Адриан (Патриарх Московский).
›
Патриарх Адриан | | 10-й Патриарх Московский и всея Руси |
|
---|
24 августа (3 сентября) 1690 - 2 октября (13 октября) 1700 |
---|
Интронизация: | 24 августа (3 сентября) 1690 |
---|
Церковь: | Русская православная церковь |
---|
Предшественник: | Патриарх Иоаким |
---|
Преемник: | Патриарх Тихон; Митрополит Стефан (патриарший местоблюститель) до 1721; |
---|
Митрополит Казанский и Свияжский |
|
---|
21 марта (31 марта) 1686 - 24 августа (3 сентября) 1690 |
---|
Предшественник: | Иоасаф |
---|
Преемник: | Маркелл |
---|
| Имя при рождении: | Андрей |
---|
Рождение: | 2 (12) октября 1637(1637-10-12) Москва |
---|
Смерть: | 16 (27) октября 1700(1700-10-27) (63 года) Москва |
---|
Похоронен: | Успенский собор |
---|
Патриа́рх Адриа́н (в миру Андрей; 2 (12) октября 1637(16371012), или 1627, Москва - 16 (27) октября 1700, Москва) - 10-й, последний в досинодальный период, c 24 августа 1690 г. Патриарх Московский и всея Руси. Полный титул: Святейший Кир Адриан, архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран Патриарх. Содержание- Биография
- Патриаршество
- Адриан и реформы Петра
- Богословская полемика
- Труды
- Примечания
- Литература
- Ссылки
БиографияРодился в Москве 2 октября (15 октября) 1627 г. (по некоторым данным ― 1639 г.). Уже будучи монахом, своим благочестием и добродетелями он был известен Патриарху Иоакиму, который в 1678 г. назначил его архимандритом Чудова монастыря (1678-1686). Управляя монастырем, архимандрит Адриан «много споспешествовал устроению» этой обители. Под его наблюдением был сооружен соборный храм во имя святителя Алексия с Благовещенским приделом, а также церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. Положение чудовского архимандрита в иерархии того времени было настолько видным, а личные качества Адриана настолько выдающимися, что в 1686 г. Патриарх Иоаким поставил его митрополитом Казанским и Свияжским. О деятельности митрополита Адриана в Казанской епархии сведений практически не сохранилось. Известно только, что он делал вклады на благоукрашение Благовещенского собора и написал книгу «О древнем предании святых апостол и святых отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста... персты слагати и како на себе оный изображати». В последние дни жизни Патриарха Иоакима митрополит Казанский Адриан был его правой рукой, а после его смерти управлял Московской епархией, хотя по-прежнему титуловался митрополитом Казанским и Свияжским. ПатриаршествоАдриан и реформы ПетраДесятилетняя деятельность Адриана, заключившая собой патриаршеский период, представляет интерес тем, что Адриан, расположенный к старине и неохотно отзывавшийся на реформы Петра, должен был сознать справедливость многих указаний Петра на неустройства в церковном управлении и выступил с некоторыми поправками, сделавшимися началом Петровских реформ в церковной области. Так, он дал 26 декабря 1697 г. архимандриту Рождественского (Владимирского) монастыря Иосифу инструкцию старостам поповским и благочинным смотрителям стремится поправить многое, что требовало поправления и не ускользнуло от взора Петра I. Именно здесь видим заботы о наблюдении везде церковного благочиния, снабжении всех церквей исправными печатными книгами и служебниками, всеми церковными принадлежностями и прочее, о наблюдении, чтобы не было священников без письменных грамот, чтобы бродячие и чёрные попы у приходских священников треб не отбивали, чтобы мирские люди самовольно на себя монашеских одеяний не надевали, чтобы суд отправлялся не иначе, как при старостах, и т. д. (1-е П. С. З. № 1611). Точно так же другое его распоряжение (1698), чтобы нигде не дозволять устраивать новых монастырей без государева указа (№ 1629). Несмотря на то что Адриан дозволял себе иногда с резкостью возражать государю, сам явился, однако, с предложением в Палату об уложении обработать статьи «о святительском суде». Отношения с царём обострились после его отказа в 1698 году постричь супругу Петра I - Евдокию Лопухину. Во время репрессий против стрельцов в 1698-1699 годы заступился за казнимых, но его ходатайство было отвергнуто Петром. Непротивление патриарха Адриана антиклерикальной политике Петра I вызывало резкие отзывы современников (известны обличения юродивого Ивана Нагого, митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия (Римского-Корсакова)) и критику со стороны позднейших историков (напр., А. В. Карташёва). Богословская полемикаПри патриархе Адриане было два собора: один (1697) по поводу дьячка Михеева, предлагавшего новые догматы касательно крещения и других обрядов, другой по поводу (1698) дьякона Петра, утверждавшего, что папа есть истинный пастырь. Незадолго до его патриаршества разрешилась борьба двух учений об евхаристии - братьев Лихуды и Сильвестра Медведева. Первые, представляя традиционную «греческую» партию, учили, что хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа после произнесения тайносовершителем слов "Приложив Духом Твоим Святым"; а Медведев и иные из «латинской» партии доказывал, что таинственное пресуществление совершается во время анамнесиса. Патриарх, по-видимому, разделявший учение братьев Лихуды, передал этот спор на разрешение восточным патриархам, и учение братьев Лихуды было признано правильным. Но тем не менее братья оставались удаленными в Костромском Ипатьевском монастыре, и учение их, изложенное в книге «Щит веры», оставалось ненапечатанным. ТрудыПатриархом Адрианом написано было несколько проповедей и богословских толкований, из которых некоторые были напечатаны; из них важнейшие: представленная в Палату об уложении «Записка о святительских судах» (напеч. в ст. Калачева, о значении кормчей в системе др. русского права, 1849) и «Грамота о бороде» (напеч. Есиповым, «Раскольничьи дела», 2 т., и по приводимой у него короткой редакции перепечатана в I т. «Критико-биографического словаря» Венгерова, 1889). - «Щит веры».
- «Духовное завещание».
- Две грамоты: «Ближнему боярину Алексею Семеновичу Шеину» под Азов, 1696.
- Службы: святым Донату, Ипатию, Даниилу Московским и Даниилу Переяславскому. чудотворцу.
- «Инструкция поповским старостам».
- «Святительское поучение к новопоставленным священникам».
- «О предании св. Апостол и св. Отец: како и кая персти на значение кресте слагасте».
- «Выписка прав и правителей греко-российской церкви».
- 7 документов, адресованных Петру I. «Странник», 1905, т. I, ч. I, стр. 732.
Примечания- ↑ Великий князь Николай Михайлович. Московский некрополь. - С-Пб: Типография М.М. Стасюлевича, 1907. - Т. I. - С. 10.
- ↑ И. Л. Андреев, Л. А. Беляев, Т. В. Гимон, С. В. Думин, К. Ю. Ерусалимский, Я. И. Зверев, А. И. Куксин, Н. Б. Леонова, Е. Н. Маросинова, Д. А. Миндич, Л. Е. Морозова, Д. О. Осипов, Е. В. Пчелов, Е. Н. Святицкая, Л. М. Старикова, И. Ю. Стрикалов, С. Н. Таценко, В. В. Трепавлов, С. Ю. Шокарев, Ю. В. Шокарев, М. К. Юрасов. История России до XIX века. - М.: Дрофа-плюс, 2008. - С. 47. - 856 с. - ISBN 978-5-9555-1225-9.
- ↑ Петропавловский собор... почему не Борисоглебский - Очерк по истории города Петровск
Литература- Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее 10-летие XVII века. Казань, 1913.
- Бамблевский Л. Исторические предпосылки учреждения Святейшего Синода Русской Православной Церкви.
- Павлов А. Н. Грамота Петра I Патриарху Адриану о взятии Азова //Вестник церковной истории. 2006. № 2. С. 240–242.
- Богданов А. П. Святительский суд патриарха Адриана // Религии мира: История и современность. М. 2004. С. 123-137.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|