В РоссииСергей Гранкин родился в 1968 в Ленинграде. С первого класса учился в 481-й школе Кировского района Ленинграда. Интересовался историей и посещал исторический кружок в Эрмитаже.
После школы Сергей начал работать в Эрмитаже. Он занимался монтажом выставок: сначала в качестве грузчика, а затем в качестве монтажника-высотника.
В этот период Гранкин предпринял несколько неудачных попыток поступить на исторический факультет Ленинградского университета. Позднее он поступил в Тартуский университет на факультет славянской филологии, где тогда преподавал знаменитый профессор Юрий Лотман. Гранкин закончил только несколько курсов университета, но знания и уроки нравственности, полученные от Лотмана и некоторых других преподавателей, не пропали даром.
С 1986 по 1988 год служил в специальных частях внутренних войск МВД СССР. В армии он начал фотографировать. В этот период у Сергея сложились хорошие отношения с офицерами дивизии, что помогло ему после окончания службы побывать в качестве фотожурналиста в районе Ферганских событий и Карабахского конфликта. Свой первый фильм в качестве журналиста, освещающего большую военную операцию, он снял на 35-миллиметровую киноплёнку в Карабахе.
По окончанию армейской службы вернулся в Ленинград, где до выезда в Израиль работал в музей-квартире Пушкина. Эта работа не мешала другим занятиям Гранкина. Так, например, он служил фотокорреспондентом газеты «Тартуский рабочий».
Первые годы после репатриации в ИзраильВ 1990 году Гранкин репатриировался в Израиль. Здесь он продолжал заниматься фотографией, а затем также снимал на камеру. Несмотря на то, что работал со многими мировыми информационными агентствами, гонораров не хватало на жизнь, и еще долго Сергей подрабатывал строителем и сторожем.
Можно предположить, что армейский опыт, навыки фотоискусства и русская филология в сочетании с геополитическим положением Израиля помогли Гранкину стать военным журналистом. Но чтобы снимать под пулями, нужны ещё смелость, тяга к опасности и развитый инстинкт самосохранения. Так или иначе, с первых своих дней в Израиле Сергей решил стать военным журналистом. Уже в 1991 году он снимал материалы о палестинской интифаде, которые впоследствии стали частью его дипломной работы, выставки в Берлине в 1998 году и выставки под названием «Война с перерывом на обед» в Санкт-Петербурге в 2002 году. С телевидением журналист начал работать в 1996 году, когда готовил репортажи для российской телепрограммы «Взгляд».
В 1991-2001 годы независимый военный журналист Сергей Гранкин освещал события во многих «горячих точках». Он побывал с камерой в Абхазии, Приднестровье, в разные периоды освещал войну в Югославии, в том числе в Сараево и в Косово. У журналиста было немало «горячей работы» и в Израиле: всё еще продолжалась Ливанская война, резко усилился террор против жителей страны.
С 1996 года Гранкин учился на факультете фотографии в академическом колледже «Хадасса» (иврит)русск. в Иерусалиме, который он закончил в 1999 году.
Работа на канале RTViВ 2002 году Гранкин начал работать в израильском отделении русскоязычного телеканала RTVi, где продолжал работать до 2013 года. Короткое время он также работал на 9-м канале, однако новостные материалы этого телеканала главным образом производились 2-м израильским телеканалом и затем редактировались русскоязычным 9-м каналом. Такая «вторичность» в подготовке материала была Сергею не по душе и он предпочёл работу на RTVi. Ещё одним достоинством работы на RTVi, согласно Гранкину, является полное отсутствие цензуры на телеканале, которое поощрялось его владельцами. И, наконец, RTVi делает своим военкорам страховки, позволяющие им посещать Палестинскую автономию, в то время как работники многих других каналов не могут находиться на этой территории. Согласно некоторым источникам, страховой полис фронтового корреспондента RTVi - миллион долларов.
В 2003 году в качестве корреспондента RTVi Гранкин дважды по несколько недель находился в Ираке. В этой войне впервые в истории репортёры были внедрены (en:embedded journalism) в американо-британские военные части. Гранкин утверждает, что жёсткие ограничения этой системы напоминали ему Косово, однако с иракский стороны контроль над журналистами был ещё более жёстким. В Северном Ираке, где действовала турецкая цензура, работать было проще.
Из «горячих событий» местного характера Гранкин снимал выход из Газы в 2005 году (размежевание). Он тогда пробыл полтора месяца с батальоном эвакуаторов, участвовавших в этой «военной» операции и снял документальный фильм о сносе еврейских поселений в Гуш-Катифе и северной Самарии. Большой профессиональной удачей журналист считает эксклюзивный репортаж, который он и оператор Семён Кацыв передали в студию 12 июня 2006 года. Речь идёт о репортаже с места нападения боевиков «Хизбаллы» на израильский пограничный патруль. Эта атака была началом Второй ливанской войны. Впоследствии Гранкин был одним из пяти журналистов, которым удалось во время этой войны войти в Ливан со стороны Израиля. Он вошёл туда в предпоследний день войны с взводом разведки и сам, без оператора, подготовил материал об этой операции.
Как журналист Гранкин не раз говорил: «Репортер - это микрофон с ножками: мы стараемся объективно показать то, что видим, и дать возможность людям высказаться». То есть, в репортажах он не позволяет себе смешивать факты со своим мнением. Однако своё мнение у него, безусловно, есть. Так, например, он высказал свои критические замечания о готовности Израиля ко Второй ливанской войне в интервью, данном журналистке Изабелле Слуцкой.
В ходе своей карьеры военный корреспондент получил шесть ранений. Он был ранен резиновой пулей, осколком шоковой гранаты, в Рамалле его чуть не линчевали, но с камерой он не собирается расставаться.
Гранкин относится к той небольшой части команды, которая продолжает работать на RTVi после сокращений и увольнений в израильском отделении канала. Еженедельно он готовит пять репортажей, один из них для программы «Израиль за неделю». Не все его репортажи связаны с войной, вооружёнными конфликтами или террором, не всякая его работа сопряжена с высоким риском для жизни и здоровья. Сергей говорит, что «экшн» случается реже, чем хотелось бы и иногда его приходится долго искать. Но когда ему приходится жить под ракетами, в окопах, в грязи, он начинает мечтать о спокойной жизни.
В феврале 2013 года возле тюрьмы «Офер» невдалеке от Гиват-Зеева Гранкин был ранен в голову газовой гранатой во время репортажа о беспорядках, связанных с голодовкой палестинских заключенных террористов. Для получения первой помощи он был доставлен в больницу в Рамалле, а затем отправлен в больницу «Бейлинсон».
7 марта того же года было опубликовано сообщение о том, что Гранкин уволен с телеканала RTVI после того, как проработал там более 11 лет. По всей видимости, это сообщение связано с запланированными на 30 марта изменениями в трансляциях RTVi на Израиль, которые отказался комментировать гендиректор отделения RTVi в Израиле Марк Мейерсон.
В последнем выпуске передачи «Израиль за неделю» Сергей попрощался с телезрителями RTV, попрощался с коллегами по работе (а коллеги попрощались друг с другом) и с 1 апреля 2013 года перешёл на пособие по безработице.
Формат новостных передач накладывает определённые ограничения на творчество журналиста. Чтобы получить большую творческую свободу Гранкин начинает снимать документальные фильмы. Вначале журналист думал, что киносъёмка помогает ему отдохнуть от войны и от трагических событий . Но позже он осознал, что речь идёт о другой форме творческого самовыражения. По его словам, снимая документальные фильмы, он переходит из мира «информационного вещания» в мир кино, то есть в «прекрасный мир, где можно жить, работать и творить».
Первым документальным фильмом Гранкина, по всей видимости, был фильм «Горная прогулка в компании настоящих мужчин», увидевший свет в 1992 году. До этого он снял в Карабахе материалы для фильма «Чёрный сад», но фильм был завершён только в 1997 году и представлен на фестивале неигрового кино в Санкт-Петербурге. В 2000-е годы Гранкин подготовил несколько коротких фильмов, которые позднее были выпущены вместе с фильмом «Перелом», отражающим реалии размежевания.
Известность документалиста пришла к Гранкину после выхода фильма «Новые самаритянки» в 2006 году. В течение тысячелетий самаритяне заключали браки только внутри своей общины, однако в последние годы этот запрет был отменён и случились браки самаритян с женщинами из других общин. Съемочная группа RTVi наблюдала за жизнью «новых самаритянок» в Израиле, России, Украине и создала документальный фильм об их жизни. Фильм был представлен на многих фестивалях, получил международное признание и призы следующих международных кинофестивалей: «Еврейский взгляд» (Jewish Eye) в Израиле, Бердянский кинофестиваль в Киеве, «Сталкер» в Москве, «Саратовские страдания» в Саратове и «Листопад» в Минске.
Следующим фильмом режиссёра Гранкина стал «ДДТ. Дорога к чуду», снятый им через год. Это фильм о российском авторе и исполнителе песен Юрии Шевчуке и основанной им группе ДДТ. Фильм снят во время гастрольного тура ДДТ, когда Гранкин, Шевчук и участники группы путешествовали по Израилю и Юрий беседовал с Сергеем на самые разные темы. В фильме сочетаются музыка и песни Шевчука с архивными кадрами, снятыми в израильских войнах. Фильм получил престижный приз зрительских симпатий на 4-м международном телекинофестивале «Саратовские страдания».
Над фильмом «Потерянный храм» Сергей Гранкин работал более двух лет. Журналистка Инна Шейхатович определяет жанр фильма как «документальный детектив». Герои фильма заняты поисками разрушенного две тысячи лет назад еврейского Храма. Этот фильм удостоен диплома XIX Международного кинофорума «Золотой витязь» в Москве в конкурсе полнометражных документальных фильмов.