Они достались ему в наследство от Джаятиртхи Свами (другого из 11 гуру), изгнанного из ИСККОН за употребление ЛСД и другие отклонения от духовных принципов.
В 1977 году Прабхупада также назначил Бхагавана лидером ИСККОН в Израиле. Посланная Бхагаваном группа кришнаитских миссионеров основала там храм и начала перевод, публикацию и распространение вайшнавской литературы на иврите.
В августе 1978 года во Вриндаване Бхагаван Даса принял посвящение в санньясу (уклад жизни в отречении в индуизме) от Тамалы Кришны Госвами, получив при этом титул «госвами». Свою жену и троих детей Бхагаван отправил в Даллас, поручив их заботам Тамалы Кришны.
1979-1982 гг. Покупка отеля д’Арженсон и усадьбы Жан-Жака Руссо. Кризис в Париже
См. также: Эрменонвиль (усадьба)
Усадьба Эрменонвиль
В 1979 году Бхагаван принял решение о продаже купленного им в 1973 году парижского храма на Rue Le Sueur. Некоторые из его духовных братьев пытались отговорить его от этого шага, но безуспешно. Взамен, Бхагаван купил более дорогое и престижное здание «Отель д’Арженсон» - исторический памятник начала XVII века в центре Парижа, расположенный в самом сердце квартала Маре. В здании был открыт вегетарианский ресторан и ведический культурный центр, в котором Бхагаван проповедовал сотням приходивших туда гостей.
Превращение исторического памятника французской столицы в кришаитский храм вызвало плохую прессу и протесты соседей, жаловавшихся на шум от кришнаитских богослужений и требовавших изгнания «нежелательных обитателей» из здания. Дело дошло до того, что в 1980 году на повестке дня в Национальном собрании Франции встал вопрос о «проблемах, возникших в результате завладения сектой кришнаитов отелем д’Арженсон». Вопрос был внесён на обсуждение социалистом Аленом Вивьеном, впоследствии ставшим одним из лидеров французского антикультового движения. В результате, власти наложили запрет на публичный доступ и проведение публичных собраний в здании. За причинение неудобств соседям, ИСККОН был оштрафован на сумму, в то время эквивалентную 25 000 долларов США.
В 1981 году Бхагаван купил усадьбу Эрменонвиль в сорока километрах к северу от Парижа и превратил её в штаб-квартиру французского ИСККОН. Здесь нашли прибежище кришнаиты из парижского храма, в котором в 1982 году власти запретили все виды совместной культовой деятельности. Эрменонвиль в XVIII веке служил домом для Жан-Жака Руссо. В 1778 году Руссо провёл здесь последние полтора месяца своей жизни и умер во время одной из прогулок по парку. На территории усадьбы располагается искусственное озеро с островом, на котором был погребён Руссо (в 1794 году его пепел был перезахоронен в парижском Пантеоне).
В 1982 году ИСККОН впервые получил от властей Парижа разрешение на проведение Ратха-ятры - праздника, который с тех пор кришнаиты устраивают во французской столице ежегодно.
1974-1986 гг. Деятельность на посту лидера ИСККОН в Италии
См. также: Вилла-Вриндавана
В 1974 году посланная Бхагаваном в Италию группа кришнаитов открыла храм ИСККОН в Риме, регулярно устраивала уличные киртаны и наладила публикацию на итальянском языке сначала журнала Back to Godhead, а затем и книг Прабхупады. Вскоре был открыт второй итальянский храм ИСККОН, в городе Милане. В 1977 году Бхагаван встретился с папой Павлом VI и преподнёс ему в дар издание «Бхагавад-гиты как она есть» на итальянском языке. К началу 1980-х годов, учениками Бхагавана стали многие представители итальянской интеллигенции: музыканты, артисты и философы.
В 1980 году по инициативе Бхагавана ИСККОН приобрёл историческую виллу XVI века в окрестностях Флоренции, которая была одним из крупных культурных центров эпохи Возрождения. Вилла в своё время принадлежала политическому и социальному реформатору Никколо Макиавелли, который в последние годы своей жизни занимался здесь написанием своего прославленного трактата «Государь». Кришнаиты дали вилле новое название «Вилла-Вриндавана» (в честь Вриндаванa - места, где по преданию провёл своё детство Кришна) и преобразовали её в сельский ашрам. В одном из крыльев здания была открыта кришнаитская радиостанция Radio Krishna Centrale, вещавшая на всю Италию.
В 1981 году в Виареджо была проведена первая в зоне Бхагавана Ратха-ятра, а летом 1983 года Бхагаван организовал в Италии один из крупнейших фестивалей в истории ИСККОН в Европе. На праздник, продолжавшийся восемь дней, собралось более 1000 кришнаитов. В Вилла-Вриндаване прошли пышные торжества по случаю дня рождения Бхагавана. Состоялась торжественная церемония установки статуй божеств Радхи-Кришны, которые получили имя «Шри Шри Радха-Враджасундара». В эти дни Бхагаван также провёл ведическую свадьбу и дал духовное посвящение 150-ти новым ученикам.
Частью фестиваля была третья по счёту Ратха-ятра в Виареджо. Торжественная процессия из трёх огромных колесниц с божествами Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры прошла по приморскому бульвару города. Посмотреть на необычное зрелище собралось около 100 000 человек. В этот день, кришнаиты бесплатно раздали около 10 000 порций освящённой вегетарианской пищи (прасада) и распространили в обмен на денежные пожертвования около 200 000 кришнаитских книг и журналов. Ратха-ятра получила широкое освещение в местных и национальных СМИ: газетах, журналах, на радио и телевидении.
В ходе интервью итальянскому национальному радио, Бхагаван указал на тот факт, что правительство в Италии со времени окончания Второй мировой войны сменилось более 40 раз и предложил, чтобы итальянцы передали власть в руки кришнаитов. Бхагаван, в частности, сказал: «Вы уже ставили у власти всех других. Почему-бы вам не предоставить возможность этому движению сознания Бога? Даже если вы дадите нам всего одну неделю, вы увидите разницу».
Другим достижением Бхагавана в 1980-е годы стала запись музыкального альбома Timeless Sounds с участием Миланского симфонического оркестра. На альбоме Бхагаван спел ряд санскритских мантр и вайшнавских бенгальских бхаджанов.
1975-1986 гг. Миссионерская деятельность в странах Бенилюкса, Испании и Португалии
См. также: Радхадеш, Нуэва-Враджамандала и Международное общество сознания Кришны в Португалии
В 1975 году Бхагаван был назначен Прабхупадой лидером ИСККОН в странах Бенилюкса и начал перевод, публикацию и распространение вайшнавской литературы на голландском языке. В 1978 году был основан первый храм ИСККОН в Бельгии, в городе Антверпене. В 1977 году ИСККОН был официально зарегистрирован в этой стране. В 1979 году, по инициативе Бхагавана, ИСККОН купил Шато де Петит-сомм в Арденских горах. Кришнаиты переименовали шато в «Радхадеш», создали на его базе сельский ашрам и превратили его в штаб-квартиру ИСККОН в странах Бенилюкса.
В 1976 году Бхагаван послал проповедников в Испанию, которые в том же году открыли храм в Барселоне, ставший первым кришнаитским храмом на испанской территории. В 1979 году посланные Бхагаваном миссионеры открыли проповеднические центры ИСККОН в Мадриде и Афинах. В том же году, испанские кришнаиты купили усадьбу в 100 км к северу от Мадрида, ранее принадлежавшую личному медику диктатора Франсиско Франко. Вместе с усадьбой ИСККОН приобрёл участок земли площадью в 306 гектаров. Усадьба называлась Финка де Санта Клара, но была переименована кришнаитами в «Нуэва-Враджамандала» и преобразована в сельский ашрам и храм. В 1982 году в Нуэва-Враджамандале были установлены для поклонения статуи божеств Радхи-Кришны.
В 1981 году был открыт первый кришнаитский храм в Португалии. К середине 1980-х годов в европейской зоне Бхагавана было открыто несколько новых проповеднических центров. Быстрыми темпами продолжалась публикация и распространение вайшнавской литературы. Новые книги Прабхупады были переведены и опубликованы на французском, итальянском, испанском и голландском языках.
1982-1986 гг. Деятельность на посту лидера ИСККОН в Великобритании и ЮАР
См. также: Крум-корт и Храм Радхи-Радханатхи в Дурбане
В 1982 году, один из 11 гуру, Джаятиртха Свами, был смещён с руководящих постов в ИСККОН. Бхагаван Госвами занял его место, в добавок к южной Европе получив «в наследство» зону Джаятиртхи: Великобританию, ЮАР, Кению и Маврикий. С приходом Бхагавана, в британском ИСККОН на несколько лет наступил период стабильности и доверия. За короткое время, Бхагаван смог оживить энтузиазм британских кришнаитов и в целом улучшить организационную структуру ИСККОН в своей значительно расширившейся зоне. Знавшие его британские кришнаиты характеризовали Бхагавана как «феноменального лидера», способного вдохновлять и «превосходить самые лучшие ожидания».
Многие из учеников Джаятиртхи последовали за своим гуру, что вызвало недостаток персонала для поддержания храмов ИСККОН в Великобритании и финансовые трудности. В частности, не хватало средств на выплату кредита за купленный Джаятиртхой в 1979 году Чайтанья-колледж, который в то время был штаб-квартирой британского ИСККОН. Чтобы спасти ситуацию, Бхагаван организовал годовой «марафон санкиртаны» для сбора денежных средств в поддержку проектов ИСККОН в Великобритании. Бхагаван также перенёс различные департаменты из Чайтанья-колледжа в другие кришнаитские центры. Согласно одному из мнений, Бхагаван децентрализовал Чайтанья-колледж из-за того, что многие из живших там кришнаитов полностью не принимали его как своего лидера.
Одним из основных источников дохода и видов санкиртаны для британских кришнаитов в то время была продажа картин. Из-за растущей конкуренции торговля через какое-то время значительно спала. К тому же, с целью произвести благоприятное впечатление на клиентов, кришнаиты обзавелись дорогими машинами, на поддержание которых требовалось много средств. Тогда у кого-то возникла идея вместо картин продавать ковры. Торговля не пошла и кришнаиты потеряли на этом много денег. Поддержание Чайтанья-колледжа оказалось слишком накладным для ИСККОН и в июне 1984 года Бхагаван с сожалением был вынужден продать усадьбу. После этого, многие из живших в Чайтанья-колледже кришнаитов перебрались в Бхактиведанта-мэнор, который снова стал штаб-квартирой ИСККОН в Великобритании.
В ЮАР дела Бхагавана шли более успешно. При большой поддержке местной общины индусов в 1985 году в Дурбане ИСККОН завершил строительство самого крупного индуистского храма в Южном полушарии - храма Радхи-Радханатхи. В торжественной церемонии инаугурации вместе с Бхагаваном приняли участие другие лидеры ИСККОН (Бхакти Тиртха Свами и Гирираджа Свами), известный южноафриканский политический деятель Мангосуту Бутелези и ректор Дурбанского университета С. П. Оливье.
1984-1986 гг. Проповедь британским знаменитостям и фильм «Увещеватели»
Внешние видеофайлы
Документальный фильм «Увещеватели»
В 1984 году гаудия-вайшнавизм начали практиковать актриса Хэйли Миллс и певица Энни Леннокс. Тогда же в Кришну уверовал певец Бой Джордж. Когда в 1984 году Леннокс впервые вышла замуж, её избранником оказался немецкий кришнаит по имени Радха Раман. Роман поп-дивы с последователем Кришны вызвал повышенный интерес СМИ. Леннокс рассказывала в интервью, что посещала кришнаитский ашрам Бхактиведанта-мэнор и следовала духовным принципам кришнаитов: повторяла мантру «Харе Кришна» на чётках и придерживалась вегетарианской диеты. Миллс, в свою очередь, написала предисловие к кришнаитской кухонной книге, разошедшейся миллионными тиражами. Участницы X-Ray Spex Поли Стайрин и Лора Лоджик пошли гораздо дальше: они получили у Бхагавана духовное посвящение и санскритские имена, и прожили несколько лет как монахини в Бхактиведанта-мэноре.
В декабре 1985 года на телеканале «Би-би-си» был показан документальный фильм «Увещеватели» (The Persuaders), в котором рассказывалось о том, как Бхагаван проповедовал британским знаменитостям и использовал их интерес к гаудия-вайшнавизму в целях пропаганды ИСККОН. Фильм был снят английской фотомоделью Анной Рафаэль, ученицей Бхагавана, известной среди кришнаитов под своим санскритским духовным именем «Ритасья». Главной героиней фильма выступила подруга Ритасьи, певица и актриса Хэйзел О’Коннор, незадолго до того принявшая кришнаитскую веру.
Изначально, идеей Бхагавана было снять фильм, в котором бы рассказывалась история обращения в гаудия-вайшнавизм Хэйзел О’Коннор. Бхагаван сам оплатил расходы по созданию фильма, но не всё пошло по его плану. Ритасья и О’Коннор поссорились со своим гуру и удалились восвояси со снятым материалом. Ритасья завершила работу над фильмом в Национальной школе кино и телевидения, соединив в нём вместе «свою жажду духовности с практикой омывания стоп гуру и институциональным шовинизмом». Фильм получил положительные отзывы критиков из The Times и The Daily Review. Боб Данбар написал в своей рецензии:
Напряжённая искренность кришнаитов вкупе с самодовольным фашизмом их лидера были уморительно ужасающи. Неумолимое настаивание на божественной необходимости полного смирения, требуемое иерархией, в которой отсутствует это качество, привело к появлению неосознанной и почти невероятной самосатиры.
1985-1986 гг. Кризис во Франции
К 1984 году покупка Бхагаваном дорогой недвижимости начала привлекать внимание французских властей, взявшихся за расследование коммерческой деятельности ИСККОН. Полиция конфисковала финансовые записи французского ИСККОН и запретила всю «санкиртану», которая в последние годы лидерства Бхагавана из миссионерской деятельности по распространению «Бхагавад-гиты как она есть» и другой вайшнавской литературы превратилась в коммерческую деятельность по продаже аудиокассет, грампластинок, персидских ковров и предметов индийского искусства.
Ещё до начала проблем с законом, французские кришнаиты-диссиденты неоднократно сообщали Руководящему совету ИСККОН об ошибках Бхагавана. Одним из недовольных был бывший сотрудник отдела по связям с общественностью ИСККОН во Франции. В своём письме Руководящему совету он высказал мнение, что купленная Бхагаваном роскошная недвижимость символизировала буржуазные злоупотребления, с которыми так рьяно боролась Французская революция. Руководящий совет не принял эти жалобы ко вниманию и не предпринял никаких мер для корректировки действий Бхагавана.
В этот период в ИСККОН начало усиливаться движение за реформирование института гуру, начатое президентом храма ИСККОН в Филадельфии Равиндрой Сварупой. Однако, для тех кто не поддерживал реформы, успех ИСККОН продолжал измеряться материальными мерками. Бхагаван активно состязался со своим духовным братом Рамешварой Свами, возглавлявшим ИСККОН и издательство «Бхактиведанта Бук Траст» в США. Рамешвара и Бхагаван постоянно сравнивали тиражи напечатанных книг и результаты их продаж в своих «зонах», а также соревновались в приобретении большего количества известных учеников и последователей. Это было дружеское «духовное» соревнование, в котором Бхагаван явно лидировал вплоть до начала скандала с французскими властями, после которого он стал предметом насемешек со стороны своих критиков в ИСККОН.
Однажды астролог сказал Бхагавану, что у него был гороскоп монарха, из-за чего Бхагаван получил среди кришнаитов прозвище «король-солнце». Нори Мустер (работавшая в то время в американском отделе ИСККОН по связам с общественностью) в своей книге «Предательство духа» вспоминает, как на встрече редакторов официальной кришнаитской газеты ISKCON World Review
Мы осознали, что не можем опубликовать статью под заголовком вроде «Царство короля-солнца лежит в руинах»; нашей задачей было сделать так, чтобы проблемы ушли прочь. По вдохновенному настоянию Мукунды, мы напечатали статью о фестивале в зоне Бхагавана. Вместо того, чтобы упомянуть об опустошительных проблемах с законом во Франции, мы опубликовали фото, на котором был запечатлён кришнаит, танцующий рука об руку с одетым в рясу итальянским монахом... В нашей газете, Рамешвара и Бхагаван всё ещё были королями ИСККОН.
Власти Франции наложили на ИСККОН несколько штрафов, общая сумма которых к 1986 году достигла 6,5 млн долларов (13 млн в современных долларах). Среди французских кришнаитов росло недовольство своим лидером. Всё больше и больше европейских кришнаитов стали выступать в поддержку начатого в США движения за реформы института гуру. 56 французских кришнаитов-диссидентов подписались под письмом Руководящему совету, в котором подвергалась резкой критике администрация Бхагавана. Однако, сторонников Бхагавана, которых не интересовала политика, было гораздо больше. Поддерживали Бхагавана также и президенты большинства храмов в его «зоне». В ноябре 1985 года и в январе 1986 года состоялось два съезда европейских лидеров ИСККОН, которые поддержали Бхагавана и направили Руководящему совету резолюцию, в которой говорилось о необходимости остановить реформы института гуру в ИСККОН.
1986-1987 гг. Уход с руководящих постов в ИСККОН и последствия этого
В сентябре 1986 года обнаружилось, что Бхагаван имел сексуальные отношения с женщиной и тем самым нарушил обет безбрачия, данный при принятии санньясы в 1978 году. 24 сентября, прихватив с собой 30 000 долларов, Бхагаван уехал в Колорадо. В Америке он не воссоединился со своей семьёй (тремя детьми и женой Кришной Бхамини), а женился на своей духовной сестре - ученице Прабхупады, имевшей детей от первого брака.
Из Америки Бхагаван отправил руководству ИСККОН факс на пяти страницах, в котором объяснил свою ситуацию и объявил о том, что не собирается возвращаться. В частности, Бхагаван писал:
Я буду поддерживать связь с вами, возможно через Тамала Кришну Махараджа, но я прошу вас дать мне времени для себя. Так что, пожалуйста, не спешите ко мне с идеями о новом экстренном собрании. <...> Спасибо за всю вашу беспричинную заботу. <…> Возможно, что когда-нибудь я смогу стать таким, каким вы хотите меня видеть.
В марте 1987 года, на съезде в мировой штаб-квартире ИСККОН в Маяпуре, Руководящий совет удовлетворил просьбу Бхагавана об отставке со всех руководящих постов. За месяц до того Генри Тинк писал о Бхагаване в газете Le Monde: «Он любил за́мки, позолоту, мебель эпохи Людовика XIV, дорогие часы, пышные фестивали, роскошные апартаменты и номера фешенебельных отелей». Однако, французский ИСККОН остался после его ухода «трескающимся по всем швам, перегруженным судебными исками, с неуплаченными налогами и счетами, сумма которых приближается к бесконечности…Маркетинг и духовный гламур: его американский стиль вошёл в конфликт с простыми жизненными принципами великого учителя Прабхупады». В июне 1988 года уход Бхагавана также прокомментировала крупнейшая испанская газета El País:
За этим инцидентом кроется гораздо более глубокая и серьёзная проблема, связанная с ролью, которую до недавнего времени играли гуру. Кришнаиты сейчас переживают новый этап, на котором претендуют избавиться от „культа личности“ и дать своим общинам более широкую автономию.
В 2001 году Мэлори Най писал, что после ухода Бхагавана многие из кришнаитов, получившие у него духовное посвящение, расценили этот шаг как предательство со стороны своего духовного учителя. Значительное число учеников Бхагавана оставило ряды ИСККОН, предпочтя такой исход нелёгкому выбору: продолжать в сложившихся обстоятельствах или выбрать нового духовного учителя, которому можно было бы довериться.
В 2006 году Кеннет Валпи отмечал, что уход Бхагавана был вторым сокрушающим ударом по британскому ИСККОН после ухода в 1982 году гуру Джаятиртхи. По его мнению, больше всего уход Бхагавана затронул бывших учеников Джаятиртхи, принявших Бхагавана в качестве нового гуру. Тем временем, множество других учеников Прабхупады, разочарованных и разозлённых неподобающим поведением своих духовных братьев в руководстве ИСККОН, начали дистанцироваться от организации. Валпи пишет, что «это было болезненное начало длительного, многоуровнего процесса реформ в ИСККОН, с которым оказались тесно связаны вопросы доверия, идентичности, чистоты, аутентичности и духовной квалификации».
Настоящее время
По даным на начало 2000-х годов Бхагаван жил со своей женой в северной Калифорнии, активно участвуя в дискуссиях об ИСККОН в интернете.
Примечания
↑Авторы книги «Обезьяна на палке» Джон Хьюбнер и Линдсей Грусон описывают Бхагавана как «высокого и необыкновенно привлекательного бывшего студента медицинского факультета Университета Буффало», который «получил дурную славу кришнаитского короля-солнца». Они также утверждают, что «он ел только из золотой посуды и пил из золотых кубков. Даже краны в его частной уборной были позолоченными … по Европе его возил личный шофёр в мерседесе последней модели».Hubner & Gruson 1990, С. 381
↑Во время визита Прабхупады в Детройт в 1971 году, он оказался очень доволен достигнутым прогрессом и количеством новообращённых: «Только посмотрите, как формируется их характер, как они постепенно очищаются, как начинают сиять их лица. … Таким образом, мы просим вас приходить сюда и в полной мере воспользоваться этим центром. Им руководит один из моих лучших учеников, Бхагаван Дас. Он и другие помогут вам…. Я приехал сюда впервые, но до меня всё здесь организовал Бхагаван Дас. И в чём же его заслуга? Он представил вам всё в точности так, как я сказал ему. Вот и всё. И это чудесно. … Ничего не выдумывайте - это называется системой парампары».
↑В 1979 году, в интервью индийскому еженедельнику The Illustrated Weekly of India, Анна рассказала, как после первого посещения храма кришнаитов она почувствовала себя настолько счастливой, что по пути домой танцевала вдоль Avenue Foch.
↑Например, в Paris Match вышла статья под заголовком «Я всё оставила ради Кришны». На обложке журнала изображена Анна в сари, с гаудия-вайшнавской тилакой на лбу, с покрытой платком головой и с маленьким ребёнком на руках, чей лоб также украшает тилака. На стене позади Анны висит фотография из её «прошлой жизни», на которой она изображена в гламурном платье.
↑ 12Nieto, 1991, p. 224
↑Dart, 1986, p. B 1-2
↑Sooklal, 1986, p. 66
↑Hubner & Gruson, 1990, pp. 226-227
↑Hubner & Gruson, 1990, p. 229
↑ 12Muster, 2001, p. 109
↑ 123Hayagriva Dasa, 1985, p. 330
↑ 123Letter to Bhagavan Das and Krishna Bhamini Dasi, Los Angeles 9 August, 1969 // A. C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada Letters From Srila Prabhupada. - Mexico: Bhaktivedanta Book Trust, 1987. - Т. 2. - С. 987-988.
↑Letter to Bhagavan Das, London 22nd September, 1969 // A. C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada Letters From Srila Prabhupada. - Mexico: Bhaktivedanta Book Trust, 1987. - Т. 2. - С. 1031-1032.
↑ 12Letter to Bhagavan Das and Krishna Bhamini Dasi, Los Angeles 13th July, 1969 // A. C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada Letters From Srila Prabhupada. - Mexico: Bhaktivedanta Book Trust, 1987. - Т. 2. - С. 946.
↑ 123Letter to Jagadisha, Hamburg 7th September, 1969 // A. C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada Letters From Srila Prabhupada. - Mexico: Bhaktivedanta Book Trust, 1987. - Т. 2. - С. 1018.
↑ 12Letter to Bhagavan Das, Los Angeles 2nd January, 1970 // A. C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada Letters From Srila Prabhupada. - Mexico: Bhaktivedanta Book Trust, 1987. - Т. 2. - С. 1131.
↑ 123Letter to Bhagavan Das, Los Angeles 8th February, 1970 // A. C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada Letters From Srila Prabhupada. - Mexico: Bhaktivedanta Book Trust, 1987. - Т. 2. - С. 1192-1193.
↑Letter to Bhagavan Das, Bombay 21st January, 1971 // A. C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada Letters From Srila Prabhupada. - Mexico: Bhaktivedanta Book Trust, 1987. - Т. 3. - С. 1563-1564.
↑ 123Susskind, 1971
↑Letter, Los Angeles 29th July, 1970 // A. C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada Letters From Srila Prabhupada. - Mexico: Bhaktivedanta Book Trust, 1987. - Т. 3. - С. 1436.
↑ 12345Muster, 2001, pp. 96-97
↑ 123456Tincq 1987
↑ 1234567Cole 2007, С. 36
↑Carey 1987, С. 88
↑ 123456789Muster 2001, С. 118
↑ 12Hôtel d’Argenson (фр.) // Sites et monuments. - Société pour la protection des paysages et de l'esthétique générale de la France, 1980. - Т. 89-96. - С. 148.
↑ 12Assemblée nationale Bulletin de l'Assemblée nationale (фр.). - Secrétariat général de l'Assemblée nationale, 1980. - Т. 74-85. - С. 92.
↑ 1234Muster 2001, С. 80
↑ 1234567891011Back to Godhead 1983, С. 19
↑ 123Leman & Roos 2007
↑ 12345Muster 2001, С. 83
↑ 12Nye 2001, С. 16
↑Carey 1987, pp. 88-89
↑Carey 1987, С. 89
↑ 12345Cole 2007, С. 41
↑ 1234567Cole 2007, С. 42
↑Knott 1986, С. 96
↑ 12Sutherland & Ellis 2002, pp. 209–217
↑ 12345678910Muster 2001, С. 126
↑ 123456789101112Muster 2001, С. 119
↑Vericy 1987
↑Muster 2001, С. 120
↑ 1234567Muster 2001, С. 122
↑Tucker 2004, С. 280
↑ 123456Valpey 2006, С. 133
↑ 12Muster 2001, С. 149
↑ 12Muster 2001, С. 150
↑Governing Body Commission of ISKCON. Governing Body Commission Resolutions 1987 (англ.). Dandavats.com (March, 1987). Проверено 2 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 2 мая 2012.
↑Menos de 100 adeptos (исп.). El País (13 de junio de 1988). Проверено 6 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
↑Muster 2001, С. 207
Литература
Araújo, Daniela. Cultura culinária em contexto religioso: Prasada dos olhos de Krishna no Templo de Lisboa. - Lisboa: Instituto Superior de Ciências Sociais e Políticas, 2006. - 449 p. - 1000 экз. - ISBN 972-8726-70-8.
Back to Godhead (1983), "«Every Town and Village: Eight-Day Superfestival Held in Italy»", Back to Godhead Т. 18 (11): 19, ISSN 0005-3643, <http://btg.iskcondesiretree.info/pdf_format/English/1983/193_-_BTG_Year-1983_Volume-18_Number-11.pdf>
Carey, Séan (1987), "The Indianization of the Hare Krishna movement in Britain", in Richard Burghart, «Hinduism in Great Britain: The Perpetuation of Religion in an Alien Cultural Milieu», London: Routledge, сс. 81-99, ISBN 0422609102, <http://books.google.com/books?id=nUsOAAAAQAAJ&pg=PA88>
Cole, Richard J. (2007), "Forty Years of Chanting: A Study of the Hare Krishna Movement from its Foundation to the Present Day", in Graham Dwyer, Richard J. Cole, «The Hare Krishna Movement: Forty Years of Chant and Change», London: I.B. Tauris, сс. 26-53, ISBN 1845114078, <http://books.google.com/books?id=l4cE-nzXLx8C&pg=PA26>
Dart, John (October 5, 1986), "«Shake-Up Involves L.A. Leader: 2 Krishna Gurus Granted Leaves Amid Controversy»", Los Angeles Times: B 1-2, <http://pqasb.pqarchiver.com/latimes/access/1091708672.html?dids=1091708672:1091708672&FMT=ABS&FMTS=ABS:AI&type=historic&date=Oct+05%2C+1986&author=&pub=Los+Angeles+Times&desc=Shake-Up+Involves+L.A.+Leader&pqatl=google>
Dharmadhyaksa Dasa (1977), "«A Farm in France»", Back to Godhead Т. 12 (1): 16-23, ISSN 0005-3643, <http://btg.iskcondesiretree.info/pdf_format/English/1977/120_-_BTG_Year-1977_Volume-12_Number-01.pdf>
Hayagriva Dasa (1985), «The Hare Krishna Explosion: The Birth of Krishna Consciousness in America, 1966-1969», Palace Press, <http://books.google.com/books?id=fJnfAAAAMAAJ>
Hayagriva Dasa. The Hare Krishna Explosion: The Birth of Krishna Consciousness in America, 1966-1969. - Palace Press, 1985.
Hubner, John & Lindsey Gruson. Monkey on a Stick: Murder, Madness and the Hare Krishnas. - New York: Penguin Books, 1990. - ISBN 0451401875.
Klein, Gilbert (2005), «Les sectes et l'ordre public», Besançon: Presses Univ. Franche-Comté, ISBN 2848671092, <http://books.google.com/books?id=r6NsQSV0fEkC&pg=PA169>
Knott, Kim (1986), «My Sweet Lord: The Hare Krishna Movement», Wellingborough, UK: Aquarian Press, ISBN 0850304326, <http://books.google.com/books?id=23_XAAAAMAAJ>
Leman, Johan & Roos, Hannelore (2007), "«The Process of Growth in Krishna Consciousness and Sacredness in Belgium»", Journal of Contemporary Religion Т. 22 (3): 327–340, <http://dx.doi.org/10.1080/13537900701637486>
Mat-Hasquin, Michèle (1983), «Les sectes contemporaines» (2 ed.), Bruxelles: Éditions de l'Université de Bruxelles, ISBN 2800408065, <http://books.google.com/books?id=Y_woAAAAYAAJ>
Muster, Nori J. Betrayal of the Spirit: My Life Behind the Headlines of the Hare Krishna Movement. - 2nd ed. - Urbana, IL: University of Illinois Press, 2001. - xx, 216 p. - ISBN 978-0-252-06566-8.
Nieto, Francisco S. Sectas y otras doctrinas en la actualidad. - Santa Fé de Bogotá: CELAM, 1991. - ISBN 9586252108.
Nye, Malory. Multiculturalism and Minority Religions in Britain: Krishna Consciousness, Religious Freedom and the Politics of Location. - Richmond, Surrey: Curzon Press, 2001. - xii, 331 p. - (Curzon studies in new religious movements). - ISBN 0700713921.
Riddha Dāsa (1997), «Destination South Africa: The Birth of the Hare Krishna Movement in South Africa, 1972-1975», Johannesburg: Visnu Garuda Books, ISBN 1901593002, <http://books.google.com/books?id=v7FuAAAAMAAJ>
Satsvarūpa Dāsa Gosvāmī (1982), «Śrīla Prabhupāda-līlāmṛta. Vol. 4, In Every Town and Village: Around the World 1968-1971», Los Angeles: Bhaktivedanta Book Trust, ISBN 0892131152, <http://books.google.com/books?id=KUUqAAAAYAAJ>
Satsvarūpa Dāsa Gosvāmī (1986), «Journal and Poems: January - June, 1986», Port Royal, PA: Gītā-nāgarī Press, ISBN 0911233377, <http://books.google.com/books?id=ryxQ3cYoD74C&pg=PA279>
Sooklal, Anil. A Socio-Religious Study of the Hare Krishna Movement in South Africa. - Durban: NERMIC, 1986. - ISBN 0907995691.
Susskind, David The David Susskind Show. - New York: NBC, 1971.
Sutherland, Bryony & Ellis, Lucy (2002), «Annie Lennox: The Biography», London: Omnibus Press, ISBN 0711991928, <http://books.google.com/?id=AIvGU3nuZL0C>
Tierno, con Goswani Maharaja // El País. - 22 Abr 1980.
Tincq, Henri (7 février 1987), "«Branle-bas chez les krishna»", Le Monde, <http://www.lemonde.fr/cgi-bin/ACHATS/acheter.cgi?offre=ARCHIVES&type_item=ART_ARCH_30J&objet_id=555756>
Tucker, Ruth A. (2004), «Another Gospel: Cults, Alternative Religions, and the New Age Movement», Grand Rapids, MI: Zondervan, ISBN 0310259371, <http://books.google.com/books?id=ZzHsXbXOab0C&pg=PA280>
Vallverdú, Jaume (2006), «L'hinduisme», Barcelona: Editorial UOC, ISBN 8497885082, <http://books.google.com/books?id=AbjCnl7ejAwC&pg=PA61>
Valpey, Kenneth (2006), «Attending Kṛṣṇa's Image: Caitanya Vaiṣṇava Mūrti-Sevā as Devotional Truth», New York: Routledge, ISBN 0415383943, <http://books.google.com/books?id=u_dO0_fSGmgC&pg=PA133>
Vedavyāsa Dāsa (1996), «Śrīla Prabhupāda and His Disciples in Germany», Alicante: Bhaktivedanta Book Trust, ISBN 8486883148
Vericy, Arielle (1987), "«French Krishnas Desert»", The Cult Observer Т. 4 (2): 16, <http://www.icsahome.com/logon/elibdocview.asp?Subject=INTERNATIONAL%3A+France-French+Krishnas+Desert>
Vernette, Jean (2001), «Dictionnaire des groupes religieux aujourd'hui: religions, églises, sectes, nouveaux mouvements religieux, mouvements spiritualistes», Paris: Quadrige/Presses universitaires de France, ISBN 213052026X, <http://www.sos-derive-sectaire.fr/FICHES/krishna.htm>
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/