Уильям Айзек Томас |
William Isaac Thomas |
|
Дата рождения: | 13 августа 1863(1863-08-13) |
---|
Место рождения: | Рассел, штата Виргиния, США |
---|
Дата смерти: | 5 декабря 1947(1947-12-05) (84 года) |
---|
Место смерти: | Беркли, Калифорния, США |
---|
Страна: |
---|
Научная сфера: | Социология, Социальная психология |
---|
Место работы: | Оберлинский колледж Чикагский университет Новая школа (Нью-Йорк) Гарвардский университет |
---|
Учёная степень: | Доктор социологических наук |
---|
Известен как: | Один из творцов американской социологии и социальной психологии |
---|
Известна как: |
---|
Уильям Айзек Томас (англ. William Isaac Thomas; 13 августа 1863, Рассел, штата Виргиния, США - 5 декабря 1947, Беркли, Калифорния) - американский социолог. Один из творцов американской социологии и социальной психологии. Педагог, профессор, доктор социологии.
Содержание- Биография
- Научная деятельность
- Избранные труды
- Ссылки
В 1884 году окончил Университет штата Теннесси и занял должность адъюнкт-профессора английского и современных языков. В 1888 году он взял двухлетний отпуск и продолжил учебу в Германии в университетах Берлина и Гëттингена. Проявил интерес к изучению этнологии и социальных наук.
Стал профессором социологии в Оберлинском колледже в Огайо (1894). В 1895 году - один из редакторов Американского журнала социологии. Был приглашен преподавать в недавно созданном Чикагском университете, где получил докторскую степень.
В 1907 году опубликовал свой главный труд «Секс и общество» (Sex and Society), которое было позитивно встречено специалистами. В 1910 году Томас стал профессором социологии в Чикагском университете, где продолжал читать лекции до 1918 года.
Томас часто путешествовал по Европе и, в 1913 году, во время визита в Польшу встретился с польским социологом, Флорианом Знанецким, который позже эмигрировал в Чикаго, чтобы стать научным сотрудником Томаса. Позже в 1918-1920 гг. совместно издали 5-томный труд «Польские крестьяне в Европе и Америке» (англ. The Polish Peasant in Europe and America), принесший авторам мировую известность и считающийся основой эмпирической и гуманистической социологии. После выхода этих книг, монографический метод исследования автобиографий получил широкое распространение в мире.
Материальному и моральному состоянию Томаса был нанесен удар, после того, как в 1918 году он был арестован ФБР по обвинению в нарушении закона Манна. Закон Манна, или «Закон о перевозке белых рабов», был принят для борьбы с проституцией. После запрещения публичных домов закон устарел, но федеральные власти пользовались законом для расправы с политическими противниками. Хотя он был оправдан по всем пунктам обвинения, его репутации, как ученого, был нанесен непоправимый ущерб.
Томас переехал в Нью-Йорк и с 1923 года читал лекции в Новой школе социальных исследований до 1928 года. Стал почетным президентом Американского социологического общества в 1927 году. Вышел на пенсию в 1937 после годового периода преподавания в Гарвардском университете (Кеймбридж (Массачусетс)).
У. А. Томас - представитель психологизма в социологии. Ядро его теории - понятие социальной ситуации, включающее три взаимосвязанных элемента:
- объективные условия (социальные нормы и ценности);
- установки индивида и группы;
- определение ситуации действующим лицом.
В написанной совместно с Ф. Знанецким книге «Польский крестьянин в Европе и Америке» (The Polish Peasant in Europe and America. Vol. 1-5. 1918-1920) основное внимание уделено анализу второго элемента. Когда определение ситуации индивидом не совпадает с групповыми ценностями, возникают конфликты и социальная дезинтеграция, порождающая многие болезни современного общества.
Совместно со Знанецким он разработал типологию личностей по характеру приспособляемости людей к социальному окружению:
- мещанский тип (для него характерны традиционные установки);
- богемный тип (нестойкие и несвязанные установки, высокая степень приспособляемости);
- творческий тип (для него характерна установка на творческую деятельность).
Томас утверждал, что развитие общественной жизни и культуры определяется лишь творческими личностями, способными на изобретения и нововведения. Источник прогресса он видел в психологических качествах людей, их темпераменте.