Основные направления научных исследований:
- в области языкознания:
- синтаксический строй татарского языка;
- история татарского языка;
- проблемы развития татарского языка;
- история татарского языкознания;
- в области истории:
- этногенез тюрков и татар.
6 июля 1963 года защитил докторскую диссертацию «Синтаксический строй татарского языка». 2 сентября 1964 года М. З. Закиеву было присвоено учёное звание профессора. В сентябре 1991 года избран академиком Академии наук Республики Татарстан.
Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки:
SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию
Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз,
а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Зарегистрироваться и Начать продвижение
Научные школыСоздал научные школы в области языковых, межнациональных и межъязыковых контактов, двуязычия и многоязычия. М. З. Закиевым подготовлено более 40 научных кадров, 12 его бывших аспирантов стали докторами, профессорами и академиками различных общественных академий.
Гипотезы М. З. Закиева в области истории народов Поволжья Сочинения М. З. Закиева по истории народов Поволжья, в частности казанских татар и чуваш, лежат в рамках идеологии булгаризма.
С целью доказательства гипотезы автохтонности татар в Поволжье М. З. Закиев отвергает теории передвижения тюркских племён в IV-VI вв. н. э. из Алтая в Центральную, Среднюю, Переднюю, Малую Азию, Западную Сибирь, Урало-Поволжье, на Кавказ и Балканы; переселения булгар в Урало-Поволжье лишь в VII в. н. э. из Северного Причерноморья; монголо-татарского происхождения современных татар и булгарского происхождения современных чуваш.
В изданном под руководством М. З. Закиева сборнике «Материалы по истории татарского народа» (1995) доказывается гипотеза не только булгарских, но и скифских, алано-асских, биармийских этнических корнях современных татар.
С целью обоснования гипотезы, что только татары являются потомками волжских булгар М. З. Закиев утверждает, что язык второго стиля булгарской эпитафии принадлежит чувашам-мусульманам, находящимся на стадии принятия булгарского языка, а не чувашам, которые сохранились как чуваши. Что касается первого стиля языка булгарской эпитафии, то он, по мнению М. З. Закиева принадлежит самим булгарам, состоявшим из разных местных тюркоязычных племен, на основе дальнейшего развития которых формировался татарский народ.
М. З. Закиев активно выступает с критикой теории болгаро-чувашской языковой и этнической преемственности, выдвинутой Н. И. Ашмариным в работе "«Болгары и чуваши». Историк В. Д. Димитриев охарактеризовал критику М. З. Закиева, как имеющую политические доводы:
Он стремится опровергнуть ашмаринскую теорию не лингвистическими, а политическими доводами: Ашмарин, мол, был царским цензором татарских изданий (хотя этот цензор не изъял ни одной татарской книги), служил русской буржуазии, хотел поссорить чувашей с татарами, не был марксистом.
- Димитриев В. Д. Об обосновании Н. И. Ашмариным теории болгаро-чувашской языковой и этнической преемственности // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. - 1996. - № 1. - С. 183-200.
Обратившись к эрзянскому экзоэтнониму чувашей «ветьке», М. З. Закиев предположил, что некогда на территории современной Чувашии существовал финно-угроязычный народ веда, который сменил свой этноним и язык под влиянием обычнотюркоязычных суасов.
Чуваши - потомки прежних финно-угроязычных вед; они формировались в процессе тесного общения и консолидации вед с обычнотюркоязычными суасами, в результате смешения финно-угорского и тюркского языков, перевес оказался на стороне тюркского строя, бывшим ведам закрепился и тюркский этноним суаc > чуваш. Не вошедшая в состав чувашей часть тюркоязычных суасов принимала участие в образовании булгаро-татар.
- Закиев М. З. История татарского народа (Этнические корни, формирование и развитие). / Закиев М. З. - М.: ИНСАН, 2008. - С. 32.
Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Зарегистрироваться в сервисе
В книге «Волжские булгары и их потомки», написанной им в соавторстве с Я. Ф. Кузьмин-Юманади в 1993 г., М. З. Закиев предполагал, что в этногенезе чувашей участвовали некие суасы, некий народ, говоривший на монголо-тюркском смешанном языке и марийцы. В результате образовался чувашский этнос с новым языком, выбравший себе в качестве самоназвания финно-угорское слово, означавшее «река», «вода».
Вторая часть суасов ещё задолго до формирования булгарской народности перемешалась с ранними предками чувашей, говоривших на особом монголо-тюркском смешанном языке (возможно, с хазарскими кабарами), а также и с частью марийцев. В результате этого образовался новый этнос, отличающийся по языку от ранних предков чувашей, от суасов и от марийцев. Ясно, что это произошло в глубокой древности, ибо смешение языков (то есть образование третьего языка из двух) возможно лишь до возникновения классового общества, то есть до формирования народности. В классовом обществе смешение языков уже невозможно, возможна только ассимиляция. Образовавшееся из трёх разноязычных племён новое племенное объединение соседние марийцы стали называть суасламари, то есть людьми, мужчинами (по-суасски, мари - мужчина, человек), может быть и марийцами по-суасски. Этот этноним, как мы уже знаем, марийцами применяется и в наши дни для обозначения чувашей. Такое происхождение чувашей подтверждается ещё и тем, что в начальном этапе смешения марийская часть суасламари, подражая суасской части, именовавшей себя речными асами, начала называть себя также речными, применяя для этого угро-финское слово ведь (веде) ’река, вода’. Этноним веда долго служил одним из самоназваний предков современных чувашей. Ссылаясь на неопровержимые доказательства, академик М. Н. Тихомиров историю чувашей убедительно связывает с ведами. Основываясь на этом и других исторических фактах, а также на материалах современной этнографо-лингвистической экспедиции, мордовский учёный Н. Ф. Мокшин приходит к выводу: «Наиболее правильным представляется мнение М. Н. Тихомирова, указавшего на тождество чувашей с ведой, последняя упоминается, в частности, в „Слове о погибели русской земли“ наряду с буртасами, черемисами и мордвой: „Буртаси, черемиси, веда и мордва бортьничаху на князя великого Володимира“. Важное доказательство того, что чуваши в средние века действительно были известны на Руси под именем веда, - это бытование данного этнонима у мордвы, причем мордва называют так чувашей вплоть до настоящего времени».
- Закиев М. З., Кузьмин-Юманади Я. Ф. Волжские булгары и их потомки. - М.: ИНСАН, Российский фонд культуры, 1993. - С. 87.
Отличия чувашского языка от собственно тюркских языков М. З. Закиев объясняет влиянием монгольского и финно-угорских языков.
Чуваши (сильное монгольское и финно-угорское влияние отдалило этот язык от обычнотюркского)
- Закиев М. З. История татарского народа (Этнические корни, формирование и развитие). / Закиев М. З. - М.: ИНСАН, 2008. - С. 32.
Между тем, объективная история связывает этнические корни чувашей с ведами, которые говорили на финно-угорском языке марийского типа. По-видимому, ещё в древности их язык испытывал очень сильное влияние монгольского языка. Веды в Поволжье очень тесно общались с обычнотюркоязычными суасами (одними из предков булгаро-татар), под влиянием этого языка финно-угорский язык народа веда постепенно принимал особенности суасского языка, принял от них новый этноним суас/сувас/чувас/чуваш.
- Закиев М. З. История татарского народа (Этнические корни, формирование и развитие). / Закиев М. З. - М.: ИНСАН, 2008. - С. 94.
Значимость своих идейно-теоретические концепций на исторические темы филолог М. З. Закиев объясняет необходимостью защиты национальных интересов татарского народа в вопросах основания г. Казани и исконной принадлежности земель современного Татарстана.
Татаро-татарская концепция ничего общего не имеет также с национальными интересами народа, ждущего от историков и этнологов правдивого описания его этногенетических корней. Приняв эту концепцию, мы оказались бы в ложном положении и в праздновании 1000-летия Казани. В этом случае нам пришлось бы утверждать, будто город Казань был основан в булгарский период чувашеязычными булгарами, а не предками татар.
- Закиев М. З. История татарского народа (Этнические корни, формирование и развитие). / Закиев М. З. - М.: ИНСАН, 2008. - С. 113.
Чувашские булгаристы отрицают право своих татарских соперников именоваться булгарами, так как видят в них потомков только пришлых монголо-татар, узурпировавших местных булгаро-чувашей и захвативших их исконные земли.
- Закиев М. З. История татарского народа (Этнические корни, формирование и развитие). / Закиев М. З. - М.: ИНСАН, 2008. - С. 331.
Идейно-теоретические концепции М. З. Закиева на исторические темы историк И. Л. Измайлов относит к фолк-хистори.