Сергей Чапнин |
Имя при рождении: | Сергей Валерьевич Чапнин |
---|
Род деятельности: | журналист |
---|
Дата рождения: | 7 июня 1968(1968-06-07) (47 лет) |
---|
Место рождения: | Москва, РСФСР, СССР |
---|
Гражданство: | СССР СССР→Россия Россия |
---|
Сайт: | chapnin.ru |
---|
Сергей Валерьевич Чапнин (7 июня 1968, Москва) - российский журналист, редактор, издатель и общественный деятель. Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник».
Автор публикаций в христианских и светских СМИ по актуальным проблемам церковной жизни, миссии Церкви в современном мире, богословия образа и «богословия коммуникации».
Содержание- Биография
- Издательские проекты
- Награды
- Критика
- Примечания
- Ссылки
Окончил факультет журналистики МГУ.
В 1986-1987 годах - один из организаторов клуба «20-я комната» (молодёжная редакция журнала «Юность»).
В 1988-1989 годы участвовал в издании самиздатского журнала «Параграф».
В 1989-1990 годы работал корреспондентом агентства «Постфактум» и газеты «Коммерсантъ».
В 1991-1995 годы - председатель Православного братства во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.
С 1995 по 1997 года - главный редактор информационно-исследовательской группы «Метафразис».
В 1997-1998 годы - обозреватель газеты «НГ-Религии».
В 1998-2001 годах - главный редактор интернет-журнала «Соборность».
В феврале-августе 2001 года - руководитель московского информационного центра по подготовке торжеств в связи со 100-летием канонизации Преподобного Серафима Саровского.
С августа 2001 года - сотрудник Издательского Совета Русской Православной Церкви, ответственный редактор газеты «Церковный вестник», ведущего периодического издания Русской Православной Церкви.
В 2004-2009 годах - основатель, автор концепции и исполнительный директор Международного фестиваля православных средств массовой информации «Вера и слово» (2004, 2006, 2008).
С 2005 года - руководитель исследовательского центра «Церковь в информационном обществе». Совместно с Валерием Лепахиным организатор конференции «Иконология и иконичность» (2005-2007).
Автор-составитель справочника «Православная Москва» (Храмы, монастыри, часовни, церковно-общественные и благотворительные организации, издательства и СМИ). С 1993 года вышло 5 изданий, последнее в 2006 г.
В апреле 2009 года распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла назначен ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии».
С мая 2009 года - заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии.
27 июля 2009 года решением Священного Синода включён в состав Межсоборного присутствия Русской православной церкви. С января 2010 по октябрь 2014 года - секретарь комиссии Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества и член комиссии по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ. В 2010-2012 годах участвовал в разработке документов, посвященных проблемам ювенальной юстиции и электронной идентификации личности.
С декабря 2012 года - член Совета по внешней и оборонной политике.
В конце 2013 года разработал концепцию Рождественского фестиваля «Дары» и вместе с Гором Чахалом и Ириной Языковой выступил куратором выставки «Дары» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева.
С января 2014 года член правления Содружества современной христианской культуры «Артос».
Автор (совместно с Валерием Лепахиным и Павлом Бусалаевым) сборника «Язык священного и современный мир» (2004).
Редактор и издатель книг архимандрита Софрония (Сахарова), диакона Андрея Кураева, иеромонаха Илариона (Алфеева), протоиерея Георгия Митрофанова, протоиерея Георгия Бенигсена, игумена Ионы (Займовского), А. Л. Беглова и др.
Женат. Имеет двух сыновей.
9 апреля 2011 года Сергей Чапнин выступил на заседании Совета по внешней и оборонной политике с докладом «Церковь, культура и русский национализм», в котором, в частности, заявил, что празднование Дня Победы является одним из проявлений «постсоветской гражданской религии», ритуальные формы которой предполагают «всеобщее поклонение огню» и являются языческими. По словам Чапнина, «огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геенны огненной, гнева Божия… Но даже представители Церкви, включая иерархов, продолжают участвовать в этом странном для сегодняшнего дня ритуале».
Официальные представители Московского Патриархата неоднозначно отнеслись к высказывания Сергея Чапнина о языческих корнях ритуала поклонения памяти погибших во время Великой Отечественной войны у Вечного огня. Наиболее резко выступил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин. 22 мая 2011 года в эфире телеканала «Союз» он выразил несогласие с утверждениями «церковных диссидентов» о неприемлемости для православных верующих символа Вечного огня у Кремлёвской стены как элемента языческой культуры.
Однако протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, поддержал Сергея Чапнина: «Я бы сказал, что… С. Чапнин в общем- то тоже прав… Ведь мы до сих пор не можем убрать с Красной площади один из главных символов коммунистической эпохи - этот зиккурат, отравляющий атмосферу в стране - символ смерти и разрушения, самоубийства нашего народа. И советские символы Победы - тоже из этой серии. Конечно, от всего этого надо как-то освобождаться - спокойно, деликатно, постепенно».
На эту критику Сергей Чапнин подробно ответил в эссе «Церковь в постсоветской России. Возрождение, качество веры, диалог с обществом» (издательство «Арефа», 2013).