Мардер Абрам Павлович (Marder, Abram P.).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Мардер Абрам Павлович.

 ›

Абрам Павлович Мардер
Дата рождения:

12 сентября 1931(1931-09-12)

Место рождения:

Киев, Украина

Дата смерти:

20 ноября 2013(2013-11-20) (82 года)

Место смерти:

Киев, Украина

Страна:

СССР, Украина

Научная сфера:

архитектуровед. архитектор

Место работы:

Киевский национальный университет строительства и архитектуры

Альма-матер:

Киевский инженерно-строительный институт


Абра́м Па́влович Ма́рдер (12 сентября 1931, Киев - 20 ноября 2013, Киев) - советский и украинский архитектуровед, архитектор, доктор архитектуры (1996), профессор (2001).

Содержание
  • Биография
  • Архитектуроведческая концепция А. П. Мардера
  • Библиография
    • Книги
    • Избранные статьи
  • Литература
Биография

Окончил архитектурный факультет Киевского инженерно-строительного института (1955; ныне - Киевский национальный университет строительства и архитектуры). Работать начал с 1952 года в должности мастера гражданского строительства Днепростроя (Каховская ГЭС). По окончании института более десяти лет трудился в промышленных проектных организациях архитектором, старшим архитектором, руководителем проектной группы, главным архитектором проектов.

Среди построек и проектов:

  • конкурсные проекты Пантеона в Киеве (1954),
  • памятника Абу-Али ибн Сине (Авиценне) в Бухаре (1955),
  • антисейсмический 8-квартирный двухэтажный жилой дом в Ашгабаде (1958),
  • здания ТЭЦ Городищенского (Черкасская обл.), Андрушевского (Житомирская обл.), Лучанского (Киевская обл.), Александрийского, Мало-Висковского (Кировоградская обл.), Гнедавского (Волынская обл.)
  • сахарных заводов (1959-1961),
  • котельная Смелянского молочного комбината (Черкасская обл., 1961),
  • автовокзалы в городах Севастополь, Донецк, Шахтёрск, Евпатория, Енакиево, Краснодон (1961-1962),
  • типовой проект ВТП-10 «Автовокзал на 5 автобусов в час» (1961),
  • гараж-гостиница для автомобилей в Киеве (1962),
  • СТО легковых автомобилей в Киеве (1963),
  • производственно-вспомогательный корпус ТЭЦ-3 в Грозном (1963-1964),
  • и проч.

С 1964 аспирант, с 1967 младший, затем старший научный сотрудник Государственного НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства в Киеве, в 1977-1995 - ученый секретарь института, в 1995-2003 - заместитель директора по научной работе. С 2004 - профессор кафедры теории архитектуры Киевского национального университета строительства и архитектуры.

Действительный член Украинской академии архитектуры (1998; чл.-корр. - с 1992), доктор архитектуры (1996), профессор (2001). Кандидатская диссертация: «Архитектурная композиция тепловых электростанций» (Киев, 1971), докторская: «Понятийно-теоретические основы эстетики архитектуры» (Киев, 1996).

Могила Абрама Павловича Мардера
Архитектуроведческая концепция А. П. Мардера

Многолетнее исследование природы и сущности архитектуры, соотношения её с искусством, понятийного аппарата общей эстетики и эстетики архитектуры привели А. П. Мардера к ряду положений, имеющих принципиальное значение для понимания проблем эстетики архитектуры и способных сыграть роль определенных постулатов архитектуроведения. Эти положения можно объединить в четыре основные группы.

I. Природа и сущность архитектуры.

- Понимание и определение архитектуры как формы пространственной самоорганизации материи, формы общественного бытия человека, необходимого условия его реальной биологической и социальной жизни в отличие от искусства как формы общественного сознания, формы отражения жизни.

- Связанное с таким пониманием понятийное разведение архитектуры и искусства как социальных явлений одного уровня, ни одного из которых не может рассматриваться как часть другого или относящееся к другому, как вид к роду.

- Утверждение, что реальные здания и сооружения могут рассматриваться и как произведения архитектуры, и как произведения искусства, но понятия «произведение архитектуры» и «произведение искусства» не синонимичны. Эти понятия фиксируют разные качества реально существующих зданий, сооружений, комплексов, их включенность в различные социальные явления. Здания и сооружения могут быть художественными произведениями, но могут и не быть таковыми, будучи полноценными высококачественными произведениями архитектуры.

II. Эстетика архитектурных форм.

- Понимание эстетики архитектурных форм как эстетики реальной жизни. Красота зданий (сооружений) по своей природе и сущности тяготеет не к красоте произведений искусства (художественного отражения жизни), а к красоте нерукотворных форм природы. Она является выражением сущностного совершенства, функционально-пространственной целесообразности и гармонии зданий и сооружений.

- Утверждение ведущей роли эстетики архитектурных форм как инструмента достижения целесообразности искусственной предметно-пространственной среды в её функциональных характеристиках. Поскольку мир архитектурных форм создается не в спонтанном их саморазвитии (эволюции), а в ходе целенаправленного преобразования человеком его природного окружения, красота архитектурных форм - не пассивное следствие их сущностного совершенства, а средство познания этого совершенства, познания скрытой от человека «мерки вида», критерий приближения к этой мерке и, следовательно, критерий самого функционального совершенства формы.

- Представление о том, что сведение идеологии в архитектуре к эстетической выразительности архитектурной формы, а тем более к художественной образности зданий и сооружений снижает идеологическую роль архитектуры. Идеологическая роль архитектуры не в художественном и даже не в эстетическом воздействии архитектурных форм на человека, а в функциональной сущности зданий и сооружений, не в отражении мировоззренческих (идеологических) установок, а в реализации таких установок, в воплощении их в материальной среде жизнедеятельности человека.

- Понимание архитектурной композиции не как художественного явления, а как высшей формы пространственной организации социальных (функциональных) процессов. В ряду «техническое конструирование - технологическая компоновка - архитектурная композиция», которые связаны между собой как последовательные этапы формообразования, архитектурная композиция, включая в себя и конструирование, и компоновку, формирует предметно-пространственную среду с учетом всей полноты биосоциальной сущности человека, с учетом его социальных, в том числе и эстетических, потребностей.

- Разведение понятий «тектоника» и «архитектоника» как относящихся к разным понятийным системам. Понятие «тектоника» выражает конкретную (физическую) сущность пространственных форм и связывает архитектурную форму со всеми естественными и искусственными формами, имеющими массу (телами). Понятие «архитектоника» отражает абстрактную (системно-структурную) сущность пространственных форм и связывает архитектурную форму со всеми искусственными целенаправленно структурированными формами (произведениями).

III. Архитектура и искусство.

- Понятийное выделение «художественной архитектуры» как специфической области художественного отражения действительности, материалом которого служат именно формы зданий, сооружений, комплексов. Художественная архитектура относится к архитектуре, как художественная литература к литературе (письменности) в целом, художественное телевидение - к телевидению как форме коммуникации и т. д. Подобно художественной литературе, художественному телевидению, художественной фотографии и др., художественная архитектура - не высшая, а особая форма архитектуры, в которой материально-вещественный субстрат произведения в значительной степени теряет функциональное значение и есть лишь носитель художественного образа.

- Утверждение необходимости рассматривать взаимосвязь архитектуры и искусства на трех понятийных уровнях. На уровне явлений в целом взаимосвязь архитектуры и искусства реализуется в форме их взаимовлияния. На уровне отдельных произведений происходит их взаимодействие как самостоятельных форм объективной реальности. На уровне образного воздействия (восприятия) произведения архитектуры и искусства возможно взаимопроникновение и взаимослияние архитектурного и художественного образов. Высшей формы такого взаимослияния является синтез искусств в архитектуре.

- Отрицание традиционного представления о синтезе архитектуры и искусства как любом сочетании их произведений. Синтез искусств в архитектуре есть специфическая форма отражения действительности в художественных образах, особый самостоятельный вид монументального искусства.

IV. Общие вопросы эстетики.

- Утверждение понятия «безобразное» как одной из основных категорий эстетики наряду с «прекрасным». Понимание «прекрасного» и «безобразного» как двух полюсов красоты, как проявления объективно присущего предметам (явлениям) совершенства их качественной определенности (гармонии) в его позитивном (прекрасное) либо негативном (безобразное) отношении к родовой сущности и социальным, в частности эстетическим, идеалам человека, человеческих общностей, человечества в целом.

- Введение понятия «эстетическая стоимость» для обозначения общественной значимости красоты предметов и явлений в их взаимодействии между собой, а также между ними и воспринимающим их человеком. Эстетическая стоимость предметов отличается от их эстетической ценности и зависит от эстетической самоценности предметов, условий эстетического восприятия и насыщения эстетической реальности аналогичными эстетическими ценностями.

- Разграничение оценки (в том числе количественной) эстетических качеств предметов и явлений и оценки их эстетической стоимости, а также понятийное разграничение оценки красоты (в том числе количественной) и её измерения. Количественная оценка эстетических качеств в балльной или других формах может и должна осуществляться на всех этапах формирования предметно-пространственной среды. Измерение же красоты, стихийно происходящее на «рынке» эстетических ценностей, требует сложной системы процедур, что практически исключает возможность использования такого измерения архитектором (художником), потребителем (зрителем) или ценителем (критиком).

- Отрицание сложившегося представления об искусстве как высшей форме эстетической деятельности человека. Высшей формой эстетической деятельности человека является эстетическое преобразование мира. Именно такое преобразование, в ходе которого и создаются высшие эстетические ценности, составляет в конечном итоге цель и суть архитектурной деятельности. Понятийное разведение архитектуры и искусства означает не умаление, а всемерное утверждение эстетической роли архитектуры в жизни человека и общества.

А. П. Мардер полагает, что, утверждая архитектуру как эстетическую деятельность, обладающую огромной силой воздействия на людей, необходимо ориентировать развитие строительства не назад - к архитектуре как искусству, а вперед - к архитектуре как архитектуре. Только обретая, сохраняя и осознавая собственную сущность, архитектура может идти в ногу со временем. И, как это ни парадоксально, освобождение архитектуры от мифического художественного ореола, отделение архитектурных форм от произведений искусства, осознание эстетики архитектуры как эстетики реальной жизни объективно ведут к расцвету архитектуры как высокого искусства подлинно человеческого преобразования материального мира, искусства гармонизации самой человеческой жизни.

Библиография
Книги
  • Здания торговли и бытового обслуживания на Украине. - М.: ЦНТИ по гражд. стр-ву и архитектуре, 1976. - 64 с.
  • Эстетические проблем повышения качества архитектуры. - М.: ЦНТИ по гражд. стр-ву и архитектуре, 1978. - 64 с.
  • Металл в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1980. - 232 с.
  • Эстетика архитектуры: Теоретические проблемы архитектурного творчества. - М.: Стройиздат, 1988. - 216 с. - ISBN 5-274-00187-4.
  • Kov v architecture. - Bratislava: Alfa, 1989. - 287 p.
  • Архітектура: Короткий словник-довідник / За заг. ред. А. П. Мардера. - Київ: Будівельник, 1995. - 336 с. - ISBN 5-7705-0634-4 (ошибоч.).
  • Мардер А. П. Понятійно-теоретичні основи естетики архітектури: Дис. … д-ра архітектури: 18.00.01. - Київ, 1996;
  • Пам’ятки архітектури і містобудування України: Довідник / За заг. ред. А. П. Мардера та В. В. Вечерського. - Київ: Техніка, 2000.
  • Теоретичні основи естетики архітектури: Конспект лекцій. - Київ: КНУБА, 2002. - 64 с.
Избранные статьи
  • К проблеме образа в архитектуре // Методологические проблемы теории архитектуры. - Киев, 1981. - С. 54-60.
  • Функциональный процесс и архитектурная форма // Вопросы формообразования в современной архитектуре. - Киев, 1983. - С. 14-24.
  • Качество архитектуры и проблемы управления архитектурной деятельностью // Социальная эффективность архитектурной деятельности. - Киев, 1986. - С. 25-34.
  • Роль и место архитектуры в эстетических отношениях человека к действительности // Актуальные вопросы эстетики архитектуры. - Киев, 1988. - С. 4-13.
  • Классический ордер и современность // Архитектура СССР. - 1959. - № 9. - С. 58-59.
  • Функция и эстетика (Некоторые вопросы взаимосвязи) // Техническая эстетика. - 1967. - № 2. - С. 14-16.
  • Эстетическая оценка предметно-пространственной среды // Техническая эстетика. - 1968. - № 3. - С. 22-26.
  • Деякі питання історичного та теоретичного знання // Сучасні проблеми архітектури та містобудування: Збірник наукових праць КНУБА. - Київ, 2000. - С. 159-165.

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05