Валерий Павлович родился и до 11 лет жил в городе Байконур (бывший Ленинск, республика Казахстан), затем офицер-отец вернулся на Кубань, семья жила в станицах Новотитаровской и Васюринской.
По отцовской линии Пчелины - донские казаки, мельники и хуторяне. В 30-х годах XX в. дед Валерия Пчелина был раскулачен и сослан в лагерь, откуда бежал, впоследствии вместе с семьей перебрался на Кубань.
После окончания средней школы Валерий Пчелин закончил ПТУ, в течение года работал по полученной специальности столяром-краснодеревщиком, затем служил в армии.
В 1987 году окончил Краснодарское художественное училище.
До 1992 года учился в Государственной художественно-промышленной академии им. Веры Мухиной в Санкт-Петербурге.
Вернувшись в Краснодар, работал реставратором в Краснодарском историко-краеведческом музее-заповеднике им. Е. Д. Фелицина, промышленным дизайнером, дизайнером мебели и интерьеров в частных фирмах. С 1995 года - Член Союза художников России, Член Международной Ассоциации пластических искусств при ЮНЕСКО.
Как скульптор в 1990-е годы Валерий Пчелин испытал влияние европейских модернистов Генри Мура и Мариино Марини, а также африканского искусства и школы немецкой готической скульптуры. В 1990-е годы работает над созданием деревянных скульптур и авторской мебели.
С 1997 по 1999 годы жил и работал в городах Буэнос-Айрес и Пинамар (Республика Аргентина), где для муниципалитета и церкви выполнял монументально-декоративные и скульптурные работы, а также для частных фирм делал авторские образцы деревянной посуды и мебели.
В Краснодаре продолжил работу в скульптурном цехе при Союзе художников России.
С 2004 года - член правления Краснодарского отделения Союза художников России.
С 2007 года - заместитель председателя Краснодарского отделения Союза художников России.
В 2007 году Валерий Пчелин по заказу администрации Краснодара изготовил игровую юмористическую городскую скульптуру «Собачкина столица» - по мотивам стихотворения Владимира Маяковского «Краснодар». Скульптура изображает двух одетых собак, прогуливающихся под руку. Она приобрела популярность среди горожан и стала одним из неофициальных символов города. Многие краснодарские историки и краеведы восприняли произведение негативно, обвиняя его в неуместности, китчевости и антиисторичности. В 2009 году журнал «Русский мир» внес «Собачкину столицу» в топ самых странных памятников России. В одном из интервью автор пояснил смысл произведения: «Это благополучные, умиротворенные кубанские бюргеры… изображение нас самих, изображение жизнерадостных обывателей, симпатичных, довольных, цветущих».
В 2008 году в Краснодаре установлена скульптурная композиция Валерия Пчелина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», созданная по мотивам одноименной картины Ильи Репина к 120-летию посещения российским художником Кубани.
С 2009 года Валерий Пчелин в соавторстве со скульптором Аланом Корнаевым создал ряд монументальных произведений и городских скульптурных композиций: памятник Святителю Николаю (Тихорецк), памятник российскому историку и статистику Фёдору Щербине (Краснодар), горельефы «Старый Екатеринодар» для фонтанного комплекса (Краснодар), композиция «Студенты» по мотивам кинокомедии Леонида Гайдая (Краснодар), мемориальный комплекс памяти генерала Лавра Корнилова и Добровольческой армии, погибших при штурме Екатеринодара в 1918 году.
Валерий Пчелин - участник международных арт-событий, скульптурных симозиумов, персональных и групповых выставок в России, Германии, Чехии, Великобритании, Китае, Швейцарии, Южной Корее и Аргентине.
Его работы находятся в частных коллекциях России, Германии, Франции, Финляндии, Аргентины, приобретены Краснодарским художественным музеем им. Коваленко.
О своем творчестве художник говорит:
- "Индивидуальность скульптуры определяется в том числе и материалом. Для меня, если это бронза, то форма рождается как бы изнутри, активно распирая поверхность; если дерево, то я конструирую и сочленяю скульптуру из кусков, подобно столяру, сохраняя характерные особенности физических свойств древесины.
- Идеальная скульптура - бомба, взрывающая пространство. Я ожидаю провокации со стороны скульптуры. Или со стороны зрителя. Главное для меня, чтобы произведение создавало ситуацию.
- Все мои работы можно объединить в единый экзистенциальный цикл. Мою концепцию не разрушают и скульптуры, созданные „для публики“, стоящие на городских улицах. Призванные развлекать зрителя, они воздействуют тем же образом: сообщают о некоем переходе, движении персонажей от одного состояния к другому, связывают зрителя с историей».''
Скульптура "Собачкина столица"
Скульптура "Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану"
Памятник историку Фёдору Щербине
Памятник генералу Лавру Корнилову