Молодые годы и служба в ОГПУУполномоченный особого отдела дивизии им. Ф.Э. Дзержинского
А.Е. Голованов. 1925 год.
Родился в семье капитана буксирного парохода и дочери казнённого народовольца Николая Кибальчича. В восьмилетнем возрасте его отдали в Александровский кадетский корпус.
В октябре 1917 г. 13-летний Голованов вступил в Красную гвардию - благо рост был под два метра и сам он выглядел на 16 лет. Работал с 1918 года курьером в конторе «Профсохлеб» Народного комиссариата продовольствия. По собственной автобиографии - в Красной Армии с мая 1919 года. Воевал на Южном фронте, разведчик 59-го стрелкового полка, был контужен в бою. После демобилизации в октябре 1920 года Голованов вступил в ЧОН, а согласно собственной автобиографии, работал в Центральном управлении снабжения Красной Армии и Флота - курьером, в Центропечати - агентом, в Волгосудстрое - на сплаве леса, агентом и в 5-м Волжском полку ГПУ в г. Нижний Новгород - электромонтёром.
В 1924-1933 гг. работал в органах ОГПУ в особых отделах и на оперативной работе, занимал должности от уполномоченного до начальника отделения. Принимал участие в аресте Бориса Савинкова. В 21 год уже носил четыре шпалы на петлицах - полковник по более поздним понятиям. Работая в органах, дважды выезжал в командировки в Китай (провинция Синьцзян) в 1930 и в 1931 годах. В 1929 году вступил в ВКП(б).
В гражданской авиацииШеф-пилот «Аэрофлота»
А.Е. Голованов. 1940 год.
В 1931-1933 гг. был прикомандирован в Народный комиссариат тяжёлой промышленности, где работал ответственным секретарём заместителя наркома.
В 1932 году окончил лётную школу ОСОАВИАХИМа. С 1933 по 1941 годы работал в «Аэрофлоте», где занимал должность пилота, командира отряда, начальника управления и шеф-пилота.
В январе 1935 года Александр Евгеньевич назначается начальником Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота (с центром в городе Иркутске). В 1937 году был исключён из партии, после чего уехал в Москву, «за правдой». Комиссия партийного контроля выяснила, что исключён он ошибочно, но в Иркутск Александр Евгеньевич уже не вернулся, оставшись работать лётчиком в Московском управлении. Вскоре Голованов становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения и одним из лучших лётчиков гражданской авиации.
В 1938 году газеты писали о нём как о «лётчике-миллионере», то есть налетавшем миллион километров. Голованов награждён знаком «Отличник Аэрофлота» и знаками «За безаварийный налёт» 300 000 и 500 000 км. Его фото публикуется на обложке популярного журнала «Огонёк».
Участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе и в Советско-финской войне.
Великая Отечественная войнаКомандир 212-го отдельного дальнебомбардировочного полка
А.Е. Голованов (крайний справа).
Смоленск, весна 1941 года.
В январе 1941 года, по совету Якова Смушкевича (генерального инспектора ВВС), Голованов написал письмо Сталину о необходимости специальной подготовки лётчиков дальней бомбардировочной авиации к полётам в плохую погоду, вне видимости земли. После личной встречи со Сталиным в феврале 1941 года Александр Евгеньевич назначен командиром 212-го полка дальнебомбардировочной авиации, с августа 1941 года - командиром 81-й авиационной дивизии дальнего действия. Генерал-майор авиации (25 октября 1941). В декабре 1941 г. постановлением ГКО был назначен командиром 3-й авиадивизии дальнего действия Ставки Верховного Главнокомандования.
Маршал Г.К. Жуков и командующий Авиацией дальнего действия генерал-полковник А.Е. Голованов. Брянский фронт, июль 1943 года.
Главный маршал авиацииА.Е. Голованов за штурвалом самолёта, 1944 год.
В феврале 1942 года был назначен командующим авиацией дальнего действия (АДД) Ставки Верховного Главнокомандования. Генерал-лейтенант авиации (5 мая 1942). С этого момента до конца войны руководил советской дальней авиацией, пользовался симпатией и доверием со стороны Сталина. Генерал-полковник авиации (26 марта 1943). С декабря 1944 года - командующий 18-й воздушной армией, в которой была собрана вся дальнебомбардировочная авиация. Лично участвовал в осуществлении дальних бомбардировочных рейдов (например, в бомбардировке Берлина на начальном этапе Великой Отечественной войны). По данным немецкой разведки:
Голованов, в числе немногих, имеет право на свободный доступ к Сталину, который называет его по имени в знак своего особого доверия.
-
В своих воспоминаниях Голованов упоминает о перелёте (подготовленном им лично) Сталина и всех советских представителей на Тегеранскую конференцию. Летели два самолёта. Голованов лично управлял вторым, на первом, которым управлял Виктор Грачёв, летели Сталин, Молотов и Ворошилов.
В 1944 году Голованов тяжело заболел - внезапно появлялись спазмы в организме (остановка дыхания. перебои в работе сердца), что стало следствием постоянного недосыпания, значительно разрушившего центральную нервную систему.
Маршал авиации с 3 августа 1943 года, Главный маршал авиации - с 19 августа 1944 года. За три с половиной года поднимается от подполковника до Главного маршала авиации.
После войныС апреля 1946 года - командующий дальней авиацией СССР.
С 1948 года - в опале, был снят с поста. В 1950 году окончил общевойсковой факультет Академии Генерального штаба с золотой медалью и курсы "Выстрел". По окончании Академии не получил назначения в войска и был вынужден написать об этом Сталину. После этого, в 1952 году был назначен командиром 15-го воздушно-десантного корпуса. Это было понижение, не имеющее аналогов в истории - за всю историю Вооруженных Сил корпусом никогда не командовал маршал. Голованову было предложено написать заявление в Президиум Верховного Совета с просьбой понизить ему звание с Главного маршала авиации до общевойскового генерал-полковника, на что он не согласился.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР II созыва (1946-1950).
В 1953 году, после смерти Сталина, отправлен в запас. С 1958 года работал заместителем начальника НИИ Гражданской авиации по лётной службе. С 1966 года - на пенсии.
Автор книги воспоминаний «Дальняя бомбардировочная…», в которой многие страницы посвящены встречам и взаимоотношениям с И. В. Сталиным. При жизни автора книга издавалась с значительными купюрами и не отдельным изданием, а в литературном журнале отдельными главами на протяжении пяти лет. Впервые издана полностью только в конце 1980-х годов.
Александр Евгеньевич Голованов умер 22 сентября 1975 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.