В 1925-1952 годах работал в Чикагском университете, где занял место своего учителя Дж. Г. Мида, с 1952 года - в Калифорнийском университете в Беркли. В 1955 году занимал пост президента Американской социологической ассоциации.
Блумер утверждал, что значение любого понятия (объекта) возникает исключительно в самом социальном взаимодействии, а не определяется свойствами объекта. Объект есть то, что он значит в ожидаемом и реальном социальном взаимодействии, а чтобы понять жизнь группы нужно идентифицировать мир её объектов в терминах значений этой группы.
«В несимволическом взаимодействии человеческие существа непосредственно реагируют на жесты и действия друг друга, в символическом взаимодействии они интерпретируют жесты друг друга и действуют на основе значений, полученных в процессе интеракции». (Цит. по Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. Символический интеракционизм // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003. - С. 112. ISBN 5-7567-0236-9)
Методологический подход Блумера предполагал предпочтение в исследовании содержательных понятий, не операциональных.
Выделял пять стадий становления коллективного представления о социальной проблеме:
- возникновение социальной проблемы
- легитимация проблемы
- мобилизация действий в отношении проблемы
- формирование официального плана действия
- трансформация официального плана в ходе его эмпирического осуществления.
Блумер принадлежал к Чикагской школе символического интеракционизма (Анселм Стросс, Тамотцу Шибутани ). Другую ветвь символического интеракционизма, т. н. «айовскую школу», возглавлял профессор Университета штата Айова М. Кун (вместе с Т. Партлендом), находившийся на менее ортодоксальных позициях в толковании наследия Дж. Г. Мида, нежели Блумер.
«Для первой характерен интерес к процессуальному аспекту взаимодействия, к моменту становления социальных вещей и явлений, для второй - акцент на изучение стабильных, „ставших“ символических структур». ( Символический интеракционизм // Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - C. 310. ISBN 5-250-00355-9)
Так же близкими к традиции символического интеракционизма называют социодраматическое направление (К. Берк, И. Гофман, Х. Данкен) и работы Говарда С. Беккера (Howard S. Becker), автора «теории стигматизации».