|
|
Арнольд Юрий Карлович.
›
Юрий (Георгий) Карлович Арнольд | | Основная информация |
---|
Полное имя | Юрій Арнольдъ |
---|
Дата рождения | 1 (13) ноября 1811(1811-11-13) |
---|
Место рождения | Санкт-Петербург, Российская империя |
---|
Дата смерти | 8 (20) июля 1898(1898-07-20) (86 лет) |
---|
Место смерти | Каракаш, близ Симферополя, Крым Российская империя |
---|
Страна | Российская империя |
---|
Профессии | композитор педагог |
---|
Певческий голос | баритон |
---|
Инструменты | фортепиано |
---|
Псевдонимы | А. Ю., Гармонин, Меломан |
---|
Награды | первая премия на конкурсе петербургского филармонического общества |
---|
- Этот род представляет собой Санкт-Петербургский дворянский род Арнольдов
Ю́рий (Гео́ргий) Ка́рлович Арно́льд (13 ноября 1811, Санкт-Петербург - 20 июля 1898, Каракаш, близ Симферополя), псевдонимы Карло Карлини, А. Ю., Гармонин, Меломан - русский (из обрусевшей немецкой семьи) музыкальный теоретик, критик, композитор, вокальный педагог. Писал работы, читал лекции на русском и немецком языках. Содержание- Биография
- Композитор
- Музыкальная критика
- Педагогическая деятельность
- Научная деятельность
- Примечания
- Сочинения
- Библиография
- Ссылки
БиографияСын литератора Карла Ивановича Арнольда; брат учёного-лесовода Фёдора Карловича Арнольда; брат Ивана Карловича Арнольда - основателя школ-интернатов для глухонемых в Санкт-Петербурге и Москве. Был православного вероисповедования. Учился в Дерптском университете, по филологическому факультету; курса не кончил. В 1831 году поступил в Стародубовский кирасирский полк, чтобы участвовать в усмирении польского мятежа. В 1838 году Арнольд вышел в отставку со службы и целиком посвятил себя музыке. Почетный член Киевского литературно-артистического общества. Музыкой занимался с детства. Брал уроки фортепиано у А. И. Черлицкого, ученика Джона Фильда. Студентом исполнял публично фортепианный концерт Гуммеля и партию баритона в оратории Гайдна «Die Schopfung». Занимался гармонией у Леопольда Фукса, контрапунктом - у О. К. Гунке. До 1863 г. и с начала 1890-х гг. жил в Петербурге, в 1863–71 - в Лейпциге, с 1871 - в Москве. КомпозиторВ 1835 году появилось в печати первое сочинение Арнольда - романс «Вечерний звон» (Козлов). В 1836 году он написал оперу «Цыганка» на либретто Александра Мундта. В 1836 году познакомился с М. И. Глинкой и дал первый свой концерт (отрывки из опера «Цыганка»). В 1839 году Арнольд выступил на конкурсе петербургского филармонического общества с кантатой «Светлана» (текст Василия Жуковского), получившей первую премию. К выдаче премии послужило препятствием немецкое происхождение автора (конкурс был объявлен для русских композиторов); дело дошло до императора Николая I, который повелел считать Арнольда природным русским. В 1842 году были изданы в Петербурге 40 его романсов. В том же году Арнольд познакомился с приезжавшим в Петербург Ф. Листом, в защиту которого впоследствии выступал в печати. В течение 1842-1860 годов Арнольд написал (на собственное немецкое либретто) трёхактную оперу «Нидия, или Последний день Помпеи». Эта опера исполнялась в разное время в России и в Германии, но только по частям, и осталась в рукописи. В 1852 году поставлена в Петербурге оперетта Арнольда «Der Invalid», а в следующем году - оперетта «Клад, или За Богом молитва, за царем служба - не пропадают»; впоследствии Арнольд написал к ней другой текст и переименовал в «Ночь на Ивана Купала». В 1860 году Арнольд написал увертюру к «Борису Годунову» Пушкина, в ней сказалось подражание Глинке. Она была исполнена за границей, и в 1897 году, под управлением автора, в одном из концертов Русского музыкального общества. В русском стиле написаны «Русская баллада» и «Как у всех-то людей» (слова Льва Мея).
Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз,
а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Зарегистрироваться и Начать продвижение
Большая часть музыкальных сочинений Арнольда осталась не изданной. Как композитор Арнольд не обнаруживал яркой индивидуальности и находился под сильным влиянием немецких классиков, с одной стороны, и Глинки - с другой. Арнольд - автор «Литургию св. Иоанна Златоуста» (была напечатана в приложении к журналу «Музыка и пение»). В 1892-1893 годах издал свои «Воспоминания», охватывающие период времени с 1815 по 1875 годы и имеющие значение для истории быта и музыки в России. Арнольд работал над осуществлением идеи «амплификатора» - механического приспособления к фортепиано, придающего звуку певучесть. «Амплификатор» должен был улучшить звучность фортепиано и придать его настрою точность и ровность тембра. Фирма Шредера построила по его указаниям инструмент, однако дальнейшего практического внедрения его идея не получила. Музыкальная критикаВ период от 1840-х до начала 1860-х годов Арнольд занимался также музыкальной критикой в «Библиотеке для чтения», «Пантеоне», «Северной пчеле» и «Сыне Отечества». Как театральный критик сотрудничал с «Музыкально-театральным вестником» (1850). С 1863 года и по 1868 год Арнольд жил в Лейпциге. В лейпцигской «Новой музыкальной газете» (1863, № 8-15) Арнольд поместил обширную статью «Развитие русской национальной оперы» (нем. Die Entwickelung der russischen National-Oper), в которой впервые в немецкой прессе говорилось о значении Даргомыжского. В 1867-1868 годах он редактировал «Zeitschrift für Theater und Musik». В 1883 году в Лейпциге Арнольд прочел лекцию «Об основах древне-православного церковного пения». В 1889 году Арнольд опять ездил в Лейпциг, где читал лекции о русской музыке.
Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Зарегистрироваться в сервисе
Работа Арнольда в качестве музыкального журналиста в значительной мере способствовала популяризации русской музыки в Европе. Педагогическая деятельностьВ 1868-1870 годах в музыкальном институте Иоганна Бувы (Грац) Арнольд преподавал музыкальную эстетику и учение о формах. В 1870 Арнольд был приглашен в Московскую консерваторию на кафедру контрапункта, но в силу некоторых обстоятельств кафедру он не получил. По распоряжению великой княгини Елены Павловны Арнольду всё-таки дали звание профессора. В 1871 г. в Москве Арнольд открыл общественные музыкальные классы, имевшие успех и просуществовавшие свыше 10 лет. Здесь он преподавал пение, теорию и историю музыки. Среди его учеников был известный баритон Павел Хохлов. В 1888 году занимал в Московском университете кафедру по истории музыки, получил звание приват-доцента. Вступительная его лекция «О данных для возрождения самобытной национальной русской музыкальной школы» в значительно расширенном изложении напечатана под заглавием: «Возможно ли в музыкальном искусстве установление характеристическо-самостоятельной русской национальной школы и на каких данных должна таковая основываться» («Баян», 1888-1889). С 1894 года почти до конца жизни Арнольд оставался в Петербурге, где давал уроки пения. По вопросом о преподавании пения Арнольд написал статью «О причинах недостатка в России хороших певцов и певиц» («Музыкальный Мир», 1883, № 8 и 9) и в последние годы жизни издавал «Теорию постановки голоса» (не законченную), в которой отстаивал метод староитальянской школы. Среди учеников Арнольда Дмитрий Васильевич Аллеманов, церковный композитор и теоретик музыки, автор книги «Церковные лады и гармонизация их по теории дидаскалов восточного осмогласия». Научная деятельностьКак теоретик Арнольд известен исследованиями по русскому церковному пению. Пользовался поддержкой и советами прот. Димитрия Разумовского, свящ. Петра Преображенского, В.Ф. Одоевского, Е.Ф. Корша, М.Ю. Виельгорского. Собирая и изучая материалы ещё с 1842 года, для чего нарочно ездил в Киев и на Волгу, он издал целый ряд трудов: «Die alten Kirchenmodi historisch und akustisch entwickelt» (Лпц., 1878); «Теория древнерусского церковного и народного пения», вып. I: «Теория православного церковного пения» (М., 1880). Главный тезис этого исследования - что между нашим церковным пением и древнегреческой музыкой имеется неразрывная связь, - он защищал, между прочим, на диспуте, устроенном в Румянцевском музее Обществом любителей древнерусского искусства. Некоторые неологизмы из числа многих, которые Арнольд вводил по методу морфологической передачи греко-византийских оригиналов (например, метабола) в свои труды, много лет спустя вошли в лексикон русской (постсоветской) музыкальной науки. Другие его труды: «Гармонизация древнерусского церковного пения» (М., 1886) ; «Применение древнеэллинской и византийской теории музыки к знаменному и столповому пению», «Общий свод правил гармонизации знаменного распева», «Гармонические начала церковных гласов», «О принципе гармонизации церковных гласов», «Die Lehre von der Tonkunst auf Grund physiologischen, asthetischen und psychologischen Gesetze», I ч., «Harmonik», т. I; «Die Grundharmonien» (Грац, 1869; по-русски); «Наука о музыке на основании эстетических и физиологических законов», т. I, «Гармония»; вышел только вып. I (М., 1875); т. II: «Die Elemente der polyphonen Bewegung» (М., 1871); т. III: «Die Discordanzen» (М., 1872); «Die absolute Tonlehre und die Klangzeichen der alten Griechen» (1874-1879). К музыкально-теоретическим трудам Арнольд принадлежат также: «Конспект рациональной музыкальной грамматики», «О теории музыкальных звуков на основании акустических начал», а также «Теория постановки голоса» (СПб., 1898, 2 части). Арнольд - автор двух театральных пьес - драмы «Künstlerleben» (1852; поставлена в СПб. в 1854) и трагедии «Andreas Brunau» (1855, шла с успехом в Кенигсберге и в Петербурге в 1857 году), а также поэму «Август». Примечания- ↑ Музыкальная энциклопедия. Т.1. М., стлб.223.
- ↑ В обширном энциклопедическом словаре «Московская государственная консерватория 1866-2006» (2007), содержащем справки о преподавателях МГК, Арнольд не упоминается.
- ↑ Москва; Лейпциг, 1900.
- ↑ Ю. К. Арнольд Гармонизація древне-русскаго церковнаго пѣнія по эллинской и византіской теоріи и акустическому анализу М., 1886
Сочинения- Die Tonkunst in Russland bis zur Einführung des abendländischen Musik- und Notensystems. Leipzig, 1867.
- Betrachtungen über die Kunst der Darstellung in Musikdrama. Leipzig, 1867.
- Наука о музыке на основании эстетических и физиологических законов. Т. I: Гармония. Вып. 1. Лекции 1-6. Авторизованный перевод с немецкого С.С. Юрьева. М.: Изд. Грейнера и Бауера, 1875.
- Теория древне-русского церковного и народного пения на основании автентических трактатов и акустического анализа. Вып. 1: Теория православного церковного пения вообще, по учению эллинских и византийских писателей. М.: Православное обозрение, 1880. (PDF, 10 Mb).
- Воспоминания. вып.1-3. СПб., 1892-93.
- Теория постановки голоса по методу старой итальянской школы. Вып. 1-3. СПб., 1897-98.
- Die alten Kirchenmodi, historisch und akustisch entwickelt. Leipzig, .
Библиография- Игнатьев Е. Памяти Юрия Карловича Арнольда // Иллюстрированный сборник Киевского литературно-артистического общества. Киев, 1900, с. 24-30.
- Компанейский Н. И. О связи русского церковного песнопения с византийским // РМГ. 1903. № 29-34, 37;
- Плотникова Н. Ю. К проблеме гармонизации церковных распевов в русской музыкальной теории 60-80-х годов XIX века // Сергиевские чтения-1: О русской музыке. М., 1993. С. 28-33. (Науч. тр. МГК им. П. И. Чайковского; Сб. 4)
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|