Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание,
но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать?
Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий,
направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
Ускорение продвижения
Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст,
она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
Ка́рел Ча́пек (чеш. Karel Čapek; 9 января 1890 года, Мале-Сватонёвице, - 25 декабря 1938 года, Прага) - один из самых известных чешских писателей XX века, прозаик и драматург, фантаст.
Автор знаменитых пьес «Средство Макропулоса» (Věc Makropulos, 1922), «Мать» (Matka, 1938), «R.U.R.» (Rossumovi Univerzální Roboti, 1920), романов «Фабрика абсолюта» (Továrna na absolutno, 1922), «Кракатит» (Krakatit, 1922), «Гордубал» (Hordubal, 1933), «Метеор» (Povětroň, 1934), «Обыкновенная жизнь» (Obyčejný život, 1934; последние три образуют т. н. «философскую трилогию»), «Война с саламандрами» (Válka s mloky, 1936), «Первая спасательная» (První parta, 1937), «Жизнь и творчество композитора Фолтына» (Život a dílo skladatele Foltýna, 1939, не закончен), а также множества рассказов, эссе, фельетонов, сказок, очерков и путевых заметок. Переводчик современной французской поэзии.
Содержание
Биография
Библиография
Экранизации
Музыка
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Биография
Карел Чапек родился 9 января 1890 года в Мале-Сватонёвице близ Трутнова, Австро-Венгрия (ныне Чешская Республика), в семье врача Антонина Чапека (1855-1929); он стал третьим и последним ребёнком в семье. Это был курортный городок, в котором также была развита горная промышленность. Здесь отец Карела работал врачом при курортах и горных рудниках. Его мать Божена Чапкова (1866-1924) собирала при жизни словацкий фольклор.
В июле того же года семья переехала в город Упице, где Антонин Чапек открыл собственную практику. Упице был быстро расширяющимся городком ремесленников; Чапеки жили в окружении сапожников, кузнецов и каменщиков, часто посещали дедушку и бабушку Карела, которые были фермерами. Детские воспоминания отразились на творчестве Чапека: он часто изображал в своих произведениях обычных, заурядных людей.
Чапек начал писать в возрасте четырнадцати лет. Его ранние произведения, такие как «Простые мотивы», «Истории фей» публиковались в местной газете Nedele. В 1908-1913 годах писал в соавторстве с братом Йозефом. Позже эти рассказы вошли в сборники «Сад Краконоша» (1918) и «Сияющие глубины» (1916). Будучи студентом он принимал активное участие в издании литературного альманаха (Almanac 1914). Одновременно Чапек интересуется живописью, в особенности кубизмом. Брат познакомил его со многими представителями чешского модернизма, Карел проникся их идеями и посвятил ряд статей модернизму в живописи.
Учился в гимназии в Градец-Кралове (1901-1905), затем переехал в Брно к сестре, где прожил два года. Отсюда он переехал в Прагу, где продолжил учёбу. В 1915 году получил степень бакалавра в Карловом университете, защитив диссертацию на тему «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству» Также занимался философией в университетах в Берлине и Париже.
По состоянию здоровья не был призван в армию и короткое время работал гувернером в семье графа Лажански. Осенью 1917 стал работать журналистом и критиком в газете Národní listy («Национальная газета»), с 1921 до своей смерти работал журналистом и культурным и политическим редактором в газете Lidové noviny («Народная газета»). В 1921-1923 был драматургом пражского «Театра на Виноградах» (Divadlo na Vinohradech). Писательница и актриса этого же театра, Ольга Шайнпфлюгова, с 1920 была его знакомой и близким другом (заключили брак в 1935).
Активно занимался литературой с 1916 года (сборник рассказов «Сияющие глубины», написан в соавторстве с братом Йозефом). Очень разные по характеру прозаические произведения демонстрируют блестящее владение искусством реалистического описания, тонкий юмор и дар художественного предвидения (типичный пример - антиутопии «Фабрика абсолюта», «Кракатит» и «Война с саламандрами»). Ещё при жизни он получил широкое признание как в Чехословакии, так и за её пределами: был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года, основателем и первым председателем Чехословацкого Пен-клуба (в 1925-1933), членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с 1931); в 1935 выдвигался на должность президента Международного Пен-Клуба Г. Уэллсом, его тогдашним президентом (отказался от поста по причине болезни). Помимо литературы и журналистики снискал известность как фотограф-любитель (его книга фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» была самой публикуемой в межвоенной Чехословакии).
Чапек, убеждённый антифашист, слабое здоровье которого было подорвано событиями 1938 года (Мюнхенский сговор), скончался от двустороннего воспаления лёгких 25 декабря 1938 г., полученного в результате работ по ликвидации наводнения незадолго до полной немецкой оккупации Чехословакии.
Перед этим он оказался фактически в полной политической и личной изоляции, после того как отказался покинуть страну после отставки и эмиграции её тогдашнего президента Эдварда Бенеша. Похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде. После смерти за писателем приходило Гестапо. Его архив был спрятан вдовой, Ольгой Шайнпфлюговой, в саду усадьбы Стрж в селе Стара-Гуть (у городка Добржиш, в 35 км к югу от Праги), где писатель провел последние три года жизни, и обнаружен после войны.
Творчество Чапека, который был личным другом и многолетним собеседником Т. Г. Масарика, пропагандировал многие его идеи (книги «Разговоры с Т. Г. Масариком» и «Молчание с Т. Г. Масариком») и не проявлял особых симпатий к социализму (известная статья «Почему я не коммунист»), в коммунистической Чехословакии первое время было под запретом, но с 1950-1960-х годов вновь стало активно издаваться и изучаться.
Карел Чапек и его брат и соавтор художник Йозеф (умер от тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен) являются изобретателями слова «робот». Карел ввёл в действие пьесы «R.U.R.» искусственно созданных людей и назвал их «лаборами», от латинского слова labor («работа»). Но это название не понравилось автору, и, посовещавшись с братом-художником, оформлявшим декорации спектакля, он решил назвать этих искусственных людей словацким словом, имеющим такое же значение (по-чешски «работа» - práce, а robota означает «каторга», «тяжёлая работа», «барщина»).
В отличие от многочисленных писателей-фантастов, использовавших затем слово «робот» для обозначения человекоподобных неживых механизмов, Карел Чапек назвал этим словом не машины, а живых людей из плоти и крови, только созданных на специальной фабрике.
Библиография
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
Конверт с портретом Карела Чапека, выпущенный в серии «Деятели мировой культуры». Почта России, 2015 г., (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 267)
Сольные издания на русском языке
ВУР. Верстандовы универсальные работари. Л.: Государственное издательство, 1924 г. Серия: Новости иностранной литературы
Гордубал. М: Государственное издательство художественной литературы, 1937 г.
Дело о попугае. М: Крокодил, 1945 г. Серия: Библиотека "Крокодила".
Избранные произведения. М: Объединение государственных книжно-журнальных издательств, 1947 г.
Избранное . М.: Государственное издательство художественной литературы СССР, 1950 г.
Рассказы. Очерки. Пьесы . М.: Государственное издательство художественной литературы СССР, 1954 г.
Как это делается . Киев: Державне видавництво художньоi лiтератури, 1955 г.
Сказки и веселые истории . М.: Государственное издательство детской литературы, 1957 г.
Сочинения в пяти томах. Том 1. Рассказы и очерки . М.: Художественная литература, 1958 г.
Сочинения в пяти томах. Том 2. Очерки. Путевые заметки . М.:Художественная литература, 1958 г.
Сочинения в пяти томах. Том 3. Пьесы . М.: Художественная литература, 1958 г.
Сочинения в пяти томах. Том 4. Кракатит. Гордубал. Метеор . М.: Художественная литература, 1959 г.
Сочинения в пяти томах. Том 5. Война с саламандрами. Первая спасательная . М.: Художественная литература, 1959 г.
Пьесы . М.: Искусство, 1959 г. Серия: Библиотека драматурга
Как это делается . Петрозаводск: Государственное издательство Карельской АССР, 1960 г.
Война с саламандрами . М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960 г. Серия: Зарубежный роман XX века
Год садовода . М.: Художественная литература, 1961 г.
Сказки . М.: Детская литература, 1963 г.
R. U. R. Средство Макропулоса. Война с саламандрами. Фантастические рассказы . М.: Мир, 1966 г.
Библиотека современной фантастики. Том 11. Фабрика Абсолюта. Белая болезнь . М.: Молодая гвардия, 1967 г. Серия: Библиотека современной фантастики
Как это делается. Год садовода . М.: Художественная литература, 1967 г. Серия: Народная библиотека
Об искусстве . Л.: Искусство, 1969 г.
Сказки . М.: Детская литература, 1969 г.
Обыкновенная жизнь. Жизнь и творчество композитора Фолтына . М.: Художественная литература, 1970 г.
Рассказы из одного кармана. Рассказы из другого кармана . Прага: Лидове Накладательстви, 1974 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 1. Рассказы . М.: Художественная литература, 1974 г.
Избранное . Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1974 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 2 . М.: Художественная литература, 1975 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 3 . М.: Художественная литература, 1975 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 4 . М.: Художественная литература, 1976 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 5 . М.: Художественная литература, 1976 г.
Война с саламандрами. Мать. Рассказы. Юморески . М.: Художественная литература, 1976 г. Серия: Библиотека всемирной литературы
Собрание сочинений в семи томах. Том 6 . М.: Художественная литература, 1977 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 7 . М.: Художественная литература, 1977 г.
Война с саламандрами. Рассказы . М.: Художественная литература, 1980 г. Серия: Классики и современники
Война с саламандрами . М.: Правда, 1981 г.
Рассказы . М.: Правда, 1982 г.
Избранное. Рассказы. Очерки. Афоризмы . Мн.: Издательство БГУ им. В. И. Ленина, 1982 г.
Война с саламандрами . М.: Правда, 1983 г.
Рассказы . Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984 г.
Война с саламандрами. Кракатит . Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1984 г.
Война с саламандрами. М.: Книга, 1985 г.
Рассказы . М.: Художественная литература, 1985 г. Серия: Классики и современники
Гордубал . М.: Правда, 1986 г. Серия: Библиотека зарубежной классики
Война с саламандрами. Рассказы . Мн.: Народная асвета, 1986 г.
Сатирический детектив. Сказки . М.: Правда, 1987 г. Серия: Мир приключений
Война с саламандрами . Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1987 г.
Путешествия . М.: Художественная литература, 1988 г.
Рассказы. Очерки. Юморески . М.: Правда, 1988 г.
Рассказы из одного кармана. Рассказы из другого кармана . Прага: Лидове Накладательстви, 1989 г.
Гордубалово (или «Семья Гордубалов») (Hordubalové),1937, Чехословакия, реж. Мартин Фрич (Фрич, Мартин); по роману «Гордубал».
Белая болезнь (Bílá nemoc), 1937, Чехословакия, реж. Уго Гаас.
Робот-девушка № 1 (Robot-Girl Nr. 1), 1938, Австрия, реж. Йозеф Медеотти-Богац; по пьесе «R.U.R.».
Рассказы Чапека (Čapkovy povídky), 1947, Чехословакия, реж. Мартин Фрич (Фрич, Мартин); по «Рассказам из одного кармана» и «Рассказам из другого кармана».
R.U.R., 1948, Великобритания, реж. Ян Бусселл; телефильм.
О вещах сверхъестественных (O věcech nadpřirozených), 1958, Чехословакия, реж-ры: Иржи Крейчик, Ярослав Мах, Милош Маковец; по рассказам «Глория» (или «Ореол»), «Тайна почерка» и «Судебный случай».
Чинтамани и аферист (Čintamani & podvodník), 1964, Чехословакия, реж. Иржи Крейчик; по рассказам «Чинтамани и птицы» (или «Редкий ковёр») и «Похождения брачного афериста».
Это нас не касается (Det angår ikke oss). 1965, Норвегия, реж. Роннауг Альтен; телефильм.
Справедливость для Сельвина (Spravedlnost pro Selvina), 1968, Чехословакия, реж. Иржи Вайс; телефильм по рассказу «Дело Сельвина».
Человек, который умел летать (Людина, що вміла літати), 1968, СССР\Украина, реж. Евгений Сивоконь (Сивоконь, Евгений Яковлевич); анимационная короткометражка.
Покушение на убийство (Ein Mordanschlag), 1971, ФРГ, реж. Карл Петер Вильц; телефильм.
Рекорд (რეკორდი), 1973, СССР\Грузия, реж. Гурам Патарая (Патарая, Гурам Васильевич).
Как кошечка и собачка мыли пол* (Як песик і кошеня мили підлогу), 1977, СССР\Украина, реж. Алла Грачёва (Грачёва, Алла Алексеевна (режиссёр)); анимационная короткометражка.
Всё та же старая история (La misma vieja historia), 1977, Мексика, реж. Марибель Варгас; документальная короткометражка.
Тюрьма (В'язниця), 1994, Украина, реж. О Абдуллаева; по рассказам К. Чапека и К. Вернелеса.
Лотрандо и Зобеида (или «Разбойник и принцесса») (Lotrando a Zubejda), 1997, Болгария, Чешская республика, Франция, реж. Карел Смычек; по «Второй разбойничьей сказке» и «Большой докторской сказке».
Алилот Давид (Alilot David), 1998, Израиль, реж-ры Йосси Мадмони и Давид Офек; телесериал по библейским рассказам из книги «Апокрифы».
В замке (Na zámku), 2000, Чешская республика, реж. Иржи Страх; телефильм.
Карманы Чапека (Čapkovy kapsy), 2010, 2011, Чешская республика, реж-ры: Войтичек Моравец, Марин Копп, Зденек Дурдил, Яна Боршкова, Даниэль Марак, Ян Мика мл., Йозеф Тука, Розалия Когоутова, Ян Вейнар, Слободанка Радун, Ян Тешитель, Ян Храмоста; телесериал из 12 короткометражек по «Рассказам из одного кармана» и «Рассказам из другого кармана».
R.U.R.: Genesis, 2013, США, реж. Джеймс Кервин; телефильм по пьесе «R.U.R.». _______________________________________________________
* В титрах украинского анимационного фильма «Как кошечка и собачка мыли пол» ошибочно указано: «По сказке Карела Чапека». В действительности автором этой сказки является Йозеф Чапек, брат Карела Чапека. По этому произведению снят также чешский анимационный короткометражный фильм, где имя автора сказки указано правильно.
Музыка
По пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса» чешский композитор Леош Яначек (Яначек, Леош) сочинил одноимённую оперу, премьера которой состоялась 18 декабря 1926 года в Национальном театре в городе Брно.
В кинофильме «Разбойник» (1931, реж. Йозеф Кодичек) звучат песни композитора Отакара Еремиаша на стихи Карела Чапека.
"Средство Макропулоса" - мюзикл композитора Владимира Баскина, либретто Константина Рубинского.
См. также
Братья Чапеки
Примечания
↑Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #118668250 Проверено 26 апреля 2014.
Литература
Ivan Klíma. Karel Čapek: Life and Work. - Catbird Press, 2002. - 259 с. - ISBN 0945774532.
B. R. Bradbrook. Karel Čapek: In Pursuit of Truth, Tolerance, and Trust. - Sussex Academic Press, 1998. - 257 с. - ISBN 9781898723851.
Карел Чапек. Карел Чапек - фантаст и сатирик (С. Никольский) // Библиотека современной фантастики. Том 11. Карел Чапек. - М.: Молодая гвардия, 1967. - С. 251-271. - 272 с.
Карел Чапек. О. Малевич. Послесловие // Сатирический детектив. Сказки. - М.: Правда, 1987. - С. 421-424. - 432 с.
О. Малевич. Реальность утопии. Научная фантастика в чешской литературе 20-30-х годов (предисловие) // Война с саламандрами. Дом в тысячу этажей. - М.: Радуга, 1986. - С. 5-16. - 368 с.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/