Родился в Петербурге 24 ноября (6 декабря по новому стилю) 1812 года.
Учился в петербургской Академии художеств в 1824-1833 годах у отца и С. И. Гальберга (1787-1839). Уже через два года учёбы получил серебряную медаль второго достоинства за рисунок с натуры, а ещё через три года - высшую из возможных наград - серебряную медаль первого достоинства за лепку с натуры. Был пенсионером при Академии в 1833-1836 годах.
В 1836 году на очередной выставке в Петербургской академии художеств появились две превосходно выполненные статуи необычной тематики для скульптуры того времени: «Парень, играющий в бабки» и «Парень, играющий в свайку». Их исполнили недавние выпускники академии Николай Пименов и Александр Логановский. Работа молодых скульпторов получила Большую золотую медаль и была воспета Пушкиным.
В 1837 году Николай Пименов, как получивший большую золотую медаль, был отправлен за казенный счет за границу. В этом же году, посетив некоторые города Германии, он отправился в Италию. В Риме и во Флоренции он изучал классическое искусство, много занимаясь лепкой с натуры. Здесь он познакомился с деятельностью ряда современных скульпторов.
В 1842 году Пименов создаёт статую «Мальчик, просящий милостыню». Статую отметил и живший в то время в Риме художник Александр Иванов. В 1844 году за это произведение Пименову присваивается звание академика.
Осенью 1850 года Пименов вернулся на родину. В Петербурге он работал над скульптурными композициями «Воскресение» и «Преображение». Отлив из бронзы, их поместили в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора. За исполнение этих композиций Пименову в 1854 году присвоили звание профессора. Вскоре был назначен на должность штатного профессора скульптуры Академии художеств.
Преподавал в Академии художеств в 1856-1864 годах.
Умер 5 декабря (17 декабря по новому стилю) 1864 года в Петербурге. Был похоронен рядом с отцом на Смоленском православном кладбище. В 1936 году Н.С. и С.С. Пименовы были перезахоронены в Некрополь мастеров искусств на Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры. К этому моменту надгробие Н.С. Пименова, представшее собой мраморную стелу с бронзовым бюстом (1867 г., скульптор Н.И. Подозеров), было уже утрачено. В 1939 году музеем городской скульптуры было установлено новое надгробие с использованием гранитного жертвенника работы неизвестного мастера 1830-х гг.
Внешние изображения |
---|
Скульптура «Парень, играющий в бабки» |
Композиция «Воскресение» |
Композиция «Преображение» |
Скульптура «Гостомысл» |
Как представитель позднего классицизма Н. Пименов в своих произведениях (преимущественно станковые композиции, портреты, памятники) стремился внести в классицистическую скульптуру национальные и жанровые мотивы.
Николай Степанович был учителем многих известных скульпторов: М.М. Антокольского, М.А. Чижова, М.В. Харламова, Ф.Ф. Каменского, М.П. Попова, И.И. Подозерова, Н.А. Лаверецкого.
Кроме ваяния, Николай Степанович Пименов занимался (преимущественно во время пребывания своего в Италии) и живописью. В музее Академии художеств имеются две его картины - «Христос» и «Голова итальянца-монаха».