|
Лайфхак для парней: как добавить 💰 своей девушке?
Находка для тех, чьи девушки и супруги работают в сфере услуг: маникюр, брови, ресницы и так далее
🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»?
Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе
Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
|
Цунц Иом Тоб Липман.
›
Иом Тоб Липман Цунц | יום טוב ליפמן צונץ | | Дата рождения: | 10 августа 1794 |
---|
Место рождения: | Детмольд |
---|
Дата смерти: | 17 марта 1886 (91 год) |
---|
Место смерти: | Берлин |
---|
Страна: | Германия |
---|
Иом Тоб Липман (Леопольд) Цунц (идиш יום טוב ליפמן צונץ) - знаменитый еврейский ученый и деятель XIX века, основатель новейшей «еврейской науки» (так называемой «Wissenschaft des Judentums», חכמת ישראל); родился в Детмольде в 1794 г., ум. в Берлине в 1866 г. Содержание- Биография
- Научная деятельность. I период
- Новый период научной деятельности
- Общественная деятельность
- Примечания
- Литература
БиографияОтец его, Менахем (Мендль) Иммануил Ц. (ум. в 1803 г.), считался выдающимся талмудистом. Детство Ц. провел в крайней нужде, а после смерти отца, когда Ц. было всего 8 лет, семья очутилась в самом безвыходном положении. Мать Ц. была поэтому вынуждена через год после этого определить его в новооснованную к тому времени в Вольфенбюттеле банкиром Герцом Самсоном талмуд-тору для бедных детей. В этой талмуд-торе Ц. пробыл четыре года, в продолжение которых он с необыкновенным прилежанием изучал Библию, Мишну и Талмуд. Среди его товарищей в талмуд-торе находился Маркус Йост. За недостатком средств Ц. и Иост были вынуждены жить в синагоге, где при тусклом свете огарков так назыв. «свечей поминовения» и свечей «иарцейта» изучали Библию и Талмуд. В 1807 г. талмуд-тора была преобразована в образцовую школу, во главе которой стал просвещенный педагог С. М. Эренберг. Ц. продолжал некоторое время учиться под его руководством. В 1809 г. Ц. поступил в вольфенбюттельскую гимназию, которую он окончил в 1815 г. (Ц. был одним из первых евреев, получивших гимназическое образование в Германии). Во время пребывания Ц. в гимназии он продолжал усиленно заниматься еврейской литературой. В конце 1815 г. Ц. уехал в Берлин и поступил в университет, где слушал лекции по философии у известного Шлейермахера, по библейской критике и экзегезе у Де Ветте, по праву у Савиньи. В Берлине он нашел покровительство у старшины общины Реубена-Самуила Гомперца и сразу попал в кружок лиц, пропοведовавших неустанно необходимость реформы еврейского религиозного быта, внутренне лишь тяготившихся своей принадлежностью к еврейству. Цунц жил в доме Генриетты Герц, в качестве домашнего учителя. В 1817 году был назначен проповедником в храме Израиля Якобзона. В 1818 г. Ц. оставляет свою должность в доме Генриетты Герц и всецело предается изучению еврейской литературы по рукописным источникам. Ц. вместе с Эдуардом Ганзом и другими основывает общество «Jung-Israel», переименованное затем в «Verein für Cultur u. Wissenschaft d. Judentums» (см.), девизом которого было «гармоническое сочетание евр. традиции с современной культурой». Средства к жизни Ц. добывал частными уроками и работой в «Haude und Spener’sche Zeitung», членом редакции которой он состоял. В том же году он задумал издавать орган вышеупомянутого ферейна «Zeitschrift für die Wissenschaft d. Judentums» (вышел лишь один том). В 1826 г. Ц. занял пост заведующего общинной школой в Берлине, но в 1830 г. по настоянию местных ортодоксов Ц. был устранен от этой должности. В 1835 г. был приглашен на пост проповедника в Праге, в 1837 г. - директором еврейской учительской семинарии в Берлине. В 1864 г. в 70-летнюю годовщину рождения Ц. в честь его было основано Нейманом и Блейхредером «Zunz’sche Stiftung». В 1871 г. Ц. был удостоен степени доктора honoris causa Галлеского университета. В 1875-1876 гг. было издано собрание сочинений Ц. в трех частях («Gesam. Schriften»), в которое не вошли наиболее крупные сочинения Ц. В 1887 г. в честь Ц. был издан М. Штейншнейдером сборник статей «Zunz Jubelschrift». В личной жизни Ц. представлял образец высокого благородства и необычайной скромности, преданности евр. традиции и идеалам еврейства. Научная деятельность. I периодВ этом периоде научное творчество Ц. не было свободно от апологетики реформы в евр. религиозном быту. Введенная им впервые научная критика, дотоле неведомая евр. ученым (после Азарии деи Росси), служит в руках Ц. орудием для защиты умеренной реформы. Ввиду той роли, которую (именно в этот период) сыграла деятельность Ц. в духовном развитии германского еврейства, этот период представляет большой интерес. Ц. очень рано обнаружил склонность к науке. Знакомство с сочинением Вольфа «Bibliotheka Hebraea» дало Ц. первый импульс к мысли ο создании еврейской науки. Изучение критико-историографического произведения Азарии деи Росси «Meor Enajim» вызвало желание применить методы научной критики в области еврейской истории и литературы. Ц. дебютировал небольшим сочинением «Etwas über die rabbinische Literatur nebst Nachrichten über ein altes bis jetzt ungedrucktes Werk» (опубликовано в 1818 г.; вторично издано в "Gesammte Schriften Z.'а, т. I, Берлин, 1875). Сочинение это, содержащее как бы программу всей последующей деятельности пионеров еврейской науки Ц., Рапопорта, Луцатто, Франкля и Ландауэра, как и продолжателей их, знаменует собою эпоху в истории евр. мысли - как первая книга в области новейшей «еврейской науки». Отметив различные судьбы древнейшей (то есть библейской) еврейской литературы и побиблейской литературы, Цунц доказывает необходимость созидания еврейской науки, которая должна быть посвящена исследованию судеб еврейской литературы, религии, культуры и жизни, начиная с заключения Библии. Печальная доля выпала, по мнению Ц., на побиблейскую литературу. Библейская письменность, как легшая в основу христианской религии и европейской цивилизации, вызвала несравненно больше, чем античную культуру, обширную и глубокосодержательную научную литературу, хотя от античного мира сохранилась колоссальная литература, а от древнейшей еврейской культуры лишь одна небольшая по размеру книга (Библия). Иная судьба выпала на долю побиблейской литературы, продолжающейся до сих пор. Являясь уделом несчастного еврейского народа, она не вошла в оборот науки и современной культуры. Еврейская литература находится на пути к совершенному вырождению и исчезновению. Поэтому настало время основать еврейскую науку, которая имела бы целью исследовать еврейскую литературу и подвести ее итоги. Еврейская наука, ввиду намеченных правительствами и обществом коренных преобразований в положении и быте евреев, могла бы служить верным руководством при решении многих вопросов. Нужно с большим вниманием относиться к традиции и сделать тщательный выбор между остатками старины, потерявшими ныне свое значение, и нормами и обычаями, коренящимися в духе иудаизма и народа. По мнению Ц., еврейская литература, как и история, создалась и развилась под влиянием трех главных факторов, а именно: а) под действием внутренних законов развития, b) под прямым влиянием идей, течений и событий, лежащих в условиях окружающих народов и культур, и с) под влиянием чувства самосохранения, заставлявшего еврейский народ усваивать в борьбе с идеями и течениями окружающих народов и культур элементы, находящиеся в полном противоречии с основами культуры других народов. Новооснованная еврейская наука, по мысли Ц., имеет своей задачей рассматривать «иудаизм», историю еврейского народа и его литературы с точки зрения этих трех факторов в свете основных дисциплин науки по истории культуры. Первой евр. книгой, в которой научная критика, чуждая евр. ученым, как и методы строгой науки, нашли свое применение, был орган основанного Ц. ферейна евр. культуры и науки «Zeitschrift f. d. Wissenschaft des Judenthums». В этом журнале, редактированном Ц., имеются три важные работы Ц.; «Rabbi Solomo b. Isaak», «Grundlinien einer künftigen Statistik d. Juden» (перепечатано в Gesam. Schr., т. Ι, pp. 134 и сл.) и «Ueber die in den hebräisch. Schriften vorkommenden hispanischen u. provensalischen Ortsnamen». Первая работа, посвященная жизни и литературной деятельности р. Соломона бен-Исаака, всесторонне освещает французскую экзегетическую школу вообще и экзегезу Раши в частности. Она послужила образцом для классических произведений С. И. Рапопорта ο Гаи-гаоне, р. Хананеле и р. Натане из Рима. Евр. перевод ее, сделанный Блохом, пользовался большой популярностью и сыграл важную роль в смысле приобщения талмудистов старой школы к евр. науке. Вторая работа Ц. посвящена постановке вопроса ο евр. «статистике» и методам ее изучения. Ц. подробно обосновывает дисциплину евр. статистики, понимаемую в самом широком смысле слова. Евреи, лишенные территории и политической самостоятельности, составляют однородную группу по следующим трем признакам: 1) расе, следам языка и традициям, сохранившимся у евреев ο классической родине - Палестине, 2) вере, конгломерату обычаев, верований и т. д. и 3) общности исторических судеб в диаспоре и их результатов. Евр. «статистика», по мнению Ц., имеет целью изучать: политическое, общественное, культурное и нравственное состояние евреев в каждой стране; происхождение и историю евр. поселений и общин; физические свойства евр. расы в каждой стране, язык и влияние языка туземного населения, ритуал, общинное управление, внутренний строй жизни, профессии, ремесла, занятия, экономическое положение, обычаи, культурное состояние, нравственное состояние, течения и движения, общественную и культурную борьбу, благотворительные учреждения, культурные и просветительные общества, правовое положение, взаимоотношения между туземным населением и евреями, народные верования и легенды ο евреях. Третья работа, содержащая сводку рассеянных в евр. письменности данных об испанских городах, послужила образцом для капитальной работы Г. Гросса «Gallia Judaica». Особенный интерес представляет предисловие к названной работе, в котором Ц. излагает свои основные воззрения на евр. историю. В следующем году Ц. начал свой капитальный труд «Die Gottesdienstliche Vorträge der Juden» (появилось в 1832 г.; 2-e изд. 1892 г.) Сочинение это содержит исчерпывающее изложение истории и развития гомилетической литературы у евреев. По точности метода и совершенству приемов, мастерскому изложению, необыкновенной эрудиции и умению развертывать перед читателями грандиозную картину на основании массы случайных и разбросанных данных, труд Ц. может быть назван классическим в научной литературе 19 в. вообще. Это сочинение легло в основу всех последующих работ евр. ученых ο талмуд.-мидрашитской письменности. Ближайшим поводом к составлению этого труда послужило запрещение прусского правительства произносить проповеди на немецком языке в синагогах, как нововведения, стоящего в противоречии с евр. традицией. Задачей Ц. было дать исследование истории проповеди у евреев. Труд Ц. не достиг практической цели, так как запрещение не было следствием незнакомства с евр. историей, а явилось результатом общей реакционной политики. Но зато труду Ц. было суждено сыграть большую роль в развитии евр. науки. Исходной точкой этого труда является мнение, что проповедь была одним из древнейших элементов евр. богослужения наряду с молитвой, чтением Торы и Таргумом (введение). Древнейшие следы проповеди Ц. видит в последних книгах библейского канона: Эзре, Нехемии и кн. Хроник; они совпадают по времени с заключением пророчества (гл. I-II). Затем Ц. дает характеристику проповеди - гомилии и ее видов, мидраш - галаха и мидраш - агада, методов и приемов агады, шести видов агады, таргумим, взаимоотношения галахи и агады, дидактической агады, исторической агады, мистическо-гомилетической литературы, характеристики и датировки всех мидрашим, сущность и значение проповеди-гомилии в культурной и религиозной жизни еврейства, исторические судьбы проповеди и проповедников в связи с общим очерком истории воспитания и религиозного состояния еврейства в западвой и восточной Европе. В 1837 г. появилась интересная работа Ц. «Namen der Juden», посвященная изучению евр. собственных имен и вызванная запрещением правительства евреям называться христианскими именами. В этом же году им был издан под редакцией Ц. перевод Библии на немецкий язык. В работе приняли участие М. Закс, Г. Арнгейм и Ю. Фюрст (арамейские тексты Библии). Самому Ц. принадлежит перевод кн. Хроник с ценным введением, посвященным библейской историографии. Перевод этот, отличающийся большими литературными и научными достоинствами, как и осторожным отношением к традиции, поскольку это не противоречит науке, выдержал 13 изд. Из других работ Ц. за этот период должны быть отмечены: «Zeittafel über die gesammte heil. Schrift» (Б., 1838); «Geographische Literatur der Juden» и «Zur Palästinischen Geographie aus jüdischen Quellen» (эти последние две работы, представляющие ценный вклад в евр. литературу, появились впервые в виде введения к Ашерову изданию соч. Вениамина Тудельского и затем отдельно в Gesam. Schriften, 1875, т. I, pp. 146-216 и 265-304; дополнения к ним Штейншнейдера изданы в «Jerusalem» Luncz’а, V); «Tefillin, eine Betrachtung» (в Jahrbuch Busch’а, II, 1843-1844); «Eine alte Stimme» (ib., IV, 1844); «Gutachtung über die Beschneidung» (1844); םימודאה ןמ הירזע ונינר תודלות (Kerem Chemed, V и отдельно в виде предисловия к изданию Meor Enajim, Бенъякоба). Первый период деятельности Ц. завершается капитальным трудом: «Zur Geschichte u. Literatur» - сборником, состоящим из четырех больших работ: ο немецких и французских ученых, тосафистах, экзегетах, грамматиках, масоретах и моралистах; ο провансальских поэтах; об истории евреев в Сицилии; ο нумизматике. Новый период научной деятельностиНовый период научной деятельности совпадает у Ц. с крушением надежд на всеспасительность реформы вообще и эмансипации в частности. Ц. порывает сношения с реформистами и работает для чистой науки, считая, что будущее принадлежит последней. Если в первом периоде научные работы Ц. направлены к всестороннему исследованию умственной деятельности еврейства, то во втором периоде деятельность Ц. посвящена внутренним переживаниям средневекового еврейства, его надеждам и вожделениям, чувствованиям и настроениям, тревогам и волнениям. Ц. охватывает волна романтизма и заставляет его перенестись всецело в духовную жизнь мрачного средневековья; замыкаясь все более и более в беспросветную жизнь евр. средневековья, Цунц открывает в ней отрадные страницы и считает своим национальным долгом всесторонне исследовать эту жизнь, дабы еврейство сознало себя и в этом сознании одержало верх над всеми препятствиями, не дающими ему нормально развиваться. Плодом этой деятельности являются многие труды, посвященные исследованию религиозной поэзии у евреев, в которой, по мнению Ц., наиболее ярко отразились внутренние переживания и чаяния средневекового еврейства. Исходя из своего основного воззрения на еврейскую историографию, что фокусами еврейской истории, концентрирующими все явления и судьбы еврейства, являются «идеи и бедствия», Ц. считает пиюты отзвуками первых, кинот - отзвуками вторых, а селихот - сочетанием обоих. Происхождение религиозной поэзии, мотивы и сюжеты ее, формы и метрика, виды религиозной поэзии, связь ее с молитвами, события, послужившие поводом к составлению отдельных религиозных поэм, внутренняя композиция этих поэм, развитие религиозной поэзии, распространение и разветвление ее по отдельным ритуалам и странам - все это привлекает внимание Цунца. Главными трудами его за этот период являются: «Die Synagogale Poesie des Mittelalters» (1855); «Die Ritus d. sinagogalen Gottesdienstes geschichtlich entwickelt» (1859); «Literaturgeschichte der synagogalen Poesie» (1865) и «Nachtrag zur Literaturgeschichte der synagogalen Poesie» (1867). В них Ц. рассматривает колоссальную литургическую литературу (содержащую свыше 5000 литургических поэм) с вышеуказанных точек зрения. Прилагаемые переводы 366 поэм отличаются крупными литературными достоинствами, хотя не всегда точностью: самые безвкусные произведения калира превращаются под пером Ц. в мастерски отделанные создания. Главное внимание Ц. обращает на литургическую поэзию немецких и французских евреев, отличающуюся, по его мнению, необыкновенной силой, простотой и непосредственной правдой, сефардская же литургическая поэзия восходит к классической эпохе, когда евреи не терпели никаких гонений, почему произведения ее отличаются рассудочностью и не могут считаться за отражение народной жизни и народных переживаний. Работы Ц. основаны главным образом на рукописных источниках, и, несмотря на изыскания последующих ученых в области литургии и опубликования с этого времени многочисленных памятников литургической поэзии, до сих пор нельзя установить источник многих этих произведений. Из других работ Ц. заслуживают, кроме того, особенного внимания нижеследующие произведения: «Die Eidesleistung der Juden» (1859); введение к изданному Ц. сочинению Крохмаля ןמזה יכוננ הרומ (Львов, 1851); «Die hebräischen Handschriften in Italien» (1864); «Israel’s gottesdienstliche Poesie» (1870; имеется русс. перевод); «Die Monatstage» (1872); «Die Censur hebräischer Werke» (HB., I); «Die Baraita Samuels» (HB., V) и мн. др. Влияние трудов Ц. на всех последующих исследователей в различных областях евр. науки необычайно велико, и данное ему прозвание Нибура евр. науки является вполне заслуженным. Единственным недостатком, присущим всем трудам Ц. является то, что он не всегда указывает рукописные источники своих работ. Общественная деятельностьВ общественной деятельности Ц. мы наблюдаем два периода. В первом периоде он находится под влиянием реформистского кружка Якобсона и Генриетты Герц. Он придает огромное значение реформе евр. религиозного быта, которая, однако, по мнению Ц., должна быть проведена с большой осторожностью, в согласии с основными началами иудаизма (эта идея, как мы видели выше, дала Ц. толчок к созиданию евр. науки). Он горячо в своих проповедях и публичных речах ратует за введение в ритуале и в частной евр. жизни внешних обычаев окружающих народов и лоска современной культуры, если только они не противоречат духу иудаизма. Он так увлекается идеей реформы, что считает своей миссией стать проповедником и трибуном реформы религиозного быта. Портрет Цунца, 10 августа 1884 года Позже, под влиянием нравственного распада реформистских кругов и повального бегства членов последних, даже ближайших его товарищей, от еврейства, с одной стороны, и в результате углубления в прошлые судьбы еврейства - с другой, Ц. отказывается от идеи реформирования евр. религиозного быта. По мнению Ц., евр. народ, живший своеобразной жизнью в продолжение тысячелетий, не должен отказаться от своих традиций и своего быта ради приобретения внешних благ довольно сомнительного свойства. Еврейство имеет такое же право на существование, как всякая национальная культура. Начиная с этого времени, исходной точкой в общественной деятельности Ц. служит тот принцип, что народное самосознание, сознание Израилем своего прошлого является единственным средством спасения еврейского народа от вырождения. Слова: «внешнее евр. гетто разрушится лишь после падения духовного гетто и возвышения уровня духовной евр. культуры» - становятся лозунгом для дальнейшей его жизни. Ц. считает научное самосознание единственным средством удержать новое еврейство от измены славному прошлому своей нации. Примечания- ↑ 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #118773275 Проверено 9 апреля 2014.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|