Джон Кассаветис |
John Cassavetes |
|
Имя при рождении: | Джон Николас Кассаветис |
---|
Дата рождения: | 9 декабря 1929 |
---|
Место рождения: | Нью-Йорк, Нью-Йорк, США |
---|
Дата смерти: | 3 февраля 1989 (59 лет) |
---|
Место смерти: | Лос-Анджелес, Калифорния, США |
---|
Гражданство: | США |
---|
Профессия: | кинорежиссёр сценарист продюсер монтажёр |
---|
Карьера: | 1951-1985 |
---|
Направление: | Независимое американское кино |
---|
Награды: | «Золотой лев» (1980) «Золотой медведь» (1984) |
---|
IMDb: | ID 0001023 |
---|
Джон Кассаветис |
Джон Николас Кассаветис (англ. John Cassavetes; 9 декабря 1929 - 3 февраля 1989) - американский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Он считается одним из важнейших представителей американского независимого кино. Фильмы Кассаветиса оказали влияние на Жан-Люка Годара, Мартина Скорсезе, Жака Риветта, Нанни Моретти, развивших его идеи. Номинировался на «Оскар» как актёр, режиссёр и сценарист. Отец режиссера Ника Кассаветиса.
Содержание- Биография
- Избранная фильмография
- Примечания
- Ссылки
Широкой публике Джон Кассаветис известен как актёр, снявшийся в фильмах Романа Полански («Ребёнок Розмари») и Брайана Де Пальмы («Ярость»). Кассаветис использовал свою известность и деньги, заработанные в Голливуде, для того, чтобы снимать фильмы, нетрадиционные для американского кинематографа того времени.
Ранние годыДжон Кассаветис родился в Нью-Йорке, в семье греческих иммигрантов Кэтрин и Николаса Джона Кассаветисов. Первые годы он провел со своей семьей в Греции и, когда вернулся в Штаты в возрасте семи лет, не говорил по-английски. Дальнейшее его детство прошло в Нью-Йорке на Лонг-Айленде. После окончания в 1950 году Американской академии драматического искусства Кассаветис продолжил играть в театре, исполняя небольшие роли в кино, и начал работать на телевидении.
ТворчествоВ это время он познакомился с актрисой Джиной Роулендс, ставшей в 1954 году его женой. К 1956 году Кассаветис начал преподавать актёрское мастерство на семинарах в Нью-Йорке. Одна из импровизаций на этих семинарах вдохновила его на сценарный и режиссёрский дебют «Тени» (1959; первая версия 1957). В 1957 году, участвуя в нью-йоркском радио-шоу «Night People», в разговоре с ведущим Джином Шепердом о своей недавней роли в фильме Мартина Ритта «Городская окраина» Кассаветис внезапно объявил, что фильм разочаровал зрителей и, что он способен снять более хорошую картину. В конце передачи он призвал слушателей, заинтересованных в создании кино, альтернативного Голливуду, прислать доллар или два для финансирования «кино про людей». В течение следующих нескольких дней радиостанция собрала более 2000 $. Будучи верен своему слову, Кассаветис начал съёмки, даже несмотря на то, что не имел чёткого представления о фильме.
Кассаветис не смог добиться выпуска фильма в американский прокат, но «Тени» выиграл приз кинокритиков на Венецианском кинофестивале. Позднее европейские дистрибьюторы представляли картину в США уже в качестве импорта. Киновед Кирилл Разлогов считает, что «картина „Тени“ (1957) стала манифестом нового подхода к кинематографу, новых проблем, новой чувственности в американском кино». Хотя кассовые сборы фильма в Соединенных Штатах были незначительными, он привлёк внимание голливудских студий. Кассаветис режиссировал две голливудские картины в начале 1960-х - Too Late Blues (1961) и «Ребёнок ждёт» (1963).
Его следующий фильм «Лица» (1968), где в главных ролях играли его жена Джина Роулэндс, а также Джон Марли, Сеймур Кассел и Вэл Эвери, был номинирован на премию «Оскар» в трёх категориях: лучший оригинальный сценарий, лучшая мужская роль второго плана и лучшая женская роль второго плана. Картина повествует о медленном распаде современного брака.
В 70-х Кассаветис снял пять независимых фильмов, один из которых - «Женщина под влиянием» (1974) - был номинирован на премию «Оскар» за лучшую женскую роль и лучшую режиссуру.
Кассаветис нашел правильный ход в трактовке проблем американской неврастении, построенный на анализе сложных взаимоотношений между людьми. Его герои неизменно вызывали симпатию зрителей в самых разных концах земного шара. Это сделало работы Кассаветиса заметным явлением, а его самого - одним из самых культовых режиссёров американского кино за всю, пожалуй, послевоенную историю. Кирилл Разлогов |
Один из последних фильмов Кассаветиса, «Глория» (1980), завоевал Золотого льва, главную награду Венецианского кинофестиваля.
Джон Кассаветис умер в 1989 году от цирроза печени. Погребен на Вествудском кладбище.
Дети Кассаветиса - Ник, Александра и Зои - также выступают как актёры и режиссёры.