|
|
Налбандян Микаэл Лазаревич.
›
Микаэл Налбандян | Միքայել Նալբանդյան | | Дата рождения: | 2 (14) ноября 1829(1829-11-14) |
---|
Место рождения: | Нахичевань-на-Дону, область Войска Донского |
---|
Дата смерти: | 31 марта (12 апреля) 1866(1866-04-12) (36 лет) |
---|
Место смерти: | город Камышин, Саратовская губерния |
---|
Гражданство: | Российская империя Российская империя |
---|
Род деятельности: | поэт и писатель |
---|
Огонь, мерцающий в ночи |
---|
Микаэ́л Лазаревич Налбандя́н (арм. Միքայել Նալբանդյան, 2 ноября 1829 - 31 марта 1866) - армянский писатель, философ, революционный демократ. Содержание- Биография
- Идейное наследие
- Память
- Литература
- Ссылки
БиографияНалбандян родился в Новом Нахичеване (современный район г. Ростов-на-Дону) в семье ремесленника. Много занимавшийся самообразованием, он хотел стать священником, но вскоре оставил эту идею и поступил в Московский университет, где изучал медицину (1854-1858). Позже совместно со Степаном Назаряном основал влиятельный журнал «Северное сияние» («Հիւսիսափայլ», Hiusisap'ayl). В годы первой революционной ситуации в России (1859-1861), Налбандян был одним из первых армянских писателей, стоявшим на позициях революционной демократии и воспринявших идейную пропаганду журналов «Колокол» и «Современник». Он объездил всю Европу: побывал в Варшаве, Берлине, Париже, Лондоне и Константинополе, также посетил Индию. В Константинополе Налбандян создал на базе армянского журнала «Мегу» («Пчела») тайное революционное общество под названием «Партия молодёжи». В Лондоне он знакомится с Герценом, Огарёвым, Бакуниным, Серно-Соловьевичем и другими русскими эмигрантами, участвует в обсуждении программы будущей русской революционной организации «Земля и Воля». В Памфлете «Две строки» (1861) он обозначил своё политическое кредо - посвятить жизнь делу народного освобождения. В своей главное работе «Земледелие как верный путь» (1862) он подверг уничижительной критике реформу 1861 года с позиций народнического социализма. Он считал крестьянскую революцию единственно правильным решением проблем пореформенной России. После возвращения в Россию царское правительство арестовало Налбандяна в июле 1862 года. Он был заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Налбандяна обвинили в антиправительственной пропаганде и распространение запрещённой литературы и в 1865 году сослали в Камышин в Саратовской губернии. Год спустя он умер в тюрьмё от туберкулёза. В России было запрещено хранить изображения Налбандяна. Однако его портреты, как и поэма «Свобода», распространялись нелегально. Идейное наследиеЛейтмотив литературного наследия Налбандяна - обновление, свобода. Его творчество находилось под влиянием современной ему европейской культуры. Налбандян публиковал работы по философии, экономике, лингвистике, педагогике. Он исповедовал идеи материализма Людвига Фейербаха и Николая Чернышевского, неустанно занимался пропагандой достижений естественных наук. Творчество Налбандяна является важным этапом в истории армянской общественной мысли. Что касается революционной деятельности, то он пытался объединить усилия демократических сил Армении с русским освободительным движением. Налбандян, кроме всего прочего, - основоположник критического реализма в армянской литературе. В «Путеводителе по современной армянской литературе» профессор армянского языка и литературы Геворг Барадаркян пишет: «Налбандян - честный публицист, чей живой и смелый стиль, а временами - даже грубый и высокомерный, был неизменно ироничен. И как писатель, и как журналист Налбандян всегда выступал защитником идеалов свободы и равенства, бесстрашным борцом с деспотизмом, империализмом и рабством; в понимании человеческой жизни он стоял на позициях строгого материализма; неутомимый пропагандист достижений науки, он считал сельское хозяйство важнейшим источником достижения независимости и благосостояния…». Его поэма «Песня итальянской девушки» принесла Налбандяна посмертную славу. Согласно Бардаркяну, эта поэма - с некоторыми изменениями - стала гимном современного армянского государства. Налбандян боролся за введение нового армянского литературного языка (ашхарабар) взамен древнеармянского (грабар), за что подвергся нападкам со стороны клерикалов и реакционеров. Похоронен Налбандян в Монастыре Святого креста в Новом Нахичеване. ПамятьПочтовая марка Армении, 2005 год - В 2005 году была выпущена почтовая марка Армении, посвященная Налбандяну.
- Имя Налбандяна носит улица в Пролетарском районе (бывший Нахичевань-на-Дону) города Ростова-на-Дону
- Имя носил Ленинаканский педагогический институт
Литература- Хачатурян А.Б. М.Л. Налбандян- М.: Мысль, 1983.- 144 с
- Карэн А. Симонян. Микаэл Налбандян. М., 1984.
- Гаспарян Н.М. К философским взглядам М. Налбандяна // Научные труды Ереванского государственного университета. 1959.№ 62.
- Карапетян А. Критика М. Налбандяном гегелевской философии // Советская литература, 1956.№ 9.
- Саркисян Х. Микаел Налбандян -критик некоторых реакционных сторон гегелевской философии // Известия АН АРМ. ССР. Общественные науки.1949.№ 9.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|