Мысливечек Йозеф.
›
Йозеф Мысливечек Josef Mysliveček | | Основная информация |
---|
Дата рождения | 9 марта 1737(1737-03-09) |
---|
Место рождения | Прага, Богемия |
---|
Дата смерти | 4 февраля 1781(1781-02-04) (43 года) |
---|
Место смерти | Рим, Италия |
---|
Страна | Чехия |
---|
Профессии | композитор, дирижёр |
---|
Жанры | опера, духовная музыка, симфоническая музыка |
---|
Аудио, фото, видео |
---|
Йо́зеф Мы́сливечек (чеш. Josef Mysliveček; 9 марта 1737, Прага ― 4 февраля 1781, Рим) ― чешский композитор и дирижёр, один из представителей классицизма. Содержание- Биография
- Творчество
- Примечания
- Литература
- Ссылки
БиографияМысливечек родился и вырос в Праге, в семье мельника. Мельником же был и отчим, взявший его и брата-близнеца на воспитание после смерти отца в 1749 году. В 1744-1747 годах учился в школе при доминиканском монастыре святого Ильи, а 1747-1752 годах - в иезуитской семинарии, где занимался и музыкой. По окончании семинарии Мысливечек поступил на философский факультет Карлова университета, но в 1753 году, не доучившись, покинул его и поступил на обучение ремеслу мельника. В 1758 году вместе с братом он был принят в Пражскую гильдию мельников, а в 1761 году получил звание мельника-мастера. В начале 60-х годов Мысливечек принял решение оставить ремесло и серьёзно заняться музыкой, первые уроки которой получил ещё в детстве от отца. Начав заниматься композицией под руководством Франца Хаберманна, Мысливечек вскоре перешёл на обучение к Йозефу Сегеру, органисту одной из пражских церквей. За полгода обучения у Сегера Мысливечек написал шесть симфоний, названных им по месяцам (январь―июнь) и изданных в 1762 году. В 1763 году Мысливечек при финансовой поддержке графа Винценца Вальдштейна отправился в Венецию, чтобы совершенствоваться в композиции у Джованни Батиста Пешетти. Вскоре появилась первая опера Мысливечека ― «Семирамида», поставленная в Бергамо в 1765 году, а первым крупным успехом композитора стала опера «Беллерофонт», в работе над постановкой которой ему помогал автор либретто Джузеппе Бонекки. В первой постановке, состоявшейся в 1767 году на сцене оперного театра Сан-Карло в Неаполе, участвовала знаменитая певица Катерина Габриэлли (до этого «Беллерофонт» исполнялся только при русском дворе). Вдохновлённый успехом оперы, Мысливечек обосновался в Италии. В 1771 году он был избран в члены Филармонической академии в Болонье. Среди итальянской публики, которой было сложно запомнить и произнести фамилию композитора, Мысливечек был известен как «Богемец» (Il Boemo), а в пору его наибольшей популярности ― как «Божественный Богемец» (Il divino Boemo). В 1770 году в Болонье Мысливечек познакомился с юным Вольфгангом Амадеем Моцартом; дружеские отношения между ними сохранялись до 1778 года, когда Мысливечек не смог выполнить обещание о помощи в организации постановки одной из опер Моцарта в Неаполе. Влияние Мысливечека на Моцарта оказалось столь велико, что впоследствии, по сходству стиля, некоторые его сочинения приписывали Моцарту, в том числе ораторию «Авраам и Исаак». До конца жизни Мысливечек почти не покидал Италии. Известны его поездки в Прагу в 1768, в Вену в 1772 и в Мюнхен в 1777―1778 годах (по приглашению баварского герцога Максимилиана III), где были с успехом исполнены его опера «Аэций» и оратория «Авраам и Исаак». Вернувшись в Италию, Мысливечек принялся за написание двух опер ― «Армиды» для миланской сцены и «Медонта» для римской. Оба спектакля, поставленные в 1780 году, потерпели провал, что тяжело сказалось на здоровье и финансовом положении композитора. Через год Мысливечек умер. Биография Мысливечека легла в основу нескольких литературных произведений, а также оперы Станислава Суды «Божественный богемец» (1912). ТворчествоМысливечеку принадлежат двадцать шесть опер в жанре оперы-сериа, написанных по большей части на либретто Пьетро Метастазио, а также симфонии, концерты для различных солирующих инструментов, камерные произведения. Важное место в его наследии занимает также духовная музыка, в том числе Страсти Иисуса Христа (La passione di Gesu Cristo, 1773, на либретто Метастазио), оратории «Святой Бенедикт» (1768), «Смерть Иисуса» (La morte di Gesu, 1770), «Авраам и Исаак» (1777). Выступая как дирижёр, Мысливечек пропагандировал оперное творчество К. В. Глюка. Примечания- ↑ 1 2 3 4 5 Пилкова З. Мысливечек Й.. Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. 1973-1982.. Проверено 27 июня 2013.
- ↑ Уманский А. М. Бонекки, Джузеппе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
- ↑ Бэлза И. Ф. Мысливечек // БСЭ
Литература- Freeman, Daniel E. Josef Mysliveček, "Il Boemo": the Man and His Music. Sterling Heights, Mich.: Harmonie Park Press, 2009.
- Бэлза И. Ф. История чешской музыкальной культуры ― М., 1959, стр. 285―306
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|