|
|
Дажина Вера Дмитриевна.
›
Вера Дмитриевна Дажина | Дата рождения: | 9 декабря 1944 |
---|
Место рождения: | Москва |
---|
Дата смерти: | 25 октября 2014 (69 лет) |
---|
Место смерти: | Москва |
---|
Страна: | Россия |
---|
Научная сфера: | Искусство Италии эпохи Возрождения и барокко |
---|
Место работы: | МГУ |
---|
Учёная степень: | доктор искусствоведения |
---|
Учёное звание: | профессор |
---|
Альма-матер: | Отделение истории и теории искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова |
---|
Научный руководитель: | Гращенков, Виктор Николаевич |
---|
Дажина Вера Дмитриевна (9 декабря 1944, Москва - 25 октября 2014, Москва) - российский ученый-искусствовед, доктор искусствоведения, профессор. Содержание- Биография
- Избранные работы
- Выступления и лекции
- Ссылки
- Примечания
БиографияРодилась в 1944 году в Москве в семье военного журналиста Дмитрия Павловича Дажина и историка Ирины Мартиновны Дажиной (Филимоновой). Дочь, Камышникова Дарья Фёдоровна (1969 г. р.), куратор. В 1969 г. окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова . Окончила (в 1972 году) очную аспирантуру исторического факультете МГУ. В 1980 году защитила кандидатскую диссертацию «Творчество Якопо Каруччи да Понтормо и проблемы развития раннего маньеризма во Флоренции» под руководством В. Н. Гращенкова. В 1998 году защитила докторскую диссертацию по теме «Художественная жизнь Флоренции в период правления герцога Козимо I Медичи». В период учебы В. Д. Дажина работала экскурсоводом в Останкинском дворце-музее, научным сотрудником Дома-музея В. М. Васнецова. C 1972 по 1974 работала консультантом правления Союза Художников (СХ РСФСР). 1974-1981 - научный редактор редакции искусства и архитектуры издательства «Советская энциклопедия». Преподаёт с 1975 года на кафедре зарубежного искусства МГУ, курс «Искусство Возрождения» и спецкурс «Проблемы европейского маньеризма». 1980-1985 - читала специальные курсы по памятникам русской архитектуры и крупнейшим музеям России в Институте повышения квалификации Госкоминтуриста. C 1985 - профессор кафедры истории искусства художественно-графического факультета МПГУ, где проводились общие курсы: «Искусство Возрождения» и «Современное зарубежное и отечественное искусство», а также два спецкурса по вопросам современного и классического искусства, по 2003 год. С 2003 года профессор кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ. Многие годы сотрудничала с Московским государственным художественно-промышленным университетом им. Строганова, где читала годовой курс по синтезу искусств В 1993 году по ее инициативе совместно с В. С. Турчиным и рядом московских ведущих художников была образована Школа современного искусства «Свободные мастерские», в которой в системе курсовой подготовки была апробирована принципиально новая дисциплина «Теория и практика современного искусства». В программу обучения помимо практических мастерских для художников были включены такие новые дисциплины, как арт-менеджмент, проблемы арт-рынка и специфика его развития в России, вопросы экспертизы и оценки произведений искусства, особенности работы галериста и куратора в современных условиях. В 1999 году начала сотрудничество с Московским музеем современного искусства, где являлась главным методистом образовательного центра. В. Д. Дажина выступала как ведущий эксперт по проблемам образования в области современного искусства, работает с молодыми научными сотрудниками Московского музея современного искусства С 1984 года состояла в Союзе художников России. С 1992 г., член Ассоциации искусствоведов и критиков В. Д. Дажина также являлась членом Московского бюро Комиссии по культуре Возрождения при РАН, вице-президентом Межрегионального общества истории искусства, экспертом от России в международном культурном фонде Ромуальдо дель Бьянко (англ.) во Флоренции. Круг научных интересов связан с искусством и культурой Италии от эпохи Возрождения, барокко вплоть до настоящего времени, а также с проблемами зарубежного и отечественного современного искусства и новейших течений. Опубликовала более 150 научных работ, в их числе монография «Микеланджело. Рисунок в его творчестве» (1986), книги «Рафаэль и его время» (1983) и «Андреа дель Сарто» (1986), являлась членом редколлегии и автором статей в Католической энциклопедии и энциклопедии «Культура Возрождения» С 2010 года была постоянным куратором международной конференции "Актуальные проблемы теории и истории искусства". Избранные работы- Рафаэль и его время. (К 500-летию со дня рождения) - М.: Знание, 1983. - 56 с. - (Сер. «Искусство»)
- Микеланджело. Рисунок в его творчестве. - М.: Искусство, 1986. - 215 с.
- Влияние Микеланджело на становление творческой индивидуальности Понтормо // Микеланджело и его время. / Под ред. Е. И. Ротенберга, Н. М. Чегодаевой. - М.: Искусство, 1978.
- Влияние зрелищно-карнавальной традиции и театральной культуры на раннее творчество Понтормо // Советское искусствознание’79. Вып.1. М., 1980. С. 104-122.
- Микеланджело и движение итальянской реформации // Культура Возрождения и Реформация: / Акад. наук СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. по проблемам культуры эпохи Возрождения; . - Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. - C. 86-91.
- Римское окружение Рафаэля // Рафаэль и его время. / Отв. ред. Л. С. Чиколини М.: «Наука», 1986. - С. 224-237.
- Социальные корни итальянского маньеризма // Культура Возрождения и общество. М.: Наука, 1986. - С. 145-152.
- Понтормо и радикальные религиозные движения XVI в. // Искусство Возрождения: Сб. ст. М., 1991. - С. 42-85.
- Средневековые реминисценции в творчестве Понтормо // Культура Возрождения и Средние века. Сб. ст. РАН, Науч.совет по истории мировой культуры РАН. - М.: «Наука», 1993. ISBN 5-02-012318-8
- «Страшный суд» Микеланджело. Проблемы интерпретации // Вопросы искусствознания. Вып. VIII (1.96). М., 1996. - С. 270-296.
- Радикальные религиозные движения XVI в. и маньеризм // : / Рос. акад. наук, Науч. совет по истории мир. культуры, Комис. по культуре Возрождения; . - М. : Наука, 1997. ISBN 5-02-011250-X. С. 190-199.
- Росписи Понтормо в хоре церкви Сан Лоренцо // Искусство и культура Италии эпохи Просвещения. М., 1997. - С. 106-120.
- «Навязанная память»: мифологизация власти Медичи в художественной политике герцога Козимо I Медичи // Вопросы искусствознания. XI (2/97). М., 1997. - С. 318-335.
- Портретная иконография Медичи. От республики к монархии // Культура Возрождения и власть: / Рос. акад. наук. Науч. совет по истории мир. культуры. Комис. по культуре Возрождения; . - М. : Наука, 1999. ISBN 5-02-011744-7. С. 130-144.
- Флорентинская Академия рисунка: история, теория, художественная практика. От маньеризма к академизму // Искусствознание. 1/98. М., 1998. С. 182-204.
- Свадебные торжества и театр при дворе Козимо I Медичи // Искусствознание. 1/99. М., 1999. С. 76-93.
- Театрализованные представления при дворе Великих герцогов Тосканских. Свадебные торжества 1579 и 1608 // Итальянский сборник = Quaderni italiani : Сб. науч. тр. / Рос. акад. художеств. Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств; . Вып.1. - М.: НИИ теории и истории изобраз. искусств Рос. акад. художеств, 1999.
- Театр Лоренцо Бернини // Итальянский сборник. Сб. науч. тр. / Рос. акад. художеств. Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств; Вып.2. - М.: НИИ теории и истории изобраз. искусств Рос. акад. художеств 2000. - С. 105-118.
- Личность художника конца Возрождения: автопортрет, автобиография, дневник // Человек в культуре Возрождения: / Рос. акад. наук. Науч. совет по истории мир. культуры. Комис. по культуре возрождения; редкол. Л. М. Брагина , В. М. Володарский , О. В. Дмитриева . - М.: «Наука», 2001. ISBN 5-02-011748-X. С. 153-160.
- Одинокий странник в заколдованном лесу. Священная роща в Бомарцо // Искусствознание. 1/02. М., 2002. С. 220-237.
- Леонардо да Винчи. Апология живописи // Искусствознание. 2.02. М., 2002. С. 223-234.
- Флоренция времени правления Великих герцогов Тосканских: искусство и политика // Древнерусское искусство. Византия. Русь. Западная Европа: искусство и культура. Редкол.: Л. И. Лифшиц (отв. ред.) и др.; . . СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. ISBN 5-86007-342-9. С. 402-418.
- Римское окружение Микеланджело // От Средних веков к Возрождению. СПб.: Алетейя, 2003. ISBN 5-89329-587-0
- Эротика и политика. Росписи Джулио Романо в Палаццо дель Те в Мантуе // Миф в культуре Возрождения: / Рос. акад. наук, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. по культуре Возрождения; . - М. : Наука, 2003. С. 144-154.
- Слово и образ в искусстве Леонардо да Винчи // Леонардо да Винчи и культура Возрождения. М., 2004.
- Театр Буонталенти. От маньеризма к барокко // Театр и театральность в культуре Возрождения: . - М.: «Наука», 2005. ISBN 5-02-033546-0. С .108-121.
- Церковь Санта Мария ди Сан Бьяджо в Монтепульчано. Проблема сложения типологии вотивной и паломнической церкви Возрождения // Леон Батиста Альберти и культура Возрождения. / . - М. : Наука, 2008. ISBN 978-5-02-034402-0. С. 173-194
- Любовь и смерть в творчестве Микеланджело // Образы любви и красоты в культуре Возрождения. / . - М.: Наука, 2008. ISBN 978-5-02-035707-5. С. 114-123.
- «Аллегория любви» Аньоло Бронзино. Проблемы стиля и интерпретации // Итальянский сборник: Сб. ст. Вып. 5. М.: Памятники исторической мысли, 2009. ISBN 5-88451-252-X, ISBN 978-5-88451-252-8. С. 119-135.
- Храм, дворец, вилла. Очерки из истории ренессансного интерьера. М.: Издательство МХПА им. С. Г. Строганова, 2012. - 300 с.
- Эпоха возрождения // Всеобщая история интерьера. /Соловьев Н. К., Майстровская М. Т., Турчин В. С., Дажина В. Д. М.: Эксмо, 2013. ISBN 978-5-699-53727-3
- «Великая война» (1914–1918) и судьбы европейского искусства. М.: БуксМАрт, 2014. - 228 с. ISBN 978-5-906190-21-5
Выступления и лекции- Благочестивое паломничество: искусство перед лицом смерти, в проекте Academia] телеканала «Россия - Культура»
- Караваджо. 1-я лекция, 2-я лекция
- Микеланджело. 1-я лекция, 2-я лекция
- Мир Леонардо да Винчи] в программе Очевидное - невероятное профессора Капицы
- Радио «Культура» передача «Действующие лица»
Ссылки- Страничка на сайте Московского музея современного искусства (ММОМА)
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|