|
-
Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание,
но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
— Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
Начать пользоваться сервисом
-
-
Как продвинуть сайт на первые места?
Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать?
Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий,
направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
Ускорение продвижения
Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст,
она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
Начать продвижение сайта
|
Прокл Диадох.
›
Прокл Диадох | Πρόκλος ὁ Διάδοχος | Дата рождения: | 8 февраля 412(0412-02-08) |
---|
Место рождения: | Византий |
---|
Дата смерти: | 17 апреля 485(0485-04-17) (73 года) |
---|
Место смерти: | Афины |
---|
Страна: | Византийская империя |
---|
Школа/традиция: | неоплатоники |
---|
Основные интересы: | физика, астрономия, математика, теология, комментирование диалогов Платона |
---|
Прокл Диа́дох (др.-греч. Πρόκλος ὁ Διάδοχος, лат. Proclus; 8 февраля, 412, Византий - 17 апреля, 485, Афины) - античный философ-неоплатоник, руководитель Платоновской Академии, при котором неоплатонизм достиг своего последнего расцвета. Содержание- Очерк жизни
- Сочинения
- Учение о бытии
- Этика
- Физика
- Философия математики
- Астрономия
- Оценка
- Примечания
- Литература
- Тексты и переводы
- Исследования
- См. также
- Ссылки
Очерк жизниВремя жизни Прокла восстанавливается по источникам как 410-485 гг. Биограф Прокла Марин приводит его гороскоп, по астрономическим данным которого дата рождения Прокла определяется как 8 февраля 412 г. Прокл родился в греческом городе-колонии Византий в семье богатого адвоката из Ксанфа. Намереваясь пойти по стопам отца, подростком уехал в Александрию, где учился сначала риторике, затем заинтересовался философией и стал учеником александрийского неоплатоника Олимпиодора Старшего. Именно у него Прокл начал изучать логические трактаты Аристотеля, в трактовке которых он, как сообщает Марин, достиг успеха уже в то время. В возрасте 20 лет Прокл переезжает в Афины, где Платоновскую Академию в то время возглавлял Плутарх Афинский. Плутарх, несмотря на свой преклонный возраст, стал заниматься с Проклом лично, изучая с ним трактат Аристотеля «О душе» и диалог Платона «Федон». Через два года Плутарх скончался, передав руководство школой своему ученику Сириану, у которого Прокл продолжил своё обучение. Марин сообщает, что уже к 28-летнему возрасту Прокл написал одну из своих главнейших работ, комментарий на платоновского «Тимея».
Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз,
а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Зарегистрироваться и Начать продвижение
Около 450 г., после смерти Сириана, Прокл становится схолархом Платоновской Академии. Время жизни Прокла - закат древнегреческой цивилизации. Языческие культы ещё отправлялись, но христиане все больше настаивали на их запрете. В это время из Парфенона была изъята знаменитая статуя Афины работы Фидия, что в окружении Прокла было воспринято как кощунство. В полемике с христианами Прокл не был пассивной стороной - как сообщает Суда, он написал «Возражения против христиан» в 18 книгах (работа не сохранилась). В какой-то момент конфликт христиан с академиками приобрел такое напряжение, что Прокл был вынужден на год уехать из Афин в Лидию. Во время путешествия по Азии Прокл познакомился с некоторыми восточными учениями, которые синтезировал с собственной системой. Религиозная практика, молитвы солнцу, ритуалы при Прокле стали в Академии необходимой составляющей самого образовательного процесса. Марин сообщает, что Прокл «дни и ночи» проводил в молитве, в орфических и халдейских очищениях и в исполнении «всяких других религиозных обрядов». В личной жизни Прокл придерживался аскетических принципов: не был женат, воздерживался от мясной пищи и соблюдал посты согласно указаниям богов, являвшихся ему во сне. По словам Марина, именно чрезмерный аскетизм был причиной его сравнительно ранней смерти: "От грубой и несносной пищи, от слишком частых омовений и тому подобных надсад цветущее тело его изнурилось". Прокл не чуждался общественной деятельности; он принимал участие в городских собраниях.
Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Зарегистрироваться в сервисе
Умер в Афинах, в возрасте 73 лет, оставив преемником Марина. Похоронен в Афинах в одном склепе со своим учителем Сирианом. СочиненияГлавные философские сочинения Прокла посвящены рассмотрению высших начал всего сущего и утверждению платонизма в качестве богословского учения. В трактате «Первоосновы теологии» (Στοιχείωσις θεολογική) Прокл излагает учение о сверхчувственных началах. Трактат состоит из 211 параграфов, в каждом из которых формулируется и затем доказывается некоторое утверждение. «Платоновская теология» (Περὶ τῆς κατὰ Πλάτωνα θεολογίας) - капитальное сочинение, в котором Прокл выстраивает учение о высших началах и богах, приводя при этом множество цитат из Платона, призванных подтвердить, что такая система имелась уже у самого Платона, и что все сочинения Платона представляют собой единый священный текст. Из многочисленных комментариев Прокла на диалоги Платона до нас дошли пять: к «Тимею» (Марин пишет, что Прокл ценил этот комментарий более всех других), к «Пармениду», к «Государству», к «Алкивиаду I», частично к «Кратилу». Комментарии к «Филебу», «Теэтету», «Софисту» и «Федону» утрачены целиком. Сохранилась также часть комментария Прокла к «Эннеадам» Плотина. Все комментарии на Аристотеля утеряны, однако известно, что Прокл толковал «Категории», «Об истолковании», Первую и Вторую аналитики. Три небольших философских трактата Прокла - «О десяти сомнениях касательно промысла», «О промысле, судьбе и о том, что в нас», «Об ипостасях зла» - сохранились только в латинском переводе Вильгельма из Мёрбеке (XIII в.). В небольшом трактате «Начала физики» (Στοιχείωσις φυσική) в виде цепочки определений и теорем излагается физическая система Аристотеля. К астрономическим сочинениям относятся короткий трактат элементарного содержания под названием «Сфера» (Σφαῖρα), краткий «Обзор астрономических предположений» (Ὑποτύπωσις ἀστρονομικῶν ὑποθέσεων), «Пересказ астрологического „Четырёхкнижия“ Птолемея» и книга «О затмениях», сохранившаяся только в латинском переводе. Из математических сочинений Прокла целиком сохранился «Комментарий к I книге „Начал“ Евклида». Кроме того, Прокл написал отдельное сочинение о параллельных прямых, которое не сохранилось. Из религиозных и магических сочинений до нас дошли «Эклоги из халдейской философии» (Ἐκ τῆς αὐτῆς Χαλδαϊκῆς φιλοσοφίας) и книга «О иератическом искусстве эллинов» (Περὶ τῆς καθ' Ἕλληνας ἱερατικῆς τέχνης). Сохранилось также семь гимнов к богам: к Гелиосу, к Афродите, к Музам, ко всем богам, к Ликийской Афродите, к Гекате и Янусу, к премудрой Афине. Эти гимны, написанные гомеровским гекзаметром, обращают на себя внимание орфическим содержанием, которое воплощается в призывах к богам дать нам «избегнуть чёрного зла рождений». Таков гимн, обращённый к Музам: Свет воспеваем, подъемлющий смертных горе́, воспеваем Девять дщерей великого Зевса прекрасноголосых! Души людей, кои жизнь, полонивши, ввергает в глубины, Могут они избавлять от скорбей, землеродным присущих, Силою чистого таинства ум пробуждающей книги Учат нас, как поскорей пролететь чрез глубокую Лету, След обретя, что к звезде соимённой ведёт - ведь когда-то Там они сбились с пути и упали на берег рождений В жажде безумной испробовать жребий вещественной жизни. Ныне, богини, молю - уймите порыв мой тревожный! Полными смысла рассказами мудрых меня опьяните! Да не сбивает с пути меня род человеков безбожный, С дивной, священной стези, сияющей, полной плодами! Музы, молю - из толпы многогрешного рода людского Вечно влеките к священному свету скиталицу душу! Пусть тяжелит её мед ваших сот, укрепляющий разум, Душу, чья слава в одном - в чарующем ум благоречье.
(Перевод О. В. Смыки)
Из известных нам сочинений Прокла не сохранились - «Возражения против христиан» (Ἐπιχειρήματα κατὰ Χριστιανῶν) в 18 кн.,
- «О хрестоматии» (Περὶ χρηστομαθείας) в 2 кн.,
- «О воспитании» (Περὶ ἀγωγῆς) в 2 кн.,
- «О богах у Гомера» (Περὶ τῶν παρ' Ὁμήρῳ θεῶν),
- «На богословие Орфея» (Εἰς τὴν Ὀρφέως Θεολογίαν),
- «Согласие Орфея, Пифагора и Платона с оракулами» (Συμφωνίαν Ὀρφέως, Πυθαγόρου, Πλάτωνος περὶ τὰ Λόγια) в 10 кн.,
- «О Великой Матери» (Μητρῳακόν),
- «Комментарии ко всему Гомеру»,
- «Комментарии к „Трудам и дням“ Гесиода».
Учение о бытииОсновная статья: Философское учение Прокла Диадоха Для обозрения философии Прокла целесообразно обратиться к его «Первоосновам теологии», поскольку этот трактат в сжатом виде дает изложение системы неоплатонизма вообще. Иерархия Универсума в целом строится у Прокла по схеме платоновского «Парменида»: сверхсущее Единое (оно же Благо и Бог); далее генады - сверхсущие единицы-боги, которым причастны боги сущие, или умы; умы - боги умопостигаемые, или Бытие, синтетически объединяющее принципы предела и беспредельного. Бытию и богам умопостигаемым противопоставлены Ум (Нус) и боги мыслящие, которые связаны с богами умопостигаемыми через богов умопостигаемо-мыслящих. С мыслящими богами-умами связаны надкосмические боги и мыслящие души. Следующая ступень - внутрикосмические боги, универсальные души, демонические «просто души»: ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Ещё ниже - «частичные души», которые одушевляют тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего - неодушевленные тела. В эту иерархическую структуру Прокл, естественно, включает традиционных олимпийских богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная с силой рока. Низшим онтологическим уровнем, но все-таки производным от высшего, является, наконец, материя. В трактате фиксируется следующая «каноническая» последовательность: - Единое и многое (в их статике, в их взаимопереходе, в их органическом сращении, результат которого есть актуальная бесконечность);
- Числа, или боги (дается определение числа и классификация богов, то есть учение Прокла о сверхмыслительных числах является одновременно и учением о богах; каждое число Прокл называет богом);
- Ум (дается определение Ума и его ограничение «сверху и снизу»; устанавливается тождественное себе различие Ума и рассматривается иерархия Ума в отношении его универсальности);
- Душа (дается определение души, её свойства, её типов; описывается круговращение и иерархия душ; определяется носитель души);
- Космос (дается определение Космоса как материйного осуществления трех основных ипостасей неоплатонизма).
Единое рассматривается Проклом как 1) бытие само-по-себе, без всякого множества и до множества; затем как 2) Единое, которое объединилось со многим, но само по себе остается простым и неделимым смыслом этого множества; и, наконец, как 3) собственно объединенность Единого и многого, в которой есть не только смысл, но и перечислимость всех входящих в неё моментов. Вслед за Единым рассмотрены Числа, «сверхсущие единицы». Они выше бытия, ибо являются принципом самого бытия и его различения. Они также выше мышления, поскольку выступают принципом всякого разделения и объединения, без чего мышление не может осуществиться. Число, таким образом, занимая первое место после Единого, есть расчленяющая и объединяющая «творческая сила». Разработку Проклом области Чисел, промежуточной между Единым и Умом, следует подчеркнуть особенно. Так четко область Чисел представлена только у Прокла. Каждое отвлеченное число, будучи бескачественным, превосходя всякий предмет и вещь, в этом отношении вполне аналогично Единому. И оно же, являясь принципом всякого различения и оформления, вполне аналогично Уму. Таким образом, Числа предстают как область, «посредническая» между бескачественным Единым и окачествованным и окачествляющим Умом. Сфера Ума начинается с сущего как первого качественного наполнения чисел. Затем следует область энергийного наполнения самого бытия, которую Прокл называет жизнью. Жизнь, сопоставляющая себя с собой же, и дает нам собственно мышление и познание. Итак, сферу Ума образуют три ступени - бытие, жизнь, познание. Мировая душа (третья ипостась неоплатонизма) - не что иное, как принцип вечного становления Космоса. Как ум есть у Прокла единство бытия и мышления, так душа есть единство ума и тела. Душа привлекается для объяснения движения в мире, подобно тому как ум привлекается для объяснения закономерности действий самой души. Соответственно, внутримировыми душами являются принципы становления отдельных тел. Прокл говорит о разных типах душ - божественных, душ ума, душах изменчивых. Вообще душа обозначает у Прокла среднюю область между неделимым умом и делимыми телами. К свойствам души он относит её бестелесность, бессмертие, отражение ею в себе всех форм ума, связанность её с тем вечным телом, для которых она является оживляющим принципом и т. п. Прокл утверждает «круговращение» душ и их иерархию. Здесь также находится следующий парадокс: душа сама по себе бестелесна и, тем не менее, при ней всегда должно существовать её собственное тело, принципом одушевления которого она и является. А поскольку душа вечна, то вечным должно быть и это тело. Таком образом, по Проклу, существует не только физическое, разрушимое тело, но и тело душевное, мыслительное и божественное. Наконец, Космос - не что иное, как материйное осуществление трех основных ипостасей неоплатонизма. Прокл рисует грандиозную картину всеобщего движения Универсума. Поскольку в этом движении всегда наличествует «возврат к себе», эволюция, Космос «нестареющ», извечен. Срединное положение в нём Солнца - Гелиоса поддерживает мировое равновесие. Мифологическая триада Прокла: Гелиос - Аполлон, умна́я светоносная демиургия; Афина, умно́е светоносное знание; Афродита, умна́я светоносная красота. С точки зрения собственно логики, у Прокла наиболее примечательна разработка диалектики Бытия. Прокл детально изображает, как Бытие переходит «из своей сверхсущей и нераздельной замкнутости … в раздельно понимаемое инобытие и затем из этого инобытия возвращается к себе в обогащенном виде».. Главный принцип проведения понятий у Прокла - четкая триадичность. Каждый член основной триады Прокл рассматривает также триадически. Эта намеченная ещё Плотином, произведенная Порфирием и развитая и законченная Проклом триада категорий применима к любому процессу. По существу она имеет универсальный методологический смысл: 1) пребывание-в-себе, неделимое единство (в силу этой своей полноты «провоцирующее» эманацию, выступление за пределы этого единства); исхождение-из-себя (собственно эманация, переход во множественность); возвращение-в-себя (возврат к изначальной целостности, но не отменяющий смысла и процесса исхождения; «состояние единораздельного эйдоса»). Важной категорией у Прокла является понятие «причастность». Она указывает на то высшее, к чему низшее приобщается и чем оно осмысливается; таким образом, эта категория означает обратный переход от многого к Единому. Прокл различает не допускающее причастности себе, допускающее её, собственно причастное. Теория познания Прокла связана с его онтологией многоступенчатого сущего. Наиболее ясное познание обеспечивает теоретическое созерцание, соответствующее мыслимым сущностям, где существующие объекты воспринимаются непосредственно и полностью. Научное познание в иерархии познавательных методов располагается ниже, поскольку комбинирует разумение с чувственным восприятием. Разумение (διάνοια) использует понятия, чтобы определить вещи и проверить показания чувственного восприятия. Научное познание есть следствие рассуждающей деятельности души, которая ставит понятия в соответствие полученным из чувственных данных мнениям. Это осуществляется согласно положительным критериям истины, каковы силлогистическое доказательство и соответствие сущему. ЭтикаВ центре прокловской этики находится понятие «добродетель» - как то, что воссоединяет нас с богами, приближая к Единому. В школе Прокла различались добродетели естественные, нравственные, общественные и более высокие, к каковым относились: очистительные, умозрительные и боготворческие (последние признавались выше человеческой доли). Марин среди естественных добродетелей перечислял: безущербность всех внешних чувств, телесную силу, красоту, здоровье; всеми такими добродетелями (восходя к боготворческим), по его свидетельству, в полной мере обладал Прокл. Что касается проблемы Зла, то причина последнего усматривается Проклом в каноническим соответствии с пониманием зла, установленным ещё Плотином - зло исходит из отвращения человека от высшего, умопостигаемого мира, из привязанности к чувственному, материйному. Отсюда задача человека - отвратившись от низшего мира, познать высшую силу своей души. Эту силу Прокл ставил выше даже ума, так как, по Проклу, только она и способна к восприятию первоединого. Поэтому эту силу Прокл называл «цветом нашей сущности» и «тем единым в душе, что в ней лучше даже ума». Эту силу можно отождествить с мистическим энтузиазмом, со священным безумием, ведущим нас к слиянию с Божеством. ФизикаОсновная статья: Физическое и математическое учение Прокла Диадоха Физика Прокла отмечает радикальный отход от позиции Аристотеля по двум пунктам: элементы физического мира, место как пространство. Прокл отвергает эфир, пятый элемент Аристотеля, как нечто избыточное. Небесные тела состоят из тех же самых (четырёх) элементов, что и земные. Например, без элемента огня звёзды и солнце не могли бы светить, без элемента земли они не могли бы быть непрозрачны (как при затмениях). Прокл отличает небесное состояние от земного: в первом элементы находятся в своих высших степенях (например, огонь только освещает, земля чисто вещественна и непроницаема); в последнем они «грубы» (например, огонь обжигает, земля тяжела). Кроме того, Прокл развивает новую точку зрения в отношении первичных свойств элементов, которые он выводит из размера, формы и способности их частиц к движению. Согласно Аристотелю, место, которое занимает тело, не является его границей. Прокл в свою очередь полагает, что место - также своего рода тело, но без массы, которая заставляет одни физические тела сопротивляться присутствию других. Это - пространство. В широком смысле имеется космическое пространство, в которое погружены все тела Вселенной. Пространство, само по себе отдельное от тел, которые в нём пребывают, походит на тело света. Философия математикиПрокл является последователем традиционного платоновского учения, согласно которому математические предметы занимают срединное положение между миром идей и миром чувственно воспринимаемых вещей. Геометр при доказательстве теоремы указывает на начерченный параллелограмм, однако мыслит он при этом «параллелограмм вообще», не имеющий определённых пропорций и размеров. Теорема о параллелограмме только тогда заслуживает имени теоремы, когда она справедлива для всего вида параллелограммов. Откуда берёт начало этот вид и все другие математические виды? Отвечая на этот вопрос, Прокл полемизирует с Аристотелем, который считал, что предметы математические возникают посредством отвлечения общего от предметов ощущаемых, и собирания этого общего в едином определении. Согласно Аристотелю, мы сначала видим и рисуем разные чувственно воспринимаемые параллелограммы, а потом даём общее определение параллелограмма - четырёхугольника, противоположные стороны которого попарно равны и параллельны между собой. Согласно Платону наоборот, мы можем увидеть в несовершенной фигуре параллелограмм только потому, что наша душа уже обладает знанием о параллелограмме, и это знание представляет собой идеальное единство определения-логоса и образа-эйдоса. Таким образом: «Остаётся, чтобы душа порождала математические виды и из себя, и от ума, и чтобы она сама была полнотой видов, хотя и основанных на умных образцах, но саморождённых по выпавшему им жребию. А потому душа не есть дощечка для письма, свободная от записей; но она исписана от века, пишет себя и пишется умом. Ведь душа - это и ум, ибо она разворачивает себя по уму и является образом ума и его внешним отпечатком» («Комментарии к Евклиду», 16.4-16.13).
Математическая деятельность, согласно Проклу, представляет собой особого рода движение внутри мира бестелесных логосов. Это движение происходит в двух направлениях: с одной стороны, оно начинается с внешнего припоминания и завершается постижением начал математического знания, с другой стороны, оно разворачивается от этих начал к многообразию результатов. И в познании математика то переходит от заранее известного к искомому, то идёт от искомого к заранее известному. Прокл говорит: «Познавательные способности этой науки в целом оказались двоякими, причём одни устремляют нас к единству и свёртывают множество, а другие членят простое на разнообразное, более общее - на более частное, и начальные логосы - на вторичные и на много шагов удалённые от начал. И вот, начиная сверху, математика достигает воспринимаемого чувствами, соприкасается с природой и доказывает многое совместно с учением о природе; и так же, начиная снизу, она сближается с умственным знанием и касается созерцания первых начал» («Комментарии к Евклиду», 19.13-19.19).
Особый интерес представляет собой последовательно развиваемое Проклом учение о геометрической материи. Предмет геометрии не находится в ощущаемой материи - там невозможно найти линию без ширины, точку без частей, поверхность без толщины, круг с равными радиусами. Но он не может находиться и вне материи, в чистых логосах: ведь геометрические фигуры множественны, делимы на части, они могут быть в сравнении друг с другом большими или меньшими. Где же он тогда находится? Решая эту проблему, Прокл следует суждению Аристотеля о том, что помимо ощущаемой материи, существует также материя воображения. И именно в этой материи воображения и находятся те геометрические образы, с которыми имеет дело геометр. «Воображение, будучи средоточием познаний, хотя и возбуждается самим собой и производит познаваемое, однако же, не будучи вне тела, переводит познаваемое из неделимой жизни в делимое, протяжённое и имеющее фигуру, и тем самым всё, что оно ни помыслит, является отпечатком и формой мысли» («Комментарии к Евклиду», 52.20-52.26).
Мысленный круг един, потому что он существует лишь в определении, а определение не отличает один круг от другого, поскольку все они - круги. А воображаемые круги могут быть многими; мы можем представлять себе, что такие круги являются концентрическими, или касаются друг друга, или располагаются друг по отношению к другу каким-либо иным образом. Мысленный круг в некотором смысле прост, непротяжён и лишён очертаний; а протяжением, очертанием и делимостью характеризуется тот круг, с которым мы имеем дело в воображении. АстрономияПрокл был хорошо знаком как с теоретической, так и с наблюдательной астрономией. В своей работе «Очерк астрономических гипотез» он, среди прочего, описывает конструкцию армиллярной сферы. Сам он произвёл некоторые из последних надежных астрономических наблюдений в античности (475 год). Прокл отвергает интерпретацию Птолемеем предварения равноденствий как движения всех неподвижных звезд. Для Прокла такие звезды не могут прецессировать, потому что в их природе заключено быть неподвижными. Прокл отрицает также, что планеты движутся на вложенных друг в друга небесных сферах; доводы в пользу такого положения дел носят характер гипотез, но не очевидных доказательств, небесные же тела способны к движению в свободном пространстве сами, по своей природе. ОценкаУ Прокла представлена качественно разработанная диалектика бытия и мифа, теология и теософия, теургия, а также своеобразная эстетика и этика. Этическое воззрение Прокла является в то же время и космологическим; человека, по утверждению Прокла, нужно рассматривать точно так же, «как весь космос, потому что и человек представляет собою маленький космос. А именно, он обладает умом, логосом, божественным и смертным телом, подобно Вселенной». Прокла отличает не столько оригинальность, сколько систематичность и детальная аналитичность. Философия Прокла оценивается как «завершение» античного неоплатонизма, доведение его до последней «логической зрелости». А. Ф. Лосев называл Прокла «гением рассудка»; с рассудочностью, доведенной «до музыки, до пафоса, до экстаза». Лосев ставил Прокла даже выше основателя школы Плотина, «в отношении огромной аналитической силы его ума, большого разнообразия его интересов в отношении мастерства микроскопических исследований отвлеченнейшего логического предмета, а также в отношении тончайшего философско-филологического вникания в текст Платона». В этом отношении интересно сравнение Плотина и Прокла, проводимое Ю. А. Шичалиным: «То, что Плотин прозревал в экстатическом порыве, Прокл открывает на кончике пера. Плотин впервые открыл все великолепие универсума и полностью узрел всю иерархию единого, ума, души и космоса. Прокл никогда не видел генад, но с точностью описал их, указав их местоположение между уровнем единого и умом, а также описал множество промежуточных ступеней между остальными ступенями иерархической структуры». Пожалуй, самая замечательная оценка Прокла заключается в том, что этот последний великий мыслитель античного мира, живший в эпоху его заката и гибели, видится Марину самым счастливым из людей; при этом речь идет «о некотором совершеннейшем и всецелом счастье», которое слагается не только из счастья мудрых, но также и житейского благополучия. «Он был на редкость привлекателен на вид, и не только от хорошего своего сложения, но и от того, что душа его цвела в теле, как некий жизненный свет, испуская дивное сияние, с трудом изобразимое словом… Он был свободен от низменных забот и всякой мелочности, волнуемый только самыми большими и общими вопросами о божеском и человеческом… ни жизни, ни смерти человеческой не придавал он значения, как иные; все, что иным кажется страшным, не внушало ему ужаса… Он был совершенно чужд всякой необщительности, замкнутости и пристрастности».
С именем Прокла проф. А. Ф. Лосев связывает не только зрелое завершение неоплатонизма, но и окончание традиции всей античной философии. Философия Прокла пользовалась огромным влиянием в средние века и эпоху Возрождения. Его прямыми последователями можно считать Максима Исповедника, , Николая Кузанского, Пико делла Мирандолу, Иоанэ Петрици и др. Примечания- ↑ Ведешкин М.A. Языческая интеллектуальная элита Восточной Римской империи в V - VI вв. // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. / Под ред. М.С. Петровой. М.: Аквилон. - 2014. - № 2. - С. С. 156 - 157.
- ↑ Марин. Прокл, или О счастье, XVIII.
- ↑ Лосев А. Ф. История античной эстетики, т. VII, IV II 11.
- ↑ 1 2 Лосев А. Ф. История античной эстетики, т. III, Приложение.
- ↑ Марин. Прокл, или О счастье.
- ↑ Ю. В. Мельникова история и миф в творческом наследии а. Ф. Лосева - страница 10
- ↑ Г. И. Беневич. Полемика Прокла Диадоха с Плотином о материи и зле и апперцепция этой полемики в Ареопагитском корпусе. 1 октября 2014
ЛитератураТексты и переводыГимны: - Греческий текст: Гимны Прокла (издание 1886 года)
- Прокл. Гимн музам. // Памятники византийской литературы IV-IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. - М.: Наука, 1968. - С. 145-146.
- Прокл. Гимны. Пер. О. В. Смыки. // В кн.: Античные гимны. - М., 1988. - С. 269-280.
- Berg, Robbert Maarten van den Proclus' hymns: essays, translations, commentary. - Leiden : Brill, 2001. - xi, 341 с.; 24 см. - (Philosophia antiqua : a series of studies on ancient philosophy; vol. 90 0079-1687). - Includes bibliographical references (p. -324) and indexes. - ISBN 90-04-12236-2
Первоосновы теологии: - Прокл. Первоосновы теологии. / Пер. и комм. А. Ф. Лосева. - Тбилиси: Мецниереба, 1972. - 176 стр. - 2500 экз.
- переизд.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. - М.: Искусство, 1974. - С. 429-564.
- переизд.: Первоосновы теологии. Гимны. - М., 1993.
- Proclus. The elements of theology. A rev. text with transl., introd. and comm. by E. R. Dodds. - Oxf., 1963.
- Греческий текст: Στοιχείωσις θεολογική
Первоначала физики: - Прокл. Начала физики. Пер. С. Месяц. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001. - 120 стр. (перевод ранее опубликован: Философия природы в античности и в средние века. - М., 2000. - С. 290-323)
Платоновская теология: - Прокл. Платоновская теология. Пер. с древнегреч., сост., статья, примечания, указатели, словарь Л. Ю. Лукомского. - СПб.: РХГИ, Летний сад, 2001. - 624 с. ISBN 5-88812-130-4, ISBN 5-89740-077-6.
- «Платоновская теология» и «Первоначала теологии» в англ. пер. Тейлора (1816)
- В серии «Collection Budé»: Proclus. Théologie platonicienne. 6 vol. Texte établi et traduit par L. G. Westerink et H. D. Saffrey. - P., 1968-1997.
Комментарий к «Тимею»: - Греческий текст: Комментарий к «Тимею» (издание 1847 года); Издание 1903-1904 годов: Vol. 1 (1903); Vol. 2 (1904)
- Комментарий к «Тимею» в (неполном) англ. пер. Т. Тейлора: (том 1; том 2).
- Французский перевод: Proclus. Commentaire sur le Timée. Trad. et notes par A. G. Festugiere. - Paris, 1966-1968.
- Комментарий к «Тимею» Платона (Книга первая. Введение). / Пер. С. В. Месяц. // Историко-философский ежегодник’2000. - М., 2002. - С. 26-39.
- Комментарий к «Тимею» (введение к кн. I). / Пер. А. В. Петрова. // Академия. Вып. 3. - СПб., 2003. - С.332-364.
- Из комментариев Прокла к платоновскому диалогу «Тимей». / Пер. А. В. Петрова. // Петров А. В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. - СПб., Издательство РХГИ; Издательский дом СПбГУ, 2003. - С. 215-291.
Комментарий к «Пармениду»: - Греческий текст: Комментарий к «Пармениду» (издание 1864 года)
- Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона. / Пер., ст. и прим. Л. Ю. Лукомского. - СПб., Міръ. 2006. - 896 с. ISBN 5-98846-004-6
- Proclus. Commentary on Plato’s Parmenides. Tr. by G. R. Morrow, J. Dillon; intr. and notes by J. Dillon. - Princ., 1987.
- Французский перевод в серии «Collection Budé» (издано 2 тома):
- Proclus. Commentaire sur le Parménide de Platon. Tome I. Introduction générale. 1ere et 2e partie. Introduction générale par C. Luna et A.-Ph. Segonds. Livre I établi, traduit et annoté par C. Luna et A.-Ph. Segonds. Ouvrage en deux tomes vendus non séparément. 2007. - 1088 p. ISBN 978-2-251-00538-6
- Proclus. Commentaire sur le Parménide de Platon. Tome II. Livre II. CXLIV - 464 p. (2010) ISBN 978-2-251-00560-7
Комментарий к «Государству»: - Греческий текст: Комментарий к «Государству» (издание 1901 года)
- Французский перевод: Proclus. Commentaire sur le République. Trad. et notes par A. G. Festugiere. Vol. 1-3. - Paris, 1970.
- Прокл. О способе создания божественных мифов. / Пер. и комм. А. В. Петрова. // Академия. Вып. 1. - СПб., 1997. - С. 252-278.
- Из комментариев Прокла к «Государству» Платона. / Пер. А. В. Петрова. // Петров А. В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. - СПб., Издательство РХГИ; Издательский дом СПбГУ, 2003. - С. 292-314.
Комментарий к «Кратилу»: - Греческий текст: Комментарий к «Кратилу» (издание 1908 года)
- Комментарии на «Кратила» Платона (избранные фрагменты). / Пер. А. В. Петрова. // Академия. Вып. 2. - СПб., 2000. - С. 274-305.
- Из комментариев Прокла к «Кратилу» Платона. / Пер. А. В. Петрова. // Петров А. В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. - СПб., Издательство РХГИ; Издательский дом СПбГУ, 2003. - С. 315-359.
Комментарий к «Алкивиаду I»: - Греческий текст: Комментарий к «Алкивиаду I» (издание 1821 года)
- В серии «Collection Budé»: Proclus. Sur le premier Alcibiade de Platon.
- Tome I. Texte établi et traduit par A.- Ph. Segonds. 2e tirage 2003. CXLIX. - 337 p. ISBN 978-2-251-00388-7
- Tome II. Texte établi et traduit par A. Ph. Segonds. Index. 2e tirage 2003. - 424 p. ISBN 978-2-251-00393-1
- Комментарий Прокла на «Алкивиада I» Платона (фрагменты). / Пер. и комм. Д. В. Бугая. // Вопросы философии. - 2001. - № 4. - С. 119-128.
«Комментарий к первой книге „Начал“ Евклида»: - Греческий текст: Комментарий к первой книге «Начал» Евклида (издание 1873 года)
- Proclus. A commentary on the first book of Euclid’s Elements. Tr. with introd. and notes by G. R. Morrow. - Princ., 1970.
- Комментарий к первой книге Начал Евклида. Введение. Пер. Ю. А. Шичалина. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1994. - 224 с.
- Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Пер. А. И. Щетникова. М: Русский фонд содействия образованию и науке, 2013.
Другие сочинения: - В серии «Collection Budé»: Proclus. Trois études sur la providence.
- Tome I: Dix problèmes concernant la Providence. Texte établi et traduit par D. Isaac. ISBN 978-2-251-00289-7
- Tome II: 2e étude: Providence, fatalité, liberté. Texte établi et traduit par D. Isaac. 2e tirage 2003. 227 p. ISBN 978-2-251-00290-3
- Tome III: 3e étude: De l’existence du mal. Texte établi et traduit par D. Isaac. 2e tirage 2003. 291 p.
- Прокл. О самостоятельном существовании зла. / Пер. Т. Ю. Бородай. // Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. - М., 2008. - С. 200-280.
- Proclus. On the Existence of Evils. Ed., tr. by J. Opsomer, C. Steel. - Ithaca, 2003.
- Proclus. On the eternity of the World. Greek text with introd., tr. and comm. by H. S. Lang, A. D. Marco. - Berk., 2001.
- Английские переводы комментария к «Халдейским оракулам» и трактата «О движении»
- Фрагменты утраченных сочинений Прокла в англ. пер. Тейлора (1825) (переизд.: San Diego, 1988.)
Исследования- Месяц С. В. Прокл. // Античная философия: Энциклопедический словарь. - М., 2008. - С. 628-643. (библиография)
- Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. Книга II. - М.: Искусство, 1988. - С. 14-336.
- Асмус В. Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1998.
- Шичалин Ю. А. История античного платонизма в институциональном аспекте. - М.: ГЛК, 2000. - С. 296-300.
- Петров А. В. К истории религиозно-философской мысли поздней античности (учение Прокла о магических именах). // Вестник СПбГУ, сер. 2. - 1995. - вып. 4. - с. 15-21.
- Ведешкин М.A.Языческая интеллектуальная элита Восточной Римской империи в V - VI вв. // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 2 / Под ред. М.С. Петровой. М.: Аквилон, 2014. С. 153–191.
- Челышев П. В. Духовный опыт античного неоплатонизма: Плотин и Прокл о смысле человеческой жизни. - М.: МГГУ, 2010;
- Rosan L. J. The philosophy of Proclus. The final phase of ancient thought. - New York, 1949.
- Beierwaltes W. Proklos. Grundzuge seiner Metaphysik. - Frankfurt a. M.: Klostermann, 1965, 1979 (2 ed).
- Bastid P. Proclus et le crepuscule de la pensee grecque. - Paris, 1969.
- Gersh S. E. Kinesis akinetos. A study of spiritual motion in the philosophy of Proclus. - Leiden: Brill, 1973.
- Lowry J. M. P. The logical principles of Proclus’ Stoicheiosis theologikeas systematic ground of the cosmos. - Amsterdam, 1980.
- Charles-Saget A. L’architecture du divin. Mathematique et philosophic chez Plotin et Proclus. - Paris: Les Belles Lettres, 1982.
- Trouillard J. La mystagogie de Proclos. - Paris: Les Belles Lettres, 1982.
- Moutsopoulos E. A. Les structures de l’imaginaire dans la philosophie de Proclus. - Paris: Les Belles Lettres, 1985.
См. также
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|