|
|
Фортунатов Филипп Фёдорович.
›
Фортунатов Филипп Фёдорович | | Дата рождения: | 14 января 1848 |
---|
Место рождения: | Вологда, Российская империя |
---|
Дата смерти: | 3 октября 1914 (66 лет) |
---|
Место смерти: | Петрозаводск, Олонецкая губерния, Российская империя |
---|
Страна: | Российская империя |
---|
Место работы: | Московский университет |
---|
Учёное звание: | профессор |
---|
Альма-матер: | Московский университет |
---|
Научный руководитель: | Ф. И. Буслаев Г. Курциус М. Бреаль А. Лескин |
---|
Известные ученики: | М. М. Покровский Г. К. Ульянов А. А. Шахматов |
---|
Известен как: | основатель московской «формальной» (или «фортунатовской») лингвистической школы, один из наиболее значительных лингвистов дореволюционной России |
---|
Фили́пп Фёдорович Фортуна́тов (рус. дореф. - Филиппъ Ѳедоровичъ Фортунатовъ, 1 января 1848, Вологда - 20 сентября 1914, деревня Косалма, под Петрозаводском) - российский лингвист, профессор, член Российской академии наук (1902), основатель московской лингвистической школы («формальной», «фортунатовской»), один из наиболее значительных лингвистов дореволюционной России. Трудился над историей индоарийских, балтийских и славянских языков, работал с индоевропеистикой, теорией грамматики; занимался обширной педагогической деятельностью. Содержание- Биография
- Вклад в науку
- Индоевропейские исследования
- Теория грамматики
- Научные труды
- Примечания
- Литература
- Ссылки
БиографияПамятная доска в Петрозаводске Памятник на могиле Ф. Ф. Фортунатова в деревне Косалма Родился в семье директора Вологодской, затем Олонецкой губернской гимназии в Петрозаводске Ф. Н. Фортунатова. Гимназический курс проходил в Олонецкой губернской гимназии, но из-за переезда отца в Москву, окончил 2-ю Московскую гимназию. Затем обучался на историко-филологическом факультете Московского университета (1864-1868), где под влиянием Ф. И. Буслаева рано проявил интерес к сравнительному языкознанию. После сдачи магистерских экзаменов Фортунатов занимался диалектологической работой в Литве (1871), стажировался в Германии (у Курциуса и Лескина) и Франции (у Бреаля) (1871-1873). В 1874-1876 годах преподавал греческий язык в гимназии Креймана. Магистерская диссертация (1875) посвящена анализу ведийского языка. С 1876 по 1902 годы - приват-доцент, доцент, профессор, заведующий кафедрой сравнительного языковедения Московского университета, читал курсы индоевропеистики и общего языкознания. В 1884 году присуждена степень доктора сравнительного языковедения без защиты диссертации. С 1902, в связи с избранием академиком, работал в Санкт-Петербурге в Отделении русского языка и словесности Российской академии наук, занимаясь исследовательской и издательской деятельностью. - Почётный доктор (1884),
- член - корреспондент (1898) Российской академии наук,
- действительный член (1902) Российской академии наук,
- действительный член Финно-угорского общества, Гельсингфорс (1911),
- почётный доктор Норвежского университета, Христиания (1911)
Умер и похоронен в деревне Косалма под Петрозаводском, где регулярно с 1895 года проводил летние месяцы. Вклад в наукуВ наследии Фортунатова выделяются две части: индоевропейские исследования и исследования по общей теории грамматики; в обе эти области он внёс существенный для своего времени вклад. Индоевропейские исследованияКак индоевропеист Фортунатов был последователем приверженцев методологии и концепции младограмматиков, у виднейших представителей которых он учился в Германии; он может считаться первым крупным российским младограмматиком. Наиболее известны исследования Фортунатова в области индоарийской и балтославянской исторической фонетики, и в особенности балтославянской исторической акцентологии, которую он начал изучать один из первых. Его именем названы два звуковых закона: «закон Фортунатова», описывающий условия возникновения древнеиндийских ретрофлексных звуков, и известный «закон Фортунатова-де Соссюра» (независимо сформулированный также Ф. де Соссюром), относящийся к балтославянской исторической акцентологии и описывающий эволюцию одного из типов ударения в балтийских и славянских языках. Теория грамматикиВ ряде работ (но в основном в лекциях «московского» периода его деятельности) Фортунатовым были высказаны оригинальные теоретические взгляды по общей морфологии. Они касаются прежде всего таких понятий, как грамматическая форма, словоизменение, словообразование и формообразование, а также классификации частей речи. Фортунатов обратил внимание на различие грамматических и неграмматических значений и на особый характер выражения этих значений в языках флективного типа; к Фортунатову восходит также популярное в отечественной грамматической традиции противопоставление «словоизменения» и «формообразования», а также «синтаксических» и «несинтаксических» грамматических категорий (использовавшееся позднее в той или иной степени в исследованиях П. С. Кузнецова, Р. И. Аванесова, А. И. Смирницкого и др.). Он особенно подчёркивал роль морфологических (или «формальных» - откуда называние его школы) коррелятов языковых значений и, в частности, предложил нетрадиционную классификацию частей речи, основанную практически только на морфологических критериях. При анализе взглядов Фортунатова следует учесть, что они не были сформулированы им в целостном виде и во многом реконструируются на основе анализа отдельных примеров и текстов лекций; не все работы Фортунатова опубликованы даже в настоящее время. С другой стороны, идеи Фортунатова, высказанные им на протяжении 25 лет преподавания, оказали значительное влияние на последующее поколение российский лингвистов и во многом подготовили почву для появления российского структурализма в лице Н. С. Трубецкого и Р. О. Якобсона (последний, в частности, особенно ценил Фортунатова и много сделал для его памяти). Непосредственными учениками Фортунатова являются А. А. Шахматов, В. К. Поржезинский, Д. Н. Ушаков, Н. Н. Дурново и др. И как историк языка, и как теоретик Фортунатов всю жизнь оставался приверженцем «строгих» методов; его своеобразный научный стиль, сочетавший глубину и точность с сухостью и некоторой тяжеловесностью изложения, также оказал большое влияние на последующие поколения лингвистов, в особенности тех, кто желал дистанцироваться от филологической традиции «виноградовской школы». Научные труды- Фортунатов Ф. Ф. О происхождении глаголицы. СПб., 1903.
- Фортунатов Ф. Ф. Избранные труды, т. I-II. М., 1956.
Примечания- ↑ Выбор был обусловлен тем, что во 2-й гимназии преподавался греческий язык.
Литература- Алпатов В. М. История лингвистических учений. М., 2001.
- Алпатов В. М. Москва лингвистическая / Научный совет Российской Академии наук по изучению и охране культурного и природного наследия. - М.: Изд-во Института иностранных языков, 2001. - С. 5-9. - 104 с. - (Природное и культурное наследие Москвы). - 500 экз. - ISBN 5-88966-028-4.
- Журавлёв В. К. Московская фортунатовская школа // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
- Шахматов А. А. Фортунатов Ф. Ф. // Известия Императорской АН. М., 1914. 6 сер., № 14.
- Щерба Л. В. Ф. Ф. Фортунатов в истории науки о языке // Вопросы языкознания. 1963. № 5.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|