|
|
Нижинский Вацлав Фомич.
›
Вацлав Нижинский | | Имя при рождении: | Вацлав Фомич Нижинский |
---|
Дата рождения: | 12 марта 1889(1889-03-12) |
---|
Место рождения: | Киев, Российская империя |
---|
Дата смерти: | 8 апреля 1950(1950-04-08) (61 год) |
---|
Место смерти: | Лондон, Великобритания |
---|
Профессия: | солист балета, балетмейстер |
---|
Гражданство: | Российская империя Российская империя |
---|
Театр: | Мариинский театр |
---|
IMDb: | ID 1166661 |
---|
Ва́цлав Фоми́ч Нижи́нский польск. Wacław Niżyński (12 марта 1889, Киев, Российская империя - 8 или 11 апреля 1950, Лондон, Великобритания) - русский танцовщик и хореограф польского происхождения, новатор танца. Один из ведущих участников Русского балета Дягилева. Брат танцовщицы Брониславы Нижинской. Хореограф балетов «Весна священная», «Послеполуденный отдых фавна», «Игры» и «Тиль Уленшпигель». С 1913 - в эмиграции: ведущий танцовщик и балетмейстер труппы «Русский балет Дягилева». Содержание- Биография
- Хореограф
- Личная жизнь
- Антреприза
- Последняя премьера
- Болезнь
- Перезахоронение праха
- Значение личности Нижинского
- Память
- Сочинения
- Примечания
- Источники
- Библиография
БиографияВацлав Нижинский в роли Ваю в обновленной Николаем Легатом постановке балета «Талисман» Мариуса Петипа, Санкт-Петербург, 1910 Вацлав Нижинский в Шахерезаде. Вацлав Нижинский в Видение Розы Надгробный камень Вацлава Нижинского на кладбище Монмартр в Париже. Статуя, воздвигнутая за счёт Сержа Лифаря, изображает Нижинского в партии Петрушки Родился в семье польских танцовщиков, крещен в католичестве. После развода родителей с матерью, братом и сестрой основались в Петербурге. Учился в Петербургской балетной школе, где быстро обратил на себя внимание педагога Н. Легата. С 1906 по январь 1911 года Нижинский выступал в Мариинском театре. Из Мариинского театра был уволен с большим скандалом по требованию императорской семьи, так как выступил в балете «Жизель» в костюме, который сочли неприличным. Почти сразу по окончании училища Нижинский приглашен С. П. Дягилевым для участия в балетном сезоне 1909, где снискал огромный успех. За способность к высоким прыжкам и длительной элевации его назвали человеком-птицей, вторым Вестрисом. В Париже танцевал репертуар, опробованный на сцене Мариинского театра, («Павильон Армиды», 1907; «Шопениана или Сильфиды», 1907; «Египетские ночи или Клеопатра», 1909; «Жизель», 1910; «Лебединое озеро», 1911), а также дивертисмент «Пир» на музыку русских композиторов, 1909; и партии в новых балетах Фокина, «Карнавал» на музыку Р. Шумана, 1910; «Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова, 1910; «Ориенталии» А. Глазунова, 1910; «Видение розы» К. М. Вебера, 1911, в котором поразил парижскую публику фантастическим прыжком в окно; «Петрушка» И. Ф. Стравинского, 1911; «Голубой бог» Р. Гана, 1912; «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, 1912. ХореографПоощряемый Дягилевым, Нижинский попробовал свои силы как хореограф и втайне от Фокина репетировал свой первый балет - «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К.Дебюсси (1912). Он построил свою хореографию на профильных позах, заимствованных из древнегреческой вазописи. Как и Дягилев, Нижинский был увлечен ритмопластикой и эуритмикой Далькроза, в эстетике которой он поставил в 1913 свой следующий и наиболее значительный балет, «Весна священная». «Весна священная», написанная Стравинским со свободным использованием диссонанса, хоть и с опорой на тональность, и хореографически построенная на сложных комбинациях ритмов, стала одним из первых экспрессионистских балетов. Балет был не сразу принят, и его премьера закончилась скандалом, как и «Послеполуденный отдых фавна», шокировавший публику финальной эротической сценой. В том же году осуществил бессюжетный балет «Игры» К. Дебюсси. Для этих постановок Нижинского был характерен антиромантизм и противостояние привычному изяществу классического стиля.
Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз,
а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Зарегистрироваться и Начать продвижение
Парижскую публику очаровал несомненный драматический талант артиста, его экзотическая внешность. Нижинский оказался смелым и оригинально мыслящим хореографом, открывшим новые пути в пластике, вернувшим мужскому танцу былой приоритет и виртуозность. Своими успехами Нижинский был обязан и Дягилеву, который верил и поддерживал его в дерзких экспериментах. Личная жизньВ юности у Нижинского были интимные отношения с князем Павлом Дмитриевичем Львовым, а позже с Дягилевым. Разрыв близких отношений с Дягилевым из-за женитьбы Нижинского на танцовщице из Австро-Венгрии Ромоле Пульской привел к уходу Нижинского из труппы и фактически к концу его короткой головокружительной карьеры. АнтрепризаУйдя от Дягилева, Нижинский оказался в сложных условиях. Нужно было добывать средства к существованию. Гений танца, он не обладал способностями продюсера. Предложение возглавить балет «Гранд Опера» в Париже отверг, решив создать собственную антрепризу. Удалось собрать труппу из 17 человек (в неё вошла сестра Бронислава с мужем, также оставившие Дягилева) и заключить контракт с лондонским театром «Палас». Репертуар составили постановки Нижинского и, частично, - М. Фокина («Призрак розы», «Карнавал», «Сильфиды», которые Нижинский переделал заново). Однако гастроли не имели успеха и закончились финансовым крахом, что повлекло за собой нервный срыв и начало душевной болезни артиста. Неудачи преследовали его. Последняя премьераПервая мировая война 1914 застала супругов, возвращавшихся в Петербург, с новорожденной дочерью в Будапеште, где они оказались интернированы до начала 1916. Нижинский мучительно переживал и свой арест, и вынужденное творческое бездействие. Между тем Дягилев возобновил контракт с артистом для гастролей «Русского балета» в Северной и Южной Америке. 12 апреля 1916 он станцевал свои коронные партии в Петрушке и Видении розы на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера». В том же году 23 октября в нью-йоркском театре «Манхэттен Опера» была показана премьера последнего балета Нижинского - Тиль Уленшпигель Р. Штрауса, в котором он исполнил главную партию. Спектакль, создававшийся в лихорадочной спешке, несмотря на ряд интересных находок, провалился..
Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Зарегистрироваться в сервисе
БолезньПережитые волнения сильно травмировали слабую психику Нижинского. Роковую роль в его судьбе сыграло увлечение толстовством, популярным в эмигрантских кругах русской художественной интеллигенции. Члены труппы Дягилева толстовцы Немчинова, Костровский и Зверев внушали Нижинскому идею греховности актёрской профессии, чем усугубили его болезнь. 26 сентября 1917 года Нижинский последний раз вышел на сцену в балете «Видение розы» и вместе с семьей обосновался в Швейцарии. Здесь ему стало легче, он размышлял о новой системе записи танца, мечтал о собственной школе, в 1918 написал книгу «Дневник Нижинского» (издана в Париже в 1953). Вскоре Нижинский был помещен в клинику для душевнобольных, где ему был поставлен диагноз шизофрения. Все последующие годы, до конца жизни, он находился в разных психиатрических клиниках, где лечился с переменным успехом. В 1945 году Нижинский был внезапно обнаружен корреспондентом Life в послевоенной Вене, танцующим среди советских солдат. Встреча с земляками произвела на Нижинского неизгладимое впечатление: почти не разговаривавший до этого, он стал общаться на родном языке с бывшими соотечественниками. Он умер 11 апреля 1950 в Лондоне. Перезахоронение прахаВ 1953 тело его было перевезено в Париж и похоронено на кладбище Монмартр рядом с могилами легендарного танцовщика Г.Вестриса и драматурга Т.Готье, одного из создателей романтического балета. На его надгробии из серого камня сидит грустный бронзовый шут. Значение личности НижинскогоНижинский в роли фавна, скульптор Геннадий Ершов. Установлено в 2011 году в Большом Театре в Варшаве - Критики называли Нижинского «восьмым чудом света», высоко оценивая его талант. Вацлав Нижинский был одним из самых выдающихся танцовщиков, которые когда-либо жили на земле . Его партнершами были Тамара Карсавина,Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ольга Спесивцева. Когда он - бог балета - зависал в прыжке над сценой, казалось, что человек способен стать невесомым.
Он опровергнул все законы равновесия и перевернул их с ног на голову, он напоминает нарисованную на потолке человеческую фигуру, он легко чувствует себя в воздушном пространстве… - Жан Кокто
Нижинский обладал редкой способностью полного внешнего и внутреннего перевоплощения Мне страшно, я вижу величайшего актёра в мире - Сара Бернар
- Нижинский совершил смелый прорыв в будущее балетного искусства, открыл утвердившийся позднее стиль экспрессионизма и принципиально новые возможности пластики. Его творческая жизнь была короткой (всего десять лет), но напряженной. Личности Нижинского посвящён знаменитый балет Мориса Бежара «Нижинский, клоун Божий» на музыку Пьера Анри и Петра Ильича Чайковского, 1971.
- Нижинский был кумиром всей Европы. В его танце сочетались сила и легкость, он поражал публику своими захватывавшими дух прыжками - многим казалось, что танцор «зависает» в воздухе. Он обладал замечательным даром перевоплощения, незаурядными мимическими способностями. На сцене от него исходил мощный магнетизм, хотя в повседневной жизни он был робок и молчалив.
- Лучшие балеты Вацлава Нижинского как постановщика - это «Весна священная» и «Послеполуденный отдых фавна».
Память- В 1980 году американским режиссёром Хербертом Россом был снят фильм «Нижинский», в основу сценария которого положены одноимённая книга Ромолы Нижинской и дневник Вацлава Нижинского.
- В фильме Э.Лотяну «Анна Павлова» (1983) роль Нижинского исполнил Михаил Крапивин.
- В 1984 году в клипе группы Queen на песню I Want to Break Free её фронтмен Фредди Меркьюри выступил в роли фавна из балета Послеполуденный отдых фавна, игрой в котором прославился Нижинский.
- В 1990 году режиссёром Филиппом Валуа был снят фильм «Нижинский, марионетка Бога» о жизни танцовщика
- В 1999 году в театре на Малой Бронной «Нижинский, сумасшедший божий клоун» (Нижинский - А. Домогаров)
- Нижинскому и его окружению посвящён музыкальный альбом «Нижинский», записанный группой «Лайда» в 2000 году (второй вариант в 2002 году).
- В 2001 году вышел фильм Пола Кокса «Дневники Вацлава Нижинского»: «он включает танцевальные постановки Вацлава, красивый видеоряд, фотографии, рисунки, страницы дневника, иллюстрацию чувств и эпизодов, выраженных в дневниках» (можно найти на Кинопоиске про фильмы)
- В 2008 году в Государственном академическом центральном театре кукол имени С. В. Образцова состоялась премьера спектакля «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» по пьесе Г. Бламстейна (режиссёр-постановщик, исполнитель роли Нижинского - заслуженный артист России Андрей Денников).
- В 2011 году к столетию празднования компании Русских балетов Дягилева Вацлава и Брониславу Нижинских - легендарных польских танцоров, в роли фавна и нимфы из балета Послеполуденный отдых фавна изваял Геннадий Ершов, бронзовая скульптура установлена в фойе Большого Театра Варшавы.
- Вацлаву Нижинскому посвящён спектакль NN Люблинского театра танца (хореограф Ришард Калиновски) (http://www.ltt.art.pl/odchoreografa, http://www.ck.lublin.pl/index.php?mod=news&nid=259)
Сочинения- Дневник Вацлава Нижинского. Антология / Гаевский В.. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1995. - 272 с. - (Ballets Russes). - 5000 экз. - ISBN 5-87334-008-0.
Примечания- ↑ 1 2 Ю.А. Бахрушин. История русского балета. - 4-е. - М: Планета музыки, Лань, 2009. - С. 300. - 352 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-8114-0873-3.
- ↑ Вацлав Фомич Нижинский (Vaslav Nijinsky) | Belcanto.ru
Источники | Нижинский, Вацлав Фомич ? |
---|
- Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917-1997 в 6 томах. Том 5. Н - Пер. М.: «Пашков дом», 1999. - ISBN 5-7510-0169-9. с. 100
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|